Беседа "История русских народных игр"
методическая разработка (старшая группа)

Бутырёва Нина Павловна

Беседа "История русских народных игр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа «История русских народных игр»

Подготовила воспитатель старшей группы Бутырёва Н. П.

Цель: формирование знаний детей о русских народных играх.

Задачи:

1.расширить знания детей о русских народных играх;

2. развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции;

3. воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

Ребята, вы любите играть? (ответ детей)

- А какие игры у вас самые любимые? (ответ детей) - Замечательно! И тема нашей сегодняшней беседы - «Русские народные игры». - Что же обозначает слово игра?

 Русский писатель Владимир Иванович Даль составил и записал «Толковый словарь живого великорусского языка». В нем он дал такое объяснение слову «игра».

«Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

 Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Мальчишки и девчонки водили хороводы, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

В старину на Руси хороводы были самым популярным ИГРИЩЕМ. Для чего были нужны хороводы: познакомить, свести незнакомых людей, дать им показать себя: молодцам – показать себя удальцом (например: присядка с выбрасыванием ноги в сторону – не просто танцевальное движение, а обязательно надо было задеть ногой соседа, мол, вот я каков, тебе ли со мной тягаться). А девицы показывали свою стать, скромность, свои умения. И поскольку игры - это всегда коллективное действие, то играющие научались согласовывать свои действия с действиями окружающих, т. е. возникало чувство общности, коллектива.

Народные игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора. Цель этих игр — развеселить, позабавить. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения, во время досугов и развлечений. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух русского народа.

А вот называются они русскими народными, потому что, как и в случае со сказками и песнями русскими народными автор нам неизвестен, то есть мы не знаем точно, кто придумал ту или иную игру, вот и считаем, что они созданы народом. Но вы знакомы с некоторыми из них уже давно, просто никогда не задумывались, откуда эти игры к нам пришли. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Кошки-мышки» и многие другие.
В старину во время игр пели задорные (веселые) песни, водили хороводы, соревновались в силе и ловкости, проявляли смекалку. Есть даже игры специально для мужчин и для женщин, а есть и детские игры.

В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. Для выбора водящего используют считалки, скороговорки.

 - Ребята, а какие вы знаете считалки? (ответ детей)

 - При проведении подвижных игр нужно использовать только ту территорию, которую определил воспитатель; не толкаться, не кричать, не мешать в игре другим детям. Внимательно слушать и соблюдать правила игры.

Давайте вспомним некоторые игры тех времен и поиграем в них.

Русская народная игра «Жмурки» – это, возможно, самая популярная народная подвижная игра за последние 200-300 лет. В «Жмурки» играли в помещичьей усадьбе и крестьянкой избе, в светских салонах и на городских гуляньях. Популярной она остается до наших дней. Играть в подвижную игру «жмурки» можно и на улице, и в помещение. Существует огромное количество вариантов «Жмурок». Но главное остается неизменным: водящему-Жмурке завязываю глаза, он должен вслепую поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого поймал.

Водящего выбирают с помощью считалки.

Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот водить пойдет!

(Дети играют в русскую народную игру «Жмурки»).

Русская народная подвижная игра «У медведя во бору».

Это игра, отражающая отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эта игра воспитывает доброе отношение к окружающему миру.

Эта русская народная подвижная игра для детей сотни лет остается любимой. Количество игроков – от двух человек до двадцати-тридцати. Сначала надо создать «берлогу» медведю. Это может быть стул, поставленный в углу комнаты, обруч, меловой круг на площадке – все, что угодно. «Медведь-ведущий» находится в своей берлоге. Он там спит.

Ведущего выбирают по считалке:

Катилось яблоко по блюду.

Ты води, а я не буду.

Остальные играющие отправляются в лес по ягоды. Детки двигаются по площадке, имитируя сбор ягод в корзинку, постепенно приближаясь к «берлоге». Собирая ягоды, дети произносят такие слова:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру

А медведь не спит

И на нас рычит!

После слова «рычит», медведь «просыпается» и с рычанием начинает ловить детей. Кого поймал – тот становится медведем, и игра повторяется.

Когда-нибудь вы тоже станете взрослыми и научите своих детей играть в русские народные игры.

-Ну вот, ребята, мы вспомнили с вами некоторые игры детства наших бабушек и мам. Но таких игр очень много, и мы с вами обязательно еще поиграем в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".

Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...