картотека пальчиковых игр
картотека (младшая группа)
игры на развитие мелкой моторики детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_v_gruppe_rannego_vozrasta.docx | 176.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр в группе раннего возраста
Ладушки – ладушки Цель: развивать ощущение собственных движений. Хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом. Ладушки – ладушки! Пекла бабка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Хороши оладушки У нашей милой бабушки!
| Пальчики здороваются Цель: развивать движения кистей и пальцев рук. Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. Я здороваюсь везде – Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорю Я соседней курице. Повстречал ежонка ёж: «Здравствуй, братец! Как живешь?»
|
Как у нашего кота… Цель: развивать мелкую моторику рук. Дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом. Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы. Глаза смелые, Зубки беленькие.
| Сорока – сорока Цель: активизировать движения пальцев рук. Указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики мизинец, безымянный, средний, указательный, большой. Сорока – сорока Кашу варила Деток кормила Этому дала, Этому дала, Этому дала Этому дала, Этому дала. |
Ладошки Цель: развивать моторику рук. Дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом Ладошки вверх Ладошки вниз, Ладошки на бочок – И сжали в кулачок.
| Этот пальчик – бабушка Цель: активизировать движения пальцев рук. Загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! |
Мальчик – пальчик Цель: активизировать движения пальцев рук. Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец. Пальчик – мальчик, где ты был? Я на речке братьев мыл. С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.
| Обезьянки Цель: развивать мелкую моторику рук. Выполняют движения «Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку. Обезьянки вышли погулять, Обезьянки стали танцевать, И одна из них пошла домой поспать, Потому что надоело танцевать.
|
Водичка, водичка… Цель: развивать моторику обеих рук. Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться. Водичка, водичка… Умой моё личико. Чтобы глазки смотрели, Чтобы щечки краснели. И кусался зубок. Чтоб смеялся роток | Бумажный мячик Цель: развивать моторику обеих рук. Ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку). Кистью руки отталкивать мячик Перекатывать мячик по столу.
|
1,2,3,4,5 вышли в садик погулять Цель: развивать движения кистей и пальцев рук Пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке. Раз, два, три, четыре, пять – Вышли в садик погулять. Ходим – ходим мы по лугу. Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать. | Пальчик о пальчик Цель: развивать движения кистей и пальцев рук. Стучат пальчиком о пальчик, хлопают в ладоши, топают ножками, закрыть лицо руками. Повторить 2 раза Пальчик о пальчик тук да тук Хлопай, хлопай, хлопай Ножками топай, топай Спрятались, спрятались Пальчик о пальчик тук да тук
|
Капуста Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук. Движения прямыми ладонями вверх, вниз; поочерёдное поглаживание подушечек пальцев; потирать кулачок о кулачок; сжимать и разжимать кулачки. Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трём, трём, Мы капусту жмем, жмём.
| Сидит белка на тележке Цель: развивать моторику обеих рук. Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец. Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому. Заиньке усатому.
|
Здравствуй, солнце золотое! Цель: развивать движения пальцев рук. Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую! | Пальчики Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке. Раз – два – три – четыре – пять – Вышли пальчики гулять. Раз – два – три – четыре – пять – В домик спрятались опять. |
На работу Цель: активизировать движения пальцев рук. Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого; со слов «Встали братцы все…» - широко расставить пальцы в стороны. Большой палец встал один. Указательный - за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все – «Ура!» На работу им пора. | Коготки Цель: развивать моторику обеих рук. Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками. У кошкиной дочки На лапках коготочки. Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши!
|
Маленькая мышка Цель: развивать движения кистей и пальцев рук. Бегут пальцами обеих рук по столу или коленям; сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него; грозят пальчиком; руки прижаты ладонями друг к другу, лежат на тыльной стороне одной из рук на столе(коленях). Переворачивают руки на другой «Бок», щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку Маленькая мышка По городу бежит. Глядит ко всем в окошки, И пальчиком грозит: «А кто не лёг в кроватку? А кто не хочет спать? Такого непослушного Я буду щекотать!»
| Два маленьких кузнечика… Цель: развивать движения кистей и пальцев рук. Указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу; поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой. Два маленьких кузнечика Потопали на речку. Воды они боялись И в речке не купались. На скрипочках играли – Всех рыбок распугали.
|
Червячки Цель: развивать движения кистей и пальцев рук Ладони лежат на коленях или столе. Раз, два, три, четыре, пять. (движение ползущей гусеницы) Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять, (идут по столу указательным и средним пальцами) Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони) Вдруг ворона подбегает (складывают пальцы щепоткой качают ими вверх-вниз) Головой она кивает, Каркает: «Вот и обед!» (раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх) Глядь – а червячков уж нет! (Сжимают кулачки, прижимают их к груди)
| Паучок Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки; кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям; ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками; солнце светит; действия аналогичны первоначальным- «Паучки» ползают по голове. Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять по ветке.
|
Мизинчик Цель: развивать движения кистей и пальцев рук
Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга. Маленький Мизинчик Плачет, плачет, плачет. Безымянный не поймет: Что всё это значит? Средний пальчик очень важный, Не желает слушать. Указательный спросил: - Может, хочешь кушать? А большой бежит за рисом, Тащит рису ложку, Говорит: - Не надо плакать, На, поешь немножко! | Шалун Цель: развивать движения кистей и пальцев рук На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать. Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он много шалил. Свою тарелку разбил.
|
На лесной лужайке Цель: развивать движения кистей и пальцев рук. На лесной лужайке (Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями) Разыгрались зайки: Лапками хлопали, (Хлопаем в ладоши) Ногами топали, (притопываем ножками) Ушками махали (Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы, обеих рук) Выше всех скакали, (Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку) Глазками глядели, Песенку пропели: «Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Ля-ля-ляйки!» Ах, какие весёлые зайки! | Лягушка – попрыгушка
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук Лягушка – попрыгушка, (смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты) Глазки на макушке, (большой палец выполняет функцию нижней челюсти) А все её слова Только «Ква!» да «Ква!». А щёки раздувает И рот свой разевает, Чтоб комары и мушки (одной рукой продолжаем изображать рот лягушки)
Летели в рот лягушке. (пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот»)
|
Наши ручки Где же наши ручки? Где же наши ручки? (вытягивают ручки вперед показывают ручки) Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. (спрятали ручки за спину) Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки. (опять показывают ручки)
| Очки Бабушка очки надела И детишек разглядела. И детишки очки надели Бабушку разглядели. (колечки подносят к глазам) Дети повторяют действия за воспитателем. |
Дождик, дождик Дождик, дождик, Кап да кап, кап... Мокрые дорожки. Все ровно пойду гулять, Пусть промокнут ножки. (дети повернули ладошку кверху и указательным пальцем имитируют) Капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап» | Пароход Пароход плывет по речке, И пыхтит он словно печка: Пых, пых... Дети обе сложенные ладони поворачивают влево и вправо, повторяют за взрослым: «Пых» |
Надоели нам дожди Дождик, дождик! Подожди! Надоели нам дожди! Ты по крышам зачастил, Ребятишек разбудил. Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап» | Рыбки Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, (имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым слова текста) Разожмутся, То зароются в песке. |
Еду к деду, еду к бабе Еду, еду к бабе, к деду На лошадке В красной шапке, По ровненькой дорожке, На одной ножке Гоп-гоп-гоп... Дети катают карандаш между ладонями и повторяют слова за взрослыми: «Гоп-гоп-гоп» | Катя гуляет Раз, два, три, четыре, пять. Собираемся гулять. Завязали Катеньке Шарфик полосатенький. Катя по дорожке идет Топ-топ-топ… Дети катают карандаш между ладонями и повторяют слова: «Топ-топ-топ». |
Белка Я – белка в шубке меховой, Пушистый хвост – Помощник мой, Он помогает мне скакать Везде успею побывать. Прыг-скок, прыг-скок. Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым: «Прыг-скок, прыг-скок» | Хоровод среди цветов
Хоровод среди цветов, Вокруг розовых кустов. Среди трав и цветов Водим, водим хоровод. У ребенка в ладошках грецкий орех, круговыми движениями кистей ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста. |
Будем пальчики считать Раз, два, три, четыре, пять Будем пальчики считать. Крепкие и дружные Все такие нужные. На другой руке опять Пальчики быстрые Хотя не очень чистые. Дети загибают пальчики на левой руке. Сжимают и разгибают кулачки. Дети загибают пальчики на правой руке. Сжимают и разгибают кулачки.
| Этот пальчик хочет спать Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот пальчик крепко спит Тише дети не шумите, Пальчики не разбудите. Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. |
Дружат наши дети Дружат наши дети Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. | На лужок На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зеленый, на лужок, Приходи и ты, дружок. Сгибают пальчики поочередно в кулачок. |
На полянке дом стоит Сложить ладони домиком, так, чтобы большие пальцы не соприкасались. На поляне дом стоит Путь к нему пока закрыт Мы ворота открываем В этот домик приглашаем. Большие пальцы опускаются и соприкасаясь друг с другом. Пальцы по - прежнему под углом, и широко расставлены. | Мы рисуем бегемота Мы рисуем бегемота. Кто желает поработать? Каждый палец рвется в бой И кивает головой. Дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки. |
Пальцы в гости приходили Пальцы в гости приходили, «Тук, тук, тук» – стучались в дверь. Только дверь им не открыли: Думали, что страшный зверь. Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно. | Кулачки Кулачки сложили, Кулачками били. Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук! Сложить кулачки обоих рук. Бьют кулачками. |
Яблоки Большой пальчик яблоки трясёт. (кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик) Второй их собирает. (разгибаем указательный палец) Третий их домой несёт. (разгибаем средний палец) Четвёртый высыпает. (разгибаем безымянный) Самый маленький – шалун. (разгибаем мизинец) Всё, всё, всё съедает. | Апельсин Мы делили апельсин Апельсин всего один. Это долька для кота, Это долька для ежа, Это долька для улитки, Это долька для чижа, Ну а волку – кожура. Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы. |
Листопад Листопад, листопад! Листья по ветру летят: (руки поднять вверх, покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки) С клёна – кленовый, (пальцы выпрямить и максимально развести в стороны) С дуба – дубовый, (пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу) С осины – осиновый, (указательный и большой соединить в виде колечка) С рябины- рябиновый. (пальцы выпрямить и слегка развести в стороны) Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят! (хлопки в ладоши)
| Осенью Ветры яблони качают. (руки стоят на столе, опираясь на локти, пальцы разведены в стороны, покачивать руками) Листья с веток облетают. (кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу, плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола) Листья падают в саду, Их граблями я гребу. (пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола, приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями) |
Радуются взрослые и дети Кто ещё радуется солнышку? Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь я. Рада солнцу вся семья! Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок. | Моя семья Раз, два, три, четыре. Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять Всех могу я сосчитать. Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, щегол и я – Вот и вся моя семья! Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки. |
Ягоды С ветки ягодки снимаю, (пальцы расслаблены, свисают вниз, пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку) И в лукошко собираю. (обе ладошки сложить перед собой чашечкой) Будет полное лукошко, (одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой) Я попробую немножко. (одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот) Я поем ещё чуть-чуть, Лёгким будет к дому путь! (имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше) | Цветочек для мамочки Ой, в нашем цветнике Большой цветок на стебельке. (раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки) От ветерка качается, (движения руками вправо-влево) И мне улыбается! Я мамочку поцелую И цветочек подарю ей! (мимика, жесты) |
Пять пальчиков У детишек – шалунишек, Девочек и мальчиков, Знаем мы, на каждой ручке Пять веселых пальчиков. Раз, два, три, четыре, пять. Дети показывают ладони, покачивают запястьями влево - вправо. Поочередно загибают пальчики. | Это я Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб! Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. |
С добрым утром! С добрым утром, глазки. Вы проснулись? С добрым утром, ушки. Вы проснулись? С добрым утром, ручки. Вы проснулись? С добрым утром, ножки. Вы проснулись? С добрым утром, солнце. Мы проснулись! Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль. Прикладывают ладони к ушкам. Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши. Поглаживают ножки, притопывают. Руки протягивают к солнцу и улыбаются. | Повстречались На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы. Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу». Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го» Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!
|
Собака У собаки острый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака») | Ежик Ежик топал по дорожке И грибочки нес в лукошке. Чтобы грибочки сосчитать, Нужно пальцы сосчитать. Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. |
Зайчата Вот встречаются зайчата. Как согреться нам, ребята? Чтобы побыстрей согреться, Надо спинками тереться. Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга. | Белочка Прыгает по веточкам Невеличка белочка. Мелькает хвостик средь ветвей. Кто угонится за ней? Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой. |
Две веселые лягушки Две веселые лягушки Ни минуты не сидят, Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз. Резко разжимают пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом) и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол. | Домашние птицы Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. (большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца) У каждой мамы малыши, Все красивы хороши! (показать все пальчики, «играя» ими) |
Петушок Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки) Кверху поднял гребешок. (разжать ладони) Крылышками машет. (кистями помахать в воздухе) На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт. (указательными пальцами постучать по столу) Пёстрых курочек зовёт. (кистями рук сделать манящие движения) | Полетели птички Полетели птички, Птички-невелички. Сели птички. Посидели. Опять полетели.
Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха. |
Дятел Вдруг в лесу раздался стук. Это дятел долбит сук. Он деревья не калечит, Он деревья клювом лечит. Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки. Затем то же самое проделывают левой рукой. | Снежинки Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. (пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара) Вдруг из тучи над землёй Полетел снежинок рой. (руки поднять вверх, пальцы развести в стороны, поворачивать кисти, медленно опуская руки) Ветер дунул, загудел – (подуть на кисти рук) Рой снежинок вверх взлетел. (встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими) Ветер с ними кружится, Может быть подружится. (вращать кистями, попеременно скрещивая руки) |
Я перчатку надеваю Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. (поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки) Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальчики) | Зимняя прогулка Очень холодно зимой, Но мы пойдем гулять с тобой. Я надену шубку, Я надену шарфик, И еще платок, А потом красивые, Теплые пушистые, Крошки – рукавички На ручки натяну. Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца. |
Зима Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять. (дети по очереди разгибают пальчики, сжатые в кулачок) Катя саночки везет От крылечка до ворот, (провести указательным и средним пальцами по столу) А Сережа по дорожке (сложив пальчики «щепоткой», делать бросающие движения) Девочки и мальчики Прыгают как зайчики. (дети машут кистями рук) | Ёлочка Перед нами ёлочка. (пальцы переплетены, большие подняты вверх) Шишечки, иголочки, (кулачки, «иголочки» - раздвинуть пальцы) Шарики, фонарики, (ладошки держать «ковшиком») Зайки и свечки, («Зайчики» - указательные пальцы) Звёзды, человечки. (ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками) |
Помощник Посуду моет наш Антошка, Моет вилку, чашку, ложку, Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду») Вымыл блюдце и стакан И закрыл покрепче кран. Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения. | Транспорт Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: (сжимать и разжимать пальчики) Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. (поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца) Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. (сжать пальцы в кулачок, начиная с большого) |
Пришла весна Как на лугу, лугу, По зеленому лугу Разливается вода, Расстилается трава, Расстилается трава, Трава шелковая. Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста. | Колокольчики Динь-динь, динь-динь Дни подряд Колокольчики звенят. Динь-динь, динь- динь. У ребенка в ладонях грецкий орех. Круговыми движениями кистей рук ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста. |
В гости к большому пальчику В гости к пальчику большому (поднять вверх большой пальчик) Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок (соединить вместе пальцы, которые перечисляются) Постучался на порог. (сжать пальцы обеих рук и постучать друг об друга) Вместе пальчики – друзья, Друг без друга нам нельзя (ритмично сжимать и разжимать кулак) | Улитка, улитка Улитка, улитка! (сжать все пальчики в кулак) Дам кусочек пирога, Пышки Ватрушки, Сдобные лепешки, Покажи свои рога, Высуни рожки. Разжать пальчики, перевернуть руку ладонью вверх. Загибается мизинец. Загибается средний палец. Загибается безымянный палец. Загибается указательный палец. Все пальчики согнуты, появляются указательный и мизинец «рожки» улитки. |
Человечки Побежали вдоль реки, Дети на перегонки. Побежали, побежали Никого мы не догнали. Пальцы сначала одной руки бегут по поверхности стола, потом пальцы другой руки бегут по столу. | Малыши Вася, Петя, Миша, Боря Сели рядом на заборе. Малыши сидят, мечтают, Вместе ножками качают. Упражнение выполняют стоя. Дети немного приподнимают руки, так что кисти смотрят вниз, и начинают активно «качать» восемью пальчиками (без больших). |
Карась В парке есть глубокий пруд. Караси в пруду живут. Чтобы стаю нам догнать, Нужно хвостиком махать. Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо – влево. | Веселые мышата В домике у Миши Веселые мыши Скачут и играют Горюшка не знают. Только Миша за порог, Шасть по норкам и молчок. Взрослый щекочет ладошку, затем отдергивает. |
Пальчик ест кашу Этот пальчик воду носит. Этот пальчик сыплет просо. Этот пальчик кашу варит. Этот пальчик кашу ставит. А этот пальчик ест да хвалит. Он ел, оттого и потолстел. Поочередно загибаем пальчики, начиная с мизинчика. | Утро настало Утро настало. Солнышко встало. -Эй, братец Федя Разбуди соседей. - Вставай, Большак! - Вставай, Указка! - Вставай, середка! - и крошка Митрошка! Привет, Ладошка. Все потянулись и проснулись. Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки. |
Пальцы – дружная семья Пальцы – дружная семья, Друг без друга им нельзя. Вот большой! А это – средний, Безымянный и последний – Наш мизинец, малышок! У-у-у! указательный забыли. Будем их соединять И движения выполнять. Мы рога козы покажем И рога оленя даже. Мы про зайку не забудем – Ушками водить мы будем. Чтобы четко говорить, Надо с пальчиками дружить! Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их. Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху. Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому. Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный и мизинец вперед, загибая остальные пальцы, затем рога поднимаем к голове. Широко раздвигаем пальцы обеих, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове. Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем. Каждый палец руки поочередно. Присоединяем к большому. | На двери висел замок Кто открыть его бы мог? Покрутили. Постучали И открыли. Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. Пальцы в замке, руки тянутся в разные стороны. Движения сцепленными пальцами от себя, к себе. Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат. Пальцы расцепляются, ладони в сторону. |
Прятки В прядки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, Так головки убирали. Сжимание и разжимание пальцев.
| Вышел дождик погулять Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками обеих рук, левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца) Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук) Шел неспешно, по привычке, («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу) А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу) «По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: - Ох! (один хлопок) И ушел. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу) |
Осенние листья Раз, два, три, Четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки) Лист березы, Лист рябины, Листики дуба мы соберем, (загибают пальчики, начиная с большого) Маме осенний букет отнесем. («шагают» по столу средним и указательным пальчиками) | Осень Ветер северный подул: «С-с-с», все листья С липы сдул… (пошевелить пальцами и подуть на них) Полетели, закружились И на землю опустились. Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцами по столу) Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил. (постучать кулаками по столу) Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперед-назад) Одеялом их накрыл. (ладони крепко прижать к столу) |
У Лариски — две редиски У Лариски - Две редиски. У Алешки - Две картошки. У Сережки — сорванца - Два зеленых огурца. А у Вовки - Две морковки. Да еще У Петьки Две хвостатые редьки. По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках. | Варенье Заходите дети в сад: («идем» указательными и средними пальцами по столу) Тут крыжовник, виноград. (соединяем в колечко большой и указательный пальцы левой руки, соединяем в колечко большой и указательный пальцы правой руки) А в лесу растут черника, Земляника и брусника. (правя рука имитирует сбор ягод и складывает их в «корзину» левой руки) Варит бабушка варенье - (размешиваем варенье в кастрюле) Будет внукам угощение. (протягиваем ладони вперед) |
Воробей Скачет в парке воробей (указательный и средний пальцы прыгают по столу) По правее, то левее, (указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо-влево) То назад, то вперед. (указательный и средний пальцы «прыгают» по столу назад-вперед) Всюду зернышки клюет. (все пальцы правой руки сложить щепоткой, постучать по столу) А когда свой завтрак съел, Прочь из парка улетел. | Обувь Почитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. (попеременно хлопки ладонями и удары кулачками по столу) Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Сережки, Да еще ботинки для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. (на каждое название обуви, загибают по одному пальчику, начиная с большого) |
Одежда В понедельник я кроила, А во вторник — платье шила, В среду — фартук вышивала, А четверг — белье стирала: Все свои платочки И братишкины носочки. А в пятницу, субботу Отдыхала от работы. Поочередное загибание пальцев
| Строим дом Стоим, строим новый дом. Этот дом — для Маши, Этот дом - для Саши, Этот дом — для Даши, Этот - для Наташи. Этот дом - для Ксюши, Этот — для Андрюши. Все соседи, Все друзья. Жить без дружбы им нельзя. Поочередно загибаем пальцы |
Бабушка Наша бабушка идет (хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками) И корзиночку несет. (пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки) Села тихо в уголочек (сложить руки на коленях) Вяжет деточкам чулочек (имитация вязания на спицах) Вдруг котята прибежали И клубочки подобрали. (мягким кистями рук выполнить движение «кошечка») Где же, где ж мои клубочки, (развести руки в стороны) Как же мне вязать чулочки? (выполнить движение «вязание на спицах) | Игрушки На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок. (загибают поочередно все пальчики) Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики) Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. (поочередно хлопают в ладоши и стучат кулачками) |
Пчела Прилетела к нам вчера (машут ладошками) Полосатая пчела. (на каждое название насекомого загибают пальчик) А за нею шмель-шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза Как фонарики глаза. (делают кружочки из пальчиков подносят к глазам) Пожужжали, полетали, От устали упали. (роняют ладони на стол) | Мои игрушки Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, (указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками-клюв, остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть-гребешок) Это зайка, (средний и указательный пальцы правой руки направить вверх-ушки зайца, остальные прижать к ладони) Это пёс. (ладонь правой руки стоит на ребре-мордочка пса, большой палец направлен вверх-ушко) Вот машинка без колёс. (правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки) Это книжки-раскладушки. (руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть) Вот и все мои игрушки.
|
Компот Будем мы варить компот, (левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание) Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, (загибают пальчики начиная с большого) Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот. (опять «варят» и «помешивают») Угостим честной народ. (развести руки в стороны) | Снегири Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. (четыре хлопка руками) Распушили пёрышки. Греются на солнышке. (изображают «крылышки») Головой вертят, (повороты головой) Улетать хотят. Кыш! Кыш! Улетели! (вращательные движения кистями рук) За метелью, за метелью! |
Кот на печку пошёл Кот на печку пошёл, (пальчики «шагают») Горшок каши нашёл. («горшок» из ладошек) На печи калачи, (ладошки «лепят калачи») Как огонь горячи. (подуть на ладошки) Пряники пекутся, Коту в лапы не даются. (погрозить пальчиком) | Насекомые Дружно пальчики считаем- (сжимать и разжимать кулачки) Насекомых называем: Бабочка, кузнечик, муха, (поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого) Это жук с зелёным брюхом. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! (вращать мизинцем) Прячьтесь! (спрятать руки за спину) |
Что делать после дождика? Что делать после дождика? (соединяем по очереди все пальцы с большими) По лужицам скакать! (щепоть одной руки приставляем в центр ладони другой) Что делать после дождика? (соединяем все пальцы рук с большими) Кораблики пускать! (рисуем обеими руками восьмёрку) Что делать после дождика? (соединяем все пальцы с большими) На радуге кататься! (руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу) Что делать после дождика? (соединяем все пальцы с большими) Да просто улыбаться! (улыбаемся) | Веер Солнце светит очень ярко, И ребятам стало жарко. Достаем красивый веер — Пусть прохладою повеет. Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком. |
Утята Раз-два — шли утята. Три-четыре — за водой. А за ними плелся пятый, Позади бежал шестой. А седьмой от них отстал. А восьмой уже устал. А девятый всех догнал. А десятый испугался — Громко-громко запищал: — Пи-пи-пи — не пищи! — Мы тут рядом, поищи! Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи.» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук. | Тесто Тесто мы месили (сжимаем кисти рук) Мы пирог лепили (ладошки «лепят») Шлеп, шлеп, Шлеп, шлеп Слепим мы большой пирог! (разводим руки) |
Котик Котик лапкой умывается Видно, в гости собирается Вымыл носик. Вымыл ротик. Вымыл ухо. Вытер сухо.
| Качели Задрожали ветви елей. Мы в восторге от качелей. Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись. Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз. |
Грибы Красный-красный мухомор- (соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба) Белых крапинок узор. (одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки») Ты красивый, но не рвём! (погрозили пальчиком) И в корзинку не берём! (прямая ладонь от себя – отодвигающий жест) | Овощи Я – зелёная капуста, (руки перед собой образуют круг) Без меня в кастрюле пусто. (наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю») Листья снимете с меня, (разводим руки в стороны) И останусь только я! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...