Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)
представлена консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»
Консультация для воспитателей
«Здоровьесберегающие технологии в развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Зимирева И.В.
воспитатель
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий. Развитие мелкой моторики у детей происходит только в дошкольном возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает, и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей, овладению навыками самооздоровления.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагогов, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Использование здоровьесберегающей технологии в работе с детьми позволяет решить несколько задач:
- способствует повышению речевой активности;
- развивает речевые умения и навыки;
- снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
- активизирует познавательный интерес;
- улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального и нервно-психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. По умелости детский рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее мозга. Тренируя пальцы мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовку руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников – развиваем и языковой аппарат. Работа с детьми дает тогда положительные результаты, когда проводится планомерно в системе. Вся работа по развитию мелкой моторики у детей строится по принципу «от простого к сложному», и ведется с младшей группы и до выхода детей в школу.
Приемы работы по развитию мелкой моторики:
Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, выкладывание и перекладывание палочек, шнуровка и многое другое. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма в дальнейшем
Игры - шнуровки Марии Монтессори:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Пальчиковые игры.
Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональны их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и, помимо развития речи, способствуют развитию творческой деятельности.
В море лодочка плыла,
В ней лиса веслом гребла.
Притомилася лиса,
Распустила паруса.
Теперь на лавочке сидит,
На море в бинокль глядит.
1 строчка — складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.
2 строчка — разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.
3–4 строчки — поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.
5–6 строчки — сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.
Скачут две лягушки —
Зеленые подружки.
Комаров они поели,
Прогуляться захотели.
Шлеп-шлеп ножками,
Хлоп-хлоп ладошками!
1–4 строчки — пальцами обеих рук выполняем собирающие движения на поверхности стола, при этом кисти слегка подпрыгивают, словно лягушки.
5 строчка — поочередно шлепаем раскрытыми ладонями по столу.
6 строчка — хлопаем в ладоши.
Как разновидность игр с пальчиками - упражнения типа «Повтори движение»:
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо фигуру (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить фигуру. Усложнение задания в том, что ребенку необходимо зеркально отразить фигуру (ведь взрослый сидит напротив), если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом. Так легче копировать положение пальцев руки.
Логопедический массаж.
Это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Виды массажа:
- массаж кистей рук,
- аурикулярный массаж,
- интеллектуальный массаж,
- упражнения для тренировки мышц языка, губ, щек, мимико-артикуляторных мышц.
Игры с крупой.
Эти игры не только развивают мелкую моторику рук малыша, но и фантазию, мышление, это отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер.
Для игры вам понадобятся: рис, различные мелкие предметы, емкость для риса (ведро, коробка).
1.Насыпаем. Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание малыша на то, что в одной тарелке много крупы, в другой – мало, в третьей – ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.
2. Дождик. Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. Когда пересыпаете, покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для данной игры лучше взять фасоль или горох, чтобы ее легче было убирать.
3. Дорожки. Из фасоли можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки – геометрические фигуры, буквы, домки и т.д.
4.Заполняем формочки. Возьмите любые формочки , поставьте их на ровную поверхность и предложите ребенку заполнить их внутри крупой.
5.Игры с пинцетом. Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины. Эта игра развивает усидчивость, ну и моторику, естественно.
6.Колодец. Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.
7. Спрячьте в емкости с крупой какой-либо предмет. Пусть ребенок нащупает его и угадает – что спрятано. Можно искать предмет и приговаривать:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут, будут из печи
Булочки и калачи».
Игры с бросовым материалом.
Поделки из бросового материала.
В ходе таких игр развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений, кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Игры с бросовым материалом:
Игры с пробками
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно пробовать двумя руками одновременно.
Игры с шишкой
Катание шишки между ладонями:
Гладила мама-ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат!
***
Ежик, спрячь свои иголки -
Мы же дети, а не волки!
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
Еж иголки отряхнул,
Завернулся и заснул.
Игры со спичками или счетными палочками
- Ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними…
- Строим «сруб» из спичек. Чем он выше и ровнее, тем лучше.
- Выкладывание фигуры из счетных палочек по образцу, по представлению.
- Поделки из бросового материала: из бутылок, коробок, фантиков, пробок, проволоки и т.д.
.Игры с бельевыми прищепками.
В результате таких игр, помимо развития мелкой моторики, усиливается контроль за выполняемыми движениями, идет развитие речевого дыхания.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» пальчики:
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!»
Рисование песком.
Структура этого природного материала успокаивает нервную систему, помогает расслабиться и действует на человека благотворно.
Данные занятия рисования песком рекомендуется детям с 4,5 лет.
Создание рисунков на песке помогает малышам концентрировать внимание и память, развивать творческое воображение и мышление, у детей происходит развитие всех познавательных процессов.
Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу мелкий просеянный песок (либо манку или муку) на любой гладкой поверхности.
Проведите по крупе пальцем. Получится яркая контрастная линия.
Учите ребенка рисовать. Пусть изобразит солнышко, елочку, домик с крышей, простой орнамент.
Рисунки можно выполнять ладонями и пальцами, правой или левой рукой, или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Строгих запретов и правил в ходе рисования песком нет.
Работа с ножницами.
Манипуляции с ножницами отлично развивают мелкую моторику.
Это любого вида вырезания: по контуру, симметричное, из бумаги, сложенной в несколько раз…
Декупаж
Это техника, применяемая для декорирования различных поверхностей, путем нанесения бумажной аппликации.
Увлечение декупажем принимает массовый характер по всему земному шару. С его помощью можно создавать оригинальные подарки своими руками на все случаи жизни.
Необходимо помнить, что, развивая руку ребенка, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению. Воспитываем усидчивость, терпение, аккуратность, точность, настойчивость, что так немаловажно для детей. А также я считаю, что внедрение в практику работы данных приёмов здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье детей. Используя данные методы развития мелкой моторики рук, мы достигаем следующие результаты в образовательной деятельности:
Развитие памяти, внимания, мышления, речи
Развитие способности к наблюдению, сравнению, творческому воображению
Воспитание важных качеств: усидчивости, терпения, настойчивости,
аккуратности
Общее оздоровление организма
Улучшение психоэмоционального состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность и подготовить ребенка к школе....
Консультация на тему "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО."
В статье дается полное описание о развитии мелкой моторики рук нетрадиционными методами и предлагаются интересные игры и занятия по данной теме в соответствии с ФГОС ДО....
Консультация для родителей старшей группы: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Консультация обучает развитию мелкой моторики у дошкольников...
Мастер – класс: «Использование новых технологий для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
мастер-класс для воспитателей по развитию моторики рук у детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
*...
Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Для развития мелкой моторики с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, испол...
«Исследование игровых технологий в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...