Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной подготовки студентов в учреждениях СПО в соответствии с ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_it_v_pd_bukh.docx | 49.19 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
| 5 |
| 13 |
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной подготовки студентов в учреждениях СПО в соответствии с ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- возможности системы электронных таблиц для анализа хозяйственной деятельности и решения финансовых задач;
- назначение систем автоматизации бухгалтерского учета и порядок работы в них;
- основные технологии электронных коммуникаций;
уметь:
- пользоваться программным обеспечением для решения профессиональных задач.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 120 час, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
- обязательной аудиторной практической работы обучающегося 38 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
практические занятия | 38 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работ: работа над материалом учебников [1], [2] [3], конспектом лекций; выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы); подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам | 40 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии в экономической отрасли (36 ч.) | |||
Тема 1.1 Применение ИКТ в экономической отрасли. Классификация информационных технологий | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Применение ИКТ в экономической отрасли Классификация информационных технологий | |||
Самостоятельная работа учащихся | 2 | ||
Подготовка данных для презентации "Роль и место ИКТ в экономической отрасли" | |||
Тема 1.2. Роль и место информационных систем в экономической отрасли. | Содержание учебного материала | 2 | |
Роль и место информационных систем в экономической отрасли Использование информационных систем в экономической отрасли | |||
Тема 1.3. Аппаратно-техническое и программное обеспечение ИКТ. Автоматизированные рабочие места (АРМ). | Содержание учебного материала | 4 | |
Аппаратно-техническое и программное обеспечение ИКТ Автоматизированные рабочие места (АРМ) | |||
Самостоятельная работа учащихся | 2 | ||
Подготовка презентации на тему: Роль и место ИКТ в экономической отрасли. | |||
Тема 1.4. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в экономической отрасли и бухучёте | Содержание учебного материала | 4 | |
Основное ПО и прикладное программное обеспечение. Прикладное ПО в экономической отрасли и бухучёте. | |||
Тема 1.5. Обработка документации экономической отрасли. Делопроизводство. | Содержание учебного материала | 4 | |
Обработка документации экономической отрасли. Делопроизводство. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Практические работы | 10 | 2 | |
Обработка документации экономической отрасли. Делопроизводство. Финансово-экономический анализ в системе электронных таблиц MS Excel 2007. Использование статистических функции в бухучёте. Подбор параметра. Финансовые функции. Финансовые функции. Поиск решения. | |||
Самостоятельная работа Работа над материалом учебников [1], [2], конспектом лекций. Тематика самостоятельной работы: Анализ баланса путем построения сравнительного аналитического баланса. Анализ финансовой устойчивости предприятия в системе электронных таблиц. Оформление результатов аналитической работы с использование офисных технологий. | 6 | 3 | |
Раздел 2. Информационно-правовое обеспечение деятельности бухгалтера (16 ч.) | |||
Тема 2.1. Информационно - справочные системы в профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 2 | |
Справочно-правовые системы (СПС) в профессиональной деятельности экономиста, бухгалтера. История развития российских СПС. Возможности российских СПС. | |||
Практические работы Возможности и функции СПС "Консультант Плюс" Поисковый механизм СПС "Консультант Плюс" Работа в СПС "Консультант Плюс":Раздел "Законодательство". Обработка результатов поиска. Работа с содержимым документов. Работа в СПС"Консультант Плюс": Раздел "Финансовые и кадровые консультации". Обработка результатов поиска. Работа с содержимым документов. Работа в СПС "Консультант Плюс": Раздел "Формы документов". Обработка результатов поиска. Работа с содержимым документов. Решение ситуационных задач | 10 | ||
Тематика самостоятельной работы: СПС «Гарант». Общие и специальные поля карточки поиска. Технология поиска документа по известным реквизитам. Изучение найденного документа. Составление подборки документов по правовой проблеме. Анализ правовой проблемы. Сохранение результатов работы. Связи документов с информационным массивом. Открытие специально подготовленных форм в Excel и Word. | 4 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 3. Электронные коммуникации (16 ч.) | |||
Тема 3.1. Основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организация межсетевого взаимодействия | Содержание учебного материала Характеристика локальных компьютерных сетей, основные понятия и назначение. Сетевое техническое и программное обеспечения. Определение сервера и его типы. Функции серверов различных служб и способы подключения к ним. Характеристика топологий сети. Сетевые операционные системы. | 4 | |
