Проект "Первым делом -здоровье!"
методическая разработка
Нашей главной задачей является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому здоровому образу жизни уделяется большое внимание, которое включает в себя физкультурные, профилактические и оздоровительные мероприятия.
Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в ДОО, приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Первым делом – здоровье!»
Название проекта: «Первым делом - здоровье!»
Тема проекта: Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий
Вид проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, родители воспитанников.
Срок реализации:
Ноябрь- июль
Тип проекта:
Долгосрочный
Актуальность проекта
Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью и резким ухудшением состояния здоровья детей дошкольного возраста, поэтому задача оздоровления – одна из основных, стоящих перед обществом. Так, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития детей (мониторинг здоровья) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья и активное внедрение их в работу группы. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. В связи с этим правильно организованный коррекционно-образовательный процесс способствует не только качественному овладению детьми умениями и навыками, но и благополучному психоэмоциональному и физическому развитию воспитанников, укреплению их здоровья. Именно для успешного будущего наших детей, в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представления о здоровом образе жизни.
Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – детского сада и семьи. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Родители, в процессе совместной деятельности, получают необходимые рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни.
Проблема
Поиск участниками образовательного процесса эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.
Цель проекта:
Сохранение и укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в ДОО, приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Задачи:
Для детей:
- Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы работы;
- Познакомить с факторами, влияющими на состояние своего здоровья и здоровья окружающих;
- Продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни;
- Вызвать интерес к спорту и физическим упражнениям.
Для родителей:
- Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми;
- Расширять знания родителей о физических умениях и навыках детей;
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОО;
- Заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.
Для педагога
- Разработать план мероприятий по проекту «Растем здоровыми!»
- Создать предметно – развивающую среду по данной проблеме в группе;
- Подобрать наглядный информационный материал.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
2. Сформированность гигиенической культуры.
3. Улучшение соматических показателей здоровья.
4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Педагогическая, психологическая помощь.
4. Повышение уровня компетентности.
Для педагога:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма .
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
5. Моральное удовлетворение.
Форма работы с детьми и родителями:
- Индивидуальная;
- Групповая.
Формы реализации проекта:
- тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
- мониторинговые процедуры (анкетирование родителей);
- спортивные соревнования и досуги;
- беседы;
- игры;
- консультации для родителей;
- выставка детского творчества;
- создание картотеки: «Подвижные и дидактические игры для детей дошкольников»
Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:
1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.
3. Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
4. Совершенствование системы физического воспитания.
5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
8. Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
9. Проведение мониторинга здоровья.
Поставленные задачи реализуются через применение здоровьесберегающих образовательных технологий, таких как:
-Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления;
-Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
-Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
№ п/п | Вид деятельности |
1 | Сбор и анализ информации о здоровье детей, причин заболеваний; знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения. |
2 | Определение цели и задачи проекта. |
3 | Разработка проекта. |
4 | Информирование и привлечение родителей к участию в проекте. |
5 | Подборка методического и дидактического материала, подборка художественной литературы. |
6 | Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта. |
7 | Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта |
8 | Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним. |
9 | Анкета для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье» |
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Ежедневная работа с детьми:
• Утренняя гимнастика.
• Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
• Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»
• Физкультминутки
• Закаливающие процедуры
• Подвижные игры в группе, на улице
• Воспитание культурно-гигиенических навыков.
• Воспитание культуры поведения за столом.
№ п/п | Вид деятельности | |
Работа с детьми | Работа с родителями | |
1 | НОД«Кто я?» «Человек и его здоровье» «Здоровая пища» «Что полезно для здоровья» «Микробы» «Личная гигиена» «Режим дня» «Осанка – красивая спина» «Спорт – это здоровье» Занятия оздоровительного цикла «Неделя здоровья в детском саду» | Анкетирование родителей по вопросам физического развития детей |
2 | Тематические беседы с детьми: | Родительские собрания «Ребенок и компьютер» «Режим дня- залог здорового развития ребенка?» |
