Использование нейрогимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в ДОУ
проект (старшая группа)

Акулова Любовь

Использование нейрогимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrogimnastika.docx20.96 КБ
Файл neyrogimnastika_2.pptx867.68 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

        Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вас познакомить с направлением в физкультурно-оздоровительной работе –  нейрогимнастикой и возможностями ее использования в работе с дошкольниками.

Слайд 2

        Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ – один из самых важных разделов деятельности детского образовательного учреждения. Помочь ребенку гармонично и правильно развиваться, учить его заботиться о своем теле, помогать ему – это наша основная задача. Очень часто в последнее время мы обращаемся именно к коррекционной педагогике, так как в детский сад поступают дети, которые уже имеют какие-то отклонения в здоровье и в общем развитии. А одним из эффективных современных направлений в коррекционной педагогике является нейропсихология, в общем, и нейрогимнастика, в частности.

Слайд 3

Что же это такое – нейрогимнастика? Нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария.

Нейрогимнастика стимулирует развитие мыслительной деятельности; помогает снизить утомляемость и повысить работоспособность; улучшить мелкую и крупную моторику; развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений; укрепить вестибулярный аппарат;

развить подвижность плечевого пояса; снять стресс и напряжение; предотвратить нарушения, связанные с восприятием пространства и времени.

        Отдельные упражнения и комплексы по нейрогимнастике можно найти в пособии Татьяны Трясоруковой.

Слайд 4

Рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности:

Правое отвечает за действие левой половины тела, т.е. когда мы шевелим левой рукой, то активизируется правое полушарие, и наоборот. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства и креативное развитие.

Левое  полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, за развитие логики, математических способностей и речи.

Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.

Таким образом, распределение активности между полушариями постоянно меняется в зависимости от видов нашей деятельности. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.

Слайд 5

Нейрогимнастика как раз и способствует активизации обоих полушарий. Упражнения достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей, начиная со среднего дошкольного возраста. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.

Очень важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.

Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: в группе, на улице и т.д.

Важно следить за правильностью выполнения упражнений, главное не количество, а качество выполнения.

Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений или делать хлопки.

Слайд 6

Комплексы нейродинамической гимнастики представлены двумя блоками: мануальным и психомоторным.

Мануальный блок или ручной основан на упражнениях пальцев и кистей рук. Они имеют особое развивающее воздействие, так как с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.

Психомоторный блок направлен на укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи, имеющей сложную психическую организацию, где участвуют ядра черепно-мозговых нервов (зрение), ретикулярная формация (движения), лимбическая система (поведение, эмоциональный тонус).

Слайд 7

Все упражнения начинаются с разминки. Каждое упражнение выполняем по 10 раз, ускоряя темп. Мы с вами для примера просто постараемся выполнить все упражнения по одному разу.

1. Двигаем ладонями и пальцами закрываем пальцы другой руки

2.Обхватываем большим пальцем и другими пальцами другую руку и плавно скользим кончикам пальца меняем, как бы разминая

3.Соединяем ладони вместе и разводим пальцы давим на ладони потом соединяем.

4.Сжимаем и разжимаем руки в кулак, при разжатие растопыриваем пальцы

5.Хлопаем в ладоши

6.Ладони соединяем вместе, пальцами давим то в одну сторону, то в другую

7.Руки в кулаке сжимаем и разжимаем не раскрывая пальцы.

8. Трясем  руками.

Слайд 8

Для примера, выполним несколько упражнений из мануального блока.

Упражнение «Ладушки-оладушки»

Одна ладонь лежит к верху,

 другая к низу  - на счёт переворачиваем одновременно один, два,

на счёт  три одну сжимаем в кулак как будто кладём начинку

Слайд 9

Еще одно упражнение «Бублик – булка».

Руки перед собой правая сжата в кулак -  это булка;

 у левой руки все пальчики в кольцо -  это бублик. Меняем руки, правая бублик - левая булка.

Слайд 10

Следующее упражнение «Копыта – рога»

Правая рука показывает копыта - 2 пальца смотрят вниз (средний и указательный),

левая показывает рога: мизинчик и указательный смотрят вверх.

Меняем: правая - рога, левая-  копыта

Очень многие упражнения выполняются, сидя за столом, потому что используется еще твердая поверхность стола. Я для примера выбрала для вас упражнения, которые можно делать в любом положении: стоя, сидя, или в любом месте: дома, на улице, в транспорте.

Слайд 11

Для детей также используют специальные нейрокарточки.

Например, необходимо одной рукой показать жест, а другой – цвет квадрата.

Слайд 12

Или дети выполняют определенную последовательность движений, постепенно увеличивая темп выполнения.

Слайд 13

Это могут быть движения, как только для рук, так и с включением в последовательность притопываний, различных похлопываний по ногам, по коленям.

Слайд 14

В психомоторный блок включаются упражнения, где задействовано уже все тело. Упражнение «Фокус» представлено на слайде.

Также упражнения могут выполняться в положении лежа. Например, в упражнении «Бревнышко» задача ребенка, который лежит на спине, а руки кладутся над головой, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх,  перекатываться по полу направо, а потом налево. Обращается внимание на то, что «бревнышко» должно катиться ровно. Если ребенка все время «сносит», его просят закрыть глаза и внимательно последить, «что с чем соревнуется и что у него что обгоняет - ноги, руки, голова с плечами и т.д.» и скорректировать движения.

