Открытый урок

Ларионова Ирина Валерьевна

Открытый урок- это маленький шедевр!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Спасёт ли мир красота?» (В. Маканин « Кавказский пленный»)

Цель урока – через анализ рассказа и выявление авторской позиции ответить на вопрос: «Что может спасти человечество от войн?»

Задачи:

  1. знакомство с творчеством В. Маканина;
  2. многоаспектный анализ рассказа В. Маканина «Кавказский пленный»;
  3. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
  4. поиск и выделение необходимой информации (при подготовке домашнего задания, сообщений);
  5. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме;
  6. умение работать с текстом;
  7. постановка и решение проблем;
  8. навыки само и взаимооценки;
  9. жизненное, личностное самоопределение; нравственно-этическое оценивание поступков героев, ситуаций, в которые они попадают;
  10. воспитание гражданина, человека мира, а не войны;

           воспитание внимательного читателя

                                                        Ход урока

Никак мы из войны не выйдем, всё
воюем, воюем, воюем…

В. Маканин

Я думал: «Жалкий человек!
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места хватит всем,
Один враждует он – зачем?

М.Ю.Лермонтов

- Звучит клип. Петлюра « Облака».(Видео)

- Чтение уч- ся стихотворения.

Я думал, что тебя и не увижу,
Так странно сквозь тебя проходит свет.
Ты знаешь, я себя так ненавижу,
Что следующий не видел ты рассвет.
Нас жутко потрепали на высотке,
Меня контузило, но вынесли ребята.
Мы молча по второй глотаем сотке
За брошенного мёртвого солдата,
А я не умер сразу, завалило просто,
Меня достали, тоже волокли,
Так что не надо сразу мне второго тоста,
Вы лучше б меня вынули с земли.
Да ладно, на своих не обижаюсь,
Осталось уж чуть чуть до сорока,
Я призраком хожу теперь и маюсь,
Такие Бог отмерил нам срока.
Меня к глубокой притащили яме
И в грязь холодную скатили, словно куль...
Давай, сынок, пиши про выкуп маме,
А нет, то ты нажрёшься наших пуль.
Верёвочку с крестом снимай, солдат,
Чего уставился, прочистить тебе уши?
Он передёрнул резко автомат
И что-то прокричал про наши души.
Потом меня пинали и ломали
И рвали мясо, как салфетку, на куски...
Колени чем-то твёрдым раздолбали
И сапогом давили на виски!
Да, дело было в крестике не снятом!
Ты знаешь ведь меня - такой упрямый!
Меня он стукнул напоследок автоматом
И скинул моё мясо внутрь ямы.
Ты знаешь, умирать не страшно вовсе,
Хотелось уж быстрее, так устал...
Меня поддерживали парни в яме все
И я ладонь с крестом и не разжал.
Глаза заплыли, раны кровоточат,
Я - просто мясо на разделочной доске,
С которым рядом острый ножик точат.
На небо с ямы я смотрел в тоске...
Достали всех нас рано на рассвете
И к горлу поднесли бензопилу...
Ну, наконец я буду на том свете
Жаль, что таким вот образом умру...
"Ты не умрёшь, бросай свой крестик в яму:
Ты просто откажись сейчас при всех!
Отпустим и увидишь скоро маму!"
Их очень разозлил мой громкий смех...
Ну дальше понимаешь, что случилось:
Пила запела цепью в тишине
И крестик снять с меня не получилось.
Но сняли голову и бросили в траве,
А всех потом зарыли в этой яме,
Там много нас и мы из разных мест,
И кто в могиле... Не добраться маме
И наверху лежит тот самый крест.

-Вы , наверное, догадались, о чём у нас пойдёт речь на уроке.

- Так о чём же?

- Мы сегодня с вами выбрали очень трудную, опасную и взрослую тему. Кавказ стал судьбою России и неизбежной темой  ее литературы. Целый ряд поэм, множество  лирических стихотворений навеяно и рождено первозданной, суровой красотой Кавказа. Это Лермонтов, Пушкин, Толстой открыли читателю волшебный мир Кавказа. «Тот, кому случается, как мне, бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в этих ущельях, тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины», - так писал Лермонтов.

- А что такое Кавказ для вас? Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

- Конечно, события последних лет не могли не сказаться на  нашем восприятии Кавказа. Но живут во мне и другие ассоциации. Связаны они с альпинистскими песнями .   Летом 1989 года я была на Северном Кавказе. Видела альпинистский лагерь «Домбай». Там было хорошо и спокойно. Но по ту сторону Кавказа уже шла война между Грузией и Абхазией. И туристические группы оттуда срочно направлялись в Кабардино-Балкарию. И тогда даже никто не думал, что туристические тропы и в Чечне станут тропой войны.

Спасёт ли мир красота?. Именно так я решила назвать наш урок по рассказу Владимира Семеновича Маканина «Кавказский пленный» и имено на него мы должны будем с вами ответить.

-Мы впервые знакомимся с творчеством этого писателя, хотя книги его давно уже изданы не только у нас в стране, но и за рубежом. Не раз они становились причиной жарких дискуссий. Но вот как характеризует стратегию его поведения критик Наталья Иванова: «Чрезвычайно взвешенный, сдержанно-осторожный, Маканин не высказывается на газетной полосе, почти никогда не даёт интервью, избегает публичности». Отшельником назвал его Лев Аннинский.

- Каково ваше впечатление о прочитанном рассказе « Кавказский пленный?

- Где и когда происходит действие рассказа? Легко ли было понять?

- Конкретное место не названо, время действия тоже – такое ощущение, что происходит это на Кавказе всегда. Но действующие лица – наши современники. Рассказ «Кавказский пленный» написан летом 1994 г., т.е. ещё до ввода федеральных войск в Чечню. Дата создания рассказа указывает читателю на то, что «Кавказский пленный» не о чеченской войне. К июню 1994 г. в реальности было 3 Кавказских войны с участием русских солдат: грузино-осетинская, осетино-ингушская, грузино-абхазская. Причём русские солдаты, плохо таясь, выступали на одной из сторон, обеспечивая ей победу, после чего тут же становились нейтральными миротворцами. Затяжной войны России с горцами, описанной Маканиным, в старых сводках теленовостей мы не найдем. Нет в этих сводках Кавказской войны в традиционном её понимании. Но она есть в рассказе «Кавказский пленный», и он, этот рассказ, не вызывает сомнений в реальности описанного.

-Что это за война? Как давно она ведётся? Чтобы ответить на этот вопрос мы сейчас совершим экскурс в историю и предоставим слово историкам из профильной группы. Напомню, что к сегодняшнему уроку  группы  учащихся получили  задания, а некоторые- работали индивидуально.

Выступление историков.

 Ученик- историк .Известно, что в ХIХ веке шла Кавказская война: с 1817 по 1864 год. Русской армией командовал генерал Ермолов..
      Алексей Петрович Ермолов (
Слайд. 1777—1861. Соратник Суворова и Кутузова. Герой войны 1812 года. B 1815 году назначен главнокомандующим на Кавказе. С 1818 года проводил политику усмирения, в 1827-м отправлен в отставку. В «Герое нашего времени» Максим Максимыч называл главнокомандующего просто по имени-отчеству, что свидетельствует об уважении к нему со стороны солдат. В 1829 году Ермолов встречается с А. Пушкиным, а в январе — феврале 1841-го — с М. Лермонтовым. Узнав о гибели поэта, он сказал: «Уж я бы не спустил этому Мартынову. Если бы я был на Кавказе, я бы спровадил его; там есть такие дела, что можно послать, да, вынувши часы, считать, через сколько времени посланного не будет в живых». И Ермолов не преувеличивал.
      
Ученик(ца_наизусть

«Ура!» — и смолкло. «Вон кинжалы,
В приклады!» — и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.

-Вы, конечно, узнали стихотворение М. Лермонтова «Валерик». Названо оно так по имени реки, где в июне и октябре 1840 года произошли два кровавых сражения. Поэт принял в них самое активное участие. На русский язык «Валерик» переводится как «река смерти»

Работа по карте

3- й ученик. Пользуясь «Лермонтовской энциклопедией», я внимательно проследил по карте маршруты военных экспедиций, в которых участвовал Михаил Юрьевич. Вот несколько населенных пунктов, встретившихся ему: Ачхой, Урус Мартан, Гудермес, Шали. Это те же места. Все они время от времени звучат в боевых сводках из Чечни.
      А с 1851 года на Кавказе сражается Л. Толстой. «Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется „татарином“... Видно было, что весь кустик переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали из него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. „Экая энергия? — подумал я, — все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается“». Именно так начинается повесть Л. Толстого «Хаджи-Мурат». Жаль, что те, кто затевал войну в Чечне, плохо знают классику! Толстовский «татарин» напоминает национальный характер горцев.
      Вот результат операции по усмирению: «О ненависти к русским никто не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти». Такова их реакция на разоренные аулы, загаженные фонтаны и мечети.

Учитель. И Лермонтов, и Толстой выступали за присоединение Кавказа к России, но против методов, которыми это осуществлялось. Время — единый поток. И ошибки прошлого дорого обходятся в будущем. Сменятся поколения, но забудут ли чеченцы развалины Грозного? Забудут ли русские люди Буденновск? Сколько поколений должно смениться, чтобы изменилось наше представление о Кавказе?

- А теперь предоставим слово литературоведам.  Они сопоставляли рассказ Маканина с традициями русской  и  современной  литературы.

Выступление литературоведов.

В начале XIX века в европейской романтической литературе была довольно распространённой тема узничества.  Это так называемый бродячий сюжет.       В русской классической литературе есть два произведения с похожим названием — «Кавказский пленник» А. Пушкина и Л. Толстого. Отличия рассказа Маканина видны сразу: здесь пленным является чеченец и спастись ему не удалось. Пушкинская поэма — романтическое произведение, изображающее исключительных героев в исключительных обстоятельствах.

Пушкин и Лермонтов уверены были, что Кавказ должен стать частью российской империи. Рассказывая о событиях на Кавказе, писатели подчёркивали, что Кавказ – это “горы, набеги, топот копыт и гортанная речь, а противник – объект восхищения, он поёт дикие песни и точит свой кинжал”.

Л.Н.Толстой хотел вырваться за рамки сложившихся в литературе традиций изображения кавказской проблемы. В его рассказе прослеживаются реалистические черты.

Но и это не смогло развеять миф, созданный Пушкиным и Лермонтовым. Однако жизнь заставила посмотреть людей на этот миф иными глазами. Вспомним повесть А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”. Автор нас переносит на тот же Кавказ в XX век. Весть об отправлении детей на Кавказ, таинственный вагон, таинственная земля почему-то без людей и кульминационный момент – смерть Сашки от рук чеченцев. Я ошущала боль и отчаяние, когда читала следующие строки.

(Отрывок)наизусть)

Колька сделал еще несколько неуверенных шагов и остановился.
Ему вдруг стало холодно и больно, не хватило дыхания. Все оцепенело в нем, до самых кончиков рук и ног. Он даже не смог стоять, а опустился на траву, не сводя с Сашки расширенных от ужаса глаз.
Сашка не стоял, он висел, нацепленный под мышками на острия забора, а из живота у него выпирал пучок желтой кукурузы с развевающимися на ветру метелками.

Один початок, его половинка, был засунут в рот и торчал наружу толстым концом, делая выражение лица у Сашки ужасно дурашливым, даже глупым. Колька продолжал сидеть. Странная отрешенность владела им. Он будто не был самим собой, но все при этом помнил и видел. Он видел, например, как стая ворон стережет его движения, рассевшись на дереве; как рядом купаются в пыли верткие серые воробьи, а из-за забора вдруг выскочила дурная курица, напуганная одичавшей от голода кошкой. Колька попытался подняться. И это удалось. Он пошел, но пошел не к Сашке, а вокруг него, не приближаясь и не отдаляясь.
Теперь, когда он встал напротив, он увидел, что у Сашки нет глаз, их выклевали вороны. Они и щеку правую поклевали, и ухо, но не так сильно. Ниже живота и ниже кукурузы, которая вместе с травой была набита в живот, по штанишкам свисала черная, в сгустках крови Сашкина требуха, тоже обклеванная воронами.

Наверное, кровь стекала и по ногам, странно приподнятым над землей, она висела комками на подошвах и на грязных Сашкиных пальцах, и вся трава под ногами была сплошь одним загустевшим студнем.

-У Маканина  — будни войны, ее быт. Пленника спасает любовь — прекрасное чувство, проявление красоты человеческого духа, то есть красота. Маканин, будучи представителем XX века – века многочисленных войн, переосмысливает сюжет о кавказском пленнике, по-другому оценивая факт войны на Кавказе. По его трактовке, эти события в крепкий узел стянули проблемы двух воюющих сторон. В плену Кавказской войны оказываются все участники. Пленные в рассказе Маканина – заложники места, привычки воевать. Писатель говорит о том, что насилие, агрессия разлиты в мире и угрожают вопреки здравому смыслу задушить всё доброе и нравственное в человеке. XX век, по мнению Маканина, век войны, не мог прийти к спасительной красоте.

Тем не менее, главный вопрос, главная тема рассказа – спасёт ли красота мир?

- У группы ребят было индивидуальное задание : Создать буктрейлер по рассказу Маканина.  И сейчас они нам это продемонстрируют. А мы подумаем: удалось им это сделать и каким образом?

Просмотр буктрейлера(оценка буктрейлера согласно критериям его создания)

( Ответ ученика_)

-- Начну с того, что такое буктрейлер. Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов –, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Буктрейлер должен быть оригинален по содержанию, полно и глубоко раскрывать содержание книги, быть технически сложным ,и    содержать творческий подход. Я думаю, сделать это удалось.

- Я обращаю ваше внимание на иллюстрации к рассказу, которые были сделаны нашим художником.(Утешев) Это его видение рассказа. И сегодня он весь урок будет работать над художественным эскизом самого яркого, по его мнению, фрагментом урока.

Работа по тексту   с классом

- А теперь прочитаем начало рассказа Маканина. Обратите внимание на слова, набранные курсивом. Почему они выделены?

-Слова из романа Достоевского «Идиот» «красота спасет мир» известны всем. Смутное напоминание, отголосок, отражение влияния чьего-либо творчества в художественном произведении называется реминисценцией.
      Понаблюдайте за тем, как она употребляется.

- Для чего использовал ее Маканин?

- Да ведь это полемика с Достоевским! Может быть, формула спасения, предложенная веком минувшим, в XX столетии неприменима? Или не всегда применима...

-Найдите ключевые слова. (Красота – тревога – смерть)(Слайд)

Слово «красота» (и его формы – красивый, красив и т. д.) встречается на четырнадцати листах рассказа около тридцати раз. Оно окликает нас с первой строчки произведения и останавливает на последней строке.

-Что сразу обращает на себя внимание в авторском стиле повествования? (Обилие скобок) Какова их роль? ( Своего рода ремарки, которые возвращают читателя к точке зрения автора .

- Теперь понятно и обилие скобок — там, где они, следуя грамматической логике, и не нужны вовсе. Вот как объясняет это критик Ирина Роднянская: «Да ведь в этом пунктуационно закрепленном месте — маканинский закон „возвратов-колебаний“; повторный взгляд в одну и ту же точку: сначала словно бы безмятежно-вскользь, а потом, встрепенувшись и насторожившись, с зорким, подозрительным прищуром. Тревога заставляет вглядываться, а когда вглядишься, становится еще тревожней».

-Почему же рассказ называется «Кавказский пленный»? Что хочет подчеркнуть автор, заменяя слово «пленник» на «пленный»? _(индивидуальное задание-  сообщение)

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть, различаются ли эти слова по своему лексическому значению. Согласно словарю Ожегова, эти слова имеют одно и то же лексическое значение. “Пленный – человек, находящийся в плену. Взять много пленных (сущ.). Пленник (устар.). То же, что пленный”. Однако, слово “пленник” может иметь переносное значение (в плену чувств), а слово пленный не имеет такого значения. И чаще всего оно встречается в лексике военных. И если пленники Пушкина, Лермонтова, Толстого, в конце концов, становятся свободными, то пленные остаются таковыми навсегда. И это тоже служит достижением главной цели автора – опровержению кавказского мифа, который был ещё с прошлого века закреплён в сознании читателей.

- Работа с лексическим значением слов. Пленник – 1. То же, что пленный (высок.). 2. перен. Тот, кто пленен (во 2 знач.) кем-чем-н. П. красоты. || ж. пленница, -ы. Пленный - взятый в плен, находящийся в плену (по Ожегову). \

- Посмотрите на пейзажи, сделанные Лермонтовым на Кавказе.(Слайд) О чём они говорят? Так написать их мог только человек, плененный красотой этого края. Не зря он писал:

Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

-  Автор уделяет внимание природе. Найдите в тексте эпизоды, в которых описываюся пейзажи.  Какие изобразиельно- выразительные средства использует автор? Как реагируют на эту  красоту русские парни? Чувствуют ли они эту красоту*?

-Среди гор они чувствовали красоту (красоту местности) слишком хорошо – она их пугала. Ещё более насторожила обоих открытая поляна, окрашенная солнцем. И вновь – на самом выходе из теснины – высокая трава, возможно, в этом смысле красота и спасает мир. Она нет-нет и появляется как знак. Не давая человеку сойти с ума, шагая от него неподалёку, с присмотром, заставляя настораживаться, красота заставляет помнить. Т.е. герои красоты не чувствуют. Но о том, что она несёт в себе опасность смерти, думают постоянно.

- Может, героев спасёт красота человека, человеческого лица?)Портрет. Выразительне чтение) Обратимся к главному герою. Что можно сказать о жизненных убеждениях этого героя?

-Помогает ли понять характер героя его фамилия? Как?

Рубахин – рубаха парень, простец  или от рубить, не задумываясь сплеча.

Чисто русское отмечает автор . Душа на распашку, свой парень, добрый. Отдает врагу носки.

 Как он относится к войне?(Зачитать)

- -- Анализ эпизода.( « Охота на человека») Каким мы видим героя?

- Что же позволяет людям выживать в таких условиях? Вспомните сцену, где солдаты попали в ловушку. На что надеется Рубахин?

-- Если бы я попросила вас, используя рассказ Маканина, порассуждать на тему «Война — это...», что бы вы ответили?

-Специфику Чеченской войны и психологию ее участников можно объяс-нить тем, что она разворачивается в постсоветском пространстве. Парадок-сальность ситуации заключается в том, что могущественной империи под на

званием Советский Союз уже нет, но на ее развалинах по-прежнему живут

пленники этой империи, которые, ненавидя, по-своему любят ее, а потому испытывают ностальгию по прежним временам. Для прозы В.Маканина свойственна математическая четкость композиции, подчиненность всех сюжетных поворотов развитию авторского тезиса. При этом конкретная ситуация, даже деталь по мере развития действия ˝разрастается˝,обнаруживая свою философско-символическую многозначность. Рассказ построен по принципу параболы. А об этом вспомнить нам поможет……

-˝Операция по разоружению (еще с ермоловских времен она называлась ˝подковой˝)сводилась к тому, что боевиков окружали, но так и не замыкали окружение до конца. Оставляли один единственный выход. Торопясь по этой тропе, боевики растягивались в прерывистую цепочку, так что из засады взять любого из них было делом не самым простым, но возможным˝ . Итак, ˝подкова˝– своеобразная модель параболы возникает уже в самом начале повествования. Ее разомкнутость имеет принципиальное значение, она предполагает философскую многозначность, открытость для интерпретаций, отсутствие прямого дидактизма. Кроме того, в ней выражена идея притяжения-отталкивания двух противоположно заряженных полюсов, образующих двуединство:свое-чужое, родное-враждебное. жизнь-смерть. Отсюда значимость принципа замкнутости-разомкнутости, определяющего специфику времени и пространства. С одной стороны, Кавказ как символическое пространство – это чужой мир для русских солдат, здесь даже красота местности пугает. Она воспринимается как знак смерти. С другой стороны, постепенно высвечивается мотив˝пленения Кавказом˝.В.Маканин создает картину мира, в котором нет движения. Поэтому принцип замкнутости характеризует не толькопространство, но и особенности художественного времени в повести. Это подчеркивается как общим ее построением, так и отдельными деталями.

- Назовите эпизоды, из рассказа, в которых, по вашему мнению, проявляется принцип параболы- параболичности?(эпизод  встречи- сделки между подполковником Гуровым и командиром боевиков, командир  боевиков Алибеков поёт песню» Подмосковные вечера»,вситуации смертельной опасности, когда их едва не обнаружили сразу двебанды боевиков, убахин, держа пленного в объятиях, задушил его. Этосмертельное объятье можно считать образом параболы. В одном эпизодездесь сталкиваются сразу четыре оппозиции: свои - чужие, жизнь – смерть,чувство – долг, красивое – безобразное)

- А  вот об этом финальном эпизоде мы остановимся подробнее. Рубахин ведёт пленного чеченца.- Что чувствует Рубахин к чеченцу?

-Каково отношение кавказцев к русским и русских к кавказцам в рассказе В.Маканина(Старики говорят, куда русские, туда и мы – и чего мы друг в дружку стреляем?»
- «Если по-настоящему, какие мы враги- мы свои люди. Ведь были же друзьями! Разве нет?»)
- Рубахин не может почувствовать в пленном врага.

- Найдите и зачитайте  описание. На что обращает наше внимание автор?

- Итак, автор замечает, что «Рубахин был простой солдат, он не был защищен от человеческой красоты как таковой».Герой испытывает сострадание, он не видит в нём врага.

Сострадание пришло ему в помощь кстати, и откуда-то свыше, как с неба». Рубахин успокаивает юношу, обещает ему жизнь.

-Может быть, красота спасёт и Рубахина, и пленного юношу?

- Зачитайте финальный эпизод. Ваши ощущения? Да, это тяжело и трудно.

 Давайте попробуем поразмышлять.

-Что заставило Рубахина убить пленника?

Снова и снова мы возвращаемся к кульминации рассказа - переправе через реку, и дальнейшая дорога Рубахина в горы представляется восхождением на Голгофу, где и будет вершить над ним суд Высшая Совесть, Высшая Правда, сам Всевышний.
Но, увы, всё обстоит как раз очень гармонично. Не следует забывать, что идет война, которая диктует свои аксиомы поведения. И Рубахин их выполняет свято. В сцене убийства , по нашему мнению, вновь появляются Бог войны и Господь, которые пробуют экзаменовать Рубахина : первый- на верность воинскому долгу и присяге; второй- на чувство гуманности.
Не убить- значит подвергнуть смертельной опасности и свою жизнь, и жизнь Вовки. Отпустить пленного на свободу- значит потерять честь, то есть не выполнить план обмена.
Но отпустить - это гуманно по отношению к жизни чеченца.

-Гуманно ли убийство врага на войне?(
Дискуссия)

-  Существует ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОБРАЩЕНИИ С ВОЕННОПЛЕННЫМИ от12 августа 1949 года.

Военнопленные должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

б) взятие заложников;

в) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

-А как же быть с этим правом? Его тоже герой нарушает?

-Противопоставлены ли солдатский долг и гуманность?

 И отвечает- да, ведь убийство врага на войне- это и есть проявление гуманизма по отношению к тем, кто стоит за твоей спиной. А воинский долг способствует проявлению человечности.
Война калечит не только физически, но и... Как? Морально. Видит ли автор выход для молодых солдат , таких как Рубахин? -- --Возможно ли их возрождение?

- Ангельская красота пленного юноши не спасает его, но этим эпизодом не заканчивается рассказ. Давайте внимательно прочитаем последние строки рассказа.( Зачитать)

-Самое страшное, что несёт любая война. Это что, по- вашему?

-Это искалеченные души солдат. “Вечная” война на Кавказе убила в героях всё человеческое. Они привыкли убивать равнодушно, без смысла. Думаю, что Маканин не видел тогда выхода. Именно поэтому герои движутся по замкнутому кругу.

-Лицо погибшего пленника часто предстаёт перед Рубахиным? Почему?

-А Рубахин, кто он? Пленный или пленник? Докажите.

- В чьём плену он находится?

-  Кого из персонажей рассказа вы могли бы назвать героем?

     -     Никого.

 -  А кого злодеем, подлецом?

     _    Никого. 

 -  «Люди как люди, — сказал бы Воланд. — Обыкновенные».  

    Рубахин только солдат (даже имени нет!),  Вовке-стрелку прозвище заменяет       фамилию.  Что дает нам понять  автор, используя такой прием?

     

  - Его герои обладают не вполне полноценной человеческой личностью, существо ее сжато до объемов военной специальности. Они люди-роли, люди-марионетки, не задумывающиеся о том, кто и зачем дергает их за нити.  Они ,действительно, пленные.

Но эта трагедия  не только маканинского героя, но и тысяч наших сверстников, погибших или воюющих на этой войне. Они все – кавказские пленные, как и сама Россия в  целом, позволившая «кавказскому синдрому» достичь таких глобальных масштабов.

- Так спасёт ли мир красота?

Учитель. То, что происходило и происходит на Кавказе, не может никого из нас оставить равнодушным, потому что так или иначе оно касается нас всех. И хотя официально война на Кавказе прекращена, но по сей день там гибнут наши солдаты и мирные жители. Терроризм имеет тоже кавказские истоки.  Жуткие трагические события в Волгограде накануне Нового года. В. Маканин за два месяца до начала первой чеченской войны опубликовал рассказ “Кавказский пленный”. Сознательно изменив традиционное название “пленник” на “пленный”, он подчеркнул, что мы можем оказаться в вечном плену Кавказа. К сожалению, каждый из нас находится в этом плену, и в любой момент мы можем стать его жертвами. Совсем недавно мы с вами были свидетели  страшных июльских событий 2013 года, когда молодой парень Руслан Марджанов , у которого было всё впереди, и жизнь только начиналась, был  зарезан чеченским подростком. В те страшные июльские дни, когда начался развиваться этот конфликт, к нашему городу было пристальное внимание  средств массовой информации и  известных политиков. Прошло время. Ваши одноклассники решили провести эксперимент. Она спроектировали ситуацию: что могли бы  сказать зарубежные корреспонденты ,если бы они очутились на месте трагедии, спустя почти 3 года. Давайте посмотрим.

(видео)

-Здравствуйте!   С вами Былинкин Иван, корреспондент школьной газеты «Ветер перемен». Мы находимся на месте трагедии которая имела место в июле 2013 года в нашем городе. В ночь с пятницы, 5 июля, на субботу, 6 июля в местную больницу был доставлен 21-летний Руслан Маржанов, получивший многочисленные ножевые ранения во время драки с 16-ти летним уроженцем Чечни. С тех пор прошло уже почти 3 года,  но эти события никого не оставили равнодушными.

Репортёр Добрый день,   Кристофер!  Вы известный американский фотограф. Какое ощущение у вас вызывает вид места трагедии?