Самостоятельная работа (выполнение домашних заданий): работа с конспектом лекции (обработка текста), подготовка ответов на контрольные вопросы | 2 | ||
Тема 3.2. Технология поиска информации в сети Интернет | Определение глобальной сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет, понятие и назначение. Структура и принципы работы сети Интернет. Поиск информации в Интернет. Работа с электронной почтой. | 4 | |
Практические работы Работа в глобальной сети Интернет. Электронная почта в профессиональной деятельности | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа учащихся Характеристика различных браузеров сети Интернет | 4 | ||
Раздел 4. Защита информации(20 ч.) | |||
Тема 4.1. Правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения | Содержание учебного материала Правовое обеспечение применения информационных технологий и защиты информации. Законодательство в сфере защиты информационной собственности и авторских прав. Лицензионное программное обеспечение, условно-бесплатное и бесплатное программное обеспечение. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа учащихся Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам | 2 | 3 | |
Тематика самостоятельной работы: Основные услуги Интернет. WWW-сервера. Поисковые системы Интернет. Телеконференции. IRC как услуга Интернет. Интернет-телефония. Организация приема и передачи информации в сети. Браузеры. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 4.2. Принципы защиты информации от несанкционированного доступа | Содержание учебного материала Понятие защиты информации и информационной безопасности. Принципы и способы защиты информации в информационных системах. Принципы защиты информации от несанкционированного доступа. | 4 | |
Практические работы Настройка и использование антивирусных программ | 2 | ||
Тема 4.3. Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности | Содержание учебного материала Информационная безопасность. Угроза информации. Защита информации. Системы защиты информации. Способы защиты информации. Антивирусная защита. Компьютерные вирусы. Признаки заражения компьютера вирусом. Типы вирусов. Антивирусные программы. | 4 | |
Практические работы Организация защиты бухгалтерской информации на персональном компьютере | 2 | ||
Самостоятельная работа (выполнение домашних заданий): работа с конспектом лекции (обработка текста) подготовка ответов на контрольные вопросы | 4 | ||
Раздел 5. Системы автоматизации бухгалтерского учета (32ч.) | |||
Тема 5.1. Обзор программного обеспечения финансово - экономического назначения | Содержание учебного материала | 6 | 1 |
Обзор средств автоматизации учреждений. Автоматизированные системы делопроизводства. Средства автоматизации документооборота. | |||
Общая характеристика систем автоматизации бухгалтерского учета, их возможности, ограничения. Классификация программного обеспечения финансово - экономического назначения «Бизнес-софт». Примеры существующих систем автоматизации. Программные продукты фирмы 1С. Эволюция программного обеспечения фирмы. | |||
Чтение (интерпретация) интерфейса специализированного программного обеспечения, поиск контекстной помощи, работа с документацией. Применение специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации. | |||
Самостоятельная работа Работа над материалом учебников [1], [2], конспектом лекций. | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 5.2. Автоматизация бухгалтерского учета, технология работы в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» | Практические работы Организация первоначальной работы в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Ввод сведений об организации в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Работа с планом счетов в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Формирование аналитического учета и заполнение справочников в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Заполнение справочников «Контрагенты» и «Номенклатура» в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Ввод начальных остатков по счетам в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» | 12 | 2 |
Отражение хозяйственных операций в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Оформление приказов о приеме на работу в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Расчет заработной платы и отчислений по ЕСН в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Кассовые и банковские операции в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Анализ и оформление хозяйственных операций и формирование отчетов в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» | 2 | ||
Самостоятельная работа Работа над материалом учебников [1], [2], конспектом лекций. Тематика самостоятельной работы: Классификация программного обеспечения финансово-экономического назначения «Бизнес-софт». Примеры существующих систем автоматизации. Программные продукты фирмы 1С. Эволюция программного обеспечения фирмы. Особенности учета отдельных видов хозяйственных операций в системе автоматизации. Создание многослайдовых презентаций. Применение анимации. Автоматизация презентации. Публичная демонстрация слайд-шоу. | 11 | 3 | |
Зачет | 1 | ||
ВСЕГО: | 120 |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности.
Оборудование кабинета информатики и информационных систем:
- посадочные места студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая немеловая доска;
- наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
- Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- принтер черно-белый лазерный;
- компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
- блок питания;
- источник бесперебойного питания;
- наушники с микрофоном;
- сканер;
- колонки.
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
- Программное обеспечение:
- Программы MsOffice;
- программы для тестирования параметров соединения с Интернетом AnalogX HyperTrace, VitalAgent, Modemgph;
- интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммутатор, NeoPlanet, Opera, Интернет-утилита NetSonic, ускоряющая загрузку Web-страниц;
- менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Regent, FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP, off-line браузеры WebDowloader и WebZip;
- программа русификации приложений ICQ, мультимедиа-проигрователи RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch Jukebox;
- калькуляторы Wise Calculator, NumLock Calculator (для произведения вычислений в различных системах счисления).
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основная литература
- Михеева Е.В. Информатика: учебник для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008
- Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010
- Информатика 10-11 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010. – 675 с.: ил.
- Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 511 с.: ил.
- Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 394 с.: ил.
3.2.2. Дополнительная
- Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.: ил.
- Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию. / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 174 с.: ил.
- Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 668 с.: ил.
- Косарева В. Экономическая информатика.- М., «Финансы и статистика», 2005 г.
- Простейшие методы шифрования текста/ Д.М. Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2007 – 32 с.
- Тексты демонстрационных тестов по информатике в форме и по материалам ЕГЭ 2004-2011 гг.
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 246 с.: ил.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович, 2010. – 212 с.: ил.
3.2.3. Интернет-ресурсы:
- http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
- edu - "Российское образование" Федеральный портал
- edu.ru - ресурсы портала для общего образования
- school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
- ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
- fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
- allbest - "Союз образовательных сайтов"
- fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
- ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
- obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
- mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
- rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
- edunews - "Все для поступающих"
- window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- Портал "ВСЕОБУЧ"
- newseducation.ru - "Большая перемена"
- vipschool.ru СУНЦ МГУ - Специализированный учебно-научный центр - школа имени А.Н. Колмогорова.
- rgsu.net - Российский Государственный Социальный Университет.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных проверочных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). |
Распознавать информационные процессы в различных системах. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации |
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). Групповая: заслушивание рефератов. |
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). |
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). |
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). |
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации |
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр. | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). Групповой: заслушивание рефератов. |
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.). | Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). Групповой: заслушивание рефератов. |
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | Индивидуальный: инструктаж по ТБ |
Знания: | |
Различные подходы к определению понятия «информация». | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем) |
Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единицы измерения информации. | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем). Групповой: заслушивание рефератов. |
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей). | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем). Групповой: заслушивание рефератов. |
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем) |
Использование алгоритма как способа автоматизации деятельности | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем) |
Назначение и функции операционных систем. | Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем). Групповой: заслушивание рефератов. |
Индивидуальный: зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка ЭОР с элементами компьютерного тестирования с использованием LCDS Author по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт
«Разработка ЭОР с элементами компьютерного тестирования с использованием LCDS Author по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 080114 Экономика и бухг...
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»для обучающихся 2 курса по специальности среднего профессионального образован...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для специальности 08014 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Правовое обеспе...
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН 02 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет"
Рабочая программа ПМ 04...
Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и...
2018-2019 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ЕН.03 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» по специальности СПО 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ЕН.03 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» по специальности СПО 29.02.04 «Конструирование, моделирован...
2019-2020 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ЕН.03 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» по специальности СПО 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ЕН.03 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» по специальности СПО 29.02.04 «Конструирование, модел...