Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
статья (младшая группа)

Гаврилова Ольга Давыдовна

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_rabote.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе

с детьми раннего возраста».

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

           Ранний возраст - возраст, когда происходит «закладка» основ здоровья и характера человека. Именно поэтому крайне важно создать маленькому ребенку в детском саду максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития.

        Поэтому одной из основных задач, поставленных в требованиях ФГОС дошкольного образования, является воспитание здорового ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

      Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка, педагогов, медицинских работников и родителей и направлены на решение задач сохранения, поддержания и обогащения их здоровья.

            Наша работа направлена, прежде всего, на охрану и укрепление здоровья детей, полноценное их физическое, психическое и эмоциональное развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно – гигиенических навыков, на обеспечение безопасности при выполнении физических упражнений.

         Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация развивающей предметно-пространственной среды.

        В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Для достижения поставленной цели мы организовали здоровьесберегающую и развивающую среду, способствующую конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка. 

     В группе оборудован физкультурный уголок для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков. Содержание физкультурного уголка позволяет детям использовать физкультурный инвентарь как в самостоятельной деятельности, так и в совместной со взрослыми. Пособия, которые в нем есть (мячи, кегли, мешочки с песком, обручи и др.), стимулируют активное движение детей, способствуют закреплению двигательных умений, повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. Также для развития самостоятельной двигательной активности в группе имеются разнообразные каталки, горка, балансиры, игрушки-двигатели.

      В группе используем многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. Это разнообразные дидактические игры и пособия на расстегивание и застегивание молний, пуговиц, кнопок, использование шнуровок, в том числе изготовленные самостоятельно и с помощью родителей.

           Использование здоровьесберегающих технологий проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, включающей в себя работу по профилактике утомления детей во время непосредственно образовательной деятельности (физкульминутки, динамические паузы), подвижные игры, привитие культурно-гигиенических навыков в режимные моменты, прогулки, закаливающие процедуры, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.

        Начинается день с утренней гимнастики, которую проводим в группе. В утреннюю гимнастику включаем специальные дыхательные упражнения, элементарный самомассаж. Все это происходит в игровой форме, в благоприятной эмоциональной атмосфере. На зарядке может присутствовать игрушка, например, «Зайка - физкультурник», который предлагает выполнить упражнения вместе с ним. При проведении работы используем положительную оценку, похвалу, поощрение.

       Физкультурные занятия проводятся два раза в неделю в физкультурной зале. Используем разные виды физкультурных занятий: традиционные, сюжетные, игровые. Включаем различные виды гимнастик: дыхательную, пальчиковую, артикуляционную, мимическую, по профилактике плоскостопия.

       Эффективным средством укрепления здоровья является закаливание. Но ежедневная работа по закаливанию детей в группе начинается после окончания адаптационного периода. Для успешности и эффективности закаливания мы соблюдаем ряд принципов: постепенность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей.   Конечно, лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода — в сочетании с достаточным двигательным режимом. Используем целый комплекс закаливающих процедур: мытьё рук до локтей, босохождение, хождение по массажным коврикам. Перед сном дети раздеваются в групповой комнате, где температура воздуха выше, чем в спальне на 2-3 градуса и переходят в трусиках в спальню. Спят дети в теплое время года при доступе свежего воздуха, в холодное в хорошо проветренной спальне.

         Оздоровительная гимнастика после дневного сна помогает полностью просыпаться и заряжаться энергией на оставшуюся половину дня. Для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия и развития координации движений проводится ходьба по массажным коврикам и босохождение.  Нахождение детей в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босохождение, сон при доступе свежего воздуха, активное занятие физкультурой на воздухе — все это моменты закаливания, которые мы используем в своей работе.

     Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого, дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. С детьми мы проводим подвижные игры с простым содержанием, не сложными действиями, в которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Для обеспечения высокого оздоровительного эффекта на прогулке не допускаем сокращения времени пребывания на открытом воздухе, обеспечиваем достаточно высокую двигательную активность во время прогулки при условии облегченной одежды детей.

           Детям прививаем культурно-гигиенические навыки, развиваем самостоятельность. Наши малыши стараются следить за собой. Они уже умеют мыть руки, пользоваться своим полотенцем. Если у ребенка не окажется носового платка, малыши самостоятельно пользуются бумажными салфетками, которые находятся в доступном для них месте.

               Ежедневно проводим пальчиковую гимнастику. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковую гимнастику мы проводим в любое удобное время, а также во время занятий.

     Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика. Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость. Дыхательная гимнастика также используется нами в работе с детьми.

     Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Наши дети еще маленькие, поэтому мы используем простые упражнения артикуляционной гимнастики, например, «Покажи язычок», «Вкусное варенье», «Лошадка» и др.

     Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц.  Мы предлагаем ребёнку показать, как он радуется, как сердится, как грустит и др. Мимика тесно связана с артикуляцией. И, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.

     Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей являются ежедневные проветривания помещения, соблюдение температурного режима, чистота в группе, много света, спокойный, доброжелательный тон воспитателя. Все это строго нами соблюдается.

       Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей мы разумно сочетаем оздоровительные и образовательные задачи, что обеспечивает развитие детей не в ущерб здоровью. Мы формируем у ребенка мотивы самосохранения, воспитываем привычку думать и заботиться о своем здоровье. Мы прививаем навыки ухода за телом, создаем условия для закаливания, формируем навыки охраны личного здоровья и здоровья окружающих, даем представление о функциях тела, учим детей обращаться с опасными для здоровья вещами, демонстрируем значимость правильного отношения к здоровью и т.д.

           Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей, так как главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни мы используем разнообразные формы взаимодействия: родительские собрания, совместные проекты, участие в выставках, консультации, рекомендации, фотоотчёты и др.

       Хочется отметить, что в работе с детьми нами постоянно применяются технологии, направленные на сохранение и развитие здоровья малышей. Не зря говорят, насколько здоров ребенок - настолько он и развит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требов...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков,...

Сообщение на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста».

Сообщение  на районном методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми  раннего возраста»....

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста»

Одной из актуальных задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является совершенствование физического воспитания детей посредством внедрения технологий стимулирования и сохранения здоровья. Д...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, ме...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (Из опыта работы)

Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуально. Главным в воспитании детей является то, что они до...