3 | Ознакомление с литературой: -А. Барто «Прогулка» -К. Чуковский «Федорино горе» | Консультации - «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка» -«Как укрепить здоровье ребёнка в условиях семьи» -«Витамины для детей» -«О пользе мёда для детей» - «Советы и рекомендации инструктора по физической культуре» -«Витаминная азбука» -«Осень без простуды» |
4 | Игровая деятельность: -Кошки - мышки» Дидактические и развивающие игры«Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи» -«Вредно – полезно» (вредные привычки, продукты питания) -«Витаминная семейка» (овощи, фрукты) -«Кому что нужно?» (средства гигиены) -«Спортивные профессии» -«Виды спорта» Сюжетно ролевые игры - «Столовая, «Скорая помощь», «Поликлиника», «Аптека» Игры на развитие мелкой моторики с использованием различных пособий | Индивидуальные беседы - «Как организовать выходной день с ребенком» -«Наши привычки- привычки наших детей» -«Одежда детей в разные сезоны» -«Отдых с детьми летом» |
5 | Изобразительная деятельность Рисование карандашами, фломастерами, мелками «Овощи и фрукты- полезные продукты», «Что такое здоровье»(выставка рисунков на неделе здоровья в детском саду), «Мой лучший друг – здоровье!» Лепка «Корзина полезных продуктов» Аппликация: «Овощи и фрукты» | Выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и укреплению здоровья детского организма |
6 | Самостоятельная деятельность -Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о здоровье, спорте -Выполнение упражнений на тренажерах, использование материалов и оборудования центра «Физическое развитие» для игр и самостоятельной двигательной деятельности | Папки-передвижки -«Как воспитывать у ребенка привычку пользоваться носовым платком» -«Здоровье детей в ваших руках » - «Воспитание культурно- гигиенических навыков у дошкольников» |
7 | Наблюдения, экскурсии: | |
8 | Показ презентаций о ЗОЖ и просмотр мультфильмов о ЗОЖ «Нехочуха», «Грязнуля», «Королева Зубная щетка», «Мойдодыр», «Федорино горе» | |
9 | Спортивные праздники и досуги: -«Быстрые, ловкие, смелые» -Спортивный досуг к 23 февраля -Зимний спортивный праздник «Проводы зимы» -«Будущие олимпийцы» -Участие в муниципальной спартакиаде дошкольников «Веселые старты» | Участие родителей в спортивных мероприятиях |
10 | Краткосрочный проект с детьми старшего возраста «Если зубы хороши,то ты смейся от души» | |
11 | Занятия с педагогом - психологом, с инструктором по физической культуре |
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- Мониторинг физического развития детей, сравнение и анализирование результатов обследования с результатами вводного мониторинга
- Проведение спортивного – развлекательного мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья!»
- Оформление выставки рисунков: «Мой лучший друг- здоровье!»
- Выставка стенгазет «Спортивная семья»
Продукт проектной деятельности:
- План реализации проекта «Растем здоровыми!» (приложение 1);
- Тематический план по краткосрочному проекту «Если зубы хороши, то ты смейся от души!»в рамках проекта «Растем здоровыми!» (приложение 2)
- Конспекты НОД «Что полезно для здоровья» (приложение3);
- Конспекты бесед с детьми о здоровом образе жизни (приложение4)
- Стихи, пословицы, загадки про здоровье и спорт (приложение5);
- Картотека дидактических игр
- Картотека подвижных игр (приложение 6);
- Выставка рисунков «Мой лучший друг- здоровье!»
- Выставка стенгазет «Спортивная семья»
- Информационный материал в родительском уголке;
- Диск «Сборник мультфильмов о здоровом образе жизни»
IV ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
В ходе проведения проекта «Растем здоровыми!» были получены следующие результаты:
У детей появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
Дети с удовольствием ходят босиком по дорожке здоровья, самостоятельно овладели методикой полоскания рта, моют руки по локоть, играют с водой.
Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
Снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в оздоровительных процедурах.
Познавательная ценность проекта:
У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.
Расширилось представление о оздоровительных мероприятиях.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием нетрадиционных подходов в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Бабенкова Е.А. Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
2. Клепинина З.А., Клепинина Е.В. Как развивать в ребенке умение заботиться о своем здоровье: Материалы для занятий с детьми дошкольного возраста.- М.: АРКТИ. 2010.
3.Кубрушко Т.В., Оловаренко Л.В. Уроки Мойдодыра «Удивительные приключения Незнайки в поисках ослепительной улыбки на всю жизнь»- Курск, 2013
4. Маханева М. Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
5.Оловаренко Л.В. Образовательная область «Физическое развитие».-Курск, 2017
6. Полтавцева Н.В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера. 2012.
7.Пензулаева Л.И «Физкультурные занятия в детском саду» (вторая младшая группа), М., 2009 г
8.Стрекина Р.Б Безопасность –СПб.: «Детство-пресс»,2004
9. Шорыгипа Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровье – дело престижное, или игры для взрослых в борьбе за собственное здоровье».
Семинар-практикум...

Семинар - практикум «Здоровье - дело престижное или игры для взрослых в борьбе за собственное здоровье»
В своей практике мы часто обращаемся к проблемам физического воспитания дошкольников. Но задумывались ли Вы, что нередко самочувствие детей, их настроение зависит и от здоровья воспитателей. Об этом м...

Проект "Что нас делает здоровыми?"
Для повышения уровня знаний и обогащения опыта родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы....
Дети старшей группы приняли активное участие во Всероссийской акции "Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!", приуроченной к Всемирному Дню здоровья
Дети старшей группы приняли активное участие во Всероссийской акции "Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!", приуроченной к Всемирному Дню здоровья...