Методика оздоровительной работы с детьми в комплексе: бассейн, сауна, фитобар
методическая разработка
Посещение бассейна, сауны начинается с приёма гигиенического и одновременно контрастного душа. При наличии четырёх и более душевых установок в бассейне дошкольного учреждения можно применять следующий метод контрастного водного закаливания: дети, разделившись на подгруппы, принимают контрастный душ в двух рядом расположенных кабинах. Температура воды в первой кабине составляет +38–36°, во второй
+33–32°. Дети поочерёдно переходят из одной кабины в другую, после приёма душа насухо вытираются полотенцем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_ozdorovitelnoy_raboty_s_detmi_v_komplekse.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика оздоровительной работы с детьми в комплексе: бассейн, сауна, фитобар
Посещение бассейна, сауны начинается с приёма гигиенического и одновременно контрастного душа. При наличии четырёх и более душевых установок в бассейне дошкольного учреждения можно применять следующий метод контрастного водного закаливания: дети, разделившись на подгруппы, принимают контрастный душ в двух рядом расположенных кабинах. Температура воды в первой кабине составляет +38–36°, во второй
+33–32°. Дети поочерёдно переходят из одной кабины в другую, после приёма душа насухо вытираются полотенцем.
Для детей 3–4 лет первый заход в термокамеру рекомендуется проводить при следующих условиях: температура воздуха – от 50°, относительная влажность до 10–15%, продолжительность пребывания на первой полке (лучше в положении лёжа) – 3–4 минуты. У каждого ребёнка должна быть с собой подстилка (махровое полотенце или простыня), платок или марля для вытирания пота, на голове – шерстяная шапочка. При нахождении в термокамере ноги ребёнка должны быть на одном уровне с телом, поэтому желательно занять положение лёжа или хотя бы сидя, так как температура воздуха на разном расстоянии от земли в термокамере может варьироваться в пределах 10° и более. Медсестра непосредственно находится в термокамере или ведёт наблюдение за состоянием детей через смотровое окно в двери. Если у ребёнка появляется испарина или бледность, его нужно вывести в комнату отдыха. Через некоторое время он вновь может продолжить процедуру. Находясь в термокамере, дети могут выполнять простые дыхательные упражнения, слушать сказки или музыку через специальный динамик. По окончании первого захода дети выходят на 10 минут в предбанник или комнату отдыха. Здесь они могут при желании попить воды, послушать музыку. Температура воздуха в этом помещении достигает +22–24°.
При втором заходе в термокамеру температура воздуха составляет 55–60°, продолжительность пребывания достигает 5–6 минут. После этого дети плавают в спокойном темпе в бассейне или играют в воде в течение 1,5–2 минут при температуре +27–28°, затем принимают гигиенический душ (температура вода +36–38°), обтираются и после короткого, пятиминутного, отдыха вновь возвращаются в термокамеру.
Длительность третьего захода составляет 3–4 минуты при температуре воздуха 65–70°. После этого дети плавают, играют в бассейне в течение двух-трёх минут.
При наличии четырёх и более душевых кабин и при возможности чёткой регулировки температуры воды для детей организуют контрастный душ. При первых процедурах разница температур воды не должна превышать два-три градуса. Через 10–12 процедур разница температур должна достигать 8–12 градусов. Процедура всегда заканчивается более прохладной водой. Надо отметить, что контрастный душ не только усиливает закаливающий эффект сауны, но и повышает работоспособность детей, оставляет у них положительный эмоциональный настрой.
Просушив волосы, дети надевают халаты и отправляются в фитобар. После сауны дети испытывают потребность в большом количестве питья. В фитобаре детям предлагают выпить травяной чай. Время пребывания в фитобаре – 15–20 минут.
Для группы из 6-8 детей длительность процедуры «сауна – бассейн – фитобар» достигает 1 часа. Частота посещений составляет 1 раз в неделю.
Для детей 4–5 лет первый заход в термокамеру проводится при температуре воздуха от 60°, продолжительность пребывания на первой полке составляет 5–6 минут. По окончании первого захода дети отдыхают в течение 10 минут.
