Проект "Первым делом -здоровье!"
методическая разработка

Павлова Ксения Леонидовна

Нашей главной задачей является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому здоровому образу жизни уделяется большое внимание, которое включает в себя физкультурные, профилактические и оздоровительные мероприятия.

Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в ДОО, приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovye.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:  «Первым делом – здоровье!»


Название  проекта: «Первым делом - здоровье!»

Тема проекта: Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий


Вид проекта: практико-ориентированный


Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, родители воспитанников.

 Срок реализации:

 Ноябрь- июль

Тип проекта:

Долгосрочный

Актуальность проекта

Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью и резким ухудшением состояния здоровья детей дошкольного возраста, поэтому задача оздоровления – одна из основных, стоящих перед обществом. Так, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития детей (мониторинг здоровья) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья и активное внедрение их в работу группы. Задача укрепления здоровья  детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. В связи с этим правильно организованный коррекционно-образовательный процесс способствует не только качественному овладению детьми умениями и навыками, но и благополучному психоэмоциональному и физическому развитию  воспитанников, укреплению их  здоровья. Именно для успешного будущего наших детей, в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представления о здоровом образе жизни.

Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов –  детского сада и семьи. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Родители, в процессе совместной деятельности, получают необходимые рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни.

Проблема

 Поиск участниками образовательного процесса эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.

Цель проекта:

 Сохранение и укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в ДОО, приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Задачи:

Для детей:

  • Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы работы;
  • Познакомить с факторами, влияющими на состояние своего здоровья и здоровья окружающих;
  • Продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
  • Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни;
  • Вызвать интерес к спорту и физическим упражнениям.

Для родителей:

  • Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми;
  • Расширять знания родителей о физических умениях и навыках детей;
  • Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОО;
  • Заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.

Для педагога

  • Разработать план мероприятий по проекту «Растем здоровыми!»
  • Создать предметно – развивающую среду по данной проблеме в группе;
  • Подобрать наглядный информационный материал.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
2. Сформированность гигиенической культуры.
3. Улучшение соматических показателей здоровья.
4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Педагогическая, психологическая помощь.
4. Повышение уровня компетентности.

Для педагога:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма .
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
5. Моральное удовлетворение.


Форма работы с детьми и родителями:
- Индивидуальная;
- Групповая.

Формы реализации проекта:

  • тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
  • мониторинговые процедуры (анкетирование родителей);
  • спортивные соревнования и досуги;
  • беседы;
  • игры;
  • консультации для родителей;
  • выставка детского творчества;
  • создание картотеки: «Подвижные и дидактические  игры для детей дошкольников»

Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:
1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.
3. Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
4. Совершенствование системы физического воспитания.
5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
8. Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
9. Проведение мониторинга здоровья.

Поставленные задачи реализуются через применение здоровьесберегающих образовательных технологий, таких как:
-Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления;
 -Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
 -Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.


I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

№ п/п

Вид деятельности

1

Сбор и анализ информации о здоровье детей, причин заболеваний; знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.

2

Определение цели и задачи проекта.

3

Разработка проекта.

4

Информирование  и привлечение родителей к участию в проекте.

5

Подборка методического и дидактического материала, подборка  художественной литературы.

6

Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.

7

Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта

8

Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.

9

Анкета для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье»

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Ежедневная работа с детьми:
• Утренняя гимнастика.
• Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
• Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»
• Физкультминутки
• Закаливающие процедуры
• Подвижные игры в группе, на улице
• Воспитание культурно-гигиенических навыков.
• Воспитание культуры поведения за столом.

№ п/п

Вид деятельности

Работа с детьми

Работа с родителями

1

НОД

«Кто я?»

«Человек и его здоровье»

«Здоровая пища»

«Что полезно для здоровья»

«Микробы»

«Личная гигиена»

«Режим дня»

«Осанка – красивая спина»

«Спорт – это здоровье»

Занятия оздоровительного цикла «Неделя здоровья в детском саду»

Анкетирование родителей по вопросам физического развития детей

2

Тематические беседы с детьми:
«Как нужно заботиться о своем здоровье»
«Опасные вещи»
«Полезно – не полезно»
«Кому что нужно?»
«Врачи- наши помощники»

Родительские собрания

«Ребенок и компьютер»

«Режим дня- залог здорового развития ребенка?»

3

Ознакомление с литературой:
-К. Чуковский «Доктор Айболит»
-Стихотворения о здоровье
-А. Барто «Девочка чумазая»
-К. Чуковский «Мойдодыр»
-Загадки и пословицы о здоровом образе жизни, о видах спорта

-А. Барто «Прогулка»

-К. Чуковский «Федорино горе»

Консультации

- «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка»

-«Как укрепить здоровье ребёнка в условиях семьи»

-«Витамины для детей»

-«О пользе мёда для детей»

- «Советы и рекомендации инструктора по физической культуре»

-«Витаминная азбука»

-«Осень без простуды»

4

Игровая деятельность:
-
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей.
-«Озорной мяч»
Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
-«Воробышки и автомобиль»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.

-Кошки - мышки»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках.
-
«Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног.
-«Быстрые ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
-«Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.
-«Развитие движения у детей дошкольного возраста»
Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.
В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.

Дидактические и развивающие игры«Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде

-«Вредно – полезно» (вредные привычки, продукты питания)

-«Витаминная семейка» (овощи, фрукты)

-«Кому что нужно?» (средства гигиены)

-«Спортивные профессии»

-«Виды спорта»

Сюжетно ролевые  игры

- «Столовая, «Скорая помощь», «Поликлиника», «Аптека»

Игры на развитие мелкой моторики с использованием различных пособий

Индивидуальные беседы

- «Как организовать выходной день

    с ребенком»

 -«Наши привычки- привычки наших

    детей»

 -«Одежда детей в разные сезоны»

 -«Отдых с детьми летом»

5

Изобразительная деятельность

Рисование карандашами, фломастерами, мелками «Овощи и фрукты- полезные продукты», «Что такое здоровье»(выставка рисунков на неделе здоровья в детском саду), «Мой лучший друг – здоровье!»

Лепка «Корзина полезных продуктов»

Аппликация: «Овощи и фрукты»

Выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и укреплению здоровья детского организма

6

Самостоятельная деятельность

-Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о здоровье, спорте

-Выполнение упражнений на тренажерах, использование материалов и оборудования центра «Физическое развитие» для игр и самостоятельной двигательной деятельности

Папки-передвижки

-«Как воспитывать у ребенка привычку пользоваться носовым платком»

-«Здоровье детей в ваших руках »

- «Воспитание культурно- гигиенических навыков у дошкольников»

7

Наблюдения, экскурсии:
-Наблюдение за играми других детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
-Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по физическому воспитанию, знакомство со спортивным инвентарем.

8

Показ презентаций о ЗОЖ и просмотр мультфильмов о ЗОЖ «Нехочуха», «Грязнуля», «Королева Зубная щетка», «Мойдодыр», «Федорино горе»

9

Спортивные праздники и досуги:

-«Быстрые, ловкие, смелые»

-Спортивный досуг  к 23 февраля

-Зимний спортивный праздник «Проводы зимы»

-«Будущие олимпийцы»

-Участие в муниципальной спартакиаде дошкольников «Веселые старты»

Участие родителей в спортивных мероприятиях

10

Краткосрочный проект с детьми старшего возраста «Если зубы хороши,то ты смейся от души»

11

Занятия с педагогом - психологом, с инструктором по физической культуре

III  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  • Мониторинг физического развития детей,  сравнение и анализирование результатов обследования с результатами  вводного мониторинга
  • Проведение спортивного – развлекательного мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья!»
  • Оформление выставки рисунков: «Мой лучший друг- здоровье!»
  • Выставка стенгазет «Спортивная семья»

Продукт проектной деятельности:

  1. План реализации проекта «Растем здоровыми!» (приложение 1);
  2. Тематический план по краткосрочному  проекту «Если зубы хороши, то ты смейся от души!»в рамках проекта «Растем здоровыми!» (приложение 2)
  3. Конспекты НОД «Что полезно для здоровья» (приложение3);
  4. Конспекты бесед с детьми о здоровом  образе жизни (приложение4)
  5. Стихи, пословицы, загадки про здоровье и спорт (приложение5);
  6. Картотека дидактических игр
  7. Картотека   подвижных игр (приложение 6);
  8. Выставка рисунков «Мой лучший друг- здоровье!»
  9. Выставка стенгазет «Спортивная семья»
  10. Информационный материал в родительском уголке;
  11. Диск «Сборник мультфильмов о здоровом образе жизни»

IV ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА

В ходе проведения проекта «Растем здоровыми!» были получены следующие результаты:
У детей  появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
Дети с удовольствием ходят босиком по дорожке здоровья, самостоятельно овладели методикой полоскания рта, моют руки по локоть, играют с водой.
Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
Снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в оздоровительных процедурах.
Познавательная ценность проекта:
У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.
Расширилось представление о оздоровительных мероприятиях.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием нетрадиционных подходов в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.  Бабенкова Е.А.  Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

2.  Клепинина З.А., Клепинина Е.В. Как  развивать в ребенке умение заботиться о своем здоровье: Материалы для занятий с детьми дошкольного возраста.- М.: АРКТИ. 2010.

3.Кубрушко Т.В., Оловаренко Л.В. Уроки Мойдодыра «Удивительные приключения Незнайки в поисках ослепительной улыбки на всю жизнь»- Курск, 2013

4. Маханева М. Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

5.Оловаренко Л.В. Образовательная область «Физическое развитие».-Курск, 2017

6.  Полтавцева Н.В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера. 2012.

7.Пензулаева Л.И «Физкультурные занятия в детском саду» (вторая младшая группа), М., 2009 г                                                                                     

8.Стрекина Р.Б Безопасность –СПб.: «Детство-пресс»,2004

9. Шорыгипа Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Здоровье - дело престижное или игры для взрослых в борьбе за собственное здоровье»

В своей практике мы часто обращаемся к проблемам физического воспитания дошкольников. Но задумывались ли Вы, что нередко самочувствие детей, их настроение зависит и от здоровья воспитателей. Об этом м...

Проект "Что нас делает здоровыми?"

Для повышения уровня знаний и обогащения опыта родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы....

Что нас делает здоровыми

заключительное развлечение на недели здоровья...

Дети старшей группы приняли активное участие во Всероссийской акции "Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!", приуроченной к Всемирному Дню здоровья

Дети старшей группы приняли активное участие во Всероссийской акции "Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!", приуроченной к Всемирному Дню здоровья...

Досуг "Что нас делает здоровыми?"

Музыкально-спортивное развлечение...