Рабочая программа дисциплины "Разработка и эксплуатация информационных систем"
рабочая программа на тему

Березина Зинаида Викторовна

Рабочая программа дисциплины "Разработка и эксплуатация информационных систем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_moya_razrabotka_is.doc306.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"СОРМОВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

ИМЕНИ.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.А.СЕМЕНОВА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

воп.11 РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

по специальности 230701«Прикладная информатика (по отраслям)

2013 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)  230701«Прикладная информатика (по отраслям)».

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова»

Разработчики:

З. В. Березина, преподаватель высшей квалификационной категории

Рекомендована  методическим советом ГБОУ СПО СМТ.

Заключение методического совета №____________  от «____»__________2013__ г.

                                


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Разработка и эксплуатация информационных систем

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 230701«Прикладная информатика (по отраслям)».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Разработка и эксплуатация информационных систем» входит в вариативную часть профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • создавать модели информационных систем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

  • модели проектирования информационных систем,
  • инструментальные средства проектирования информационных систем.

В процессе освоения дисциплины обучающиеся осваивают общие  компетенции:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий         в профессиональной деятельности.
  • ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося___216____часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __144____ часа;

самостоятельной работы обучающегося ___72___ часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

216

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

144

в том числе:

     практические  работы

44

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

72

в том числе:

Презентации

Сообщения

15

57

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы методологии проектирования ИС. Жизненный цикл программного обеспечения

22

2

Тема 1.1.

Понятие жизненного цикла (ЖЦ)  ПО. Процессы жизненного цикла

Содержание учебного материала

2

1

Жизненный цикл, международный стандарт ISO/IEC 12207, три группы процессов ЖЦ.

Тема 1.2.

Основные процессы ЖЦ ПО.

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные процессы ЖЦ ПО (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение).

Самостоятельная работа: Подготовить выступление «Процессы жизненного цикла ПО. Взаимосвязь между процессами».

Тема 1.3.

Вспомогательные процессы ЖЦ ПО.

Содержание учебного материала

2

2

1

Вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, решение проблем).

Тема 1.4.

Организационные процессы ЖЦ ПО.

Содержание учебного материала

2

2

1

Организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение).

Тема 1.5.

Взаимосвяэь между процессами ЖЦ ПО.

Содержание учебного материала

2

2

1

Базовый набор взаимосвязей между процессами ЖЦ: договорной аспект; аспект управления;

аспект эксплуатации; инженерный аспект; аспект поддержки.

Тема 1.6.

Взаимосвяэь между процессами ЖЦ ПО

Практическое занятие.

2

3

Тема 1.7.

Модели и стадии  жизненного цикла ПО.

Содержание учебного материала

2

2

1

Стадии ЖЦ ПО: Формирование требований к ПО, Проектирование, Реализация, Тестирование, Ввод в действие, Эксплуатация и сопровождение, Снятие с эксплуатации.

Модели ЖЦ ПО: каскадная, спиральная.

Тема 1.8.

Модели и стадии  жизненного цикла ПО.

Практическое занятие.

2

3

Самостоятельная работа: Разработать презентацию «Жизненный цикл ПО.

Тема 1.9.

Подход RAD.

Содержание учебного материала

2

2

1

Три составляющие модели  RAD, четыре стадии модели RAD.

Тема 1.10.

Подход RAD.

Практическое занятие.

2

3

Тема 1.11.

Понятия метода и технологии проектирования ПО..

Содержание учебного материала

2

2

1

Составляющие метода проектирования ПО: концепции и теоретические основы, нотации, процедуры. Требования к технологии проектирования ПО.

Раздел 2. Структурный подход к проектированию программного обеспечения

24

Тема 2.1.

Сущность структурного подхода

Содержание учебного материала

4

2

1

Декомпозиция. Базовые принципы: принцип "разделяй и властвуй", принцип иерархического упорядочивания.

Принцип абстрагирования,  принцип формализации, принцип непротиворечивости, принцип структурирования данных

Тема 2.2.

 Проблема сложности больших систем.

Содержание учебного материала

2

2

1

Трудности управления процессом разработки, трудности управления процессом разработки, Проблема описания поведения больших дискретных систем.

Тема 2.3.

Структурный подход к разработке ПО.

Содержание учебного материала

2

2

1

Модели структурного подхода: DFD, SADT, ERD

Тема 2.4.

Структурный подход к разработке ПО.

Практическое занятие.

2

3

Тема 2.5.

Метод функционального моделирования SADT.  Общие сведения

Содержание учебного материала

2

2

1

Методология IDEF: IDEF0, IDEF1, IDEF2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «Метод функционального моделирования SADT».

4

3

Тема 2.6.

Метод функционального моделирования SADT.  

Практическое занятие.

2

3

Тема 2.7.

Состав функциональной модели.

Содержание учебного материала

2

2

1

Естественный, графический языки. Состав функциональной модели: Диаграммы, Управляющая информация, Результаты (выход), Механизм (человек или автоматизированная система).

Тема 2.8.

Построение иерархии диаграмм.

Содержание учебного материала

2

2

1

Иерархия диаграмм

Тема 2.9.

 Построение иерархии диаграмм.

Практическое занятие.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «Построение иерархии диаграмм».

4

3

Тема 2.10.

Типы связей между функциями.

Практическое занятие.

4

3

Раздел 3.

Моделирование потоков данных (процессов)

20

Тема 3.1.

Моделирование потока данных (процессов). Общие сведения.

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные компоненты диаграмм: внешние сущности; системы/подсистемы; процессы; накопители данных; потоки данных.

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «Моделирование потока данных».

4

3

Тема 3.2.

Моделирование потока данных(процессов).

Практическое занятие.

2

3

Тема 3.3.

Сравнительный анализ SADT-моделей и диаграмм потоков данных.

Практическое занятие

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Тема 3.4.

Функциональные модели, используемые на стадии проектирования.

Содержание учебного материала

4

2

1

Стадии проектирования: Техническое задание(ТЗ), Техническое предложение (ПТ), Эскизный проект (ЭП), Технический проект (ТП), сертификация.

Тема 3.5.

Моделирование данных. Основные понятия.

Содержание учебного материала

2

1

Тема 3.6.

Метод Баркера.

Содержание учебного материала

2

1

CASE-средство Oracle Designer; родительская сущность; сущность-потомка; уникальный идентификатор, шаги моделирования: извлечение информации из интервью и выделение сущностей; идентификация связей;  идентификация атрибутов.

Тема 3.7.

Метод Баркера.

Практическое занятие.

2

Тема 3.8.

 Метод IDEF

Содержание учебного материала

2

1

IDEF0; IDEF1; IDEF1Х; IDEF2; IDEF3…

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «Метод IDEF».

4

3

Тема 3.9.

Метод IDEF.

Практическое занятие.

2

Раздел 4. CASE-средства. Общая характеристика и классификация.

12

Тема 4.1.

CASE-технологии

Содержание учебного материала

4

2

1

CASE-средства понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения информационных систем, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного программного обеспечения (приложений) и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы.

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «CASE-технологии»

4

3

Тема 4.2.

Цели и возможности применения CASE-средств.

Содержание учебного материала

2

2

1

Цели и возможности применения CASE-средств: Средства анализа(BPWin) , Средства анализа и проектирования, Средства проектирования баз данных (ERWin), .Средства разработки приложений (Delphi), Средства реинжиниринга (Rational Rose). Сфера применения CASE-средств и использование CAG.

Тема 4.3.

Характеристики CASE-средств 

Содержание учебного материала

2

2

1.

Средства анализа(BPWin) , Средства анализа и проектирования, Средства проектирования баз данных (ERWin), .Средства разработки приложений (Delphi), Средства реинжиниринга (Rational Rose).

Тема 4.4.

Примеры комплексов CASE-средств. Вспомогательные средства поддержки жизненного цикла ПО.

Содержание учебного материала

2

2

1

Примеры комплексов CASE-средств.

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «Примеры комплексов CASE-средств».

5

3

Тема 4.5.

Примеры комплексов CASE-средств.

Практическое занятие  

2

3

Раздел 5. Проектирование информационных систем.

30

Тема 5.1.

Каноническое проектирование информационных систем.

Содержание учебного материала

4

2

1

Стадии проектирования: Формирование требований к ИС, Разработка концепции ИС, Техническое задание, Эскизный проект, Технический проект, Рабочая документация, Ввод в действие, Сопровождение ИС.

Тема 5.2.

Стадии канонического проектирования ИС и их характеристика.

Содержание учебного материала

2

2

1

Стадии проектирования: Формирование требований к ИС, Разработка концепции ИС, Техническое задание, Эскизный проект, Технический проект, Рабочая документация, Ввод в действие, Сопровождение ИС.

Тема 5.3.

Техническое задание (ТЗ) на разработку информационной системы. Состав и содержание технического задания (ГОСТ 34.603-89).

Содержание учебного материала

2

2

1

1. Общие положения: полное наименование системы и ее условное обозначение;шифр темы или шифр (номер) договора;  наименование предприятий (объединений) разработчика и заказчика (пользователя) системы и их реквизиты; перечень документов, на основании которых создается система, кем и когда утверждены эти документы;  плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы;  сведения об источниках и порядке финансирования работ;

 порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы (ее частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных, информационных) и программно-технических (программно-методических) комплексов системы;

2. Назначение и цели создания системы;

3. Характеристика объектов автоматизации

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему « Техническое задание (ТЗ) на разработку информационной системы»

5

3

Тема 5.4.

Техническое задание (ТЗ) на разработку информационной системы.

Методология разработки программных приложений

Практическое занятие

4

3

Тема 5.5.

Типовое проектирование информационной системы (ИС). 

Содержание учебного материала

4

2

1

Оновное требование: возможность декомпозиции проектируемой АИС на множество составляющих компонентов (подсистем, программных модулей и т.д.), повое проектное решение (ТПР).

Тема 5.6.

Параметрически ориентированное проектирование.

Содержание учебного материала

2

2

1

Этапы проектирования: определение критериев оценки пригодности пакетов при-

кладных программ (ППП) для решения поставленных задач, анализ и оценка

доступных ППП по сформулированным критериям, выбор и закупка наибо-

лее подходящего пакета, настройка параметров (доработка) закупленного

ППП

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «Параметрически-ориентированное проектирование» .

5

3

Тема 5.7.

Параметрически-ориентированное

проектирование.

Практическое занятие

2

3

Тема 5.8.

Модельно-ориентированное проектирование.

Содержание учебного материала

2

2

1

Модель проблемной области (предприятия).

Тема 5.9.

Модельно-ориентированное проектирование.

Содержание учебного материала

2

2

1

Модель проблемной области (предприятия).

Тема 5.10.

Проектирование фактографических БД.

Содержание учебного материала

4

2

1

Фактографическая база данных - база данных, содержащая информацию, относящуюся непосредственно к предметной области, Фактографические БД содержат короткие сведения об объектах, поданные в точно определенном формате (1-3), например, Автор, название, год издания …

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «

Проектирование фактографических БД.»

5

3

Тема 5.11.

Проектирование фактографических БД.

Практическое занятие

2

2

Раздел 6. . Типовые модели ИС.

22

Тема 6.1.

Типовые модели ИС

Содержание учебного материала

2

2

1

Типовые модели ИС.

Тема 6.2.

Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС..

Содержание учебного материала

2

2

1

Инжиниринговый подход, миссия компании, дерево стратегий, Бизнес-потенциал, функционал компании, Матрица проекций.

Тема 6.3.

Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС. Полная бизнес-модель компании.

Практическое занятие.

2

3

Тема 6.4.

Спецификация функциональных требований к информационной системе (ИС).

Содержание учебного материала

2

2

1

Процессные потоковые модели; референтная модель бизнес-процесса, Процессные потоковые модели. Процессный подход к организации деятельности организации. Связь концепции процессного подхода с концепцией матричной организации. Основные элементы процессного подхода: границы процесса, ключевые роли, дерево целей, дерево функций, дерево показателей. Выделение и классификация процессов. Основные процессы, процессы управления, процессы обеспечения. Референтные модели. Проведение предпроектного обследования организации. Анкетирование, интервьюирование, фотография рабочего времени персонала. Результаты предпроектного обследования

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «Спецификация функциональных требований к информационной системе (ИС)».

4

3

Тема 6.5.

Спецификация функциональных требований к информационной системе (ИС).

Практическое занятие.

2

3

Тема 6.6.

Информационное обеспечение ИС.

Содержание учебного материала

2

2

1

Тема 6.7.

Подход, используемый в CASE-средстве SILVERRUN.

