Надежный защитник нашего сердца- врач кардиолог. Удивительная работа сердца.
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие дает представление о профессии кардиолог, знакомит с работой сердца.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Надежный защитник нашего сердца-врач кардиолог.
Удивительная работа сердца.
Цель: познакомить с профессией кардиолог, дать представление о крови, кровеносной системе и работе сердца.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятием «кровь», «сердце», «сосуды», «пульс»;
- учить находить у себя пульс, пользоваться стетоскопом;
- познакомить детей с правилами здорового сердца;
- формировать навыки профилактики нарушения осанки.
Развивающие:
- развивать речевую активность, обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать любознательность, активность и инициативность в поисковой деятельности;
- развивать межполушарное взаимодействие, используя кинезиологические упражнения в физминутке.
Воспитательные:
- воспитывать потребность к здоровому образу жизни;
- вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, прививать любовь к физкультуре.
Материалы и оборудование: анатомическая модель сердца, стетоскоп, груши-спринцовки, стаканы с подкрашенной водой красного цвета, аудиозапись «Биение сердца», иллюстрации для составления «Памятки правила здорового сердца», флешкарта с образовательным детским мультфильмом «Работа сердца».
Ход занятия.
Основная часть.
-Ребята, давайте вместе с вами рассмотрим наши руки.
-Что вы видите? (Сквозь кожу мы видим, как проступают синеватые полоски).
-Как, вы думаете, что это такое? (ответы детей)
-Верно! Это кровеносные сосуды – такие трубочки, по которым бежит кровь.
-А как вы думаете, для чего нам нужна кровь? (ответы детей)
- Кровь –это транспорт. Она несет к нашим органам питательные вещества, кислород и забирает то, что не нужно.
-Если мы пораним палец, то увидим, что из ранки вытекает кровь. Почему она течет? Кто ее толкает?
-Об этом мы сегодня с вами узнаем. Послушайте…
Звучит аудиозапись биения сердца.
-Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей).
-Ваше сердце все время бьется. Это неутомимый работник, который качает нашу кровь и заставляет ее передвигаться по сосудам.
Предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию. Там мы больше узнаем о сердце.
Опыт 1. Размер сердца. Дети, говоря о сердце, представляют его в виде красненького “сердечка”, которое находится у них внутри и которое производит “любовь” или “грусть”. На самом деле сердце – такой же орган, как и все остальные.
Воспитатель показывает детям анатомическую модель сердца.
-У сердца толстые мышечные стенки, разделяющие его на 4 камеры, по которым течет кровь. Между камерами-клапаны. Две верхние камеры, поменьше, называются предсердиями. Две нижние камеры, побольше, называются желудочками. Сердце с помощью сокращений, как насос “проталкивает” порции крови по кровеносным сосудам. А чтобы кровь всегда шла в одном направлении и не переливалась из отдела в отдел, отделы сердца снабжены клапанами – такими маленькими “дверками”, которые открываются и закрываются в нужный момент, чтобы пропустить очередную порцию крови.
Попросите ребенка сжать руку в кулачок – примерно такой размер имеет его сердце.
Опыт 2. Положение сердца.
Часто говорят, что сердце у нас слева. На самом деле сердце находится в грудной клетке почти посередине. Оно расположено своим более острым концом (который врачи называют “верхушка”) вниз, чуть влево и немного вперед.
Приложите кулачок ребенка к груди по центру, наклонив низ чуть-чуть влево – именно здесь сердце и находится.
Опыт 3. Мышцы сердца.
Скажите ребенку, чтобы он сжимал-разжимал пальцы в кулак и считал, сколько раз он это может сделать.
Мышцы руки быстро устают, а мышцы сердца сокращаются точно так же долгие годы и десятилетия без отдыха – и не устают, ведь они самые трудолюбивые во всем организме!
В минуту у взрослого человека происходит около 70 сокращений мышц сердца, а за жизнь сердце делает их 2,5 миллиарда раз!
-А сейчас я предлагаю вам провести опыт и посмотреть, как работает сердце? (на столе груши-спринцовки, стаканы с подкрашенной в красный цвет водой).
Груша – это сердце, вода в стакане – это кровь, трубочки - сосуды. Сжали грушу и опустили трубочку в жидкость. Разжали кулачок. Кровь наполняет сердце, а затем оно сжимается, выталкивает кровь и движет кровь по нашему организму. Повторим еще раз. Такое движение никогда не останавливается, сердце работает всегда.
Просмотр образовательного детского мультфильма «Работа сердца».
Опыт 4. Как сердце стучит?
Чтобы услышать, как бьется чье-то сердце, и проверить, в норме ли оно, врачи используют устройство, называемое стетоскопом. (Воспитатель показывает стетоскоп и предлагает детям послушать биение сердца)
Если прислушаться, то можно различить, что каждый удар сердца состоит из двух тонов: «тууум - дум». Первый – низкий и длинный, возникает во время сокращения сердца.
Второй- высокий и короткий, возникает во время расслабления мышц сердца от закрытия клапанов.
А вот если между этими ударами слышно что-то еще, то это врачи называют «шумы в сердце» и прописывают лечение. Врач, который лечит болезни сердца называется кардиолог.
Опыт 5. Считаем пульс
Биение сердца мы можем не только услышать, но и пощупать. И поможет нам в этом пульс, который легче всего прощупать на запястье. Помогите ребенку найти на руке то место, где ощущаются удары крови, проталкиваемой сердцем по артерии.
Эксперимент «Измерь свой пульс»
Материалы для эксперимента:
- Пластилин
- Соломинка для питья
- Секундомер
- Найди свой пульс на запястье.
- Прилепи кружочек из пластилина к запястью там, где прощупывается пульс, и слегка прижми его к коже, чтобы он не отскочил.
- Вставь соломинку в пластилин, отрежь отгибающуюся часть соломинки и вставь другую ее половину в центр пластилинового кружка.
- Сосчитай с помощью секундомера, сколько раз в минуту шевельнулась соломинка. Это – и есть твой пульс.
- Как вы думаете, сердце всегда работает одинаково или иногда сильнее, а иногда тише?
-Давайте измерим пульс после приседаний (прыжков через скакалку, танцевальной физминутки).
- Почему пульс ускорился?
-При физической работе органам тела понадобился дополнительный кислород, поэтому и кровь должна была проходить через них быстрее и скорее отдавать им свои запасы кислорода - вот сердце и стало качать ее с большей скоростью.
Составление с детьми памятки «Правила здорового сердца»
- Дружи с физкультурой и спортом!
- Гуляй на свежем воздухе!
- Правильно питайся, ешь больше овощей и фруктов!
- Избегай травм, которые ведут к большой потере крови!
- Не расстраивайся по пустякам
Итог занятия:
- Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).
-Какой врач вам поможет, если возникнут проблемы с сердцем?
-Для того, чтобы сердце и сосуды верно вам служили, их нужно беречь и заботится о своем здоровье!
Приложение.
«Отгадай загадку»
Задачи: учить отгадывать загадки, выделяя и поясняя свою отгадку;
расширять активный словарь по данной теме; развивать любознательность, логическое мышление, внимание.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (сердце)
У меня в груди, вот тут,
Слышишь, часики идут!
Звук их радостен и тих.
Только кто заводит их? (сердце)
В организме есть река
Та река не глубока,
Кормит ткани круглый год,
Яд из органов уносит,
Этим пользу нам приносит,
Цвета красного она,
Отгадаешь без труда. (кровь)
Сердце.
В груди у каждого из нас
И день и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный,
Конечно всем известный,
Любой его назвать бы смог:
Лишь только жизни огонек
Однажды разгорится-
Начнет тут сердце биться.
Оно, как маленький насос,
Совсем не в шутку, а всерьез
Качает кровь, качает
И устали не знает.
И если кто из нас сидит,
Читает или пишет,
Оно тихонечко стучит,
Его мы и не слышим.
Но если быстро побежать,
Иль сказку стоит услыхать
Про злого Бармалея-
Забьется посильнее.
Моторчик наш, он непростой,
Он не железный, а живой.
Он тосковать умеет,
И любит, и жалеет!
Н. Кнушевицкая
Кровь.
Сосудики наши, артерии, вены
Кровью наполнены неизменно.
Кругами бежать она не устала,
За кругом большим сразу следует малый.
Красные шарики-эритроциты
Цепочкой бегут и бегут деловито.
Питание органам и кислород
Каждая крошка такая несет.
Крови не будет-не будет и жизни,
Очень важна она в организме!
Н. Кнушевицкая
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (прыжком ноги врозь, прыжки ноги скрестно-правая нога перед левой; прыжком ноги врозь, прыжком ноги скрестно-левая нога перед правой)
Наклонился правый бок. (наклоны туловища влево-вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (поднять руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (приседания)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (локтем левой руки дотронуться до правого колена)
Раз, два, три.
Согнем левую ножку, (локтем правой руки дотронуться до левого колена)
Раз, два, три.
Руки высоко подняли (круговые движения руками в противоположные стороны: правая-вперед, левая-назад).
И немного повращали.
Головою покачали (наклоны головы вправо-влево)
Мы нисколько не устали! (прыжки на двух ногах)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по образовательной области "познавательное развитие" старшей группы "Как работает наше сердце."
Занятие по образовательной области"Познавательное развитие" старшей группы"Как работает наше сердце" с использованием рабочих тетрадей....
Открытое занятие по образовательной области "познавательное развитие" старшей группы "Как работает наше сердце."
Занятие по образовательной области "познавательное развитие" старшей группы "Как работает наше сердце". с применением рабочих тетрадей....
Педагогический проект «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло!» Выполнила: Родюкова Наталья Александровна «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей с
В ФГОС ДО говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителям...
Педагогический проект «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло!» Выполнила: Родюкова Наталья Александровна «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей с
В ФГОС ДО говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителям...
"Есть такая работа - Родину защищать!, Казаки - защитники нашей Родины"
С ранних лет ребёнок слышит слово мама, Родина,Россия. Так,слушая сказки и и былины про богатырей Русских, Илью Муромца,Никиту Добрынича, Алешу Поповича, их ратные подвиги и желание "стоять и пас...
Конкурс детских работ «Наши сердца вместе»
Обводим и вырезаем ладони взрослого, ладошки ребенка и сердечко из сложенной бумаги в центре....
Конспект организованной образовательной деятельности «На приёме у врача - кардиолога»
Ознакомление старших дошкольников с профессией врача-кардиолога "На приёме у врача-кардиолога"...