КАРТОТЕКА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ.
методическая разработка
Задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи,развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_razvitiyu_fonematicheskih_protsessov.docx | 945.97 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ПО РАЗВИТИЮ
ФОНЕМАТИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ
У ДЕТЕЙ
Карточка №1
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых
звуков.
Оборудование: стакан с водой и пустой стакан, баночки с крупами,
бумага, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: сначала показать и назвать предметы, демонстрируя
их звучание. Затем за ширмой выполнять различные действия с
предметами (переливать воду, пересыпать крупу, постукивать
ложками друг о друга, шуршать бумагой) . Ребёнок должен
определить, звук какого (их) предмета (ов) он слышит.
Карточка №2
Подвижная игра «Громко-тихо»
Цель: развитие слухового восприятия посредством выполнения
подвижных упражнений под музыку+ развитие общей моторики и
слухового внимания.
Ход игры: дети встают в круг, начинают движение шагом под
композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на
носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным
шагом. Побеждает самый внимательный, тот, кто слушал и верно
выполнял движения под музыку.
Карточка №3
Игра «Кто стучится? »
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация
ритмических рисунков.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»
Описание игры: взрослый говорит детям, что поросенок ждет
гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- /
( отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /.
Взрослый предлагает внимательно послушать ритм и определить,
кто стучится.
Карточка №4
Игра «Угадай, кто сказал?»
Цель: научить детей различать высоту, силу, тембр голоса.
Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки
«Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны,
Мишутки).
Ход игры: ребёнка предварительно знакомят со сказкой, затем
логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне,или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется
нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую
в сказке.
Карточка №5
Игра "Чья песенка?"
Цель: развитие фонематического слуха на примере дифференциации
гласных звуков.
Оборудование: предметные картинки с изображением поезда,
девочки, птички.
Ход игры: логопед раздаёт детям картинки с изображением поезда,
девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит «у-у-у»; девочка плачет
«а-а-а»; птичка поёт «и-и-и». Далее педагог произносит каждый звук
длительно «а-а-а, у-у-у, и-и-и», а дети поднимают соответствующие
картинки.
Карточка №6
Игра «Близко – далеко».
Цель: дифференциация громкого и
тихого звучания гласных фонем.
Оборудование: картинка самолёта.
Ход игры: ребенок учится различать,
где летит самолёт (у-у-у)- далеко
(тихо) или близко (громко). Когда
логопед, подражая самолёту, говорит
громко (у-у-у!) значит, самолёт летит
близко, а когда звук гудения мотора
еле-еле слышно, то он далеко.
Побеждает самый внимательный, тот,
кто ни разу не ошибся.
Карточка №7
Игра «Отгадай, кто или что это?»
Цель: развитие фонематического слуха на примере дифференциации согласных звуков.
Оборудование: Предметные картинки с изображением коровы,
дятла, барабана, кастрюли с супом.
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением
коровы, дятла, барабана, кастрюли с супом и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, суп кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук «м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б», а дети поднимают соответствующие картинки.
Карточка №8
Игра «Какая дудочка играет».
Цель: дифференциация громкого и тихого звучания гласных фонем.
Оборудование: картинки большой и маленькой дудочек.
Описание: логопед показывает детям большую дудочку, она
гудит низким голосом (у-у-у), затем показывает маленькую, её
голос высокий- У-У-У. После педагог демонстрирует картинки
уже без речевого сопровождения, а дети озвучивают, как поёт каждая из дудочек. Побеждает самый внимательный, тот, кто ни разу не ошибся.
Карточка №9
Игра «Отгадай, кто или что это?»
Цель: развитие фонематического слуха на примере дифференциации согласных звуков.
Оборудование: Предметные картинки с изображением коровы, дятла, барабана, кастрюли с супом.
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением
коровы, дятла, барабана, кастрюли с супом и объясняет: «Корова
мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б,
суп кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук «м-м-м, д-д-д,
п-п-п, б-б-б», а дети поднимают соответствующие картинки.
Карточка №10
Игра«Поймай нужный звук хлопком».
Цель: развивать фонематический слух.
Инструкция: Если услышишь звук [К] в слове - хлопни в ладоши.
Слова: [К]ран, мор[К]овь, шалаш, ботино[К]. . .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…,
С – собака, краски, лошадь,носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова,плов…
Карточка №11
«Назови одинаковый звук в словах».
Цель: развивать фонематический слух.