 Переводчик Good morning , Christopher ! You are a famous American photographer . What is the feeling you have is the kind of place of tragedy ?)

--Кристофер Good afternoon , Ivan ! On the 20th anniversary of the First Chechen " Medusa " I published a series of photographs of my materials on the war in Chechnya . I worked in the Caucasus in 1995-96 . Grozny seemed to me the most dangerous place on Earth. But your " Golden Barrel " suggests the gloomy feeling . I am glad that the events that took place in July 2013 ended safely , and no one was hurt.

ПереводчикДобрый день, Иван! К 20-летию Первой чеченской «Медуза» опубликовала серию  моих фотоматериалов материалов, посвященных  чеченской войне. Я работал на Кавказе  в 1995-96 годах. Грозный мне показался самым опасным местом на Земле. Но ваша» Золотая бочка» наводит мрачные ощущения. Я рад, что события которые имели место в июле 2013 года завершились благополучно, и больше никто  не пострадал.)

Репортёр Спасибо, Кристофер

 Переводчик - Thank you, Christopher .

Репортёр А вот и немецкий корреспондент Керстин Хольм. -Здравствуйте, Керстин. Вы ищете свежие идеи для своего нового документального фильма

Переводчик Hello, Kerstin. Sie suchen nach neuen Ideen für ihre neue Dokumentation?)

Керстин-Ich  habe gehört, über die Ereignisse in der Stadt stattfindet. Ich übernehme keine Gewalt, so möchte ich über diese in seinem Film zu sprechen. Jeder Konflikt zwischen den Nationen ist immer falsch, egal, wer Recht hat und wer nich

ПереводчикЗдравствуйте, Иван! Вы совершенно правы. Я слышала о событиях , происходящих в вашем городе. Я не приемлю любое насилие, поэтому мне бы хотелось рассказать об этом в  своём фильме.  Любой конфликт между народами всегда плохо, не зависимо кто прав, кто виноват.

Репортёр С чем у вас ассоциируется война, в одном предложении

Переводчик Was Sie in den Krieg assoziieren, in einem Satz ?

   Керстин Tod und Schmutz. 

Переводчик( Смерть и грязь.)

Репортёр А вот и Пьер Лепрон, известный кинокритик.

-Здравствуйте, Пьер. Вы тоже здесь?

 Переводчик Bonjour , Pierre . Vous ici, aussi?)

 Пьер.Bonjour, Ivan . Je vous écris un nouvel article sur le conflit tchétchène , donc je suis ici . Conflit militaire en Tchétchénie était un test non seulement pour les politiciens et militaires russes , mais aussi aux médias . La circulation de l'information dans le monde moderne est si diverse et contradictoire que le seul individu à comprendre pas. Par conséquent , la sélection des informations les plus importantes et sa présentation - est important pour menya.zadacha)

Переводчик Здравствуйте, Иван. Я пишу новую статью о чеченском конфликте, поэтому я здесь. Военный конфликт в Чечне явился испытанием не только для российских военных и политиков, но также и для средств массовой информации. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что отдельный человек самостоятельно разобраться в нем не в состоянии. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление – важная  для меня задача

-Классическая фраза “красота спасёт мир” здесь не срабатывает. Увы, она не способна бороться с миром жестокости и зла. Убиты люди,  истерзаны души..  Где найти выход? Чёткого ответа на этот вопрос нет. Но мы не должны поддаваться  инстинктам. Мы должны оставаться людьми и быть толерантными.  Я думаю, что всё-таки только добро может победить вражду, злость, ненависть, как бы ни было больно терять близких и дорогих нам людей. Неверие в будущее — одна из распространенных болезней нашего века. У человека, привыкшего выживать, не может быть по-другому. Но все-таки и его окликает, тревожит красота. Может быть, не напрасно?

(Финальная сцена)

-



Предварительный просмотр:

Предмет: литература

Класс:7

Автор УМК: В.Я.Коровина

Тема урока: «Зовущий голос неизвестной жизни». (А.Платонов  «Неизвестный цветок»).

Урок - исследование

Развивающие цели: развитие образного мышления обучающихся; развивать навыки анализа художественного текста и способность самостоятельно мыслить.

Обучающая цель: познакомить со сказкой Платонова, определив формулу жизни писателя.

Деятельностная:  формирование способности к восприятию нового знания, систематизации и обобщению изученных знаний как средства для построения нового способа действия.

Воспитательная: подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру, стремиться понять других людей и помочь им.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

          УУД

1. Этап мотивации.

Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему диалогу на основе жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний. 

Вы, наверное, согласитесь со мной, ребята, что совершать открытия –увлекательнейщее занятие. Человечество за историю своего существования сделало много очень важных открытий: островов, древних цивилизаций, звёзд и многого- многого другого. Кажется, что на долю  человека ничего не осталось. Оказывается, даже сейчас каждый человек, если очень постарается, может совершить открытие, очень важное как для него самого, так и для окружающих его людей. Обратите внимание на афоризмы известных мыслителей, которые мы возьмём в качестве эпиграфов к нашему уроку.

 Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на                               каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких                                жизней будет отмечена каким -  нибудь добрым поступком, какой-ни-

будь победой над собой или приобретённым знанием.                                                              (Джон Рескин).

Люди, у которых своё горе, умеют утешать других.(Марк Твен).

Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые                                    мы, собственно, не несём ответственности, и не предотвратить их.  ( Альберт Швейцер).

А как вы думаете, о чём сегодня состоится наш разговор?                                                        

 Именно об этом написал сказку Андрей Платонов и назвал её «Неизвестный цветок». Сегодня на уроке, продолжая работать над сказкой, мы постараемся понять, о каком открытии идёт в ней речь, что включает в себя понятие »жизнь» и определим «формулу жизни» Андрея Платонова.

Подготовка класса к работе. Взаимодействуют с учителем, отвечая на поставленные вопросы.

 Чтение афоризмов.

Л: самоопределение

Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование

К: умение вступать  в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

П: целеполагание

2. Актуализация знаний

Цель этапа: обращение к тексту сказки.

Итак, чтобы ответить на поставленные вопросы, приглядимся к героям сказки, к тому, как они живут.

-Назовите главных героев сказки.

-Где живёт цветок?

-Дайте лексическое значение слову пустырь? Подберите родственные  слова к слову пустырь?

Анализ художественного текста. Взаимодействуют с учителем, отвечая на поставленные вопросы.

Работа над  лексическим значением слова.

П: извлечение необходимой информации из текста;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

К: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

3.Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: создание проблемной ситуации; выведение  «формулы жизни» Платонова через анализ художественного произведения.

Найдите и зачитайте, где описывается жизнь цветка на пустыре? Какие слова в первых двух предложениях помогают понять чувство щемящего одиночества? Почему важным для нас оказалось не только слово «маленький»,но и словосочетание «на Земле»?

