Программа кружка "Ловкие пальчики" Кузнецова О.А
рабочая программа (средняя группа)

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет разработана с целью

Создание условий для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук

и решает следующие задачи:

1. Развить мелкую моторику и координацию пальцев рук, соответствующего данному возрасту.

2. Овладеть разными видами ручной умелости, навыками рисования.

3. Овладеть приемами работы с разными предметами и инструментами, лучше адаптироваться в практической жизни.

4. Творчески применять изученные техники, приемы и материалы в художественной деятельности.

5.  Развить инициативу, усидчивость и терпение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_lovkie_palchiki_kuznetsova_oa.docx89.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №7

г. Пензы «Ягодка»

                                                                       

                         

Программа

дополнительного образования

«Ловкие пальчики»

для детей 4 – 5 лет (средняя группа)

 

                                                                                 Воспитатель: Кузнецова О.А.

                                                               

г. Пенза, 2021 г.

Содержание

1.  Пояснительная записка.

2.  Сетка занятий и режим работы.

3.  Содержание педагогической работы по освоению детьми программы.

4.  Диагностический инструментарий.

5.  Список использованной литературы.

Пояснительная записка

Актуальность.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.  Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.  Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Согласно программе кружкой деятельности дети развивают графомоторные навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам и пр.,   работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами.

        

Данная рабочая программа составлена в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В основу программы положены принципы:

  • научной обоснованности и практической применимости;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

Цель: Создание условий для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.

 

Задачи:

  1. Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); практические умения и навыки; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
  2. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук; способности координированной работы рук со зрительным восприятием; произвольное внимание, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, фантазию; речь детей.  
  3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества);

внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность; воспитывать и развивать художественный вкус.  

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 4-5 лет.

Методы

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действий с предметами, эксперимент.

 

Формы организации деятельности

Подгрупповая, индивидуальная (беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, индивидуальное творчество, индивидуальная корректировка действий).

Занятие состоит из трёх подразделов:

  1. «Пальчиковый игротренинг»: дети знакомятся с комплексами упражнений для развития ловкости, подвижности пальцев рук.
  2. «Игры с предметами»: у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
  3. «Графические навыки»: дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, совершенствуют графомоторные навыки учатся правильно держать карандаш, рисовать по трафаретам, штриховать, дорисовывать, в том числе рисовать на сыпучих материалах.

или (пункты 3 и 4 чередуются)

  1. «Ручная умелость»: дети постигают начало плоскостной геометрии через конструирование из природного материала, счётных палочек, трубочек, шнурков, бумаги; знакомятся с приёмами лепки из пластилина или теста, знакомятся со свойствами бумаги.

 

Принципы комплектования кружка и организации работы

Учет интересов и способностей детей.

Добровольное участие.

Учет психофизических особенностей детей.

        

Примерный список детей, посещающих кружок

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

1

                      Абросимова Лиза

2

                      Асгар Диво

3

                      Ахмяров Ратмир

4

                      Зубков Женя

5

                      Масляникина Соня

6

                      Першина Вика

7

                      Свитнев Влад

8

                      Старцев Миша

9

                      Сырцева Полина

10

                      Такмовцев Егор

11

                      Чернова Вика

12

                      Шамардин Илья

13.

                      Юматов Витя

14

                      Яшин Женя

Организационно-методическое обеспечение работы кружка.

Возраст детей 4-5 лет.

Срок реализации программы: программа рассчитана на один год.

Режим занятий: среда, пятница 16. 00 – 16. 20

Наполняемость – 10 - 14чел.

Форма проведения итогов – выставки детских работ.

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Оформление эстетической развивающей среды в группе.

Развитие мелкой моторики у детей позволит (ожидаемые результаты):

1. Развить мелкую моторику и координацию пальцев рук, соответствующего данному возрасту.

2. Овладеть разными видами ручной умелости, навыками рисования.

3. Овладеть приемами работы с разными предметами и инструментами, лучше адаптироваться в практической жизни.

4. Творчески применять изученные техники, приемы и материалы в художественной деятельности.

5.  Развить инициативу, усидчивость и терпение.

Перспективное планирование работы кружка «Ловкие пальчики» в средней группе

п/п

Месяц

Тема

Задачи

Программное содержание

1

Сентябрь

Диагностика

Упражнения с мелкими предметами, массаж пальцев рук, и т.д.

2

Сентябрь

Диагностика

Упражнения с мелкими предметами, массаж пальцев рук, и т.д.

3

Сентябрь

Сад. Фрукты. Ягоды.

1.Развивать мелкую моторику пальцев.  

2. Учить обводить по контуру, тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4.Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2.«Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков

из толстого картона с дырочкой посередине.

3.Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты».

4

Сентябрь

Сад. Фрукты. Ягоды.

1.Развивать мелкую моторику пальцев, мышление.

2. Стимулировать тактильные ощущения.

3. Учить выкладывать фигуру по контуру.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1.Пальчиковая гимнастика «Фрукты спелые лежат».

2. Д/И «Чудесный мешочек» с муляжами фруктов.

3.Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды).

5

Сентябрь

Огород. Овощи

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

3.Тренировать в обведении и раскрашивании картинки, не

выходя за контур, обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

4.Стимулировать тактильные ощущения.

1.Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».

2.Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль

(белую отдельно, красную

отдельно).

3.«Морковка» - обведи и раскрась по образцу.

6

Сентябрь

Огород. Овощи

1.Развивать мелкую моторику пальцев, мышление.

2. Стимулировать тактильные ощущения.

3. Учить выкладывать фигуры из счётных палочек.

4.Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1.Самомассаж камушками – катать по очереди каждым

пальчиком камушки.

2. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

3. Упражнение «Ящик для овощей» строим фигурки из палочек.

7

Сентябрь

Деревья

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Учить изображать простейшие предметы с

помощью ладони и пальцев.

3. Формировать умение координировать речь и

движения.

4.Стимулировать тактильные ощущения.

1.Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».  / Самомассаж косточками фруктов.

2.Игра с прищепками «Чей лист?».

3. «Осенние деревья» - рисование ладошками.

1

Октябрь

Осень -листопад

1.Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Учить детей катать из пластилина шарик и

сплющивать его пальцами, придавливать шарики, добиваясь изображения листьев.

3.Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». / Самомассаж косточками фруктов.

2. «Листопад» - лист желтой, оранжевой бумаги порвать на

мелкие кусочки.

3.Пластилинография «Осеннее дерево».

2

Октябрь

Красавица Осень

1.Развивать мелкую моторику рук.

2. Учить собирать сюжетную картинку из отдельных разрезных частей с опорой на образец.

3.Обучать детей ритмичному нанесению штрихов в различных направлениях.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

1.Пальчиковая гимнастика «Ходит осень в нашем парке» / катание шишек ладонями.

2.Упражнение «Разрезные картинки» - составить картинку «Красавица Осень».

3.Графическое упражнение: «Тучки»-обведение/дорисовывание по пунктиру и без него, штриховка.

3

Октябрь

Грибы

1.Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Обучать детей лепить из пластилина несложные предметы конструктивным способом.

3.Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Самомассаж подушечек пальцев щетками.

2. Упражнение «Грибная семейка» - заполнение объема трафарета грибов мелкими готовыми геометрическими фигурами по методу цветной мозаики.

3.Лепка гриба конструктивным способом (ножка, шляпка), соединение методом придавливания, сглаживания.

4

Октябрь

Грибы

1.Развивать мелкую моторику пальцев, мышление.

2.Стимулировать тактильные ощущения.

3. Учить выкладывать фигуры из счётных палочек.

4.Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1.Пальчиковая гимнастика «Собираем грибочки».

2.Игра со спичками «Пластилиновый ёжик».

3. Игра «Соберем грибы в корзины» - построение корзинки из счётных палочек.

5

Октябрь

Осеннее настроение

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

3.Тренировать в обведении и раскрашивании картинки, не выходя за контур, обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

4.Стимулировать тактильные ощущения.

1.Упражнять в чередовании: «коза (мизинец и безым. пальцы)» - «корова (указ. палец и мизинец).

2. Игра с фасолью или крупой «Найди пропажу» - рисуем палочками по манке.

3.Графические упражнения «Как падают листья», «Нарисуй прожилки у листочка» - обведение/дорисовывание по пунктиру и без него, штриховка.

6

Октябрь

Игрушки

1.Совершенствовать мелкую моторику рук, стимулировать тактильные ощущения.  

2.Продолжать учить координировать движения с речью.

3. Упражнять детей в умении работать с бумагой - разглаживание смятой в комочек бумаги.

4. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.

1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

3.«Пирамидка» - лепка из пластилина.

7

Октябрь

Игрушки

1.Совершенствовать мелкую моторику рук, стимулировать тактильные ощущения.  

2. Побуждать детей различать низ, верх предметов и соотносить их по размеру, подбирать две половинки предмета одинакового размера, последовательно выполнять нужные действия.

3.Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.

1.Упражнение «Лошадка».

2.Упражнение «Собери матрешку» -две матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.

3. «Рисуем мячи» - на манке большие и маленькие

Предметы, сравниваем круглую форму с квадратной. (мяч, шар, кубик).

8

Октябрь

Игрушки

1.Развивать мелкую моторику пальцев, стимулировать тактильные ощущения.

2. Учить выкладывать фигуры из геометрических фигур.

4.Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1.Катание ребристого карандаша между ладонями

(массаж).

2.Упражнение «Игрушки» - посыпание манкой различных трафаретов игрушек, вырезанных из бумаги, предварительно намазанных клеем.

3.Конструирование из бумажных геометрических форм – грузовая машина, домики.

1

Ноябрь

Посуда

1.Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2.Учить соотносить предметы со словесным

обозначением.

3.Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.

1.Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками).

2.Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.

3.Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем

комочки и складываем в вазочку.

 

2

Ноябрь

Посуда

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Формировать произвольные, координированные

движения пальцев рук.

3.Упражянть детей в приёмах надавливания и размазывания пластилина по картону.

1.Пальчиковая гимнастика «Вымоем посуду».

2.«Склеим чашку» - собрать картинку из 4-х частей.

3.Упражнение «Чайная чашка» - отщипывание от большого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их на трафарет чашки по всему объему.

3

Ноябрь

Посуда

1.Развивать мелкую моторику пальцев, мышление.

2.Стимулировать тактильные ощущения.

3. Учить выкладывать фигуру по контуру.

4.Упражнять детей в ритмичном нанесении штрихов в различных направлениях.

1.Самомассаж гранеными карандашами, пальчиковая гимнастика «Варим суп».

2.Упражнение «Лабиринт: что из чего едим» - выкладывание дорожек горохом.

3.Графическое упражнение «Помой фрукты, порежь фрукты».

4

Ноябрь

Моя семья

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки: раскатывание колбаски, шарика, сплющивание в форму диска и полусферы, выдавливание, посыпание.

4.Стимулировать тактильные ощущения.

1.Пальчиковая гимнастика «Семья» (пальчики на ноготь пальца другой руки).

2. Упражнение с использованием круп

«Помогаем маме» (фасоль - горох).

3.Упражнение «Печём булочки» - скатывать шары, колбаски и пр. из солёного теста, украшать (посыпать и слегка вдавливать) пшеном.

5

Ноябрь

Моя семья

1.Развивать мелкую моторику пальцев, мышление.

2.Стимулировать тактильные ощущения.

3. Тренировать в обведении и раскрашивании картинки, не выходя за контур, обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

4.Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1.Массажное упражнение с массажными мячами.

2. Игра «Чудесный мешочек» (папины инструменты). 

3. Графические упражнения: папины инструменты - обведение/дорисовывание по пунктиру и без него, штриховка.

6

Ноябрь

Дом

1.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2.Обучать конструированию из бумажных геометрических фигур (квадраты, прямоугольники, треугольники.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4.Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1.Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая».

2.«Мой дом» выкладывание из геометрических фигур

домов различной высоты.

3.Упражнение «дорожки» - выложить с помощью шнурков дорожки между соседними домами.

7

Ноябрь

Дом

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Упражнять в умении рисовать на манке.

3. Продолжать обучать создавать изображение с помощью счетных

палочек.

4.Развивать чувство формы.

1. Самомассаж гранеными карандашами.

2.«Домик для мишутки» - рисуем на манке.

3.Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров

предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости

по образцу.

 

1

Декабрь

Зима

1.Развивать мелкую моторику пальцев;

2.Развивать внимание, логическое мышление.

3. Формировать умение координировать речь с

движениями, умение договаривать слова и

словосочетания.

4. Закреплять умение проводить прямые

горизонтальные линии.

1.Самомассаж мячиками (ёжиками).

2. «Построим горку для зверушек из снежных комков» -

изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и

скатывания между ладонями.

3.Игра «Что лишнее и почему?»

4. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.

2

Декабрь

Зима

1.Развивать мелкую моторику пальцев, развивать тактильные ощущения.  

2. Формировать умение координировать речь с

движениями, умение договаривать слова и

словосочетания.

3.Развивать умение сматывать клубочки.

4. Тренировать детей катать из пластилина мелкие шарики и

сплющивать их пальцами, придавливать шарики

1. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя

прогулка».

2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в

клубочки.

3. Пластилинография «За окном идёт снег» - отщипывать от большого куска маленькие кусочки, скатывать их в шарики, сплющивать и наклевать их на картон.

3

Декабрь

Зимние забавы

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Формировать умение координировать речь с

движениями, умение договаривать слова и

словосочетания.

3.Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

4. Тренировать в обведении и раскрашивании картинки, не выходя за контур, обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

1.Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2.Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора

счетными палочка.

3.Графические упражнения «Зимние забавы» - обведение/дорисовывание по пунктиру и без него, штриховка.

4

Декабрь

Зима

1.Развивать мелкую моторику пальцев, развивать тактильные ощущения.  

2.Формировать умение координировать речь с

движениями, умение договаривать слова и

словосочетания.

