Картотека игр по ЗОЖ для детей средней группы. 2023г.
материал (средняя группа)

Новотаева Гульнара Файрузовна

В картотеке содержатся игры по здоровому образу жизни с целями: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства. тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей. подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами). научить ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_zozh.docx51.56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по ЗОЖ для детей средней группы

В картотеке содержатся игры по здоровому образу жизни с целями: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства. тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей. подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами). научить ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

Составила: воспитатель

2 смешанной дошкольной группы

ЗОЖ

Беседа «Как устроено тело человека»

Программное содержание:

Обобщать имеющиеся у детей знания о функции частей тела и сформировать представления о том, что каждая часть тела человека имеет значения для человека.

Ход беседы

Ребята, сегодня мы непосредственно на себе узнаем, зачем человеку нужны те или иные органы. Вы различаете, что называется частью тела и что органом? (ответы детей)

У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека.

Кира, подойди ко мне. Что у нас находится в верху? (ответ детей - голова). Головой называют часть тела на которой находятся все органы чувств и в которой находится головной мозг. Зачем она нужна? (думать, дышать, есть, разговаривать и т. д.)

Ниже находится туловище. Какие органы есть на туловище? (руки, ноги) .

Есть ли у человека хвост? Сейчас посмотрим (шутка) Нет. А у животных есть. Бывает, что и дети рождаются с хвостиками, но у наших детей хвостиков нет.

Узнаем, зачем же человеку руки. Денис, подойди ко мне. Убери руки назад, за спину, и возьми со стола книгу. (Денис пытается выполнить просьбу) Не поворачивайся. Зачем тебе руки? (чтобы брать предметы, рисовать, кушать, играть мячом, игрушками и т. д.)

А теперь походите все по комнате, только без ног. (дети предпринимают какие то попытки, но все они оканчиваются неудачей)

Зачем нам ноги? (чтобы ходить, бегать, прыгать, плавать и т. д.)

Скажите, есть ли у нас хоть одна часть тела не нужная? (нет)

Все части тела человека нам очень, очень нужны.

(дети рассматривают иллюстрации тела человека) .

Беседа «Полезные и вредные привычки»

Цели :

Учить детей отличать вредные и полезные привычки.

Формировать сознательный отказ от вредных привычек.

Закреплять умение объяснять смысл поговорок.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Познакомить с опасными для жизни привычками: курение, алкоголь, наркомания. 
Дети, у нас сегодня интересная тема, а какая сейчас вы сами узнаете, сложив эти буквы в слово. Какое слово получилось?

Дети: ПРИВЫЧКА.

Воспитатель: - Каждый человек способен привыкать к каким-то действиям, ощущениям. Кто-то привык рано ложиться спать, а кто-то - поздно; кто-то привык делать по утрам зарядку, а кто-то нет.

Что появляется у человека? Правильно, привычка. А какие вы знаете привычки?

-Умываться, чистить зубы, драться и т. д.

-Дети, а какие бывают привычки? Да, полезные и вредные.

-Что такое вредная привычка? - Это привычка, которая приносит вред.

-Что такое полезная привычка? - Она приносит пользу. Сейчас мы поиграем в игру «Полезно - вредно». Я буду называть привычки, а вы, если это полезная привычка – хлопайте в ладоши, если вредная, то топайте.

• Чистить зубы.

• Кричать.

• Убирать за собой вещи.

• Делать зарядку.

• Есть много сладостей.

• Грызть ногти.

• Обзывать детей.

• Говорить правду.

• Неряшливо одеваться.

• Пользоваться носовым платком.

• Обманывать.

• Кушать молча.

• Здороваться.

Дети, какую пользу приносят полезные привычки? Они делают человека собранным, здоровым, аккуратным. А вредные привычки? Они делают человека неряшливым, грубым, драчливым и т. д. Послушайте поговорки о привычках:

• За худую привычку и умного дураком обзывают.

• Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.

• Наилучший наставник во всем - привычка.

Объясните смысл поговорок.

Есть еще вредные, опасные для жизни привычки, это курение, алкоголь, наркомания. Эти привычки разрушают здоровье людей. При курении легкие чернеют; появляются кашель, одышка, бронхит. Алкоголь притупляет способность ясно мыслить, нарушает координацию движений, затрудняет речь.

Я хочу, чтоб на планете

Были все здоровы дети!

Не курили и не пили,

Чтобы долго-долго жили.

При наркомании происходит разрушение клеток головного мозга, позднее разрушение организма, и преждевременная смерть.

Помните: не нужно портить

Ни жизнь себе, ни жизнь родным,

Не стоит потреблять наркотик-

Лишать себя всех благ земных.

Люди, употребляющие наркотики и алкоголь очень опасны для общества. По их вине происходят аварии, наезды на пешеходов, убийства, кражи. Посмотрите, как они выглядят. (Показ плакатов). Скажите, а вам нравится, как они выглядят? Почему? (Ответы детей). А теперь, посмотрите на здорового человека. Какой он? Красивый, сильный, подтянутый. На кого вы хотите быть похожими? Почему?

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго- долго будут жить.

И запомни: ведь здоровье

В магазине не купить!

О чем мы с вами сегодня говорили?

Какие привычки мы называем вредными?

Какие полезными?


∙ Когда нужно мыть руки. (Перед едой, после игр, после туалета).

          ∙ Как часто нужно чистить зубы?

∙ Как часто нужно подстригать ногти?

∙ Как часто нужно мыть уши?

∙ Как часто нужно менять нижнее бельё?

∙ Как часто нужно мыться?

∙ Почему свою мочалку, расчёску, зубную щётку нельзя давать

  пользоваться друзьям, родным?

Мурка:

Какие молодцы, всё знают!

 Педагог предлагает детям сыграть в игру, говорит кошке:

- А ты, кошечка, отгадай, что будут делать дети.

 Подвижная игра «Ровным кругом»

Правила игры: Дети встают в круг. В середине круга ребёнок, исполняющий роль мыла. Дети идут друг за другом по кругу, напевая песенку:

Ровным кругом друг за другом

Будем весело шагать,

Что нам мыло здесь покажет,

То и будем выполнять.

Мыло показывает, как надо намыливать руки, дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывает полотенце (расчёска, зубная щётка, мочалка, носовой платок).

Кошка отгадывает.

Педагог говорит кошечке, что дети знают правила мытья рук, их восемь! - Кто расскажет и покажет правила? Ребенок рассказывает и показывает: Правила правильного мытья рук:

Закатай рукава. Намочи руки. Возьми мыло и намыль руки до появления пены. Потри не только ладони, но тыльную их сторону. Смой пену. Проверь, хорошо ли ты вымыл руки. Вытри руки. Проверь, сухо ли ты вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.

 Воспитатель говорит кошке, что ребята могут слепить из воска предметы личной гигиены. (Дети лепят, стоя у столов, во время лепки звучит спокойная музыка). Дети приносят вылепленные предметы на стол воспитателю, кошка Мурка восхищается и хвалит детей.

Педагог предлагает детям рассказать стихотворения о предметах личной гигиены.

Мыло Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –

Мыло тебя, наконец-то отмыло.

Мыло.

У мыла есть забота

Мыло ходит на работу.

Сашу мылит, отмывает,

Часто в гости приглашает,

Приглашение принимай,

Мыло ты не забывай.

Полотенце.

Махровое, душистое, мягкое, пушистое.

Любит воду промокать, где что влажно вытирать.

Мочалка.

 Вот раскинулась мочалка,

Ей своей спины не жалко.

Пенит, мылит, отмывает,

Телу чистоты желает.

Ты с мочалкою дружи,

Где что грязно - ей скажи.

- Грязь на теле? Не беда!

Ототрёт всё без труда.

Зубная щётка.

Я щётка-хохотушка,

Зубам твоим подружка.

Люблю всё убирать,

Мести и вычищать.

Тюбик с зубной пастой.

 Здравствуйте, друзья!

Я - тюбик.

И совсем я не опасен.

Мятный запах мой прекрасен.

Я не жадный\», - говорю.

Пасту всем свою дарю.

Чтоб улыбка засияла белизной,

Вы, ребята, подружитесь и со мной!

Торжественное обещание

Чтоб в грязнулю и неряху

Мне не превратиться,

Обещаю каждый день чисто-чисто ... (мыться)

Быть хочу я очень чистой,

А не чёрной галкой,

Обещаю я дружить с мылом и ... (мочалкой)

А ещё, два раза в сутки

 Обещаю чистить ... (зубки)

Обещаю всем кругом

Быть послушным малышом.

Ходить чистым и опрятным,

Очень, очень ... (аккуратным).

 Воспитатель: Молодцы, ребята. Кошка увидела, что вы все знаете правила личной гигиены.

Мурка: - Я вам приготовила сюрприз, возьмите, пожалуйста, этот волшебный мешочек. До свидания, ребята.

 Педагог предлагает детям достать из мешочка подарок - красивое мыло.

Беседа на тему: «Режим дня»

Цели:

  • познавательная

продолжать знакомить воспитанников с режимом дня, учить правильно распределять свое время;

  • коммуникативная

формирование коммуникативной культуры воспитанников; развитие речи воспитанников, обогащение словарного запаса по теме (режим, ритм);

  • регулятивная

развитие внимания, самоконтроля;

  • личностная

учить воспитанников соблюдать режим дня

Ход занятия:

Мотивационно- ориентировочный этап

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте.

-…, ты меня слышишь?

-Я слышу хорошо.

-Кто сегодня дежурный?

-Сегодня дежурный…

-Какое сегодня число?

-Сегодня

-Будем говорить правильно, отвечать на вопросы.

Вступительная беседа

-Первая составляющая здорового образа жизни определяется умением правильно распределить свое время, планировать свой режим дня.

Сообщение темы

-Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какая тема занятия?

-Тема занятия «Режим дня»

Постановка целей

-Сегодня мы с вами поговорим о режиме дня, как правильно распределить свое время

  1. Беседа по теме

-Человек постоянно распределяет свое время. Частично – по своему плану, а частично – в зависимости от необходимости.

-Посмотрите на картинку. Кто это изображен на ней?

-На картинке изображен ученик.

-Его режим определен учебным планом занятий, а вот, например, режим работающего человека – началом и концом рабочего дня.

-Как мы с вами уже говорили, режим дня – это.. Прочитай, ….

-Вы все сейчас школьники и ваш режим дня подчинен учебе. Вы живете в определенном ритме: в определенное время вы встаете, учитесь, выполняете домашнее задание, едите, отдыхаете и спите. Это повторяется изо дня в день. Это называется ритмичность.

-Важно правильно сочетать умственную и физическую работу, чередовать отдых и нагрузку. Если правильно организовывать, то человек меньше устает.

-Давайте с вами разберем ваш режим дня.

-Во сколько вы встаете?

-Мы встаем в семь часов утра.

-Что вы делаете, когда проснулись?

-После того, как мы проснулись мы умываемся и чистим зубы.

-Что происходит дальше?

-Мы наводим порядок в своих спальнях

-А утреннюю гимнастику вы делаете? Это тоже важно.

-Мы делаем утреннюю зарядку

-Как вы думаете для чего она нужна?

-Утренняя гимнастика нужна, чтобы проснуться, взбодриться

-А что вы делаете после гимнастики?

-После гимнастики мы завтракаем.

-Что вы делаете после завтрака?

-После завтрака мы идем на занятия

-Сколько у вас бывает уроков в день?

-У нас бывает пять или шесть уроков.

-Что вы делаете, когда заканчиваются уроки?

-Когда заканчиваются уроки, мы переодеваемся и обедаем.

-А вы делаете после обеда?

-После обеда мы идем на прогулку или на кружок.

-Важно подышать свежим воздухом после уроков, на отдых следует тратить столько времени, сколько понадобится, чтобы полностью восстановить свои силы, хорошее настроение и работоспособность. Можно поиграть в какие-то подвижные игры, поиграть в мяч и т.д. Главное – отдохнуть.

-Что же вы делаете после прогулки?

-После прогулки мы идем на полдник

-Важно подкрепиться после прогулки. Что происходит после этого?

-После этого мы выполняем домашнее задание.

-Сколько времени отводится на выполнение домашнего задания?

-На выполнение домашнего задания мы тратим примерно…

-Но это не значит, что эти два часа вы должны неподвижно сидеть на месте и делать уроки. Существует перемена, которая бывает в 17.00 и длится 15 минут. Нужно выходить из класса, чтобы отдохнуть. Также существуют динамические паузы. Все это делается для того, чтобы немного отдохнуть. После того, как вы закончили делать домашнее задание, что вы делаете?

-После того, как мы выполнили домашнее задание, мы идем гулять.

-Как уже мы говорили – прогулка на свежем воздухе восстанавливает силы.

-Что делаете потом?

-Мы ужинаем

Это должен быть последний прием пищи.

-Как вы думаете почему?

Потому что есть нужно за два часа до сна.

-Потому что если есть перед сном, то вы плохо заснете, а следовательно плохо выспитесь и весь день будет болеть голова

-Что делаете после ужина?

-После ужина мы гуляем

-Важно перед сном принять теплый душ или почитать хорошую книгу.. Не стоит смотреть страшное кино. Во сколько вы ложитесь спать?

-Мы ложимся спать в 9 часов тридцать минут

-Сон способствует нормальной деятельности нервной системы. Недосыпание ведет к переутомлению, утомляемости, болит голова. Помните, сон нельзя ничем заменить. Сон – это основа ЗОЖ.

Итак, составляя режим дня, необходимо учитывать учебные занятия и приготовление домашнего задания. Режим дня - это основа ЗОЖ. Он важен для человека и его надо соблюдать.

Беседа «Виды спорта»

Цель: закрепление знаний детей о различных видах спорта, спортсменах; кругозора детей.

Оборудование:

Наглядно-дидактическое пособие «Виды спорта»

Ход беседы:

Педагог: - Как называются люди, которые свою жизнь посвятили спорту? (ответы детей)

Педагог: - Да, люди, которые посвятили свою жизнь спорту, называются спортсменами.  Сегодня мы поговорим о спорте и спортсменах. Давайте с ними познакомимся. (Педагог предлагает вниманию детям карточки, на которых  изображены спортсмены в различных видах спорта.)

- Вы знаете, что существуют разные виды спорта – зимние и летние.

Педагог: Чтобы стать настоящим спортсменом, требуется много сил, энергии, здоровья, труда и желания. Настоящий спортсмен, в ходе тренировок  приобретает много качеств: выносливость, силу, ловкость, меткость, быстроту, грациозность, стройную фигуру, правильную осанку.

Педагог: Правильно, изо дня в день, с утра до вечера, жизнь спортсмена проходит в тренировках. Спортсмены бегают, прыгают, работают с разным спортивным инвентарем: мячами, скакалками, коньками, лыжами и т.д.,  но не все могут стать спортсменами. Одним -  не хватает упорства, желания, другим -  не позволяет здоровье. Но  это совсем не означает, что вы не должны дружить со спортом. Пусть вы не станете знаменитыми спортсменами,  но вы же хотите быть быстрыми, ловкими, выносливыми?

Педагог: Какой вид спорта вам нравится, и какой спортивный инвентарь используется в этом виде спорта? (Ответы детей.)

- Однако не все знают, чтобы добиться этих качеств, спортсмены много и постоянно тренируются. Дети, а что такое тренировка? Каких качеств, спортсмены добиваются тренировками? (Ответы детей.)

Педагог: - Каким спортом вы хотели бы заниматься? (Показ фотографий спортсменов, того вида спорта, который нравится ребенку.) Дети называют вид спорта, инвентарь, который будет необходим.

Педагог: -  Из нашей беседы вы поняли, что спорт – это, прежде всего, физические упражнения, только более сложные и подчиненный строгим правилам. Физические упражнения являются основой физкультуры, но о физкультуре мы поговорим с вами в следующей беседе.

   

Кинешь в речку – он не тонет.

Бьешь о стенку – он не стонет.

Будешь оземь кидать -

Станет кверху летать. (Мяч)

Мне загадку загадали, это что за чудеса?

 Руль, седло и две педали,

 два блестящих колеса.

У загадки есть ответ: это мой… (велосипед)

В него воздух надувают

 И ногой его пинают. (Футбольный мяч)

По пустому животу

 Бьют меня невмоготу;

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки.

Михаил играл в футбол

 И забил в ворота … (гол)

Когда весна берет свое

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через нее,

А она через меня. (Скакалка)

Две полоски на снегу

Оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной.  (Лыжи)

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Цель: расширять знания о пользе витаминов, закрепить знания о полезных и вредных продуктах. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Материал: картинки – хлеб, молоко, овощи, фрукты, конфеты, чипсы, лимонад.

Ход:

- Чтобы, расти и развиваться, человек должен правильно питаться. Человек употребляет в пищу разнообразные продукты. Есть продукты полезные и вредные. В продуктах содержатся очень важные для здоровья вещества, которые называют витаминами. В полезных продуктах – овощах и фруктах – больше всего витаминов. Витаминов очень много, но главные из них – это витамины А,В, С, Д.

Витамин А очень важен для зрения, он содержится в моркови.

Витамин В помогает хорошо работать нашему главному органу – сердцу. Его много в овощах и молоке.

Витамин С укрепляет весь организм, делает человека здоровым , неподверженным простудам. Его много в киви, шиповнике, смородине.

Витамин Д укрепляет наши ноги и руки, больше всего этого витамина в рыбьем жире.

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

 

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

 

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

 

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

 

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

- Что вы любите есть на завтрак?

- Какие витамины вы знаете?

- Для чего нужны витамины?

- Назовите продукты, полезные для здоровья?

- Какие продукты вредные для детей?

Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

«Разговор о правильном питании»

Цель: формирование у детей элементарных представлений о здоровой пище.

Воспитатель: Ребята, я приветствую вас в клубе «Здоровячки». Сегодня мы продолжим разговор о правильном питании. Вы уже знаете, что для поддержания хорошего здоровья питаться нужно разнообразными продуктами. Одни продукты дают нам энергию, чтобы двигаться, думать. Другие помогают не болеть, расти, становиться сильнее. Рассмотрите группы картинок и скажите: как можно назвать продукты одним словом?

(Воспитатель указкой показывает продукты, дети обобщают).

Дети: Это мясные продукты, молочные продукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, овощи и фрукты.

Воспитатель: Я предлагаю подойти к стульям и поиграть в игру «Сядет тот, кто полезный продукт назовёт».

(Дети называют полезные продукты и садятся на стулья).

Дети: Полезные продукты – это овощи, фрукты, молоко, сыр, масло, мясо.

(На ширме под музыку появляется кукла – доктор Неболейка.)

Неболейка: Здравствуйте ребята!

Я доктор Неболейка

Был у вас уже не раз!

Сегодня я хочу вас познакомить вас с правилами питания.

Все едят: и зверь, и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом конь жует овёс,

Кость грызет дворовый пёс,

Воробьи зерно клюют

Там, где только достают.

Утром завтракает Слон

Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мёд,

В парке завтракает крот,

И ребята малыши

Тоже кушать все должны!

Чтоб расти и развиваться

Нужно правильно питаться.

А теперь запоминайте правила:

Правило № 1: «Не торопиться во время еды, хорошо пережёвывать пищу».

Правило № 2: «Не переедать».

Правило № 3: «Садиться есть в одно и то же время».

Воспитатель: Ребята, какие правила вы запомнили, давайте повторим.

(Дети повторяют правила).

- Уважаемый доктор Неболейка! Послушайте, какие пословицы знают наши дети.

Дети: «Когда я ем, я глух и нем»,

«Когда я кушаю, я никого не слушаю»,

«Сладостей много, а здоровье одно».

Воспитатель: Дети и ребусы сейчас разгадают.

(показывает картинку с ребусами, а дети отгадывают)

«С грязными руками за стол не садись»

«По яблоку в день и доктор не нужен!»

Неболейка: Молодцы! Будьте здоровы, не болейте! До свидания.

(Уходит).

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Садоводы-огородники». Посадим на участке деревца.

(Проводится оздоровительное упражнение для осанки «Деревце»). Дети вместе с воспитателем встают в круг. Ноги поставить вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох, плавно поднять руки вверх, держать их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянуться всем телом. Вытягиваясь вверх, представить крепкое, сильное дерево. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Через 15-20 секунд опускаем руки и расслабляемся.

- Ребята, посмотрите, сколько в нашем саду выросло фруктов, а на огороде овощей. Будем готовить сок.

(Воспитатель раздает детям карточки с овощами и фруктами)

Дети: Из сливы я приготовлю сливовый сок.

Я приготовлю сок из яблока. Он называется яблочный и т. д.

Воспитатель: А теперь дружно поделим апельсин!

(физминутка «Апельсин»)

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для бобра

А для волка кожура!

Он сердит на нас беда …

Разбегайся кто куда!

(Дети под музыку бегают врассыпную по залу, после физминутки садятся на стулья).

Воспитатель: У нас в гостях корреспондент газеты «Витамин».

Корреспондент: Здравствуйте! Я хочу задать вам несколько вопросов. Как вы понимаете пословицу «Овощи - кладовая здоровья».

Дети: В овощах много витаминов. Овощи вкусные и полезные. Овощи помогают не болеть, расти здоровыми и сильными.

Корреспондент: Какие вы знаете блюда из овощей?

Дети: Я знаю свекольник. Я люблю винегрет, овощное рагу, солянку, овощной салат, овощную запеканку.

Корреспондент: Вспомните загадки об овощах.

Дети: 1. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

2. Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

3. Уродилась я на славу,

Голова была, кудрява

Кто любит щи –

Меня в них ищи. (Капуста).

Корреспондент: Я рад, что побывал в вашем клубе, обязательно напишу о вас в газете «Витамин».

(Под музыку входят дети «Витамины А, В, С»)

Воспитатель: Оказывается, слово витамин состоит из латинского слова «vita», что означает жизнь и «амин» - полезное, необходимое вещество.

Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я, витамин А! Витамин А содержится в моркови, салате, груше. (Выкладывает картинки на полотно).

Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите плакать по пустякам, вам нужен витамин В. Он есть в мясе, сыре, хлебе. (Выкладывает картинки).

Витамин С: Если вы хотите реже простужаться, быть здоровыми, быстрее выздоравливать после болезни вам нужен я! Витамин С. Нужно есть овощи капусту, картофель, пить чай с лимоном. (Выкладывает картинки).

Воспитатель: Ребята, мы уже знаем, что в овощах и фруктах содержится много витаминов. Давайте послушаем стихотворение «Витаминная родня».

Чтобы быть здоровыми

Бери дары садовые.

Витаминная родня –

Дети солнечного дня!

Тот, кто ест много морковки

Станет сильным, крепким, ловким!

А кто любит, дети, лук

Вырастает быстро вдруг!

Кто капусту очень любит.

Тот всегда здоровым будет!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю отправиться в наш супермаркет и поиграть в игру «Светофор здоровья». Послушайте правила. Мы разделимся на две команды. Одна будет покупать полезные продукты, и складывать их на зеленый куб. Другая команда будет покупать неполезные продукты, хотя многие люди считают их вкусными, и складывать покупки на красном кубе. В этой игре важно быть не только быстрыми, но и внимательными.

(После игры воспитатель с детьми рассматривает покупки и подводит итог игре)

Воспитатель: сегодня вы все были молодцы, правильно отвечали, выполняли задания. Я думаю, что вы уже поняли, что наше здоровье зависит только от нас с вами, от нашего питания, от того какие продукты мы выбираем. Недаром говорят: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

Беседа «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми; научить правильно вести себя в таких ситуациях

Ход:

Прочитать или рассказать детям русскую народную сказку «Колобок». Подвести мысль к тому, что Колобок без спроса ушел из дома и, вступив в контакт с хитрой Лисой, попал в беду. Обратить внимание на то, как Лиса хитро и ласково обманула Колобка. Случилась бы такая история, если бы Колобок гулял со взрослыми?

Обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице.

  • Взрослый угощает ребенка сладостями, дарит игрушку, приглашает пойти вместе с ним.
  • Взрослый приглашает сесть ребенка в машину, чтобы прокатиться по городу или обещает показать что-то интересное.
  • Взрослый спрашивает у ребенка, где он живет, дома ли его родители, где они работают.
  • Взрослый представляется знакомым родителей, которые попросили привести ребенка домой.

Надежный человек

Без помощи нянечки в детском саду        Но мама прийти обещала за мной.

Сама я свой шкаф и одежку найду.          Она про меня не забудет вовек... Оденусь сама, но одна не пойду:                 Надежный она у меня человек!

Я маму свою на крыльце подожду.                                          Георгий Ладонщиков

Знаю сама я дорогу домой,

  • Девочка знает, как дойти до дома?
  • Почему девочка не идет одна домой?
  • Как вы думаете, правильно поступает девочка?
  • Что может случиться, если девочка пойдет домой одна?
  • С кем вы ходите домой из детского сада?
  • Пойдете ли вы с незнакомым человеком домой?
  • А если вам дадут конфеты и игрушки?
  • Почему?

А в заключении послушайте стишок.

Не слушай, малыш, уговоры                     Как он ушел один без спроса,

О сладких конфетах, игрушках,           Прогулку закончив у лисьего носа.

О мягких пуховых подушках.           Чтоб ты в беду не попал,

Да, помни ты про Колобка:                     Как Колобок не пропал.

Картотека дидактических игр экологического содержания

Игры с предметами:

«Кто быстрее соберет урожай»

Цель:

Закрепление представлений об овощах и фруктах.

Развитие внимания, быстроты реакции на слово воспитателя.

Ход игры:

Играют две команды. Одна команда собирает в корзину с наклеенным условным обозначением

овощи, а другая   – фрукты. Плоды разложены на полу; в командах по 2 – 3 человека. Выигрывает  команда, которая быстрее соберет все плоды и не ошибется.

             «Чудесный мешочек»

Цель:

Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.

Ход игры:

Ребенок достает из мешочка фрукт (овощ),осматривает , называет .К концу года можно использовать муляжи , активизируя память детей.

Усложнение:

1.Через некоторое время дети определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка .

2.Воспитатель перечисляет признаки задуманного фрукта (овоща), а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка.

     «Узнай на вкус»

Цель:

Закрепление представлений об овощах и фруктах.

Сенсорное развитие.

Ход игры:

У воспитателя два подноса. На одном  - целые овощи и фрукты (огурец, морковь, капуста, помидор, яблоко, груша, апельсин, лимон, арбуз  и т.п.). На другом  подносе  плоды , нарезанные кусочками. Нужно определить овощ или фрукт не глядя, по вкусу  и показать целый плод на подносе. Воспитатель подходит к любому из детей. Дети не должны подглядывать, торопиться с ответом. Игра заканчивается перечислением принесенных овощей и фруктов, определением вкуса каждого из них.

     «Горячо – холодно» (Где спряталась матрешка)

Цель:

Закрепление представлений о комнатных растениях.

Развитие связной речи.

Воспитание находчивости, любознательности.

Ход игры:

Водящий выходит из комнаты. В это время прячут матрешку под одно из комнатных растений. Водящий ищет матрешку, дети подсказывают ему «горячо» или «холодно». Найдя матрешку, вод.

должен назвать растение под которым она спряталась . Вначале берется 4 – 5 растений, а затем

 до 8 растений (герань, фикус, бальзамин, колеус, гибискус, алоэ, аспарагус, бегония вечноцветущая и др.)

Для  ознакомления с комнатными растениями  также используются игры:

«Узнай растение по описанию», «Найди растение по названию», «Опиши растение, а мы угадаем» и др. из сборника  В.А.Дрязгуновой «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».

Для закрепления представлений о деревьях и кустарниках используются игры из того же сборника:

«Загадайте, а я отгадаю», «Найди пару», «Найди листок как на дереве», «Найди свой дом», «Такой листок лети ко мне» и другие.

Настольно-печатные игры

     «Где насекомое ?»

Цель:

Закрепление представлений о насекомых.

Развитие внимания, памяти.

Ход игры:

На фланелеграфе на голубом и зеленом фоне «летают» и «ползают» знакомые детям насекомые (можно добавить несколько неизвестных). Например: муха, комар, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, муравей, пчела. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший загадку ребенок должен также найти картинку с его изображением.

     «Куда села бабочка»

Цель:

Закрепление и уточнение представлений о частях растения.

Ход игры:

На мольберте модель «Зеленое растение». Маленькая бабочка из цветной бумаги «летает» и садится то на одну часть растения, тона другую. Дети по очереди их называют, а также объясняют их значение для растения.

     «Узнай и назови цветок»

Цель:

Закрепление представлений о цветущих растениях.

Развитие памяти, связной речи.

Ход игры:

На столе – «клумба»: разложены картинки с изображением красивых цветущих растений ( розы, тюльпаны, маки, гвоздики, фиалки и т.п.). Водящий подходит к «клумбе» и отбирает  картинки с известными ему растениями, называет их.

     «Третий лишний»

Цель:

Закрепление представлений о живых существах.

Развитие логического мышления, связной речи.

Ход игры:

На карточках изображены два насекомых и птичка, две рыбы и лягушка, два зверя и насекомое и т.д. Дети должны определить, кто лишний и объяснить свой ответ.

     «Кто как двигается»

Цель:

Закрепление представлений о способах передвижения живых существ.

Ход игры:

Воспитатель раздает большие карты с изображением моделей органов движения (ноги, крылья, плавники) в центре. Затем поочередно показывает маленькие карточки с изображением птиц, зверей, рыб, насекомых. Дети закрывают пустые квадраты на своих картах подходящими картинками. Выигрывает тот, кто первым закроет все квадраты.

По аналогии изготавливаются игры-лото «Овощи-фрукты», «Кто где живет» ( среда обитания вода, воздух, земля).

     «Дикие и домашние животные»

Цель:

Закрепление представлений о диких и домашних животных.

Развитие внимания, интереса к живой природе.

Ход игры:

На фланелеграфе домик, ель и фигурка грустной девочки. На столе рядом – фигурки животных. Воспитатель говорит, что пришла девочка, у нее неприятность: все домашние животные перепутались с дикими

. Поможем ей отобрать домашних животных. Дети ставят фигурки медведя, зайца, лисы, волка и т.п. к ели, а фигурки козы, коровы, лошади, собаки и др. к домику. Каждое животное они называют. В конце игры появляется фигурка веселой девочки.

     «Где спряталась вода»

Цель:

Закрепление представлений о воде как части природы, о ее свойствах замерзать и испаряться.

Развитие внимания, памяти, связной речи.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает несколько картинок с изображением объектов природы, вещей  из домашнего обихода, и просит детей сказать, где спряталась вода, в каком она виде (жидкая, пар, снег, лед).Например , такие картинки: сосулька, река, кипящий чайник, снежинка, облако, водопад, каток, ледяная горка, снежная баба, холодильник, комнатное растение .

     «Кто прилетел в птичью столовую»

Цель:

Закрепление представлений о птицах.

Развитие умения узнавать птиц по внешнему виду и называть их. Развитие речи.

Воспитание интереса к природе.

Ход игры:

Словесные игры

     «Что сажают в огороде»

Цель:

Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам ( по месту произрастания, по способу применения).

Развивать память, внимание, речь.

Ход игры:

Отвечать на вопросы водящего нужно только «да» или «нет». Кто ошибется, тот отдает «фант».

Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете,  что сажают в огороде? Давайте поиграем : я буду называть разные предметы, а вы  внимательно слушайте. Если я назову то , что сажают в огороде , то вы скажете «да», если же это в огороде не растет, то вы скажете «нет». Кто ошибется , тот проиграет : поспешишь – людей насмешишь.

     «Подскажи словечко»

Цель:

Закрепление представлений о природе.

Развитие речи, находчивости, быстроты реакции.

Ход игры:

Воспитатель начинает фразу , а дети ее заканчивают. Например : У медвежонка мама – медведица, а у бельчонка … У коровы теленок , а у овцы … Корова мычит , а лягушка … Ворона каркает, а воробей … И т.п.

     «Знаешь ли ты»

Цель:

Закреплять представления о животных. Обогащать словарный запас. Развивать быстроту мышления, речь детей.

Ход игры:

Приготовить цветные фишки четырех видов для обозначения зверей, птиц, рыб и насекомых. Дети по очереди называют сначала зверей, затем птиц и т.д., выкладывая при правильном ответе фишку. Кто выложит больше фишек – тот выиграл.

     «Расскажи без слов» (Какая сегодня погода)

Цель:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Развивать творческое воображение, внимательность.

Ход игры:

Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду (весеннюю, зимнюю, летнюю) с помощью мимики, жестов, движений. Либо один из детей изображает погоду, а остальные должны отгадать.

     «Кто знает, пусть продолжает»

Цель:

Закрепление представлений о природе. Развитие навыков обобщения, речевое развитие.

Ход игры:

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети – слова, относящиеся к данному значению. Например: Птицы это … (ворона, попугай, гусь и т.д.) Или воспитатель называет видовое понятие, а дети – обобщающее слово. Например: Белка, еж, волк это… ( звери)

     «Повторяй друг за другом»

Цель:

Закреплять представления о природе. Развивать речь, внимание, память.

Ход игры:

Водящий называет любое слово (объект природы) , ориентируясь по теме занятия. Например : кукушка. Второй игрок повторяет слово и добавляет свое, подходящее по смыслу. Например : кукушка, дятел.

     «Узнай , что за зверь», « Догадайся , что за птица», «Что растет и кто живет в лесу»

Цель:

Закрепление представлений о живых существах.

Развитие памяти, внимания, речи.

Ход игры:

Воспитатель подбирает серии загадок о животных, растениях леса. Игра проводится в форме викторины.

     «Загадки голубого ручейка»

Цель:

Закрепление представлений о живых существах, обитающих в воде и у воды.

Развитие речи. Воспитание интереса к живой природе.

Ход игры:

Дети отгадывают загадки о водных и околоводных животных и растениях ( рыбы, лягушка,  улитка,  утка, гусь, бобр, камыш, кувшинка, и др.).

Творческие игры – экспериментирования

Игры с водой , снегом и льдом

«Волшебная вода»

- смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» оттенков и цветов.

«Цветные капельки»

- капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за путешествиями капель.

«Льдинки»

- замораживание в воде узоров из камешков, бусин, листьев, рассматривание их.

«Освобождение из плена»

- размораживание разными способами маленьких игрушек, замороженных в воду «ледяной колдуньей».

«Тонет – не тонет»

- испытание на плавучесть игрушек из разного материала.

«Снежные фигуры»

- лепка из снега, игра в снежное царство.

Игры с мыльной водой и пеной

«Мыльные пузыри»

- пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов : соломинок, трубочек, деревянных катушек и пр.

«У кого пена выше и пышней»

- выдувание воздуха в мыльную пену через трубочку с целью получения «самой большой» пены.

«Подушка из пены»

- испытание : какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности мыльной пены.

Игры с зеркалом

«Поймай солнышко»

- маленьким зеркалом поймать солнечный луч и пустить «зайчика».

«Солнечные зайчики»

- воспитатель и дети пускают веселых солнечных зайчиков.

«Что отражается в зеркале»

- пытаться увидеть , что находится за спиной только с помощью зеркала.

Игры со светом

«Театр теней»

«У кого тень интересней»

- экспериментирование с тенью.

«Угадай, чья тень»

Игры со стеклами

«Мир меняет цвет»

- рассматривание окружающего через стекла разного цвета.

«Таинственные картинки»

- рассматривание картинок через стекла разного цвета и наблюдение : какие изображения становятся невидимыми.

«Волшебное стекло»

- рассматривание предметов, картинок, знаков через увеличительное стекло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Физическое развитие" Картотека основных видов движений для детей средней группы детского сада

Образовательная область "Физическое развитие" Картотека основных видов движений для детей средней группы детского сада...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы

Картотека оформлена в виде презентации, с целями, с осписанием предварительной работы и возможных сюжетов....

Картотека игр малой подвижности для детей средней группы

Картотека игр малой подвижности в ДОУ с детьми средней группы. Очень удобно! Сама делала!...

Картотека подвижных игр по ознакомлению детей средней группы с птицами

НазваниеигрыЦель игрыСодержание «Птички»Выполнять движения согласно тексту, быстро бегать; ориентироваться в пространствеДети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от дру...