-Маленький цветок на огромной земле. Вот откуда это щемящее чувство жалости к одинокому живому существу.

-Какой была жизнь цветка на пустыре?  Назовите  эпитеты, помогающие нам это понять.

-Почему оказалось возможным невероятное - цветок вырос на камне и глине?

-Как настойчиво повторяет Платонов «жить», »жизнь». Даже запах цветка как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.

-А как же удалось цветку выжить, преодолеть силы природы?

-Найдите в тексте глаголы, которые помогают понять стремление цветка выжить.

-Так что же является источником его жизни? Жизнь маленького незаметного цветка на сухой мёртвой глине - чудо, сотворённое им самим, вовсе не ниспосланное ему свыше. Источник этой жизни  каждодневный труд. Так значит жизнь по Платонову-это…(Презентация. Слайд 1.)

Работают с текстом произведения.

Выдвигают предположения.

Работа над изобразительно- выразительными средствами.

Анализируют.

Учащиеся через анализ текста приходят к выводу и записывают  в тетрадях.

               

                        Жизнь

                         ?

Труд                            ?             ?

П:

-подведение под понятие

– постановка и формулирование проблемы

– структурирование знаний

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

-установление причинно- следственных связей.

К:

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации .

Л:  нравственно-этическое оценивание

Р:

У любого цветка есть стебель, венчик, любой цветок растёт, многие цветы борются за своё существование. Дома вы рисовали неизвестный цветок. Легко ли его было нарисовать? Чем цветок из сказки Платонова не похож на все остальные цветы?

Обращение к иллюстрациям.

Взаимодействуют с учителем, отвечая на поставленные вопросы.

Сравнивают, анализируют.

 Можно ли согласиться с Платоновым, сделавшим именно такое сравнение:  «расцветший цветок на пустыре - словно звезда в безбрежном пространстве неба»?

-Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку. Какое значение выражают суффиксы этих слов? А что они помогают выразить?

 -Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами помогают выразить сочувствие и жалость.

-А как вы теперь относитесь к незнакомому цветку, жизнь которого стала нам теперь знакомой?

-Можно, оказывается, открывать новую, не знакомую ранее жизнь,  новое существо. Жизнь такого существа может протекать совершенно незаметно для тебя, но это не значит, что её нет, что она неинтересна. Нужно только услышать этот «зовущий голос» неизвестной жизни.

Выявление авторской позиции.

Л: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Р: прогнозирование, рефлексия, оценка.

П: систематизация, сопоставление, сравнение.

К: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи, сравнение, анализ, обобщение.

-И вот на пустыре появляется девочка Даша? Почему она оказалась здесь? Какое у неё было настроение? Найдите в тексте слова, которые бы подтверждали грустное настроение Даши?

-Почему Даша завидовала письму? А были ли в вашей жизни подобные минуты? Расскажите о них. Кто или что помогло вам справиться с грустью?

Вот и Даше было грустно. И, оказавшись на пустыре, что почувствовала Даша?

-Дайте лексическое значение слову благоухание.

-Чтобы понять, почему именно в этот момент Даша почувствовала благоухание, давайте вспомним, что этому могло предшествовать и составим цепочку ассоциаций.

Какую сказку вспомнила Даша? Какую роль в развитии сюжета играет эта сказка?

-Цветок умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу?

-Почему же Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?

-Прочитаем по ролям разговор Даши и цветка. Обратите внимание на то, что отвечает цветок на самый обычный вопрос. Какие чувства передаёт грамматическое переосмысление формы неопределённо-личного предложения (зовут - никто не зовёт)?

-Девочка спрашивает цветок, как его зовут, но у него нет имени: это неизвестный цветок.

-А какое бы имя дали ему вы? Объясните.

-Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка?

-Девочка особенно почувствовала сиротство цветка, потому что ощущала себя покинутой и одинокой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору.

-Как вы думаете, цветок хоть чем-нибудь помог Даше?

-Он поддержал её в тот момент, когда она грустила. Помогая ему, Даша словно помогала цветку из маминой сказки и тем самым поступала так, что, наверняка, заслужила бы одобрение  самого любимого человека.

-Какие чувства проявили Даша и цветок друг к другу?

-Даша постаралась его понять, помнила о нём в разлуке, стремилась встретиться с ним, иными словами, стала ему близким, любящим человеком.

-Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая открытие маленькой незнакомой жизни, услышавшая его зовущий голос, сумевшая увидеть то, что никто до неё не замечал.

-Так значит жизнь по Платонову-это ещё и… Милосердие( Слайд 2).

Работа с текстом художественного произведения.

Работа над лексическим значением слова.

Составляют цепочку ассоциаций:

Грусть по маме  внутренняя сосредоточенность  

открытое добрым чувствам сердце  

благоухание  воспоминание о рассказанной мамой сказке.

Анализ текста.

Чтение по ролям.

Работа над синтаксическим средствами языка.

Предположение. Аргументация своей точки зрения.

Делаю вывод о том, что

поступок Даши - это милосердие, сострадание, то, что даёт человеку право уважать самого себя, что вызывает уважение со стороны окружающих.

Записывают в тетрадях. Делают самостоятельно вывод.

                Жизнь

Труд      Милосердие          ?        ?

Сочувствие, милосердие могут проявляться по - разному. В чём проявилось сострадание Даши?

-Как Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь?

-У Насти было индивидуальное задание. Она сейчас выступит в роли Даши и обратиться к вам с просьбой изменить пустырь.

-Смогла ли вас убедить Настя?

- Ещё задолго, не доходя до пустыря, о чём попросила Даша своих друзей? Почему она говорит: »Слышите, это он так дышит». - Дыханием своего аромата цветок радует детей, они любуются им, как живым. Дети решили изменить пустырь. Почему? Почему автор именно детям предоставляет право изменить несовершенство мира?

-Именно дети чувствуют особенно всеобщее сиротство, любовь ко всему живому.

-Значит, по Платонову, жизнь-это и любовь ко всему живому.( Слайд 3).

Записывают в тетрадях. Делают самостоятельно вывод.

                Жизнь

                                                  ?

                                                                 

Труд      Милосердие    Любовь ко    

                                            всему живому 

Изменился ли как-то пустырь? Докажите это текстом. Почему же Даше стало грустно?

-Она увидела много других цветов, но не нашла того, о ком помнила всю зиму. Значит жизнь-это… Память.

( Слайд 4). Прошлогоднего цветка Даша не нашла. Но - чудо! - на его месте появился новый.

          Записывают в тетрадях. Делают самостоятельно вывод.

           Жизнь

                                                  память

                                                               ?

Труд      Милосердие    Любовь ко  

                                            всему живому

Где же Даша увидела такой же, но только новый цветок.

-Обратите внимание,  что цветок зовёт Дашу, это голос новой неизвестной жизни. Автор не случайно «вырастил» сына цветка в прежних, трудных условиях. Зачем он это сделал, как вы думаете?

-Он хотел, чтобы мы задумались. О чём? Что унаследовал сын от своего отца? Что в нём изменилось?

-У любого живого существа есть корни, место, в котором он живёт и далеко не всегда это место  и условия жизни можно выбрать по своему желанию. Так что же делает цветка сына лучше, прекраснее отца, даёт ему силы? Значит, жизнь по Платонову-родство, корни.( Слайд 5).

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов.

 Вот мы и вывели формулу жизни А.Платонова. Так что же составляет формулу жизни по Платонову?

-Герои Платонова пытаются понять, услышать голос, взывающий о помощи. А что это значит понять?

-Как вы думаете, просто ли это? Что для этого требуется?

-А теперь обратимся к нашим эпиграфам. Созвучны ли они нашему сегодняшнему разговору.

V. Самостоятельная работа

Цель этапа: совершенствовать умения и навыки письменного высказывания.

-В окружающей нас жизни не всё так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живётся очень нелегко .Если прислушаться, можно услышать «безмолвный зовущий голос» существа, ждущего помощи. Напишите о том, что, на ваш взгляд, может сделать каждый из вас, чтобы вокруг стало меньше  «неоткрытых» зовущих голосов.

Чтение и анализ текста.

       

  Записывают в тетрадях. Делают самостоятельно вывод.

                 

Жизнь

                                                  память

                                                     родство            

Труд      Милосердие    Любовь ко   

                                            всему живому

Обобщают и делают выводы.

Работа с афоризмами.

Самостоятельная творческая работа.

 Чтение творческих работ.

П:

анализ, обобщение;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

– построение логической цепи рассуждений, доказательство

К:

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ;

– использование критериев для обоснования своего суждения .

Л:

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

VI.Итог урока

Цель этапа:

Рефлексия, мотивация обучающихся интереса к чтению ,осмысление домашнего задания. Сочинение-миниатюра. Какое открытие помог вам совершить А.Платонов в самих себе?         

Делают выводы, участвуют в беседе по осмыслению домашнего задания. Высказывают свои предположения.

П: рефлексия способов и условий действия .

Р:контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л:

-самооценка на основе критерия успешности

– адекватное понимание причин успеха  неуспеха в учебной деятельности ;

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

К:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений

– использование критериев для обоснования своего суждения

– планирование учебного сотрудничества);



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10-ом классе.

Тема урока:    «Нормы словоупотребления. Паронимы»

 Цель:                1)дать понятие о лексических нормах, словах-паронимах;

                           2)формирование умений и навыков употребления слов-

                           паронимов с учётом их лексического значения и норм

                           лексической сочетаемости;

                           3)повышение речевой культуры учащихся.

                           

                                         Ход урока.

-Попробуешь

слова сличить-

И аж мороз идёт по коже!

Недаром

мучить и - учить

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина-вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Всё это будто не одно,

Но от другого не отбросишь.

Берёзка-розга. Лик и лак.

Увечить и увековечить…

Неужто это просто так. Одна случайность -

Чёт и нечет?

-Я не случайно начала сегодняшний урок стихотворением Л.Мартынова. Как вы уже, наверное, поняли: сегодня на уроке речь пойдёт о слове и его лексическом значении, о словах паронимах и об особенностях сочетаемости их с другими словами Записываем тему сегодняшнего урока. Слово представляет собой важнейшую единицу язык. При помощи слов называются все различные явления окружающего нас мира (предметы, признаки, действия, состояния).

   Выполнять эту роль слово может потому, что оно имеет определённый смысл, значение которого и называется лексическим значением. В лексическом значении слова получают отражение сложившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков. Например, слово «вековой» имеет лексическое значение «живущий, существующий столетия, очень долго», а слово »вечный» -  « бесконечный во времени, неизменный, постоянный». Точность словоупотребления и состоит в соблюдении лексических норм русского литературного языка, в умении пользоваться словами в письменной и устной речи в полном соответствии с их сложившимися и закрепившимися в языке лексическими значениями. Так что же такое норма? Норма литературного языка - это социально одобряемое правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных, образованной части общества. Лексические нормы это нормы словоупотребления (употребление слов в соответствии с присущим им значениям, с учётом возможной сочетаемости с другими словами). Нормы словоупотребления фиксируются в толковых словарях и закрепляются совокупностью правил, которые даются в вводных статьях к этим словарям. Особая важность соблюдения лексических норм определяется не только культурно-престижными факторами, но и необходимостью полного взаимопонимания между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим), что, в свою очередь, составляет саму суть языкового общения.  К неточности в выборе слов и речевым ошибкам ведёт употребление пишущим (говорящим) слов, лексическое значение которых он или не понимает, или понимает не вполне правильно. Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определёнными трудностями. Группу таких слов составляют паронимы. Что же такое паронимы, и в чём их особенность употребления? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте прочитаем слова и подумаем: в чём особенность их морфемного строения? (Презентация).

Представить - предоставить, здравица -  здравница, скрытый - скрытный, памятный -памятливый, одет - надеть , игривый - игристый, штатный - штатский.

-Одинаковые ли лексические значения выражают эти пары слов?

-Несмотря на то, что корень придаёт им общность в лексическом значении, тем не менее у этих слов разные значения.

-Каковы грамматические особенности слов-паронимов?

-Паронимы (от греч. Para  - рядом + оним - имя)-близкие по звучанию однокоренные слова одной части речи, обозначающие разные понятия. Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, то эти слова обладают определённым сходством в звучании, и морфемном строении, грамматических признаках. Своеобразие значений подобных слов рассматриваются в словарях »Трудных случаев однокоренных слов русского языка», в словарях паронимов, в «Толковых словарях». Различие в лексическом значениях этих слов  отчётливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Чтобы избежать речевой ошибки, нужно прежде всего определить лексическое значение слова, обращаясь либо к словарю паронимов, либо к толковому словарю и установить смысловую разницу между ними.

Задания (на доске и в тетради).

Найдите и подчеркните слова-паронимы. Определите их лексическое значение, обращаясь к толковому словарю.

Пусть и впредь в нашей долгой судьбе

Гордость с нами идёт, как доныне.

Я желаю тебе и себе

Больше гордости, меньше гордыни.

Меня тревожит встреч напрасность,

Что и ни сердцу, ни уму,

И та не праздничность, а праздность

В моём гостящая дому.

И прежний сняв венок,

Они венец терновый,

Увитый  лаврами надели на него.

-Приём паронимического противопоставления часто используют в текстах художественной литературы.

-А что придаёт тексту этот приём?

-Приём паронимического противопоставления придаёт тексту неповторимое речевое изящество, афористичность.

-Вставьте нужные по смыслу слова-паронимы, объясняя их лексическое значение.В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.

