Аналитическим материалом исследования послужили фигурные стихи. Выбор темы обусловлен интересом к необычному в литературном процессе. Исследовательская работа посвящена изучению процесса возникновения и развития фигурных стихов не только в России, но и во всём мире.
Материалы научно-исследовательской работы.
Во введении представлены тема, цель, задачи и методы работы.
Вложение | Размер |
---|---|
tsvelih.docx | 19.71 КБ |
Аналитическим материалом исследования послужили фигурные стихи. Выбор темы обусловлен интересом к необычному в литературном процессе. Исследовательская работа посвящена изучению процесса возникновения и развития фигурных стихов не только в России, но и во всём мире.
Материалы научно-исследовательской работы.
Во введении представлены тема, цель, задачи и методы работы.
Тема: Фигурные стихи. Форма или содержание?
Цель: познакомиться с фигурными стихами, объяснить их предназначение, раскрыть все тайны этого жанра.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
Выдвинутые гипотезы:
1) Фигурные стихи предназначены только для визуального восприятия и эстетического наслаждения.
2) В фигурных стихах форма преобладает над содержанием.
Методы работы:
Основная часть содержит в себе теоретическую и практическую части.
Несмотря на свою увлекательную историю, фигурные стихи долгое время удостаивались лишь кратких упоминаний в книгах, посвящённых литературным курьезам. До сих пор не существует ни одного более или менее подробного сочинения о них. Это объясняется тем, что фигурные стихи рассматривались лишь с литературной точки зрения, тогда как их значение намного шире и принадлежит вовсе не истории литературы, но скорее – истории человеческой мысли.
История фигурных стихов (представляющих собой изображения материальных предметов) насчитывает более двух тысячелетий. Фигурные стихи всегда появлялись в особой интеллектуальной среде. Все их авторы почти без исключения были не только поэтами, но и эрудитами и учёными.
2
Процесс развития фигурных стихов ясно говорит о том, что, несмотря на все исторические катаклизмы и изменения, этот поэтический фокус никогда не утрачивал своего значения. Даже и сейчас он воспринимается по-прежнему свежо. Этот удивительный факт говорит о том, что графическая поэзия исполняет некую задачу – не только поэтическую, но и интеллектуальную. Объяснение найти легко: создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление.
Это задача, которую решает правое полушарие человеческого мозга, отвечающее не за рациональное начало и логику, а за синтез, внезапные открытия, возникающие путем мгновенных сопоставлений и ассоциаций. Подобный тип мышления необходим не только в искусстве, но и в науке.
Фигурные стихи, то есть стихотворения, графическая (или печатная) форма которых изображает некий узор за счёт неровных строк, известны в истории поэзии очень давно. В поэзии Древней Греции и Древнего Рима это довольно обычное явление, причем, кроме статических, известны и фигурные стихи, стремящиеся к изображению движения, например, взлетающего и угасающего фонтана.
В России в 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий. В 18-19 веках к фигурным стихам обращаются Г.Державин, П.Сумароков, А.Апухтин и некоторые другие поэты. Затем фигурные стихи были популярны в поэзии начала 20 века.
Изобретателем фигурного стиха считается древнегреческий поэт Симмий Родосский, сочинявший стихи в форме секиры, крыльев и яйца. В истории фигурной поэзии, которая прошла путь от фигурных стихов до каллиграмм и конкретной поэзии, есть некоторые наиболее популярные объекты изображения. К ним относятся объекты христианской символики, в первую очередь крест, чаша, а также звезда, солнце, и другие. Одним из таких объектов, часто встречающихся в фигурных стихотворениях, является и сердце.
Среди работ поэта и музыканта XIV века Бода Кортье (Baude Cortier) одна песня записана в форме круга, а другая, трехголосное рондо «Belle bonne», – в форме сердца, первые две строки каждой из трех строф изображают дуги, а вторые основания изображения сердца.
В XVII веке, в эпоху барокко становятся популярны стихотворения-лабиринты, которые надо читать, следуя по определенным линиям внутри изображения. Из рисунка этих линий и возникали различные фигуры, в том числе и сердце, как в стихотворении Патрисио Фаттори (Patrizio Fattori) « Ampla et diligente relatione » (1614
В 1680 году поэт Иоанн Канкель (Johann Kankel) создает стихотворение-лабиринт в честь бракосочетания шведского короля Карла XI и датской принцессы Ульрики Элеоноры/
Первые фигурные стихи в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в XVII веке, когда стихотворная "алхимия" была в большой моде. В XVIII-XIX вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем к фигурным стихам проявляют интерес символисты и авангардисты (Брюсов, Кирсанов, Вознесенский и др.).
Первые фигурные стихи в России
Я
еле
качая
верёвки,
в синели
не различая
синих тонов
и милой головки,
летаю в просторе
крылатый, как птица,
меж лиловых кустов !
Но в заманчивом взоре,
знаю, блещет, алея, зарница!
Я и счастлив ею без слов!
В. Брюсов
О, где же те мечты? Где радости печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.
А. Апухтин
В настоящее время фигурные стихи не потеряли своей актуальности. Многие современные авторы прибегают к использованию данного стиля стихосложения. Поэтесса Татьяна Манкова, которая пишет именно в этом стиле на совершенно разные темы. В её стихах живут герои сказок (Золушка, Алёнушка, Снежная Королева, Русалочка) и мифов (Эвридика). Явления природы (снег, сумерки, листопад), чувства человека (радость, грусть, дружба,любовь)становятся предметом её фигурных стихов.
Стихи Татьяны Манковой( со слайда)
Анимированная поэзия( со слайда)
Изучив фигурные стихи, я поняла, что моя гипотеза не совсем верна. Форма в фигурных стихах преобладала лишь во времена зарождения этого стиля в России.
В современных фигурных стихах скорее преобладает смысл, содержание, нежели форма самого стиха, хотя и она играет не самую последнюю роль, так как помогает зрительному восприятию произведения.
Гипотеза опровержена.
Фигурные стихи существуют не в виде формул или схем,
они облечены в форму искусства.
Это особый вид мышления, который иногда крайне необходим
В заключение хочу сказать, что я не заканчиваю изучение фигурных стихов, ведь ещё попытаюсь рассмотреть их с точки зрения геометрического построения и использования в них геометрических фигур
и попробуюсвои силы
в написании фигурных
стихов.
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Щелкунчик
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Что такое музыка?