Влияние мануальных действий на развитие мозга ребенка
В современное время, здоровье человека должно являться приоритетным направлением государственной политики в области образования. Исходя из этих задач, мы спешим обучить детей чему-то новому, прогрессивному, необходимому для дальнейшей жизни. А о главном, здоровье, мы почему-то часто забываем.
Работая в системе образования на протяжении многих лет, могу смело утверждать, что состояние здоровья детей ухудшается год от года. По данным исследований российских учёных численность абсолютно здоровых школьников в начале 21 века составляет 15% от общего количества учащихся. Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на бережное отношение к своему здоровью, ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. И я стараюсь повлиять на сохранение и укрепление здоровья своих учеников, и этому посвящена моя статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_manualnyh_deystviy_na_razvitie_mozga_rebenka.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние мануальных действий на развитие мозга ребенка
В современное время, здоровье человека должно являться приоритетным направлением государственной политики в области образования. Исходя из этих задач, мы спешим обучить детей чему-то новому, прогрессивному, необходимому для дальнейшей жизни. А о главном, здоровье, мы почему-то часто забываем.
Работая в системе образования на протяжении многих лет, могу смело утверждать, что состояние здоровья детей ухудшается год от года. По данным исследований российских учёных численность абсолютно здоровых школьников в начале 21 века составляет 15% от общего количества учащихся. Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на бережное отношение к своему здоровью, ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. И я стараюсь повлиять на сохранение и укрепление здоровья своих учеников, и этому посвящена моя статья.
Движение пальцев и кисти рук имеют особое оздоравливающее воздействие на весь организм в целом. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во 11 веке до н.э. Игры с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии. Японский врач Намиком Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательных пальцев положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца - на сердце. В Японии широко используют для ладоней и пальцев игры с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие на организм оказывает и использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования, а так же цвет. На этом мне бы и хотелось остановиться подробнее.
Задумывались ли вы когда – ни будь о том, какое значение в нашей жизни имеют цвета!
Только представьте себе, что снег вдруг станет оранжевым, трава и листья красными, небо – фиолетовым. Наша психика не выдержала бы столь насыщенного зрелища. Учёные доказали, что цвет может угнетать и навевать печаль, а также он может и лечить.
Красный – нормализует кровообращение и обмен веществ, хотя избыток красного цвета может спровоцировать перевозбуждение, головную боль и усталость глаз. В медицине его используют для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори, гнойных ран.
Желтый цвет стимулирует зрение, нервную деятельность, благотворно воздействует на интеллект, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Лечит бессонницу, возбуждает аппетит, помогает при нарушении работы печени.
Зеленый – самый успокаивающий. Он способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз. Назначается при различных сердечно - сосудистых заболеваниях, при головных болях и глазных недугах.
Синий – помогает при бессоннице, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление. Если с синим цветом переборщить, то он может оказывать и угнетающее действие на психику.
Изобразительная деятельность цветом (гуашь, акварель), пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но необходима. Ребёнок выражает свои эмоции через цвет, рисуя радость, любовь, страх, выполняя работы на темы, а в это время в организме ребёнка невольно происходит снятие психического напряжения, улучшается настроение.
Подробно хочу остановиться на нетрадиционных приёмах рисования. Итак, техника «монотопия» («пятнография»): лист бумаги складывается пополам, затем на одну половину наносятся яркие краски, и пока краска не высохла лист складывается пополам и проглаживается. На развороте получается симметричное изображение, остаётся только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали. Не менее интересна и техника «пуантилизм», когда изображение состоит из множества маленьких точек. При рисовании точками, а не линиями, рисунок приобретает мозаичный вид. Выполняя поздравительную открытку к новому году, я познакомила детей ещё с одной техникой рисования как «набрызг». На зубную щётку набирается краска и жёстким предметом проводим по верху щётки, наклоненной над бумагой. Брызги разлетаются по чистому листу. На лицах детей – улыбки! Таким образом, можно изобразить звёздное небо, салют, и всё, что придёт в голову непоседливым детям.
Подобные занятия развивают фантазию и воображение, а также вызывают удивление и восторг, а всё это благоприятно влияет на положительные эмоции, создаёт благоприятные условия для успешного развития ребёнка. Тренировка движений пальцев и кистей в изобразительной деятельности является важнейшим фактором и развития речи, а также способствует улучшению артикуляционных движений; повышает работоспособность коры головного мозга; стимулирует развитие мышления ребёнка.
Занимаясь проблемой оздоровления, развития и расширения психофизических возможностей через разные виды изобразительной деятельности, разработала модифицированную программу по изобразительному искусству для 5-7 классов. В программу введены такие темы как «Изонить», «Оригами», «Роспись по стеклу», «Витраж», «Мозаика из пластилина», «Мозаика из обрывных кусочков бумаги» и т.п. Достоинство этих художественных техник и в том, что они требуют согласованного участия многих психических функций. Выполняя работы в различных техниках, ребенок даёт выход своим чувствам, имеет возможность выразить различного рода эмоции, в том числе и отрицательные, а они в свою очередь способствуют снятию психического напряжения и стресса. Кроме того нетрадиционные техники оказывают благоприятное воздействие и на физическое развитие: развитие мелкой моторики; развитие тактильного восприятия; увеличение остроты и объема зрительного восприятия; развитие моторики крупных движений; приобретение опыта координации движений в системе «глаз — рука».
В заключении хочу сказать, что детский рисунок или творческая работа – это не просто «красивая картинка» для выставки, а результат работы души и интеллекта, и эта «картинка» несёт особую информацию о состоянии здоровья ребёнка, о его внутреннем мире. Выполняя на уроках творческие работы можно помочь детям не только преодолеть эмоциональные проблемы, но и развивать уверенность в себе.