Рабочая программа учебной дисциплины "Устройство и функционирования информационных систем"
рабочая программа по теме
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401 Информационные системы (по отраслям) базовая подготовка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochayaop_05_230401_zachteno.doc | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования иркутской области
областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«черемховский горнотехнический колледж им. м.и. щадова
УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа
___________ Б.В. пашков
«____» ________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Устройство и функционирование
информационной системы
2013г.
РАССМОТРЕНА Цикловой комиссией «Информатики и ВТ» Председатель ____________ Папанова О.В. «____» _______ 20 ___ год | ОДОБРЕНА Методическим советом коледжа Протокол № ____ от «____» ________ 20 ____ года Председатель МС __________ Т.М. Цыпан |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401 Информационные системы (по отраслям) базовая подготовка в соответствии
Рабочая программа предназначена для специальностей среднего профессионального образования технического профиля:
230401 Информационные системы (по отраслям)
Разработчик: Оксана Викторовна Папанова – преподаватель Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Черемховский горнотехнический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 8 |
| 9 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании работников в области разработки информационных систем.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выделять этапы жизненного цикла информационной системы,
- использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития процессов организации,
- использовать и рассчитывать показатели и критерии оценивания информационной системы, осуществлять необходимые измерения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- цели автоматизации производства,
- типы организационных структур,
- реинжиниринг бизнес-процессов,
- требования к проектируемой системе, классификацию информационных систем, структуру информационной системы, понятие жизненного цикла информационной системы,
- модели жизненного цикла информационной системы, методы проектирования информационной системы,
- технологии проектирования информационной системы, оценку и управление качеством информационной системы,
- организацию труда при разработке информационной системы,
- оценку необходимых ресурсов для реализации проекта.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочейпрограммы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 173 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 115 часа;
самостоятельной работы обучающегося 58 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 173 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 115 |
в том числе: | |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 |
в том числе: | |
Подготовка сообщений Написание рефератов Составление схем | 58 |
Итоговая аттестация в форме экзамена. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Устройство и функционирование информационной системы
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1. Основные понятия и определения АИС | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1-2 | Основные понятия системного анализа. Определение АИС. Логическая модель и структура АИС. Характеристика и классификация АИС. | |||
Практические занятия 3. Построение модели предприятия «как есть» (модель AS-IS). 4. Создание контекстной диаграммы. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений и рефератов по темам:
6. Эффективность и перспективы развития ИС. | 7 | |||
Тема 2. Жизненный цикл АИС | Содержание учебного материала | 10 | ||
5 | Понятие жизненного цикла АИС. Международный стандарт ISO/IEC 12207. | 1 | ||
6 | Процессы жизненного цикла АИС: основные, вспомогательные, организационные. Структура жизненного цикла АИС. | |||
7-8 | Стадии жизненного цикла АИС: моделирование, управление требованиями, анализ и проектирование, кодирование, тестирование, установка и сопровождение. | |||
9 | Модели жизненного цикла АИС: каскадная и спиральная. | |||
Практические занятия 10-11. Выделение жизненного цикла ИС (на примере конкретной ИС). | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Ознакомление с нормативными документами | 6 | |||
Тема 3. Основные принципы моделирования АИС | Содержание учебного материала | 7 | ||
12-13 | Модель информационной системы, виды моделей. Принципы реализации АИС в определенной модели. | 2 | ||
14-15 | Содержание и методы канонического проектирования ИС. | |||
Практические занятия 16-17. Создание диаграммы узлов. | 4 |
| ||
Контрольные работы 18. Контрольная работа по темам 1-3 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений и рефератов по темам:
Промышленные технологии, их особенности и правила проектирования. | 6 | |||
Тема 4. Порядок проектирования АИС | Содержание учебного материала | 8 | ||
19-20 | Классическое проектирование АИС, каскадная схема проектирования АИС, стадии и этапы проектирования АИС в соответствии с ГОСТ 34.601-90. Достоинства и недостатки каскадной схемы проектирования. | 2 | ||
21-22 | Непрерывная схема проектирования: преимущества и проблемы. | |||
Практические занятия 23-25. Создание FEO диаграммы. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с дополнительной и справочной литературой | 6 | |||
Тема 5. Технология проектирования АИС | Содержание учебного материала | 10 | ||
26 | Методология и технология проектирования. Методы проектирования АИС. | 2 | ||
27 | Структурный и объектно-ориентированный подходы к проектированию АИС. | |||
28-29 | Инструментальные средства проектирования. САSЕ-средства, их функциональные возможности и характеристика. | |||
30 | Методы и средства, используемые в жизненном цикле АИС. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с дополнительной и справочной литературой | 6 | |||
Тема 6. Промышленные технологии проектирования программного обеспечения АИС | Содержание учебного материала: | 10 | ||
31-33 | Промышленные технологии Datarun и RUP. Особенности технологий, ориентированных на каскадную и спиральную модель жизненного цикла АИС. | 1 | ||
34-35 | Правила проектирования АИС согласно каждой из технологий. Правила разработки основных бизнес-процессов, бизнес-правил и моделирования данных. | 2 | ||
Практические занятия 36-38. Создание диаграммы IDEF3. | 6 | |||
Контрольные работы 39. Контрольная работа по темам 4-6 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекций и составление плана и тезисов ответа | 7 | |||
Тема 7. Технические средства построения АИС | Содержание учебного материала: | 8 | ||
40-41 | Технические средства построения АИС. Общие требования. Архитектура системы команд. | 2 | ||
42-43. | Оценка производительности технических средств построения. Выбор вычислительной модели. Выбор конфигурации сервера. | 2 | ||
Практические занятия 44-45. Создание модели ТО-ВЕ (реинжиниринг бизнес-процессов). | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с дополнительной и справочной литературой | 8 | |||
Тема 8. Организация труда при разработке АИС | Содержание учебного материала: | 10 | ||
46-48 | Организация труда при разработке АИС. Организационные формы управления проектированием. Процессы управления проектированием. Методы планирования и управления. Методология и технология сетевого планирования управления. | 2 | ||
49-50 | Оценка необходимых ресурсов для реализации проекта. Оценка и управление качеством АИС. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с дополнительной и справочной литературой | 6 | |||
Тема 9. Автоматизация управления разработкой проектов АИС | Содержание учебного материала: | 8 | ||
51-52 | Технология групповой разработки АИС. Понятие АСУ, АРМ. Основные элементы и функции АРМ. Автоматизация управления групповой разработкой проектов АИС. | 2 | ||
53-54 | Методы и модели оценки и измерения эффективности АИС | 2 | ||
Практические занятия 55-56. Создание диаграммы DFD. | 4 | |||
Контрольные работы 57.Контрольная работа по темам 7-9 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составление сообщения по теме Технология разработки АИС | 6 | |||
Всего: | 173 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета программирования и баз данных; лаборатории информационных систем
Оборудование учебного кабинета программирования и баз данных: сетевой компьютерный класс с выходом в Интернет, оснащенный методическими и справочными материалами, наглядными пособиями, нормативной документацией, программным обеспечением.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- проектор;
- принтер лазерный (принтер лазерный сетевой);
- источник бесперебойного питания;
- сканер, цифровой фотоаппарат, Web-камера;
- аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью;
- шкафы для хранения оборудования;
- демонстрационные печатные пособия и демонстрационные ресурсы в электронном представлении.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории информационных систем: сетевой компьютерный класс с выходом в Интернет, оснащенный методическими и справочными материалами, наглядными пособиями, нормативной документацией, программным обеспечением (CASE-средства анализа и проектирования информационных систем).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Емельянова, Н.З. Основы построения автоматизированных информационных систем: учебник / Н.З. Емельянова, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. – М.: Форум – Инфра-М, 2007.
- Рудаков, А.В. Технология разработки программных продуктов, 2-е издание: учебник для сред. проф. образования. – М.:Издательский центр «Академия», 2006.
Дополнительные источники:
- Никитин, А.В. Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем: учебное пособие/ А. В. Никитин, И. А. Рачковская, И. В. Савченко И. В. – М.: Инфра-М, 2009.
- Блюмин А.М., Печеная Л.Т., Феоктистов Н.А. Проектирование систем информационного, консультационного и инновационного обслуживания: учебное пособие/ А. М. Блюмин, Л. Т. Печеная, Н. А. Феоктистов.– М.: Дашков и Ко, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Интернет университет Информационных технологий. Форма доступа: http://www.intuit.ru/search.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДисциплиныКонтроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | |
выделять этапы жизненного цикла информационной системы, | Наблюдение, оценка выполнения задания на практическом занятии |
использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития процессов организации, | Наблюдение, оценка выполнения задания на практическом занятии |
использовать и рассчитывать показатели и критерии оценивания информационной системы, осуществлять необходимые измерения. | Наблюдение, оценка выполнения задания на практическом занятии |
знать: | |
цели автоматизации производства; | Наблюдение, оценка выполнения задания |
типы организационных структур; | Наблюдение, оценка выполнения задания |
реинжиниринг бизнес-процессов; | Наблюдение, оценка выполнения задания |
требования к проектируемой системе, классификацию информационных систем, структуру информационной системы, понятие жизненного цикла информационной системы; | Наблюдение, оценка выполнения задания |
модели жизненного цикла информационной системы, методы проектирования информационной системы; | Наблюдение, оценка выполнения задания |
технологии проектирования информационной системы, оценку и управление качеством информационной системы; | Наблюдение, оценка выполнения задания |
организацию труда при разработке информационной системы, оценку необходимых ресурсов для реализации проекта. | Наблюдение, оценка выполнения задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40401 Социальная работа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫЕН.01 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» «математический и общий естественнонаучный цикл» основной профе...
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»для обучающихся 2 курса по специальности среднего профессионального образован...
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной подготовки студентов в учреждениях СПО в соот...
Рабочая программа профессионального модуля "Применение автоматизированных информационных систем в экономике" для специальности 230701 Прикладная информатика
В программе представлена расчасовка, содержание тем, виды работ по производственной практике....
Рабочая программа дисциплины "Разработка и эксплуатация информационных систем"
Рабочая программа дисциплины "Разработка и эксплуатация информационных систем"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности программы подготовки специалистов (ППССЗ) базовой подготовки по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа разработана на основе ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и наукиРЫ от 12 мая 2014г. №508....