Содержание учебного материала

2

2

1

Архитектура системы SILVERRUN, Контекст использования системы SILVERRUN, подход к представлению проектной информации, моделирование процессов, моделирование данных.

Тема 6.8.

Пример использования структурного подхода. Описание предметной области (организации).

Содержание учебного материала

2

2

1

Пример использования структурного подхода. Описание предметной области

Тема 6.9.

Пример использования структурного подхода. Описание предметной области (организации).

Практическое занятие.

2

3

Тема 6.10.

Построение моделей деятельности организации

Содержание учебного материала

2

2

1

Построение моделей деятельности организации

Самостоятельная работа обучающихся: Разработать презентацию на тему «Построение моделей деятельности организации».

10

3

Тема 6.11.

Построение моделей деятельности организации.

Практическое занятие.

2

3

Раздел 7. Объектно-ориентированный подход к проектированию программного обеспечения.

12

Тема 7.1.

Сущность объектно-ориентированного подхода

Содержание учебного материала

2

2

1

Объекты и отношения в программировании

Тема 7.2.

Унифицированный язык моделирования UML. Варианты использования

Практическое занятие.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «Унифицированный язык моделирования UML»  

4

3

Тема 7.3.

Диаграммы классов. Общие сведения.

Содержание учебного материала

2

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «Диаграммы классов»  

4

3

Тема 7.4.

Диаграммы классов. Ассоциации

Практическое занятие.

2

3

Тема 7.5.

Диаграммы классов. Атрибуты.

Содержание учебного материала

2

2

1

Тема 7.6.

Диаграммы классов. Операции.

Содержание учебного материала

1

Зачет

2

Всего:

144


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия компьютерных классов

«Информатики и информационных технологий»

Оборудование учебного кабинета:

- комплект методических рекомендаций для выполнения  практических занятий;

- наглядные пособия (плакаты, планшеты);

- поурочный раздаточный материал;

- материал контроля и оценки знаний;

- электронные презентации, плакаты;

- системное программное обеспечение;

- прикладное программное обеспечение.

Технические средства обучения:

- компьютеры;

- мультимедийная установка;

- экран;

- сканер.

Оборудование рабочих мест:

1.Системный блок (23шт),

2.ЖК-монитор (23шт),

3.Источник бесперебойного питания (12шт),

4. Клавиатура, мышь (23 шт),

 5. Сетевые фильтры (19 шт),

6. Мультимедийная  установка (2шт),

7. Экран (2 шт),

8. Принтер (3шт),

9. Сетевой кабель (23 шт),

8. Сетевой концентратор,

9.Сканер.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых Интернет-ресурсов

Интернет источники:

  1. http://5fan.ru/wievjob.php?id=20454
  2.  http://www.mesi.ru/upload/iblock/8a0/zg.02.pdf
  3. http://5fan.ru/wievjob.php?id=4903
  4. http://vernikov.ru/component/k2/item/340.html#lit

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь

- создавать модели информационных систем.

знать

- модели проектирования информационных систем;

- инструментальные средства проектирования информационных систем.

1. Текущий контроль в форме:

- оценка деятельности во время практических работ

- оценка деятельности во время самостоятельных  работ

- оценка отчета  практических работ

- защита рефератов

- тестирование

2. Рубежный контроль в форме:

- зачёта

3. Итоговая аттестация в форме экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Рабочая программа мпрофессионального модуля «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» разработана на основе Федерального государственного образовательного ...

Тест по дисциплине "Разработка и эксплуатация информационных систем"

Применяемые в учебной деятельности письменные тесты с успехом интегрирую в компьютерные тесты. Это позволяет мне более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро у...

Рабочая программа по дисциплине "Архитектура компьютерных систем"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.03 Программирование в ...

Рабочая программа по дисциплине "Архитектура компьютерных систем"

Рабочая программа по дисциплине "Архитектура компьютерных систем" входит 66часов лекционных занятий, 14 часов практических и 40 часов самостоятельной работы студентов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ»

программы подготовки специалистов среднего звена для специальности 13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередачи»...

Рабочая программа ПМ. 01Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа  профессионального модуля ПМ.01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления  по специальности 08.02.08  Монтаж и эксплуатация оборудования и си...

Рабочая программа ПМ 01. "Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог" для специальности 23.02.04

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) в соотвествии с ФГОС по специальности ...