Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
методическая разработка

Пачина Ольга Владимировна

В условиях Федерального государственного образовательного стандарта помимо образовательных и воспитательных задач ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesbereg.docx56.96 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

кар

412309, Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

Доклад на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Автор -составитель:                                                                                                                           Пачина О.В.

                                                                                                                         

Балашов 2024 г.

В условиях Федерального государственного образовательного стандарта помимо образовательных и воспитательных задач ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. 

МАДОУ д/с «Юбилейный» работает по региональной образовательной программе «Основы здорового образа жизни» под редакцией О.П.Аккузиной, Н.П. Смирновой.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

 Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

 Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха.

 Здоровьесберегающие технологии внедряют  воспитатели, учитель физкультуры, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

Для обеспечения комплексного подхода используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий

Физкультурно-оздоровительные технологии

В детском саду это:

 ∙ Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку. Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий.

 ∙ Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками, для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс.

 ∙ Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

В ДОУ проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия .Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке с использованием бодибара (гимнастической палки), в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья. Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания

 ∙ Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации. Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами

 Офтальмотренаж — система упражнений для глаз. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления. С младшими дошкольниками офтальмотренаж проводится с игрушками и специальными тренажёрами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием видеозаписей.

 ∙ Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов.

Из нетрадиционных техник в ДОУ проводится массаж ушных раковин и воздействие на биологически активные точки по методике су-джок. Самомассаж активизирует работу внутренних органов

Социально-психологические технологии направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Элементы психогимнастики и различных видов арт-терапии включаются в структуру занятий воспитателем. Педагог-психолог проводит групповые тренинги. Для индивидуальных занятий в детском саду рекомендуется организовать «волшебную комнату» — с приглушённым светом, магическим фонарём, проигрывателем с мелодиями, игрушками и материалами для расслабления.

В ДОУ практикуется:

 Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).

Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции. ∙ Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.

Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.

 ∙ Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками). Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил Образовательные технологии в здоровьесбережении В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.

 ∙ Занятия по валеологии —расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью.

Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОО"

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Доклад на тему:" Здоровьесберегающие технологии"

Доклад на тему:" Здоровьесберегающие технологии"...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

В докладе рассмотрены почти все виды здоровьесберегающих технологий, а также представлены небольшие примеры использования их на музыкальных занятиях....

ДОКЛАД на тему: "Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности детей"

Актуальность темы состоит в том, что - забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Организация музыкально-творческой деятельности дошкольников с использованием техноло...

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

  Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последую...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в режиме дня"

Здоровьесберегающие технологии в режиме дня  Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных...