Программа здоровьесбережения МБДОУ "Детский сад "Лучик"
рабочая программа

Карпова Елена Викторовна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovesberezheniya.docx103.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом заведующий МБДОУ «Детский

МБДОУ «Детский сад «Лучик» сад «Лучик»

Протокол № « » августа 2023 г. Апенкина О.В.

Приказ № от 2023г.

ПРОГРАММА

«Здоровьесберегающая педагогическая система МБДОУ «Детский сад «Лучик»

г. Гагарин 2023 г.

Содержание:

  1. Концепция здоровьесберегающей деятельности МБДОУ «Детский сад «Лучик»
  2. Теоретическая основа концепции здоровьесберегающей педагогической системы МБДОУ «Детский сад «Лучик».
  3. Модель здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса. (Создание условий для здоровьесбережения детей-дошкольников).
  1. Организация полноценного питания детей.
  2. Организация системы эффективного закаливания.
  3. Организация рациональной двигательной активности.
  4. Структура здоровьесберегающего пространства детского сада.
  5. Оптимальная организация здоровьесберегающего воспитательно - образовательного процесса.
  6. Создание представлений о здоровом образе жизни.
  7. Психологическая поддержка ребенка.
  8. Коррекционная работа.
  9. Медико-профилактическая работа.
  1. Методическая основа концепции здоровьесберегающей педагогической системы (работа с педагогами).
  2. Взаимодействие с семьями воспитанников.
  3. Ожидаемые результаты.
  1. Концепция здоровьесберегающей деятельности МБДОУ «Детский сад «Лучик»

Основная цель программы: создание целостной здоровьесберегающей педагогической системы в МБДОУ «Детский сад

«Лучик».

Задачи программы:

  1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
  2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
  3. Развивать основные физические способности детей (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
  4. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
  5. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
  6. Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, футбол, настольный теннис, ритмика).
  7. Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу жизни, поведенческих навыков здорового образа жизни.
  8. Организовать коррекционную работу с детьми по направлениям: физическое развитие, речевое развитие, психическое здоровье.

Принципы организации здоровьесберегающей деятельности педагогов:

  • принцип здоровьесбережения – основополагающий в работе ДОУ – целенаправленное использование здоровьесберегающих педагогических технологий для сохранения и формирования физического, психического, интеллектуального и социального здоровья всех участников педагогического процесса;
  • принцип природосообразности – определение содержания, выбор форм, средств образования дошкольников, стиля взаимодействия с каждым ребенком – на основе целостного педагогического знания о ребенке (его физиологических, индивидуально-личностных особенностях, состояния физического, психического и интеллектуального здоровья и др.);
  • принцип индивидуализации – всесторонний учет уровня развития, здоровья, индивидуальных способностей и личностных возможностей каждого ребенка, формирование на этой основе программ стимулирования и коррекции развития дошкольников;
  • принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями;
  • принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов;
  • принцип активности, сознательности – участие коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
  • принцип адресности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья дошкольников;
  • принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение педагогической помощи и психолого-педагогической поддержки, гарантия положительного результата.
  • принцип гуманизации – отказ от насилия, подавления личности, подчинения ее педагогу.

Решение задач здоровьесбережения детей в детском саду возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития дошкольников.

Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий является проведение диагностики:

  • физическое развитие и развитие движения (двигательная активность). Приложение к программе № 1;
  • уровень зрелости нервных процессов и психическое развитие. Приложение к программе № 2;
  • умственное развитие как показатель интеллектуального здоровья. Приложение к программе № 3;
  • адаптационные возможности и социальная активность как первостепенные критерии социального здоровья. Приложение к программе № 4.
  1. Теоретическая основа концепции здоровьесберегающей педагогической системы МБДОУ «Детский сад

«Лучик».

Содержание здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса ДОУ определяется:

  1. Образовательной программой МБДОУ «Детский сад «Лучик»;
  2. Программой Алямовской В.Г. «Здоровье» (раздел «Комфорт»).
  3. Программой Змановского Ю.Ф. «Здоровый дошкольник».
  4. Парциальными программами:

  • Д.Б.Юматова "Интерес. Движение, игра".
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О.Л., Маханевой М.Д.;
  • «Цветные ладошки» Лыковой Л.А.
  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л.
  1. Постоянно действующим проектом МБДОУ «Детский сад «Лучик» «Развитие адаптивной модели детского сада в условиях партнерских отношений между воспитателями, детьми и их родителями »
  2. Здоровьесберегающими технологиями:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

  • остеопатическая гимнастика после сна в постелях каждый день в старшей и подготовительной группах;
  • фитбол - один раз в неделю во второй половине дня средняя, старшая и подготовительная группы;
  • ритмика один раз в неделю во второй половине дня средняя, старшая и подготовительная группы по программе И.Бурениной;
  • бодрящая гимнастика после сна (игровые упражнения – основные движения) ежедневно младшая и средняя группы;
  • динамические паузы во время ООД по мере утомляемости детей со второй младшей группы;
  • подвижные и спортивные игры (физкультурные занятия, прогулки);
  • пальчиковая гимнастика индивидуально или группами ежедневно с младшего возраста;
  • дорожки здоровья после сна ежедневно;
  • гимнастика глаз ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время начиная с младшей группы;
  • дыхательная гимнастика в различных формах работы после обязательной гигиены полости носа начиная с младшего возраста.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

  • физкультурные занятия три раза в неделю в физкультурном зале и на улице (в соответствии с образовательной программой МБДОУ «Детский сад «Лучик»);
  • утренняя гимнастика ежедневно в зале или в группе все возрастные группы, обязательно чередование комплексов;
  • занятия по здоровому образу жизни (один раз в неделю в режимных моментах или часть занятия, или целое занятие);
  • точечный самомассаж для детей с частыми ОРЗ, сеансы в различных формах физкультурно- оздоровительной работы;
  • физкультурные досуги ( веселые старты, праздники, соревнования др.) один раз в месяц начиная со среднего дошкольного возраста

Коррекционные технологии.

  • коррегирующая гимнастика ( по медицинским показаниям)-один раз в неделю
  • арт-терапия – оздоровление психосферысредствами воздействия различных видов искусств (музыка. ИЗО), сеансы по 10 человек старший дошкольный возраст;
  • технология музыкального воздействия – психоэмоциональное воздействие с использованием спокойной классической музыки П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и др.авторов. сеансы по 10 человек в музыкальном зале старший дошкольный возраст.
  • сказкотерапия с использованием мнемо-таблиц, с помощью которых сказка выполняется как единый двигательный комплекс, два занятия в месяц во второй половине дня со среднего дошкольного возраста;
  • психогимнастика по методике Е.А.Алябьевой один раз в месяц по 10 человек;
  • артикуляционная гимнастика два раза в неделю начиная с младшего дошкольного возраста;
  • технология коррекции поведения по программам «Познай себя», «Давайте познакомимся», сеансы в группе, на прогулке начиная со средней группы, проводит педагог-психолог;
  • логоритмика – система двигательных упражнений в сочетании с произнесением речевого материала на фоне музыки.

  1. Модель здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса. (Создание условий для здоровьесбережения детей-дошкольников).
  1. Организация полноценного питания детей.

В организации питания следует придерживаться естественных потребностей ребенка, исключить насилие. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых по договоренности. В работе по организации питания используются рекомендации Н.Амосова, В. Леви, Г.Шаталовой.

Принципы организации питания:

  • выполнение режима питания;
  • гигиена приема пищи;
  • ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания, витаминизация;
  • эстетика организации питания (сервировка);
  • индивидуальный подход к детям во время питания;

- правильность расстановки мебели.

В ДОУ для детей организуется 5-ти разовое питание. Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на медицинскую сестру Учреждения.

В ДОУ осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества, организации питания, с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье, с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время пребывания в ДОУ.

Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд соответствует выходу блюд, указанному в меню-раскладке.

Для каждой возрастной группы выделена столовая и чайная посуда, столовые приборы. Для персонала имеется отдельная столовая посуда, которая хранится в отдельном от детской посуды месте.

В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил питания:

  • мыть руки перед едой
  • класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать
  • рот и руки вытирать бумажной салфеткой
  • после окончания еды полоскать рот.

Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами: тарелкой, вилкой, столовой и чайной ложками. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб в хлебнице.

В организации питании, начиная с средней группы, принимают участие дежурные воспитанники группы. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Работа дежурных сочетается с работой каждого ребенка: дети сами могут убирать за

собой тарелки, а салфетки собирают дежурные. Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения.

  1. Организация системы эффективного закаливания.

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.

Общие требования.

Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр занятий детей:

  • соблюдение санитарных и гигиенических требований;
  • сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
  • специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;

- поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 градусов С. Оптимальный двигательный режим, в том числе подвижные игры (4 часа в день). Оздоровительные прогулки.

Умывание прохладной водой. Ежедневные воздушные ванны:

а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики); б) дорожка здоровья;

в) облегченная одежда;

г) сон с открытой фрамугой.

Соблюдение сезонной одежды во время прогулок.

Специальные меры закаливания.

Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Использование динамических, статических дыхательных упражнений.

Точечный массаж, самомассаж, босохождение.

Мытье прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально). Обмывание ног комнатной температуры в летнее время.

Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия). Массаж грудной клетки махровой рукавичкой.

  1. Организация рациональной двигательной активности.

Физическое воспитание повышает устойчивость организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды.

Физическое воспитание совершенствует терморегуляцию организма, чем обеспечивает его устойчивость к простудным заболеваниям.

Физическое воспитание повышает физическую работоспособность.

Физическое воспитание нормализует деятельность отдельных органов и функциональных систем, возможна коррекция врожденных и приобретенных дефектов физического развития.

Физическое воспитание повышает тонус коры головного мозга, создает положительные эмоции, способствующие охране и укреплению психического здоровья.

Принципы физического воспитания:

  • физическая нагрузка адекватна возрасту;
  • сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами;
  • медицинский контроль за физическим воспитанием. Формы организации физического воспитания:
  • физические занятия в зале, на площадке;
  • туризм (прогулки, походы);
  • оздоровительный бег;
  • физкультминутки;
  • физкультурные досуги, праздники, «дни здоровья»;
  • утренняя гимнастика;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • логоритмическая гимнастика;
  • «музыкальные путешествия» - интеграция музыки и движений;
  • ритмика;
  • занятия на «экологической тропе»;
  • коррегирующие занятия для детей с нарушением осанки и плоскостопием;
  • организация спортивных игр (футбол, теннис и др.);
  • подвижные игры на свежем воздухе.
  1. Структура здоровьесберегающего пространства детского сада.

  1. Предметно-развивающая среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.

ДОУ предусматривает выделение микро - и макросреды и их составляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений. Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома).

Оборудование помещений соответствует действующим СаНПиНам. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества и т.п.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки, пособия (мячи, обручи, скакалки и т.п.).

Кроме того, построение развивающей среды построено на следующих принципах:

  • Принцип обеспечения половых различий. Предполагает наличие материалов и предметов, стимулирующих деятельность, в процессе которой происходит осознание ребенком принадлежности к определенному полу, возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности
  • Принцип эмоциональной насыщенности и выразительности рассматривается, как способность среды воздействовать на эмоции ребенка. Окружение должно давать ему разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоциональный отклик, возможность прожить и выразить свои чувства в какой-либо деятельности, побуждать к освоению полюсов «добро

зло», «прекрасно – безобразно» и пр.

Реализация вышеперечисленных компонентов среды позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и оказывает благоприятное воздействие на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.

Одно из ведущих мест в ДОУ принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, время прогулок.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

  1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
  2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
  4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
  1. Инфраструктура детского сада включает в себя:
  • физкультурный зал;
  • музыкальный зал;
  • медицинский кабинет»;
  • кабинет учителя-логопеда»;
  • кабине педагога-психолога;
  • летнюю спортивную площадку с оборудованием;
  • стадион для подвижных игр летом и зимой»
  • «зеленую зону»
  • «экологическую тропу».
  1. Здоровьесберегающая предметно-пространственная среда в группах включает в себя:
  • зона двигательной активности;
  • учебная зона;
  • зона искусства, музыкальной и театральной деятельности;
  • зона релаксации;
  • зона уединения;
  • зона обучения детей правилам дорожного движения;
  • зона экологического образования»
  • зона для соблюдения и обучения гигиеническим навыкам. #1054;птимальная образовательно-методическая среда. Раздел IV.

Здоровьесберегающее пространство для родителей. Раздел V.

  1. Оптимальная организация здоровьесберегающего воспитательно - образовательного процесса.

Режим работы: 5 дней в неделю

12 часов ежедневно (с до ).

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Организация режима дня.

Организация сна.

При недостатке сна 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам. Поэтому общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 часа отводят дневному сну. Для детей от 1,5 до 3 лет – до 3-х часов.

При организации сна учитываются следующие правила:

  1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.
  2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.
  3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов.
  4. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
  5. Не допускается хранение в спальне лекарства и дезинфицирующих растворов.
  6. Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать их в постели.

Организация прогулки.

Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4- 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с.

Прогулка состоит из следующих частей:

  • наблюдение,
  • подвижные игры,
  • труд на участке,
  • самостоятельная игровая деятельность детей,
  • индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств.

Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку организовывается подгруппами, а продолжительность регулируется индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями. Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.

В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинают с наблюдений, спокойных игр.

Один раз в неделю с 3-х летнего возраста с детьми проводят целевые прогулки. При этом учитываются особые правила:

  1. Темы целевых прогулок, их место, время проведения должны быть спланированы заранее, но не в день их проведения.
  2. Место и дорога должны быть апробированы заранее, должны быть безопасными для жизни и здоровья детей
  3. Ответственность за проведение экскурсии возлагается на воспитателя данной группы.
  4. Вывод на экскурсию разрешается только после проведения заведующей инструктажа, издания приказа по ДОУ и ознакомления с ним воспитателя, записи в журнале «Журнал учета целевых прогулок»
  5. Длительность экскурсии должна быть предусмотрена программой ДОУ, согласно возрасту детей.

Организация совместной деятельности.

Совместная деятельность – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Организация самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность:

  1. свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  2. организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов

Организация организованных образовательных форм.

Учебные занятия по школьному типу не являются адекватной формой обучения в дошкольном возрасте по следующим причинам:

  • Обучение по школьному типу опирается на высшие психические функции (произвольно управляемые человеком), тогда как в дошкольном возрасте у ребенка только идет процесс формирования этих функций.
  • У дошкольника еще нет мотивов учения, позволяющих ему осмысленно отнестись к учению как самостоятельному занятию.
  • Усвоение знаний в дошкольном возрасте происходит непреднамеренно, в виде «побочного продукта»; дошкольник учится главным образом в процессе игры, практической деятельности и общения с взрослыми.

Поэтому организация в ДОУ организованных образовательных форм осуществляется в разных формах. С детьми раннего возраста - в индивидуальной форме и носят игровой характер. Постепенно с возрастом детей объединяют в небольшие подгруппы (2-3 года) и со второй младшей группы переходят к групповым организационным формам.

Общие требования к проведению групповых организованных организационных форм:

  • Соблюдение гигиенических требований (помещение должно быть проветрено, свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям).
  • Длительность НОД должна соответствовать установленным нормам, а время использовано полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания.
  • Подготовка к НОД (воспитатель должен хорошо знать программу, владеть методикой обучения, знать возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей своей группы).
  • Использование игровых методов и приемов обучения в работе с детьми.
  • Использование разнообразных форм организации детей (индивидуальный, подгрупповой, групповой).
  • Обязательное проведение физкультминутки в середине НОД.

В группах младшего возраста проводят одно игру-занятие в первую и одно игру-занятие во вторую половину дня. Максимально допустимое количество организованных образовательных форм в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной к школе - трех. Перерывы между ними - не менее 10 минут. Организованные образовательные формы с детьми старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна (1-2 раза в неделю). Для профилактики

утомления детей организованные образовательные формы сочетаются (чередуются) с музыкальными, физкультурными занятиями-играми.

Организованная образовательная деятельность по дополнительному образованию

(кружки) для детей дошкольного возраста, не проводятся за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Они проводятся:

  • для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;
  • для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
  • для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
  • для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Режим дня в холодный период года (сентябрь-май)

Виды деятельности

Время проведения

1 младшая группа

2 младшая группа

средняя группа

старшая группа

подготов.к школе группа

Прием детей, игры, са- мостоятельная

деятельность

Утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку,

ЗАВТРАК

– 8 .40

Самостоятельная деятельность.

Организованная об- разовательная деятельность

10 занятий в неделю по 10 минут

10 занятий в неделю по 15 минут

10 занятий в неделю по 20 минут

13 занятий в неделю по 25 минут

14 занятий в неделю по 30 минут

ВТОРОЙ ЗАВТРАК

Игры, подготовка к

прогулке

ПРОГУЛКА

Возращение с прогулки,

игры, подготовка к обеду

ОБЕД

Оздоровительные ме- роприятия, подготовка

ко сну

ДНЕВНОЙ СОН

0

Постепенный подъем. Оздоровительные ме- роприятия. Самосто- ятельная деятельность.

Подготовка к полднику. ПОЛДНИК

Самостоятельная

деятельность детей

Подготовка к прогулке

ПРОГУЛКА

Возвращение с

прогулки. Самостоя-

тельная деятельность

УЖИН

Чтение художественной

литературы

Игры, уход детей домой

После ухода из ДОУ (рекомендуется

родителям) прогулка

Прогулка

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

Дневной сон

3 часа

2ч. 30 мин.

2 ч. 15 мин.

2 часа

2 часа

Самостоятельная деятельность

4 ч. 20 мин.

4 часа

3 ч. 55 мин.

3 ч. 30 мин.

3ч. 20 мин.

Режим дня в теплый период года (июнь-август)

Виды деятельности

Время проведения

Группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготов. к школе группа

Прием детей, самостоятельная

игровая деятельность на улице

Утренняя гимнастика (на

воздухе)

– 8. 30

Возвращение с прогулки.

Подготовка к завтраку

ЗАВТРАК

– 8 .50

Самостоятельная игровая деяте-

льность. Подготовка к прогулке

ПРОГУЛКА

ВТОРОЙ ЗАВТРАК

ПРОГУЛКА

;

Возращение с прогулки, самос- тоятельная деятельность, подго-

товка к обеду

ОБЕД

Полоскание рта, мытье ног,

подготовка ко сну

ДНЕВНОЙ СОН

Постепенный подъем.

Гимнастика после пробуждения, оздоровительная гимнастика.

Водные процедуры, подготовка к

полднику

-

-

-

ПОЛДНИК

-

-

Самостоятельная игровая деяте-

льность, подготовка к прогулке

-

ПРОГУЛКА

-

Возвращение с прогулки,

подготовка к ужину

-

-

УЖИН

-

-

17-20 -

-

Чтение художественной

-

;

литературы

ИГРЫ, УХОД ДЕТЕЙ

ДОМОЙ

-

-

-

  1. Создание представлений о здоровом образе жизни.

Основная цель: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  • формирование представлений о том, что полезно для организма, что вредно для организма;
  • выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;
  • обучение детей правилам безопасного поведения в быту, на улице, в лесу, у водоемов и др. и умению действовать в опасных жизненных ситуациях.

Практические рекомендации в книге «Здоровьесберегающая система ДОУ» М.А.Павлова, М.В. Лысогорская.

  1. Психологическая поддержка ребенка.

Цель психологической поддержки ребенка: сохранение психического здоровья дошкольников.

Задачи:

  • обеспечить психоэмоциональное благополучие ребенка;
  • обеспечить процесс адаптации в микро- и макросоциальной среде;
  • повышать психоэмоциональный тонус детей.

Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состоянием, в основе которого лежит переживание ребенком психологического комфорта или дискомфорта. Особенно чувствительны к неблагоприятным условиям, которые приводят к развитию предневротических состояний и детских неврозов, дети в возрасте пяти – семи лет.

Обеспечение психологического комфорта ребенка с целью сохранения физического и психического здоровья включает в себя:

  • эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций),
  • позитивную Я-концепцию (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка),

- благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами),

  • успешность в сфере деятельности.

К психическому нездоровью обычно относят:

1) раздражительность, капризы;

  1. повышенную тревожность;
  2. замкнутость;

7) пассивность (духовное нездоровье).

Социальное неблагополучие ребенка проявляется в неадекватном восприятии окружающего мира, дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности.

Психологический дискомфорт возникает при несоответствии условий воспитания и образования детей их интересам и возможностям.

Условия для психологического комфорта ребенка в детском саду:

  • личностно – ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка, открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;
  • активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности - игре;
  • развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи).

Вопросами профилактики со стороны психического здоровья детей в детском саду, передачей педагогам и родителям знаний о психологических особенностях детей, занимается педагог-психолог.

Система и содержание работы

по обеспечению социально - психологического благополучия ребенка

Цель социально-психологического благополучия ребенка - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

К основным направлениям социально-психологической работы относятся: профилактическая деятельность, диагностическая деятельность, консультативная деятельность, коррекционно-развивающая деятельность.

Профилактическая работа включает в себя формирование у воспитанников потребности в специальных психологических знаниях, создание условий для полноценного психофизического развития на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности, интеллекта, а также межличностного общения и взаимодействия.

В русле профилактического направления следует осуществлять следующие мероприятия:

  1. Проведение работы по адаптации дошкольника к условиям детского сада, разработка рекомендаций родителям, педагогам по оказанию помощи детям в адаптационный период.
  2. Ведение работы по предупреждению психофизической перегрузки, связанной с условиями жизни детей, их воспитания и обучения.
  3. Выявление детей «группы риска» и психолого-социальное сопровождение детей из семей «группы риска».
  4. Организация работы по сохранению благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.

Диагностическая работа направлена на углубленное психологическое, физическое изучение ребенка на протяжении всего периода пребывания в образовательном учреждении, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в обучении, воспитании, развитии. Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группой детей.

Социально-психологическое сопровождение детей в ДОУ наряду с проблемой адаптации детей к детскому саду также решает следующие задачи:

- обеспечить комплексное обследование воспитанников с целью выявления проблем развития и максимальной реализации потенциальных возможностей детей;

-выявить резервные возможности воспитанников;

-отследить динамику психофизического развития детей;

-организовать взаимодействие между специалистами социально- психологической службы и педагогическим коллективом детского сада;

- раннее выявление детей, находящихся в социально опасном положении;

-обеспечение социальной и правовой защиты детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

Социально-психологическое сопровождение в ДОУ по защите прав ребенка и профилактике семейного неблагополучия детей состоит из следующих компонентов:

  1. Организационная и информационно-аналитическая деятельность.
  2. Раннее выявление семейного неблагополучия и профилактическая работа с неблагополучной семьей:

-обследование условий проживания и воспитания детей из неблагополучных семей и вновь прибывших воспитанников, своевременное принятие мер по защите их законных интересов;

-организация и оказание социально-педагогической, психологической и правовой помощи несовершеннолетним и их родителям;

-проведение индивидуальных консультаций семей;

-наблюдение за детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, в процессе воспитательно-образовательной деятельности;

-беседы с воспитателями.

  1. Работа с воспитанниками:

-создание банка данных о детях с особенностями психофизического развития; находящихся в социально опасном положении;

-организация контроля и сопровождения семей, воспитывающих приемных детей;

-консультации семей, имеющих детей под опекой, с целью оказания психологической поддержки.

Ожидаемые результаты осуществления социально-психологической деятельности:

  1. Сокращение факторов, влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт (построение гибкого режима дня, образовательный процесс насыщенный значимыми и интересными видами детской деятельности, занятия, проводимые в увлекательной и эмоциональной форме, введение релаксационных пауз в режимные моменты и т.д).
  2. Уменьшение количества детей, имеющих эмоциональные нарушения.
  3. Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
  4. Снижение общего уровня заболеваемости воспитанников.
  5. Приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.
  6. Создание эмоционально комфортной атмосферы в ДОУ.
  7. Корректировка системы социально-психологической деятельности по результатам мониторинговых исследований.
  8. Повышение социально-психологической культуры детей и родителей.

  1. Коррекционная работа.

Модель коррекционно-развивающей деятельности в детском саду представляет собой целостную систему.

Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень физического, речевого и психического развития дошкольника.

Коррекционная работы предполагает:

  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых

образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии, их интеграцию в ДОУ и освоение ими основной образовательной программы;

  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы;
  • описание специальных условий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, использование адаптированной образовательной программы и методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий с учителем- логопедом и специалистами ДОУ, которые должны обеспечивать единство коррекционно – развивающей работы в ДОУ;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

Коррекционная работа в ДОУ содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Диагностическое направление включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
  • раннюю диагностику отклонений в физическом, речевом, психическом развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно-развивающее направление включает:

  • выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями в развитии коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями : организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально- волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная

защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Информацинно-просветительское направление предусматривает различные формы просветительской деятельности ( лекции, беседы, печатный материал, сайт ДОУ, мастер-классы), проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с отклонениями в развитии. В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической (педагогической) грамотности, как педагогов, так и родителей.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с отклонениями в развитии, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приемов работы детей с отклонениями в развитии;
  • консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с отклонениями в развитии.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с отклонениями в развитии в специально организованной пространственно-речевой среде.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога предполагает индивидуально-ориентированный подход педагога к развитию личности ребенка, активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте, сохранение ее индивидуальности.

В русле коррекционно-развивающего направления решаются следующие задачи:

  1. Активное развитие интеллектуальных способностей обучающихся, формирование мотивации к той или иной деятельности.
  2. Коррекция нестабильности эмоциональной сферы, межличностных отношений и социальных контактов, связанных с межличностными и внутриличностными отношениями.
  3. Оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам, педагогам и родителям.

Коррекционная работа кружка «Здоровье». (профилактика и коррекция плоскостопия)

Занятия в кружке «Здоровье» направлены на достижение целей сохранения и укрепления здоровья детей, формирования основ культуры здоровья и повышение интереса к занятиям физической культурой.

Главным средством развивающее-оздоровительно-коррекционной работы является коррегирующая гимнастика для профилактики и коррекции плоскостопия.

В процессе занятий решаются следующие оздоровительные задачи:

  • оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка;

  • коррекция плоскостопия;
  • укреплять опорно-двигательный аппарат;
  • укреплять мышечно-связочный аппарат стоп и голени;
  • совершенствовать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Образовательные задачи:

  • освоение детьми специальных упражнений;
  • формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;
  • осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать заинтересованность детей к упражнениям и играм по профилактике и коррекции плоскостопия;
  • выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;
  • воспитание физических качеств;
  • приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;
  • воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

Коррекционная работа учителя-логопеда.

  1. Медико-профилактическая работа.

п/п

Основные мероприятия

Сроки

Медицинская работа

1.

Оформление документации

Август-сентябрь

2.

Анализ готовности детского сада к новому учебному году (освещение, маркировка

мебели)

Сентябрь

Лечебно – оздоровительная работа

1.

Проведение антропометрических измерений

Сентябрь, апрель

2.

Ведение учёта «Д» больных детей

В течение года

3.

Систематическое обновление

тематического уголка для родителей

В течение года

4.

Контроль за проведением закаливающих

процедур

В течение года

Профилактическая прививочная работа

1.

Контроль за прохождением персоналом

детского сада медицинских осмотров

В течение года

2.

Осуществление контроля за состоянием

заболеваемости детей в группах

ежемесячно

3.

Составление плана по прививкам

В течение года

4.

Анализ прививочной работы

В течение года

Мероприятия по укреплению здоровья

1.

Контроль за проведением утренней

гимнастики и гимнастики после дневного сна

В течение года

2.

Контроль за соблюдением эпидрежима

В течение года

3.

Контроль за проведением закаливающих

процедур

В течение года

Противоэпидимиологическая работа

1.

Системный контроль за выполнением

санэпидрежима

В течение года

2.

Системный осмотр работников кухни на

гнойничковые заболевания

В течение года

3.

Системный осмотр детей на гнойничковые

заболевания, на педикулез

В течение года

4.

Проведение лабораторного исследования на

выявление гельминтов

1 раз в год

Мероприятия по снижению заболеваемости

1.

Контроль за физическим развитием детей

В течение года

2.

Проведение анализа заболеваемости по

группам

В течение года

3.

Контроль за подготовкой детского сада к

холодному периоду года

октябрь

4.

Консультации для сотрудников ДОУ,

родителей

По необходимости

  1. Методическая основа концепции здоровьесберегающей педагогической системы (работа с педагогами).

Цель: создание научно-методического обеспечения для совершенствования профессионального мастерства в области здоровьесбережения. Научно- методическое обеспечение – условие эффективного использования здоровьесберегающего образовательного пространства. Научно-методическое обеспечение предполагает создание оптимальной образовательно-методической среды.

Методическое сопровождения процесса развития МБДОУ (по С.Н. Штекляйн) – целостная система взаимосвязанных действий, направленных на непрерывное самообразование через формирование внутренней мотивации саморазвития

педагогов, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей посредством внедрения современных развивающих педагогических и

оздоровительных технологий в практику ДОУ, оказание реальной и действенной помощи педагогу как при необходимости (оперативно), так и в целостности (планово).

Понятие оптимальной образовательно-методической среды основывается на следующих фундаментальных принципах:

Принцип научности. Заключается в том, что содержание любой запланированной работы должно иметь научное обоснование. Руководитель своими действиями обязан помочь педагогам понять научную подоплёку реализуемой программы, её задачи, принципы, методики.

Принцип системности. Во-первых, обеспечивает непрерывность содержания методических мероприятий (каждый последующий шаг базируется на предыдущем, вытекает из него). Во- вторых, система предполагает логическую и тематическую

связь между мероприятиями, направленными на реализацию вышеозначенных функций.

Комплексность, или взаимосвязь всех сторон и направлений методической работы. Принцип дифференциации – задание зоны ближайшего развития для каждого из педагогов. В зависимости от уровня компетентности создаётся поле для преодоления трудностей в достижении определённого результата – своего для

каждого педагога.

Принцип практической направленности и открытости методической помощи. Тесно связан с предыдущим. Каждый из воспитателей должен быть уверен, что в любой момент он получит необходимую методическую помощь – не только плановую, но и оперативную.

Оперативность, гибкость и мобильность. Данный принцип предполагает умение внести вовремя нужные изменения в систему работы в связи с вновь возникшими обстоятельствами.

Принцип оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования. Этот принцип даёт всем педагогам возможность выбора из

практического арсенала мероприятий те, которые для него наиболее оптимальны в плане проявления творчества, активности.

Принцип многообразия и оптимального сочетания средств и методов повышения квалификации. Обеспечивает процесс наращивания знаний, умений, освоения новых способов работы, связанных с целью и задачами программы, и возможность обобщить данный багаж знаний. Создание благоприятных условий для повышения квалификации педагогов в ДОУ начинает срабатывать автоматически, если

выдержаны предыдущие восемь принципов. Кроме того, создается современное научно - методическое обеспечение.

