Картотека народных игр для детей младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)
Русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry_yasli.docx | 35.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека народных игр для детей младшего дошкольного возраста
Русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки, и упорства. Они дают детям столько веселья, что каждого ребёнка в душе просыпается его русское начало, сидящее, где то далеко в душе. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям радость и наслаждение, а не будут учебным занятием.
Название игры | Задачи | Содержание |
Зайка беленький сидит и ушами шевелит… | Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах. Игра способствует развитию речи. | Зайка беленький сидит, Он ушами шевелит, Вот так, вот так Он ушами шевелит (Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами) Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть. (Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, . Скок, скок, скок, скок, Надо зайке поскакать. (На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.) Кто-то зайку испугал, Зайка прыг… и убежал. (Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются). |
Заинька | Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни. | 1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе) 2. Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши! Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши) 3. Заинька, повернись, серенький, повернись, Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе) 4. Заинька попляши, серенький попляши! Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может) 5. Заинька поклонись, серенький поклонись Вот так этак поклонись (2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны). |
По ровненькой дорожке | Развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность, активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости. | Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Педагог ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст: По ровненькой дорожке, (дети идут шагом) По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два, По камешкам, по камешкам (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед) По камешкам, по камешкам…. В ямку бух! (присаживаются на корточки) Вылезли из ямы (дети поднимаются) Снова повторяем стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст: По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке. Устали наши ножки, устали наши ножки. Вот наш дом—здесь мы живем. По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом—на скамейке, за проведенной чертой и т. д.). |
Бабушка Маланья | Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость. Эта игра может также использоваться как корректирующая для снятия эмоционального напряжения. | Дети идут хороводом, имитируя движения и приговаривая: У Маланьи у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей (дети встают лицом в круг) И все без бровей. (дети закрывают ладонями брови) Вот с такими глазами, (широко раскрывают глаза) Вот с такими ушами, (показывают уши, как у слона) Вот с такой головой, (соединяют руки над головой) Вот с такой бородой! (показывают длинную бороду) Они не пили, не ели, Целый день сидели, (дети присаживаются) Друг на друга смотрели, (поворачивают голову в разные стороны) Делали вот так! При последних словах ведущий показывает какое-либо движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал движение, становится ведущим. Движение должно быть забавным. |
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий | Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг и в ходьбе по кругу со словами. | Дети стоят по кругу а «Ванечка» в кругу. Со словами: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий» дети идут по кругу. Со слов: «На коня садится, конь завеселится. Плеточкой помашет – конь под ним запляшет». «Ванечка» садится и едет (галопом) на лошади, машет плеточкой. Когда зазвучат слова «Мимо сада едет, садик зеленеет Цветы расцветают, птички распевают «Ванечка» выходит за круг и продолжает двигаться за кругом. Со словами «К дому подъезжает, со коня слезает Со коня слезает, Олечка встречает» возвращается в круг и подходит к девочке «Олечке». По окончании песни они танцуют вдвоем под хлопки детей. |
Карусели | Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться. | Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит: Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, карусель остановите, Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра! Дети останавливаются. |
Колпачок | Учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры. | Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту: Колпачок, колпачок Тоненькие ножки, Красные сапожки Мы тебя кормили, Мы тебя поили На ноги поставили Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь. Выбирай кого захочешь! Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге выбирает пару и дети танцуют под музыку. |
Солнышко и дождик | Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя. | Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к воспитателю под зонтик и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется. Светит солнышко сильнее Светит в нашу комнату Мы захлопали в ладоши, Очень рады солнышку! (дети прыгают, танцуют, хлопают в ладошки) Дождик, дождик все быстрей! Все под зонтик поскорей! (Бегут под зонтик). |
Курочка – хохлатка | Упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе. | Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит: Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко. Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит: На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка… Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет. «Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку. |
Пузырь | Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. | Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом: Надувайся, пузырь, Надувайся велик! Раздувайся, держись, Да не рвись! |
У медведя во бору | Развитие двигателельной и речевой активности детей, умение соотносить свою деятельность со словами, быстро реагировать на словесный сигнал. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. | Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая): У медведя во бору Грибы, ягоды беру. Медведь сидит, На нас глядит. Медведь не спит И на нас рычит! Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко, Медведь за нами кинулся! Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем. |
