Ларионова Ирина Валерьевна

образовательный сайт учителя русского языка и литературы МОУ " СОШ №13г.Пугачёва Саратовской области"

"Никогда не ставь никого ни выше себя, ни ниже себя, становись рядом и совместно создавай».
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский

Я часто задаю себе вопрос: в чём заключается учительская работа? Это вдохновенная импровизация, основанная на богатейшем педагогическом опыте, пронизанная верой в творческие силы своих учеников.Ежедневно и ежечасно, упорно и настойчиво, скрупулёзно и вдохновенно учить тому, в чём всю жизнь убеждена сама: « Отдавать свои силы и знания, всё, чем владеешь и что умеешь. Отдавать сполна, щедро, беззаветно!А начинать надо с самого – самого - всегда отдавай дань уважения человеку, ибо ты - Человек!»

О себе

  • Пунктуальность
  • Ответственность
  • Коммуникабельность
  • Упорство и терпение в достижении поставленной цели

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

1. М.Булгаков " Мастер и Маргарита"

2. А.Грин" Алые паруса"

3. Ф.М.Достоевский " Преступление и наказание"

4.Д.Сэлинджер" Над пропастью во ржи"

Мой взгляд на мир

 

В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь.

Другой - листвы зелёной вязь,

Весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое...

Омар Хайям

 

        Как в отрывном календаре, перед глазами проносятся школьные дни. Какой из них описать? На каком остановиться? Похожи друг на друга? Вряд ли. Четверг,  5 ноября. Обычный рабочий день, правда, не самый лёгкий  из - за обилия текущих дел. Столько завтра всего! Когда у учителя начинаются новые сутки? В 24 часа? Нет, гораздо раньше.  Сажусь за рабочий стол. Затем вопрос: « Итак, что у нас завтра?» Фестиваль педагогических технологий, размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте… Обычный школьный день завтра начнётся, несмотря на осенние каникулы, в 8.00. с работы в творческой группе по изучению кейс - технологий. Всё уже готово, нужно лишь ещё раз продумать проблемные ситуации и ролевые игры.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

  Я не просто учитель, я филолог. Двадцать два года  преподаю русский язык и литературу в школе. Думаю, что это были годы неустанных творческих поисков и оригинальных педагогических решений в преподавании родного языка, годы непрерывного совершенствования в педагогике и методике.

  Я часто задаю себе вопрос: в чём заключается моя работа? Это вдохновенная импровизация, основанная на богатейшем педагогическом опыте, пронизанная верой в творческие силы своих учеников. Ежедневно и ежечасно, упорно и настойчиво, скрупулёзно и вдохновенно учить тому, в чём всю жизнь убеждена сама: « Отдавать свои силы и знания, всё, чем владеешь и что умеешь. Отдавать сполна, щедро, беззаветно!

  А начинать надо с самого – самого - всегда отдавай дань уважения человеку, ибо ты - Человек!» И разве  не в этом духовном единстве, в творческом содружестве, в утверждении новых человеческих отношений ключ к изменениям в школе?! Да, я понимаю: многое ещё предстоит сделать, чтобы эти принципы восторжествовали. Гражданская и педагогическая неуспокоенность побуждают меня  к новым поискам, к борьбе за всё передовое и прогрессивное. В этот поиск, в эту борьбу стремлюсь вовлечь как можно больше единомышленников. Дорог каждый прожитой школой день, так как он быстротечен и неповторим, а его упущения и методические недоработки невосполнимы. «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя,- всё, что может сделать учитель, это указать дорожки»,- утверждал Р.Олдингтон. Плохой учитель укажет неверную дорожку. Плохой учитель- это судьба ребёнка, свернувшая вкось…. В далёком 1994году, когда  я только пришла из стен СГПИ им.К.Федина работать в школу, судьба подарила мне шанс попасть на урок литературы в г.Санкт - Петербург. К большому сожалению, я не помню фамилию учителя, но этот урок  запомнила на всю жизнь. Это был урок взлёта фантазии, педагогического мастерства! И тогда я решила: научусь этому сама и научу других.

   Призвание проверяется и утверждается только в работе. И учитель становится настоящим учителем,если продолжает учиться. И не нужно думать, что новые стандарты - это только новое…. Их основа - это богатейшее наследие отечественной педагогики, начиная с Ушинского. Это опыт лучших – учителей новаторов, которые уже давно прокладывали тропки творческих методов обучения.  Новые стандарты обязывают нас взять с собой в дорогу всё полезное и дорогое, на чём воспитывались поколения.  Тем смелее и успешнее будет сегодняшний методический поиск. Вот это и пытаюсь донести до своих коллег.   

           Ярким получился  проведённый  в школе Фестиваль открытых уроков. Есть, чему поучиться начинающим учителям, да и не только им, у своих коллег. А перед этим были поиски,  раздумья. Кажется, всё предусмотрела, вот только определить форму урока Емельяновой С.А. никак не могла. Урок- концерт? Или ещё что-то?  Ведь у каждого нестандартного урока  своя специфика. Конечно, нежелателен шаблон. Возможно, и даже, считаю, необходима импровизация, вариативность одного и того же вида урока, но специфика всё же должна чётко прослеживаться. Вот на последнем семинаре директоров «Активные формы и методы развития школьника на уроках и во внеурочной деятельности» у нас в школе учителя показали   интересные и разнообразные уроки, отвечающие всем критериям новых стандартов. Осталось большое чувство удовлетворения. Но в нашей повседневной работе их пока маловато. Творчески работающий учитель копировать не будет, это лишь  для него отправная точка, а другие пусть хотя бы неплохие копии сделают. Вот сколько талантливых учителей в нашей школе!  Можно уже сборник таких уроков создать. Обязательно проведу семинар по нестандартным урокам, а потом обобщу материал в методическом кабинете (хотя и так уже немало накоплено:собран банк программ и авторских разработок, картотека программ элективных курсов, электронных ресурсов). Ловлю себя на мысли: далеко не все загорятся их проводить. Столько ещё инертных среди нас, а сколько серых, убогих уроков!!! И тем не менее - сдвиг есть. Все : и активные,   и пассивные понимают - работать по - старому нельзя. «Чтобы выжить, надо быстро  изменяться»,- писал Л.Кэррол. Появились учителя учителей, «живущие» в новом информационном пространстве, энергичные, фанатеющие от работы, терпеливые, действующие по принципу «необходимо объяснить столько раз, чтобы понял каждый. И это радует. Только в индивидуальных занятиях в  полной мере осуществляется личностно-ориентированный подход к обучению слушателей. Являсь тьютером, на  занятиях  слышу радостное ликование: «Ура! Я в первый раз смогла это сделать!». И после этих слов  мои коллеги начинают понимать, что информационные компьютерные технологии доступны каждому. Учителя, создав сообщество единомышленников, исследователей, ваятелей идей, имеют огромное желание продолжить работать в этом пространстве. И если на первых занятиях по проектной деятельности можно встретить одного, двух учителей, скептически относящихся к практическому значению получаемых знаний и умений, то на момент окончания обучения равнодушных уже нет. Отрадно то, что по окончании стремительного, насыщенного марафона изучения всего пакета информационных технологий, многие приходят за консультацией, а это значит, я  работаю не зря.

     С целью обмена опытом организации методической работы мы заключили сотрудничество с Международным научным  электронным журналом « Пытливые умы». Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приёмы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу. В своей методической работе уделяю внимание анализу эффективности реализации этапов дидактического процесса. За последние годы подготовлено и проведено 25 открытых занятий различной типологии.  

  Так в чём же особенность современного урока, который предъявляет нам ФГОС?  Прежде всего учителю необходимо усилить мотивацию ребёнка к обучению. А для этого нужно перестроить структуру урока и отказаться от авторитарного стиля общения. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу  ученика в нужном направлении. Основную задачу свою вижу в том, чтобы  нацелить коллег  на сотрудничество с учеником. Поэтому провожу методические занятия, на которых учителя моделируют структуру урока по определённой теме. Многое зависит от желания самого учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен,  то ему легко будет перестроиться. Самое главное - он должен захотеть  этого сам. «Если ты хочешь перемену в будущем — стань этой переменой в настоящем»,- говорил Ганди.

   Радость совместного педагогического творчества, радость действовать и достигать, преодолевая,– это то, ради чего стоит заниматься методической работой. Я никогда не хотела стать « замечательной». Я боялась быть плохой. Вот и сейчас ещё раз продумываю план  первого урока по Достоевскому в 10-ом классе. Для этого обращаюсь к картотеке методической литературы, которую веду с начала своей работы в школе. Каждое лето дополняю её новыми работами, чтобы начинающим коллегам было легче готовиться к урокам. Если нахожу интересный материал, почему не включить его в урок и рекомендовать другим. Много лет работаю над метапредметной связью. Например, на этом уроке хочу использовать портрет Достоевского. Как всё пластично увязать? Не перегрузить бы урок и в то же время заставить работать мысль детей, привлечь их внимание к личности писателя. Нужно изменить вступление. Портретный жанр самый сложный в живописи, и  не стоит, думаю, упускать возможности знакомить с ним. Рождается новый фрагмент урока.

-  Проследите за взглядом писателя. Какая деталь портрета помогает художнику передать внутреннее состояние Достоевского? Далее пойдёт рассказ о писателе. По ходу лекции ученики будут выступать с приготовленными сообщениями и презентациями. В конце спрошу, кто какие книги, статьи о Достоевском уже прочёл. Заслушаем фрагменты из них, больше всего запомнившиеся.  Это оживит урок, привлечёт к нему внимание. Обратимся  к эпиграфу урока «Я - дитя своего века». Вот таким задумала урок. А почему бы не пригласить на него своих коллег?....

  « Урок окончен. Спасибо». Вдруг услышу: « Спасибо вам!» Это значит, что  моего урока  ждали. Я здесь нужна. Я – учитель!

    Вот так прошёл обычный день …

 

                                                                                                                                                       

 

 

 

 

Моё портфолио

Портфолио Ларионовой И.В., учителя русского языка и литературы

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы