Проект
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Проект
"Русские народные игры-
здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ОВЗ"
2023-2024 г.г.
Авторы:
Сыревич Е.Е.,
Смагина В.Г.,
Трегубова Л.В.,
Чернышова А.Г.
«Игра - есть потребность растущего детского организма...»
К.Д.Ушинский
Актуальность проекта:
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.
Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомлением дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.
Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни.
Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.
Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Цель:
Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры.
Двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровье детей.
Задачи:
- Знакомить детей с русскими народными играми через народный фольклор
(песенки, считалки, скороговорки, зазывалки).
- Развивать познавательные способности детей через представление о
традициях, обычаях, искусстве русского народа.
- Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту,
выносливость, пространственную ориентировку.
- Развивать память, творческое воображение, познавательную активность,
фантазию.
- Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи,
умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство
ответственности, навыки самоконтроля.
- Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского
народа.
- Вызвать интерес и желание играть в русские народные игры.
- Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с
русскими народными играми.
Вид проекта: оздоровительный, познавательный, коммуникативный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 учебный год).
Участники проекта: дети старшей логопедической группы «Ромашка», воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители.
Образовательные области, содержание которых включено в проект:
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- социально - коммуникативное развитие.
Материально - технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор необходимой литературы;
- подбор русских народных игр, хороводов;
- составление картотеки русской народной игры
(хороводные, подвижные, малоподвижные);
- составление картотеки считалок, закличек;
- подбор наглядного материала (фотографии);
- создание условий для проведения открытого мероприятия
(оформление зала, атрибутов, подбор костюмов)
План реализации проекта:
1 этап - подготовительный ( сентябрь)
- изучение методической литературы по данной теме;
- написание плана проекта.
2этап - основной (октябрь-апрель)
- реализация проекта через различные виды деятельности детей
(занятия, прогулки, в повседневной жизни, праздники, развлечения).
3 этап - заключительный (май)
- открытый вечер - развлечений "Русская народная игра".
Ожидаемый результат:
В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:
- умение самостоятельно организовывать игру;
- живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;
- продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша (за одним не гонка, человек - не пятитонка), как бы жалея товарища, дают возможность всем почувствовать радость успеха;
- активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, приговаривая слова, показывает движения).
План ознакомления дошкольников с народными играми:
Игры с бегом:
"Челнок", "Жмурки", "Гори, гори ясно", "Бабка-Ежка", "У медведя во бору", "Мороз - Красный нос", "Капуста", "Селезень", "Дедушка Рожок", "Курочки", "Платок".
Игры с прыжками:
"Болото" ("Классы"), "Попрыгунчики", "Родничок", «Скачет воробей»
Игры с ремнем и прыжками:
«Живи и беги», «Балалайка, играй»»
Игры малой подвижности:
"Колечко", "У дядюшки Трифона", «Мы рябину посадили», «Лук», «Золотые ворота», «Клубок катится», «Дударь»
Пальчиковая гимнастика:
«Чай», «Курочки», «Ежик»
Дыхательная гимнастика:
«Чай», «Банька»
Нейрогимнастика:
«Травушка» с ортоковриком, «Кую-кую ножку», «Лошадка», «Коромысло»
К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
Игра - это еще и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.
Единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы, переживания сближают участников, формируют у них целеустремленность. Играя, ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей.
Развивая интерес к русским народным играм, развиваем творческие способности (придумывание разных вариантов, усложнение движений), совершенствуем двигательные умения и навыки детей.
Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В игре ярко отражается образ жизни людей, их быт, устои, смекалка, находчивость, смелость. Необходимо научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а русские народные игры с пением еще и музыкальны.
Четкой классификации русских народных игр нет. На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М.
Игры условно можно разделить на виды:
1. Подвижные (спортивные) игры соревновательного характера ("Ловишки", "Горелки", "Прятки", "Звонари", "Бубен" и др.);
2. Обрядовые (календарные) игры имели связь с народным сельскохозяйственным календарем.
("Кукушечка", "Ручеек", "Гори, гори ясно", "Солнышко" и др.);
3. По отношению к природе (природные), дети знакомятся с окружающей природой ("Сорока", "У медведя во бору", "Ворон", "Паучок", "Солнышко");
4.Трудовые (бытовые), знакомим с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков ("Горшок", "Каравай", "Клубочек", "Баба сеяла горох" и др.);
5. С ведущим (водящим) - игры, где игрок выполняет какое - то действие, ведет игру ("Звонари", "Отгадай, чей голосок", "Море волнуется",
"Сижу на камешке");
6. Драматические (с элементами театрализованных действий) игры, которые требуют искусство артиста, умение превращаться в какого - то героя игры и выполнять его действия ("Заинька", «Походи", "Бабка Ежка", "Волчок, волчок", "Шла коза по лесу").
7. Игры - забавы - игры, которые веселят, забавляют ребенка и в тоже время несут в себе какой - то познавательный и воспитательный элемент ("Сорока-сорока", "Ладушки", "Идет коза рогатая", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.).
На сегодняшний день было проведено:
- Сентябрь
Русский народный праздник «Рябинник», музыкальный досуг с использованием русских народных костюмов, декораций, наглядных пособий, играли в русские народные игры «Мы рябину посадили», «Тушки-тутушки», «Чай».
- Октябрь
Подготовка к русской народной сказке «Гуси-лебеди».
- Ноябрь
Мастер-класс со школьниками, музыкальный досуг «Баня» с использованием русских народных костюмов, игр, песен, живых русских народных инструментов.
Показ сказки, совместное творчество детей и родителей «Гуси-лебеди, с использованием русских народных костюмов, атрибутики, песен, игрушек.
4. Декабрь
Русские народные игры на музыкальном досуге, на улице, в группе, ознакомление с русским бытом через наглядные пособия, атрибуты, декорации, чтение русских народных сказок, знакомство с русской народной игрушкой «Поморские козули».
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В течении года активно использовался метод проектной деятельности, так были подготовлены и реализованы долгосрочные и краткосрочные проекты
название | цель | Срок реализации |
«Богатство русского народного творчества» | Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа | В течение года |
«Волшебные вещи» | Вызвать интерес и любовь к сказкам, желание читать сказки, больше узнавать о волшебных предметах и применять их самостоятельно в творческой деятельности и создании мини музея | февраль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/11/picture-793667-1465631150.jpg)
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...