Хоровод | Учить детей водить хоровод; упражнять в приседании | Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу. Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ! До того мы закружились, что на землю повалились. Бух! При произнесении последней фразы выполняют приседания. |
Кот и воробышки | Упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой, использовать всю площадь зала | «Кот» располагается на одной стороне зала (площадки), а дети – «воробышки» - на другой. Дети – «воробышки» приближаются к «коту» вместе с воспитателем, который произносит: Котя, котенька, коток, Котя – черненький хвосток, он на бревнышке лежит, притворился, будто спит. На слова «Будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить «воробышков», которые убегают от него в свой домик (за черту). |
Поймай комара | Упражнять детей выполнять прыжки вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка, не уменьшать круг во время подпрыгиваний. | Дети стоят по кругу лицом к центру на расстоянии вытянутых рук. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1— 1,5 м) с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих. Когда комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!». Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг во время подпрыгиваний. Вращая прут с комаром, воспитатель то опускает, то приподнимает его. |
Салки | Упражнять в развитие быстроты двигательной реакции, внимания; совершенствование координации движения, ориентирования в пространстве в постоянно меняющейся обстановке. | Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков |
Мороз Красный Нос | Развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге. | Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова: Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос. Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей! Выходите, зайчики! Девочки и мальчики! (Дети идут навстречу воспитателю.) Заморожу! Заморожу! Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются. |
Метелица | Доставить радость детям веселой игрой. | Играющие встают в круг, и не сходя с места, начинают кружиться, напевая: Метелица, метелица, Снег по полю стелется! Кто кружится, вертится- Тот заметелится! На последнем слове песни все должны остановиться и стоять, не шевелясь. Кто упадет, или не сможет вовремя остановиться, тот из игры выходит. Остальные опять поют песню и кружатся. Остается в круге самый выносливый. Он и выигрывает. |
Снег, снег кружится… (по стихотворению А. Барто) | Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры. | Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок. Воспитатель, предлагает покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!» Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок! вертелись, как снежок». Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети). Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны». Дети разбегаются по площадке. Игра по желанию детей повторяется 3-4 раза. |
Снежок | Развивать умение выполнять характерные движения, учить двигаться по кругу. | Дети встают в круг На мотив («как на тоненький ледок») Выпал беленький снежок, Собираемся в кружок (идут по кругу) Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами) Будем весело плясать, Будем ручки согревать (потирают ладошки) Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают) Будем прыгать веселей (пружинки) Чтобы стало потеплей. Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают) |
Зайка шел | Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно тексту. | Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова: Зайка шел, шел, шел, Морковку нашел, Сел, поел и дальше пошел. Зайка шел, шел, шел, Капустку нашел, Сел, поел и дальше пошел. Зайка шел, шел, шел, Картошку нашел, Сел, поел и дальше пошел. На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки. |
Кружок | Выполнять движения в соответствии с текстом, не путаться с нарастанием темпа | Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения: Мы сперва пойдем направо А затем пойдем налево А потом в кружок сойдемся И присядем на немножко А теперь назад вернемся И на месте покружимся И похлопаем в ладоши. А теперь в кружок все вместе. (Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе) |
Ходит Ваня | Учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу. | Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова: Ходит Ваня, ходит Ваня, Посреди кружочка Ищет Ваня, ищет Ваня, Для себя дружочка Нашел Ваня. Нашел Ваня Для себя дружочка Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается. |
Козлик | Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно тексту. | В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом. Вышел козлик погулять, Свои ножки поразмять. Козлик ножками стучит, По-козлиному кричит: «Бе-е-е, бе-е!» Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются. |
Паучок | Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно тексту. | С помощью считалочки выбирают одного ребенка, он будет играть роль паучка. Остальные ребята берутся за руки, и образуют круг. Паучок садится в центр круга на корточки. Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая: — Паучок-паучок, (паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с следующем кону) После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, и...
Картотека народных игр для детей младшего дошкольного возраста
Народные игры ненавязчиво учат ребенка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. Через народные игры ребенок познает окружающий мир....
Картотека мнемотаблиц по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста.
Предлагаю коллегам воспользоваться моими наработками по мнемотехнике для детей младшего дошкольного возраста. Картотека содержит таблицы, позволяющие детям с легкостью пересказывать любимые русские на...
Картотека Русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста
Картотека Русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по мотивам русских народных сказок для детей младшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по мотивам русских народных сказок для детей младшего дошкольного возраста...
Картотека пальчиковых игр на основе русских народных потешек для детей младшего дошкольного возраста
Картотека пальчиковых игр на основе русских народных потешек для детей младшего дошкольного возраста...
Картотека мнемотаблиц по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста
Мнемотаблицы — это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее).Благодаря мнемотаблиц...