Проект
проект (старшая группа)

Трегубова Людмила Владимировна
Русские народные игры- здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Проект

"Русские народные игры-

здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ОВЗ"

2023-2024 г.г.

Авторы:

                                           Сыревич Е.Е.,

Смагина В.Г.,

Трегубова Л.В.,

Чернышова А.Г.

                                       

                     

                 «Игра - есть потребность растущего детского организма...»

                                                                 К.Д.Ушинский

Актуальность проекта:

        В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми.

        Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить  на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

        Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.

        Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомлением дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.

        Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни.

Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние  на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются  неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

        Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.

        Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.  

Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

Цель:

Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях  русского народа через народную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры. 

Двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровье детей.

Задачи:

- Знакомить детей с русскими народными играми через народный фольклор  

  (песенки, считалки, скороговорки, зазывалки).

- Развивать познавательные способности детей через представление о

  традициях, обычаях, искусстве русского народа.

- Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту,

  выносливость, пространственную ориентировку.

- Развивать память, творческое воображение, познавательную активность,

   фантазию.

- Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи,

   умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство  

   ответственности, навыки самоконтроля.

- Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского

  народа.

- Вызвать интерес и желание играть в русские народные игры.

- Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с

  русскими народными играми.

Вид проекта: оздоровительный,  познавательный, коммуникативный.

Продолжительность проектадолгосрочный (1 учебный год).

Участники проекта: дети старшей  логопедической группы «Ромашка», воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители.

Образовательные области,  содержание которых включено в проект:

- познавательное  развитие;

- физическое  развитие;

- речевое  развитие;

- художественно - эстетическое  развитие;

- социально - коммуникативное развитие.

Материально - технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

- подбор необходимой литературы;

- подбор русских народных игр, хороводов;

- составление картотеки русской народной игры

  (хороводные, подвижные, малоподвижные);

- составление картотеки  считалок, закличек;

- подбор наглядного материала (фотографии);

 - создание условий для проведения открытого мероприятия

   (оформление зала, атрибутов, подбор  костюмов)

План реализации проекта:

1 этап - подготовительный ( сентябрь)

- изучение методической литературы по данной теме;

- написание плана проекта.

2этап - основной (октябрь-апрель)

 - реализация проекта через различные виды деятельности детей

   (занятия, прогулки, в повседневной жизни, праздники, развлечения).

3 этап - заключительный (май)

- открытый вечер - развлечений "Русская народная игра".

 

Ожидаемый результат:

В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:

- умение самостоятельно организовывать игру;

- живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;

- продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша (за одним не гонка, человек - не пятитонка), как бы жалея товарища, дают возможность всем почувствовать радость успеха;

- активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, приговаривая слова, показывает движения).

План ознакомления дошкольников с народными играми:

 

Игры с бегом:

"Челнок", "Жмурки", "Гори, гори ясно", "Бабка-Ежка", "У медведя во бору", "Мороз - Красный нос", "Капуста", "Селезень", "Дедушка Рожок", "Курочки", "Платок".

Игры с прыжками:

"Болото" ("Классы"), "Попрыгунчики", "Родничок", «Скачет воробей»

Игры с ремнем и прыжками:

«Живи и беги», «Балалайка, играй»»

Игры  малой подвижности:

"Колечко", "У дядюшки  Трифона", «Мы рябину посадили», «Лук», «Золотые ворота», «Клубок катится», «Дударь»

Пальчиковая гимнастика:

«Чай», «Курочки», «Ежик»

Дыхательная гимнастика:

«Чай», «Банька»

Нейрогимнастика:

«Травушка» с ортоковриком, «Кую-кую ножку», «Лошадка», «Коромысло»

 

        К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее  доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Игра - это еще и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.

Единая цель, совместные усилия  к ее достижению, общие интересы, переживания сближают участников, формируют у них целеустремленность. Играя, ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей.

Развивая интерес к русским народным играм, развиваем творческие способности (придумывание разных вариантов, усложнение движений), совершенствуем двигательные умения и навыки детей.   

Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В игре ярко отражается образ жизни людей, их быт, устои, смекалка, находчивость, смелость. Необходимо научить детей  играть  активно и самостоятельно. Только так  дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны,  а русские народные игры с пением еще и музыкальны.

Четкой классификации  русских народных  игр нет. На основе  исследований Капицы О.И., Науменко Г.М.

Игры условно можно разделить на виды:

1. Подвижные  (спортивные) игры соревновательного характера ("Ловишки", "Горелки", "Прятки", "Звонари", "Бубен" и др.);

2. Обрядовые (календарные) игры имели связь с народным сельскохозяйственным календарем.

("Кукушечка", "Ручеек", "Гори, гори ясно", "Солнышко" и др.);

3. По отношению к природе (природные), дети знакомятся с окружающей природой ("Сорока", "У медведя во бору", "Ворон", "Паучок", "Солнышко");

4.Трудовые (бытовые), знакомим с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков ("Горшок", "Каравай", "Клубочек", "Баба сеяла горох" и др.);

5. С ведущим (водящим) - игры, где игрок выполняет какое - то действие, ведет игру  ("Звонари", "Отгадай, чей голосок", "Море волнуется",

"Сижу на камешке");

6. Драматические (с элементами театрализованных действий) игры, которые требуют искусство артиста, умение превращаться в какого - то героя игры и выполнять его действия ("Заинька", «Походи", "Бабка Ежка", "Волчок, волчок", "Шла коза по лесу").

7. Игры - забавы - игры, которые веселят, забавляют ребенка и в тоже время несут в себе какой - то познавательный и воспитательный элемент ("Сорока-сорока", "Ладушки", "Идет коза рогатая", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.).  

 

На сегодняшний день было проведено:

  1. Сентябрь

Русский народный праздник «Рябинник», музыкальный досуг с использованием русских народных костюмов, декораций, наглядных пособий, играли в русские народные игры «Мы рябину посадили», «Тушки-тутушки», «Чай».

         

  1. Октябрь

Подготовка к русской народной сказке «Гуси-лебеди».

  1. Ноябрь

Мастер-класс со школьниками, музыкальный досуг «Баня» с использованием русских народных костюмов, игр, песен, живых русских народных инструментов.

Показ сказки, совместное творчество детей и родителей «Гуси-лебеди, с использованием русских народных костюмов, атрибутики, песен, игрушек.

       4. Декабрь

Русские народные игры на музыкальном досуге, на улице, в группе, ознакомление с русским бытом через наглядные пособия, атрибуты, декорации, чтение русских народных сказок, знакомство с русской народной игрушкой «Поморские козули».

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В течении года активно использовался метод проектной деятельности, так были подготовлены и реализованы долгосрочные и краткосрочные проекты

название

цель

Срок реализации

«Богатство русского народного творчества»

Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа

В течение года

«Волшебные вещи»

Вызвать интерес и любовь к сказкам, желание читать сказки, больше узнавать о волшебных предметах и применять их самостоятельно в творческой деятельности и создании мини музея

февраль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...