1.Смеяться (заразным, заразительным) смехом. Перенести (заразную, заразительную болезнь).

2.Иметь (скрытые, скрытные) намерения. Обладать (скрытым, скрытным характером).

3.Отправиться в (длинное, длительное) путеществие. Канал оказался судоходным и очень (длительным, длинным).

4.Произнести (здравницу, здравицу) в честь кого-либо. Уехать отдыхать в (здравницу, здравицу).

-В устной и письменной речи мы часто употребляем глаголы-паронимы:одеть и надеть. Казалось бы, простые глаголы. Но всегда ли мы соблюдаем нормы русского литературного языка, употребляя данные глаголы. В каких случаях мы употребляем глагол надеть, а когда одеть?

-Чтобы не допускать ошибок в употреблении слов-паронимов, нужно знать их лексическое значение. В случае затруднения обращайтесь к словарям. Но на ЕГЭ пользоваться словарями запрещается. Как быть, если мы не знаем лексического значения слов-паронимов? Не всегда, но возможно определить лексическое значение слов-паронимов, обратившись к их морфемному составу. В таких случаях нужно обратить внимание на семантику морфем. (Презентация. Таблица). Словообразовательные элементы (приставки и суффиксы) могут не только придать слову новый оттенок (дружеский - дружественный), но и изменить его лексическое значение (остатки-останки).

-Подберите к каждому прилагательному существительное, составьте словосочетание, соб-

людая нормы словоупотребления. Объясните лексическое значение слов-паронимов, обра-

щаясь к толковому словарю. Выделите суффиксы прилагательных.

Обидный –  обидчивый, понятлный - понятливый, классный - классовый, эффектный -   эффективный, игривый - игристый, болотный - болотистый, бережливый - бережный.

-Какая морфема определяет разную лексическую сочетаемость?

-Следующее задание самостоятельное. Выполнение тестов части А. Проверка. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Районный семинар директоров.

Урок русского языка в 7-ом классе.

Тема:          «Понятие о предлоге. Употребление предлогов».

Цель:          1)дать понятие о предлоге как служебной части речи;

                    познакомить с разрядами предлогов, многозначностью,

                    синонимией и антонимией предлогов;

                    2)формирование умений и навыков определения разря-

                    дов предлогов по значению,употребления предлогов в

                    устной и письменной речи;

                    3)прививать любовь к родному языку                    

                                    Ход урока.

-Сегодня на уроке мы поговорим о предлогах. Вы узнаете о разрядах предлогов по значению, о многозначности и однозначности предлогов, о синонимии и антонимии, и сами научитесь правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи. Что вам известно о предлогах?

-Объяснение нового материала.

-Предлог-это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении. Предлог как название части речи встречался ещё в древнерусском языке, где он, как и в современном, выражал зависимость косвенных падежей существительных местоимений и

числительных в словосочетании и предложении. По происхождению слово предлог-это калька (буквально перевод с греческого), которая значит  «перед словом» .Предлогов не так много: около 200 слов. Однако свой незначительный состав предлоги восполняют частотой употребления, по которой они занимают 4-е место( после существительных, глаголов и местоимений), связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями самостоятельных слов различные смысловые значения. Предлоги по значению делятся на разряды. (Презентация).Есть предлоги, которые в зависимости от контекста, приобретают разные значения. Такие предлоги называются многозначными. Например, предлог на имеет 33 значения, с-31 значение. Различают синонимичные и антонимичные предлоги. Синонимичными предлогами являются те, которые выражают одинаковые значения. Например, у реки, около реки. Антонимичными предлогами являются те, которые выражают противоположные значения. Например, на-под, в-из. Некоторые предлоги употребляются с одним падежом, а некоторые с несколькими падежами.(Презентация. Работа по таблице. Предлоги не являются членами предложений, но входят в состав членов предложений. А теперь откройте учебник-практика на С.204 и посмотрите на орфограмму. Сформулируйте правило о правописании предлога со словами.

-А как называется такая орфограмма?

-А теперь откройте учебник-теория и закрепите полученные знания теоретическим материалом учебника.

Закрепление.

-При ответах пользуйтесь таблицами и теоретическим материалом учебника.

-Найдите предлоги. Укажите разряд по значению. Выделите орфограмму-пробел.

Показаться из-за горизонта, опоздали из-за аварии, расположиться в лесу, прийти через час, остановиться для ночлега, говорить по душам.

-Обратимся к учебнику и выполним упражнение №803.Сделайте вывод об употреблении предлогов. Все ли данные предлоги вы смогли употребить с существительными?

-А теперь поиграем в игру »У кого хвост длиннее…».

1В.    Подберите и запишите как можно больше имён существительных, местоимений с

          атонимичными предлогами.

2В.     Подберите и запишите как можно больше имён существительных, местоимений с  

           Синонимичными предлогами.  

-У кого же хвост оказался длиннее?

-В своей речи мы часто употребляем предлоги и не задумываемся об их происхождении. Некоторые учащиеся получили индивидуальные задания и занимались исследовательской работой. Сейчас они нам расскажут о происхождении некоторых предлогов. (Выступления учащихся).

-У предлогов, как считал выдающийся лингвист Виноградов, лексическое значение тождественно с грамматическим. И действительно, например, в словах перед закатом и предзакатный грамматическое значение предлога перед и приставки пред одинаково (предшествование какому-либо действию).Не случайно многие наши предлоги созвучны с приставками и при образовании слов (существительных, прилагательных, наречий »прячутся» в них, выполняя роль приставок. А в некоторых языках, например, в венгерском, грамматическую роль предлогов выполняют «прилепы». Они присоединяются к слову после корня.

-Бывает трудно отличить приставку от предлога. Как отличить приставку от предлога?

-Укажите предлог или приставку. Выделите орфограмму-пробел.

Не под дождём - подождём. Язык до Киева доведёт. Апрель обманет, под май подведёт. По нитке дойдёшь до клубка.

-Как называются такие выражения? Где они употребляются?

-Обратите внимание на картинки. Они вам помогут ответить на следующие вопросы.

-Из каких 2-х предлогов можно составить название домашнего животного?

-Из каких 3-х предлогов можно составить название домашнего животного?

-Следующее задание самостоятельное.

На»5» .    Списать текст. Вставить по смыслу предлоги. Определить разряд по значению.

                 Указать падеж существительных, на который указывают предлоги. Определить

                 синтаксическую роль предлогов в предложении.

На «4»      Упражнение№804.

  -Обобщение.

-Что нового вы узнали о предлогах?

-На какие  разряды по значению делятся предлоги?

-Какие предлоги называются однозначными, а какие – многозначными?

-Какие предлоги называются синонимичными, а какие - антонимичными?

-Домашнее задание. Учебник »Теория». С.151-154.

Задание  на»5» .Написать грамматическую сказку» Как предлоги разряды делили».

                на»4».Упражнение№801(1).