Главные вкладки
Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
методическая разработка
В условиях Федерального государственного образовательного стандарта помимо образовательных и воспитательных задач ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» | |
412309, Саратовская область, г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2 Телефон: (884545) 4-26-54 |
Доклад на тему:
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Автор -составитель: Пачина О.В.
Балашов 2024 г.
В условиях Федерального государственного образовательного стандарта помимо образовательных и воспитательных задач ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
МАДОУ д/с «Юбилейный» работает по региональной образовательной программе «Основы здорового образа жизни» под редакцией О.П.Аккузиной, Н.П. Смирновой.
Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха.
Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, учитель физкультуры, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.
Для обеспечения комплексного подхода используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий
Физкультурно-оздоровительные технологии
В детском саду это:
∙ Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку. Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий.
∙ Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками, для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс.
∙ Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.
В ДОУ проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия .Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке с использованием бодибара (гимнастической палки), в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья. Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания
∙ Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации. Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами
∙ Офтальмотренаж — система упражнений для глаз. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления. С младшими дошкольниками офтальмотренаж проводится с игрушками и специальными тренажёрами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием видеозаписей.
∙ Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов.
Из нетрадиционных техник в ДОУ проводится массаж ушных раковин и воздействие на биологически активные точки по методике су-джок. Самомассаж активизирует работу внутренних органов
Социально-психологические технологии направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Элементы психогимнастики и различных видов арт-терапии включаются в структуру занятий воспитателем. Педагог-психолог проводит групповые тренинги. Для индивидуальных занятий в детском саду рекомендуется организовать «волшебную комнату» — с приглушённым светом, магическим фонарём, проигрывателем с мелодиями, игрушками и материалами для расслабления.
В ДОУ практикуется:
∙ Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
∙ Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции. ∙ Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
∙ Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
∙ Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками). Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил Образовательные технологии в здоровьесбережении В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
∙ Занятия по валеологии —расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью.
Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-25939-1421486006.jpg)
Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОО"
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-690951-1445175114.jpg)
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».
В докладе рассмотрены почти все виды здоровьесберегающих технологий, а также представлены небольшие примеры использования их на музыкальных занятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-389136-1390460350.jpg)
Доклад на тему «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС».
Доклад...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-171631-1359056526.jpg)
ДОКЛАД на тему: "Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности детей"
Актуальность темы состоит в том, что - забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Организация музыкально-творческой деятельности дошкольников с использованием техноло...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-601164-1425057303.jpg)
Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последую...
Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в режиме дня"
Здоровьесберегающие технологии в режиме дня Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных...