семинар - практикум для родителей "Закаляйте детей летом"
материал (младшая группа)
Семинар-практикум для родителей.
Образовательная область-физическое развитие
«Закаливание детей летом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 417.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №32»
Семинар-практикум для родителей.
Образовательная область-физическое развитие
«Закаливание детей летом»
Подготовила:
Воспитатель
Басыгариева А.М.
Оренбург 2024 г
Семинар-практикум «Закаливание детей летом».
Цель: повышение качества оздоровительной работы с воспитанниками, пропаганда здорового образа жизни среди всех участников воспитательно - образовательного процесса в летний период.
Задачи:
- повышать компетентность педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы;
- мотивировать педагогов на улучшение качества организации летнего отдыха дошкольников;
- развивать творческий потенциал педагогов.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, это обусловлено тем, что она имеет свою специфику. Нам, педагогам, необходимо всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени, формировать и поддерживать интерес воспитанников к оздоровлению.
Закаливание означает тренировку адаптивных возможностей организма при систематическом воздействии воздуха, воды, солнечных лучей на кожные рецепторы.
Оздоравливающий эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни. Введение комплексного закаливания в дошкольном детстве и систематическая его реализация обеспечивают основу нормального физического и психического развития, закладывают фундамент сознательного и активного отношения к физическому воспитанию.
Основные принципы закаливания
- Постепенность увеличения дозировки раздражителя
Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.
- Последовательность применения закаливающих процедур
К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены обливания.
- Систематичность
Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается.
- Комплексность
Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка
Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы:
- Здоровые, ранее закаливаемые;
- Здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, и дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;
- С хроническими заболеваниями и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний.
По мере закаливания, но не раньше чем через 2 месяца, воспитанников переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода должны быть следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»). Представленные показатели соответствуют (отвечают) функциональным возможностям детей 2-й группы. Для детей 1-й группы конечная температура воздуха и воды при закаливании может быть на 2—4°С ниже, для детей 3-й группы (на основании рекомендаций врача дошкольного учреждения) — на 2°С выше. Температуру действующего фактора следует снижать постепенно (через 3—4 дня при местном воздействии и через 5 — 6 дней при общем) или сокращать время его воздействия.
- Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам
Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм. Важно продумать и организовать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.
Воспитателю следует на каждого ребенка завести специальную карту, в которой ежедневно отмечать дату, температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка. Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.
Основные средства закаливания - это солнце, воздух и вода.
Закаливание солнцем
Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно.
Закаливание воздухом
Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.
Воздушное закаливание предполагает двигательную активность на воздухе, двигательную активность в облегченной одежде и босохождение в комнате, сон при открытых фрамугах.
Ежедневные прогулки детей дошкольного возраста – эффективный метод закаливания детей. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. На прогулках воспитателями проводятся спортивные и подвижные игры.
Древнегреческий способ закаливания - хождение босиком (по росе, по скошенной траве, по хвое и др.). Если в летний период дети бегают по лужам, попадут под дождь - это еще больше повысит устойчивость организма.
Закаливание водой
Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха.
Существует несколько отдельных способов закаливания водой:
- Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание
сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
- Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
- Купание проводится в в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения. Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями почек, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких. В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/24/picture-457975-1419391650.jpg)
Семинар –практикум «Провидение прогулок летом в соответствии с ФГОС» в группах раннего возраста
Провидение прогулок летом в соответствии с ФГОС»в группах раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663258-1441631476.jpg)
Семинар – практикум «Проведение прогулки летом в соответствии с ФГОС»
Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей. Необходимо заранее подгот...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/04/picture-816372-1709547567.jpg)
Консультация для воспитателей на лето: "Физическая активность детей летом посредством организации подвижных игр".
Консультация для воспитателей на лето: "Физическая активность детей летом посредством организации подвижных игр"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/14/picture-1289348-1605363329.jpg)
Консультация для родителей в детском саду:"Как провести увлекательно лето вместе с детьми. Что делать детям летом? ".
Впереди – долгожданное лето, и конечно, большую часть времени дети будут проводить на свежем воздухе. Для того, чтобы отдых оставил приятные воспоминания и впечатления, необходимо заранее подума...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/23/picture-908385-1490277174.jpg)
Как провести увлекательно лето вместе с детьми. Что делать детям летом .
quot;Как провести увлекательно лето вместе с детьми. Что делать детям летом? "....
Семинар для воспитателей "«Ориентиры лета. Современные формы организации летнего отдыха детей»
Цель: повысить знания педагогов, касающиеся вопросов организации летней оздоровительной работы с применением современных педагогических технологий...