Научно-методическое обеспечение включает:

  1. создание научно-методической базы: наличие методических рекомендаций, пособий, программ, методик, научной литературы, содержание которых способствует развитию самообразования, развитию познавательного и творческого потенциала каждого педагога;
  2. формирование банка инноваций и передового педагогического опыта;
  3. создание в методическом кабинете условий, удовлетворяющих потребности каждого педагога в эмоциональном комфорте;
  4. создание банка методических разработок педагогов ДОУ;

Формы методической работы:

  • методическое совещание (информационное, инструктивное, отчетное);
  • педагогический консилиум (определяет пути устранения недостатков в конкретном коллективе детей, определяет единые требование и подходы в деятельности педагогов и специалистов (Ю.К.Бабанский);
  • педагогический КВН;
  • «Мозговая атака»;
  • КМН – конкурс методических находок;
  • конкурс педагогического мастерства;
  • работа творческих групп;
  • тренинг;
  • рефлексивно- ролевая игра;
  • научно – методический семинар;
  • дидактическая игра-путешествие;
  • организационно- деятельная игра «Вертушка»;
  • семинар-практикум;
  • «Круглый стол»;
  • консультация;
  • обзор новинок литературы по теме;
  • педсовет.
  1. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности коллектива ДОУ, которая включает повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, взаимодействие воспитателей, специалистов и родителей в процессе развития и

оздоровления детей.

Принципы совместной работы с семьейпо воспитанию здорового ребенка:

  • принцип единства задач;
  • принцип системности последовательности работы;
  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип взаимного доверия.

Задачи в системе работы с родителями:

  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • формировать у родителей уверенность в собственных психолого-педагогических способностях;
  • систематизировать знания родителей в вопросах здоровьесбережения;
  • просветить родителей в области педагогики, психологии, здоровьесбережения;
  • привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ.

Направление работы по реализации задач.

  1. Информационно-просветительское направление. Формы работы:
  • оформление информационных стендов, буклетов;
  • консультации (очные, заочные, групповые. Консультации специалистов и др.);
  • разработка рекомендаций, памяток;
  • беседы;
  • выставки;
  • родительские собрания.
  1. Организационная работа. Формы работы:
  • работа клубов;
  • дни открытых дверей;
  • реализация семейных (межсемейных !) и совместных с педагогами проектов;
  • совместные праздники, соревнования, экскурсии, досуги, «дни здоровья» и др.
  • семинары - практикумы («За здоровьем в детский сад и др.»)

  1. Ожидаемые результаты.

  1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка (медсестра, педагог-психолог, учитель-логопед, руководитель ФИЗО)
  2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
  3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
  4. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода. (секции по интересам, Дни, Недели здоровья и тд.)
  5. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
  6. Повышение квалификации педагогических работников, совершенствование профессионального мастерства.

Библиография:

  1. Здоровьесберегающая система ДОУ: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост.М.А.Павлова, М.В.Лысорогская - Волгоград: «Учитель», 2012.
  2. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением/ И.В.Никишина.- 2-е изд.,исправ. И допол.- М.: «Планета», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационная программа здоровьесбережения и развития в образовательном учреждении компенсирующего вида"

Идея одновременного здоровьесозидания и интеллектуального развития является инновационной, т.к. в психолого-педагогической литературе нет программ и технологий, практических рекомендаций, освещающих в...

ПРОГРАММА здоровьесбережения воспитанников "Здоровячок"

Адаптированная программа по здоровьесбережению воспитанников ДОУ...

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА здоровьесбережения воспитанников "ДЕТСКИЙ САД-ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ"

Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно".       академик Н.М.Амосов...

Программа здоровьесбережения в рамках реализации ФГОС «Здоровый ребенок»

К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьют тревогу. Многие причины - от нас не зависящие и изм...

Квест-игра "Следопыт" в рамках программы здоровьесбережения с детьми и родителями старшей и подготовительной группах

Создание условий для развития познавательных способностей детей в воспитательно-образовательном процессе с приобщением родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффект...

Программа здоровьесбережения в ДОУ

Программа по здоровьесбережению «Здоровый малыш» (Реализация приоритетного направленияна основе парциальной программы Т.Э. Токаевой«Будь здоров, дошкольник»)...

Рабочая программа здоровьесбережения "Если хочешь быть здоровым-закаляйся"

Рабочая программа здоровьесбережения"Если хочешь быть здоровым-закаляйся"    Пояснительная записка“Я не боюсь еще и еще раз повторить:забота о здоровье &ndash...