Второй заход проводится при температуре воздуха в термокамере
+65–70°, длительность его составляет 5–6 минут. Затем дети плавают в бассейне в течение 1,5–2 минут при температуре воды +27–28°, потом принимают гигиенический душ (температура воды +36–38°), обтираются и после короткого, пятиминутного, отдыха вновь посещают термокамеру.
Длительность третьего захода составляет 5–6 минут при температуре воздуха +70–75°. Затем дети плавают в бассейне в течение 2–3 минут. По окончании процедуры они принимают контрастный душ. При первых процедурах разница температур воды не должна превышать 3–4 °, через 10–12 процедур контраст температур доводится до 10–15°.
Для детей 5–7 лет применяется сходная методика посещений сауны
- бассейна. В термокамере температура воздуха может быть выше на 10– 12°. При первых посещениях температура воды в бассейне составляет
+27°, затем её понижают до +25°. Контраст температур воды в душе постепенно доводится до 15–16 °. После трёх-четырёх посещений сауны, во время второго и третьего заходов в термокамеру детям можно предложить разместиться на второй полке.
Все дети, проходящие оздоровление в бассейне-сауне, вначале подлежат медицинскому осмотру.
Плавание – эффективное циклическое упражнение
Одним из основных условий организации двигательной активности ребёнка дошкольного возраста является систематическое использование циклических упражнений, которые на физиологическом уровне способствуют нормализации работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также повышению умственной и физической работоспособности, созданию и закреплению позитивного эмоционального фона.
Одним из важных видов циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действием, является плавание. Оно отличается от всех других спортивных упражнений неограниченным возрастным диапазоном применения. Как и другие циклические упражнения, плавание оказывает благотворное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательные системы, улучшает терморегуляцию, газообмен, сон, повышает работоспособность.
Для детей дошкольного возраста характерна низкая работоспособность мышц, ребёнок быстро утомляется при длительных статических нагрузках. Во время плавания расслабление и напряжение различных групп мышц чередуется, что позволяет увеличить их
работоспособность, совершенствовать выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений.
Плавание выступает также эффективным средством профилактики и лечения нарушения осанки и сутулости. Благодаря горизонтальному положению туловища во время плавания снижается нагрузка на позвоночник ребёнка, что способствует формированию у него правильной осанки. Непрерывное движение ног при занятиях плаванием способствует формированию и укреплению детской стопы, предупреждает развитие плоскостопия.
Купание, плавание, игры в воде являются очень эффективными средствами закаливания организма. Пребывание в воде повышает устойчивость организма к изменению температур, простудным заболеваниям, изменениям внешней среды. Одновременно повышается общий тонус организма, укрепляется нервная система, улучшается сон и аппетит. Игры и упражнения, выполняемые в воде, укрепляют мышцы рук, ног и туловища.
Раскрывая особенности оздоровительной работы в комплексе
«бассейн – сауна – фитобар», особо следует сказать о дыхании. В связи с необходимостью преодоления сопротивления воды выполнение вдоха и выдоха во время плавания для ребёнка затруднено и ему приходится прилагать при дыхании дополнительные усилия, что способствует укреплению лёгких, бронхов, сосудов, а также опорно-двигательного аппарата. По мере овладения одним из способов плавания дыхание становится естественным, привычным, а увеличение скорости плавания способствует дальнейшей тренировке аппарата дыхания. Цикличность движений, свойственная плаванию как виду спорта, не только гармонично развивает дыхательный аппарат, но и формирует ритмичное глубокое дыхание. Плавание благотворно влияет на формирование личностных качеств: смелости, самообладания, решительности.
Интерес к купанию, играм в воде, плаванию возникает у детей уже с самого раннего возраста. Вместе с тем, многие дети испытывают боязнь глубины. На первых этапах обучения плаванию особое внимание необходимо уделять работе по преодолению чувства страха у детей.
Использование фитотерапии в оздоровлении детей дошкольного возраста
Наука располагает многочисленными сведениями о лечебных свойствах растений. Этнография и археология свидетельствуют о том, не существовало такого племени, рода, которые не использовали бы в лечебных целях. Много сведений о растениях-целителях содержат письменные источники древности. В Древнем Египте за четыре тысячи лет до нашей эры был создан справочник лекарственных растений, известных в то время. Изображения лекарственных растений ученые находят на стенах древнеегипетских храмов и пирамид.
Большим знатоком лекарственных растений был знаменитый Абу Али ибн Сина (Авиценна). В своем основном медицинском труде «Канон врачебной науки» оно описал несколько сот лекарственных растений с указанием способа их применения. Сведения о лекарственных растениях проникали в Европу из азиатских стран, а с открытием Америки европейцы узнали и о растениях Нового Света.
На Руси также издавна применялись лекарственные растения, но официально их стали использовать лишь с образованием при Иване Грозном Аптекарского приказа. В Москве были разбиты аптекарские огороды, где выращивались лекарственные травы. По распоряжению Петра I аптекарский огород появился и в Санкт-Петербурге. На его основе впоследствии был сформирован Ботанический институт Академии наук.
В настоящее время медицина располагает большим ассортиментом синтетических препаратов. Однако они не могут и не должны заменить
собой лекарства, созданные самой природой. Неоспоримыми преимуществами лечебных растений являются их доступность, безопасность, взаимозаменяемость. Побочные эффекты, главным образом аллергические реакции, при использовании лекарственных растений наблюдаются редко и легко устранимы. Фитотерапия способна усиливать действенность аптечных препаратов, снижать их дозировки, а в ряде случаев полностью отказываться от медикаментов. Фитотерапия позволяет в ряде случаев уменьшить дозировки синтетических средств, смягчить ход лечения. Она имеет особое значение для профилактики обострений хронических болезней. Однако, нужно иметь в виду, что при приёме лекарственных растений может развиться аллергия. Вот почему использование безадресных аптечных фитосборов должно быть исключено.
Фитотерапия обычно необременительна для ребёнка и, как правило, не вызывает негативного к себе отношения. Она проводится длительными курсами, кратковременные перерывы в ней допустимы. Комбинации растений, обладающих сходными видами действий, практически безграничны, что позволяет полностью исключить эффект привыкания. От многокомпонентных сборов можно переходить на сборы меньшего состава и при этом не только сохранить, но и закрепить полученный эффект. Сочетание в фитосборах нескольких лекарственных средств всегда более эффективно, чем использование одного средства, пусть и с широким спектром действия.
Лекарственных растений с широким спектром действия в природной аптеке немало. К примеру, берёза белая обладает противовоспалительным, спазмолитическим, противомикробным, отхаркивающим, желчегонным, успокаивающим, обезболивающим действием. Брусника обыкновенная эффективна как гипотензивное, мочегонное, противомикробное, жаропонижающее, вяжущее, спазмолитическое, желчегонное средство.
Обычно среди всех свойств лекарственного растения одно или несколько являются основными, доминирующими. На эти свойства следует ориентироваться при составлении фитосбора. В лекарственных сборах даже слабо выраженные действия одного растения могут многократно усиливаться. Количество растений, включаемых в фитосборы, может быть различным: от трёх до двадцати и более. Число же комбинаций и вариантов подсчитать практически невозможно. Фитосборы необходимо составлять так, чтобы в них нивелировались токсические и усиливались полезные свойства растений. Нельзя начинать фитотерапию, используя растения без чёткой идентификации и без знания их свойств. Особенно это касается лечения детей.
Для повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям детям с 2–3-летнего возраста рекомендуются следующие профилактические мероприятия: орошение зева отварами календулы, эвкалипта, шалфея, ромашки, зверобоя, подорожника, мать-и-мачехи, дубовой коры в течение трёх недель (по одному отвару еженедельно) дважды в день: утром после сна и вечером перед сном после чистки зубов.
О возможностях ароматерапии
Человек с рождения способен ощущать ароматы и для него не безразлично, какие запахи его окружают. Позднее ребёнок начинает различать нюансы запахов: приятные ароматы вызывают аппетит, нормализуют деятельность нервной системы, улучшают зрение в сумерках, цветоощущение. И, наоборот, неприятные запахи могут угнетать и раздражать, снижать аппетит, обострять чувствительность нервной системы, вести к подавленности, тошноте, рвоте, обмороку. Психологи утверждают, что дети в возрасте от 2 до 12 лет очень чувствительны к ароматным предметам и ароматические игрушки способствуют развитию их воображения. Определить, чувствует ли ребёнок ароматы, очень просто.
Это можно сделать с помощью ватных шариков, смоченных ароматической жидкостью, запах которой знаком ребёнку. Необходимо помнить о том, что обонятельный анализатор у ребёнка утомляется быстрее, чем у взрослых, поэтому следует ограждать их от чрезмерно сильных запахов. Необходимо учитывать индивидуальную чувствительность к ароматам и помнить, что начальные симптомы неприятия организмом ароматов – головная боль и головокружение. Характер аромата должен соответствовать времени года. Так, аромат свежести более пригоден весной и летом, а теплый – зимой.
Против простуды применяют смеси эфирных масел (по одной капле аниса, мандарина, ванили). Для возбудимых детей можно рекомендовать к использованию подушку, наполненную смесью листьев шалфея, высушенных веток или цветков лаванды с добавлением 1-2 капель эфирного масла шалфея, ромашки или мелиссы. В указанную смесь можно добавить лепестки роз, семена укропа, цветки ромашки и другие ингредиенты с учетом предпочтений ребёнка.
Дети любят «детские» ароматы: сладковатые, тёплые, ванильные.
Можно использовать и ароматические флаконы, подушки, шары и другие формы ароматерапии. Но, прежде всего, необходимо исключить возможность аллергии на те или иные запахи. Для улучшения настроения готовят смесь из эфирных масел апельсина, меда, лепестков розы, взятых по одной капле. Эффективность эфирных масел при ароматерапии зависит от качества продукта. Действие синтетических эфирных масел нельзя сравнить с натуральными. Эффективность эфироносных растений во многом зависит от того, когда и где они собраны, как сохраняются и приготавливаются. Готовые эфирные масла следует хранить в сосудах с тщательно притертыми пробками, без доступа света.
Практическое применение аромапрофилактики и ароматерапии преследует следующие цели:
- предупреждение и снижение заболеваемости острыми респираторными и вирусными инфекциями;
- коррекция психофизиологического состояния, повышение умственной и физической работоспособности, улучшение координации, точности движений и функций анализаторов, расширение объёма кратковременной памяти, повышение устойчивости к стрессу, улучшение сна;
- профилактика вегетососудистой дистонии, функциональных нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы;
- повышение резистентности к инфекционным заболеваниям, расширение адаптационных возможностей организма;
- расширение комплекса реабилитационных мероприятий у больных с хроническими неспецифическими заболеваниями лёгких.
При использовании ароматерапии в дошкольных учреждениях необходимо помнить о большом количестве детей с различными аллергическими заболеваниями. И здесь принцип фитотерапии «Не уверен
- не назначай» оказывается как нельзя кстати.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"
Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...
Методики оздоровительной работы с дошкольниками
Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования стала оздоровительная работа....
«Оздоровительно-развивающая методика в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Оздоровительно-развивающая методика в работе с детьми дошкольного возраста»...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
Методики оздоровительной работы с дошкольниками Консультация для педагогов МКДОУ №1 «Улыбка»
laquo;Без здоровья невозможно и счастье» -Виссарион Григорьевич БелинскийОздоровительные методики в дошкольном образовании – это методики, направленные на решение приоритетной задачи совр...
Методики оздоровительной работы с дошкольниками Консультация для педагогов МКДОУ №1 «Улыбка»
laquo;Без здоровья невозможно и счастье» -Виссарион Григорьевич БелинскийОздоровительные методики в дошкольном образовании – это методики, направленные на решение приоритетной задачи совр...
Методика оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в ДОУ
Суть гимнастики заключается в тренировке правильных вдоха и выдоха. Они отличаются глубиной, интенсивностью, частотой. В процессе насыщения организма кислородом с телом, внутренними органами и система...