Ход игры: Воспитатель (логопед) произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки,
кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть
в этих словах.
Карточка №12
Игра «Хлопай-топай».
Цель: дифференциация звучащих согласных фонем с помощью выполнения простых движений (хлопков и прыжков) + развивается общая моторика и слуховое
внимание.
Описание: дети топают и хлопают на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например,
на звук [ш] дети топают, а на звук [ж] хлопают в ладоши.
Воспитатель произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с],
[ж], [х], [ш] и т.д.
На необозначенные звуки дошкольники не должны реагировать телодвижениями.
Карточка №13
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: развивать фонематические представления, простые
формы фонематического анализа.
Ход игры: дети должны придумать слова, в которых есть заданный воспитателем звук. Слова предлагается подбирать
на определенные лексические темы (одежда, обувь,части тела и лица и др.).
Оборудование: цветные картинки по лексическим темам.
Карточка №14
Игра «Незнайкины ошибки»
Цель: развивать фонематические
представления, фонематический
анализ.
Ход игры: Незнайка написал Знайке
письмо в стихах, но сделал ошибки.
Надо их исправить.
Оборудование: цветные картинки.
1-й вариант: Незнайка кое-что
пропустил в словах, которые написал.
Послушай его стихи и ответь, какие
звуки он пропустил.
Маша кукле шар (ШАРФ) вязала
Ей Наташа помогала.
Серый вол (ВОЛК) голодный, злой
Ходит по лесу зимой.
Землю роет старый кот (КРОТ).
Под землею он живет.
2- й вариант. Недостающие звуки.
Какие слова хотел написать Незнайка?
Где в них стоят пропущенные звуки?
Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама осы (КОСЫ).
В зоопарке живет сон(СЛОН).
Словно дом, огромен он.
3-й вариант. Лишние звуки.
А теперь - наоборот: найди лишние звуки в словах. Где они стоят?
1) Говорит Володя Коле:
«Стройку (ТРОЙКУ) получил я в школе.
2) В нашем доме на окошке
сидят серенькие крошки (КОШКИ).
Карточка №15
Игра«Накорми мышонка».
Мишка любит есть сыр.
Нужно сказать мышка, а медведи
сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:
Мы пришли кататься на большую Корку.
На болоте много скользких Мочек.
Иван построил новый Том.
По возможности сопровождайте занятия с запутанными словами картинками, сюжетными иллюстрациями.
Карточка №16
Игра"Слушай и выбирай".
Цель: развитие фонематического слуха.
Оборудование: картинки слов (дом, сом, ком).
Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Карточка №17
Игра«Цепочки слов».
Цель: развивать фонематический слух.
Эта игра - аналог всем известных "городов".
Заключается она в том, что на последний звук
заданного предыдущим игроком слова игрок
последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз…
Карточка №18
Игра «Что просит мышка»
Цель: учить выделять слова с заданным звуком.
Развивать фонематический анализ и синтез.
Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи
продуктов.
Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая
его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне,
пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А».
Аналогично с другими звуками.
Карточка №19
Игра«Починим испорченный телефон»
Играть лучше всего втроем или еще большей компанией.
Упражнение представляет собой модификацию известной игры
"Испорченный телефон". Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо.
Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово "по телефону".
Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается
от тех, которые передавались остальными участниками. Но на
этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что "накопились" в
результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились
ребенком правильно.
Карточка №20
Игра «Возьми игрушку»
Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех - четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).
Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов,
лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по
цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко
называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.
Карточка №21
Игра «Звенят колокольчики»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок)
звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит «Динь, динь, динь» (дети повторяют
звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, звенят большие колокольчики, когда покажу маленький кружок, зазвенят
маленькие колокольчики.
Воспитатель показывает то большие, то маленькие кружки.
Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями и игра
повторяется вновь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...
Календарный план работы по развитию фонематического восприятия детей старшей группы
Развёрнутое календарное планирование с системой игровых упражнений...
Календарный план работы по развитию фонематического восприятия детей подготовительной группы
Развёрнутое календарное планирование по развитию фонематического восприятия через систему игровых упражнений....
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендованы игры для развития фонематияческого слуха детей старшего дошкольного возраста, в которые можно играть дома....
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендованы игры для развития фонематияческого слуха детей старшего дошкольного возраста, в которые можно играть дома....
Развитие фонематического слуха детей с использованием театрализованной деятельности.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе ...
Применение игровых технологий в развитии фонематических процессов детей старшего возраста.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонематически чистой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учрежде...