Слайд 15

В психомоторном блоке могут также использоваться упражнения с предметами. Например, со счетными палочками или с геометрическими фигурами, с пластилином, с цветными карандашами.

Также в комплексы можно включать упражнения из зрительной или дыхательной гимнастик, различные игры на внимание, имитационные движения.

Слайд 16

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Систематическая работа в этом направлении позволяет усилить эффективность физкультурно-оздоровительной работы.

Слайд 17

Спасибо за внимание, желаю всем здоровья и творческих успехов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование нейрогимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в ДОУ Акулова Любовь Олеговна, воспитатель первой квалификационной категории М униципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27» г.Ярославля

Слайд 2

Актуальность Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в общем развитии. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

Слайд 3

Нейрогимнастика Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.

Слайд 4

Работа человеческого мозга

Слайд 5

Рекомендации по применению Гимнастику рекомендуется проводить ежедневно по 10-20 минут в первой половине дня. Не рекомендуется проводить работу с ребенком в период болезни и в течение 5-7 дней после, так как в этот период организм ребенка и его нервная система ослаблены. Каждое упражнение в нейрогимнастики выполняется сначала медленно, когда доходит до автоматизма темп увеличивается. Приступая к каждому упражнению нужно делать сначала на каждой руке по отдельности, потом одновременно.

Слайд 6

Структура специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка к интегрированной работе Упражнения данного блока позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивости, развить зрительно-моторную координацию, а также расширить взаимосвязи и баланс активности между правым и левым полушариями Мануальный блок Психомоторный блок

Слайд 7

Вводная часть 1 .Двигаем ладонями и пальцами закрываем пальцы другой руки 2.Обхватываем большим пальцем и другими пальцами другую руку и плавно скользим кончикам пальца меняем, как бы разминая 3.Соединяем ладони вместе и разводим пальцы давим на ладони потом соединяем. 4.Сжимаем и разжимаем руки в кулак, при разжатии растопыриваем пальцы 5.Хлопаем в ладоши 6.Ладони соединяем вместе, пальцами давим то в одну сторону, то в другую 7.Руки в кулаке сжимаем и разжимаем не раскрывая пальцы. 8.Потрясти руками.

Слайд 8

Упражнение «Ладушки-оладушки» Одна ладонь лежит к верху, другая к низу - на счёт переворачиваем одновременно один, два, на счёт три одну сжимаем в кулак как будто кладём начинку

Слайд 9

Упражнение «Бублик-булка» Руки перед собой правая сжата в кулак - это булка; у левой руки все пальчики в кольцо - это бублик. М еняем ручки, правая бублик - левая булка.

Слайд 10

Упражнение «Копыта-рога» Правая рука показывает копыта - 2 пальца смотрят вниз (средний и указательный), левая показывает рога: мизинчик и указательный смотрят вверх . Меняем: правая - рога, левая- копыта

Слайд 11

Нейрокарточки

Слайд 12

Нейрокарточки

Слайд 13

Нейрокарточки

Слайд 14

Упражнения для психомоторного блока Упражнение «Фокус» По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит» внутрь в себя, в свое тело. Затем с периодичностью в 5-30 секунд взрослый подает команды: «Правая кисть», «Мочка левого уха», левая нога, живот и т.д. Задача ребенка сосредоточится на этой части тела, почувствовать ее. Можно включить спокойную мелодию. Продолжительность 3-5 минут.

Слайд 15

Упражнения для психомоторного блока Упражнение «Счетные палочки» Счетные палочки раскладываются на столе перед ребенком. Задача ребенка – брать их по одной одноименными пальцами правой и левой руки (указательными, средними, безымянными, мизинцами). Упражнение «Квадрат» Предложите ребенку л евой рукой ставить точки в квадрате в течение 30 секунд. Аналогично повторить задание правой рукой и двумя руками одновременно. Для детей с 5 лет это задание можно выполнять на скорость: «Постарайся ставить точки как можно быстрее».

Слайд 16

Упражнения для психомоторного блока Упражнение « Перекрестные шаги » Занять положение стоя. Ребенок делает шаг, поднимая правое колено вверх, а затем одновременно касается его поверхности ладонью левой руки. После этого поднимается левое колено, а к его поверхности прислоняется ладонь правой руки Упражнение «Шаг на развитие координации» Необходимо занять положение стоя. Ребенок делает шаг правой ногой. Затем поджимает левую ногу назад и касается ее пятки кончиком указательного пальца правой руки. После этого делается шаг левой ногой, выполняются аналогичные действия пальцами левой руки.

Слайд 17

Выводы Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Р егулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма. В ажно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика . Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля ...

Использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

Открытое занятие по физкультуре в спортивном и тренажорном зале для участников круглого стола...

Использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

Открытое занятие по физкультуре в спортивном и тренажерном зале для участников круглого стола...

Использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Организованнная образовательная деятельность по физической культуре с детьми подготовительной к школе группы в спортивном и тренажерном зале для участников круглого стола...

Проект «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с детьми старшего дошкольного возраста»

Для повышения интереса детей к занятиям физической культурой посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования....

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Использование элементов нейрогимнастики и нейройоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

В этой статье вы узнаете что такое нейрогимнастика, кинезиология, нейройога. Значение ненйрогимнастики и нейройоги, возрастные особенности, методические рекомендации. Также представлена картотека упра...