Эмоциональное выгорание педагогов
консультация

Тихонова Олеся Иосифовна

Профилактика эмоционального выгорания педагогов - одно из главных направлений работы педагога - психолога в МБДОУ. В данной статье вы познакомитесь с профилактическими упражнениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_vygoranie_pedagogov.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог МБДОУ №187

Тихонова Олеся Иосифовна

                                                         

                                                          «Если человек выгорел однажды

восстановить ресурс здоровья

очень сложно»

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Одной из основных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Достаточно часто случаются ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.

Поэтому психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе школьного психолога с учителями.

        Работа по данной проблеме ведется по трем направлениям: диагностическое, просветительское, профилактическое.

Диагностические исследования  в первую очередь помогают выделить основные проблемы, а также  после проведения занятий проанализировать эффективность работы.

В этой связи необходимо рассмотрение основных компонентов эмоционального выгорания, так как интерпретация диагностических исследований основывается именно на данных показателях.

Эмоциональное  истощение  проявляется  в  ощущениях  эмоционального  перенапряжения  и  в  чувстве  опустошенности,  исчерпанности  своих  эмоциональных  ресурсов.  Человек  чувствует,  что  не  может  отдаваться  работе  с  таким  же  воодушевлением,  желанием,  как  раньше.

 Деперсонализация  связана  с  возникновением  равнодушного  и  даже  негативного  отношения  к  людям,  обслуживаемым  по  роду  работы.  Контакты  с  ними  становятся  формальными,  обезличенными;  возникающие  негативные  установки  могут  поначалу  иметь  скрытый  характер   и  проявлять  скрытый  характер  и  появляться  во  внутренне  сдерживаемом  раздражении,  которое  со  временем  прорывает  наружу  и  приводит  к  конфликтам.

Сниженная  рабочая  продуктивность  проявляется  в  снижении  самооценки  своей  компетентности  (в  негативном  восприятии  себя  как  профессионала),  недовольстве  собой,  негативном  отношении  к  себе  как  личности.

Существует несколько методик, на выявление эмоционального выгорания, но более удобной в использовании и обработке является «Опросник на «выгорание» MBI».

Основываясь на результатах диагностического исследования, выстраивается просветительское направление работы с педагогами.

Первым этапом является информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана она объективными причинами – работой в сфере человек-человек. Следует отметить, что при сообщении педагогам списка симптомов необходимо исключить всякие упоминания о возможных проявлениях агрессивности и ограничиться упоминанием только того, что не будет выглядеть для них угрожающим. Кроме того, это несколько снизит их озабоченность собственным состоянием, потому что оно станет более осознанным, определенным, а значит – контролируемым.

Второй этап стоит посвятить осознанию и принятию педагогами данной проблемы, страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха. Однако этому должна предшествовать подготовка, мотивирующая их к этому. Например, можно провести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики.

Третье направление - профилактическое. На данном этапе должна проводиться большая работа, направленная на  сплочение коллектива,  повышение уровня самооценки педагогов и лишь затем проводятся занятия непосредственно по профилактике эмоционального выгорания.

Мы проводим занятия по следующим темам:

1 - 3 занятие «Наш дружный коллектив».

Рекомендуем на данных занятиях  использовать игры-энергизаторы. Игры, которые позволят «сломать лёд» настороженного отношения участников, создадут атмосферу доверия и хорошего настроения, помогут участникам раскрыться.

4 - 6 занятие «Я - уникальный».

При проведении данных занятий мы акцентируем свое внимание на следующих аспектах:

- осознание педагогами своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе, своей личности;

- осознание себя в системе профессионального и личностного общения; оптимизация межличностных отношений с коллегами, администрацией, членами семьи;

- осознание своей профессиональной компетентности, оптимизация системы профессиональной деятельности.

7 - 10 занятие «Саморегуляция эмоционального состояния».

Целью данных занятий является знакомство участников с различными способами регуляции своего эмоционального состояния, в том числе в напряженных ситуациях; освоение приемов восстановления эмоционального равновесия и профилактики негативных  последствий профессионального выгорания.

Результаты повторной диагностики, свидетельствуют, что предложенная нами система работы по профилактики эмоционального выгорания учителей, является эффективной и продуктивной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Тренинг с педагогами ДОУ "Эмоциональное выгорание педагога"

23 марта 2016 года в МБДОУ детский сад прошел педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни».Одним из актуальных вопросов педагогического совета была профилактика эмоционального...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...