3.Познакомить с нетрадиционной техникой аппликации – аппликацией из ватных дисков.

1. Пальчиковая гимнастика «Снегопад» / Массажные упражнения: «Чьи руки зимою всех рук горячей?»,
«Согреем руки».

2. Упражнение «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты, предварительно из скатав пальчиками).

3. Аппликация из ватных дисков «Сугробы».

5

Декабрь

Зима

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Формировать умение координировать речь с

движениями, умение договаривать слова и

словосочетания.

3.Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

4. Тренировать в обведении и раскрашивании картинки, не выходя за контур, обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

1.Упражнение «Снежинки» (пальчики собрались вместе (в щепотку) – разбежались).

2.Игра «Выложи дорожки для снеговика» (выкладывание на пластилиновом фоне гороха).

3.Графические упражнения: «В лесу родилась ёлочка» - обвести трафарет и его штриховка, «Снежинки падают» - обводка вертикальных линий по точкам.

6

Декабрь

Новый год

1.Развивать мелкую моторику пальцев, мышление.

2.Стимулировать тактильные ощущения.

3.Учить выкладывать фигуры по образцу.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1.Пальчиковая гимнастика «Ёлочка-красавица».

2.Игры: «Игрушки для ёлочки» (собрать в мешочек игрушки ёлочные разных геометрических форм, затем определять на ощупь).

3.«Украсим новогоднюю елку» (аппликация – раскладывание).

7

Декабрь

Новый год

1.Развивать мелкую моторику пальцев, мышление.

2.Стимулировать тактильные ощущения.

3. Познакомить детей с техникой изготовления поделок из макаронных изделий.

4. Тренировать в обведении и раскрашивании картинки, не выходя за контур, обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

1.Пальчиковая гимнастика «На Ёлке» / Массажное упражнение «Взяли ушки за макушки».

2. Мозаика «Бусы на ёлку» (выкладывание рядов по образцу); игра «Кто быстрее соберет бусы на елку» (нанизывание макарон).

3.Графические упражнения: «Нарядим ёлочку» - рисование на контурном изображении ёлки дугообразных и кругообразных линий, «Обведи и раскрась новогодние игрушку».

1

Январь

Новогодние каникулы

1.Развивать мелкую моторику пальцев, мышление.

2.Стимулировать тактильные ощущения.

3.Учить выкладывать фигуры по образцу.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Игра «Белки шутят» — перебрасывание шишек друг другу, самомассаж шишками.

2. Упражнение «Нарисуй дерево верёвочками» - выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу.

3. Упражнение «Ёлочки» (выкладывание из счётных палочек).

2

Январь

Зимующие птицы

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

3.Упражнять детей в приёмах отщипывания, надавливания и размазывания.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1.Пальчиковая игра «Снегири».

2. «Птичьи следы на снегу» - рисуем на манке пальчиками.

3.Рисование пластилином «Снегири»  -  размазывание пластилина по всему объёму контура, выбирая цвет по образцу.

3

Январь

Зимующие птицы

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Продолжать учить координировать движения с речью.

3. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать в комочки.

4. Тренировать в обведении и раскрашивании картинки, не выходя за контур, обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

1. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить

по столу сначала медленно, затем быстро. / Самомассаж бусинками.

2.Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки

бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

3.Графические упражнения «Птицы» - обведение/дорисовывание по пунктиру и без него, штриховка, раскрашивание.

4

Январь

Одежда

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Учить создавать узор из кругов, штрихов.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Воспитывать желание помогать маме.

6. Развивать творческую фантазию

1.Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».

2.Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

3.Упражнение «Ткань на новое платье» - работа с лоскутками разной фактуры.

5

Январь

Одежда

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Учить создавать узор из кругов, штрихов.

4.Стимулировать тактильные ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «мы шьём» / Самомассаж косточками фруктов.

2.Упражнение «Не дошитое платье» - «пришить к платью

рукава, воротник, карман, пуговицы».

Дополнить трафарет нужной деталью.

3.«Укрась платье Тани» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.

6

Январь

Транспорт

1.Совершенствовать мелкую моторику рук.

2.Продолжать формировать умение

координировать движения с речью.

4. Учить детей строить из бумажных геометрических форм машину,

развивать интерес к деятельности.

5. Учить выкладывать изображение с помощью

счетных палочек.

1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».

2.Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход»,

«Машина», «Парусник», «Самолет».

3.Игра-аппликация «Грузовик построим сами».

1

Февраль

Транспорт

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2.Продолжать формировать умение

координировать движения с речью.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4.Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.

5. Тренировать в обведении и раскрашивании картинки, не выходя за контур, обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

1.Самомассаж гранеными карандашами.

2.Упражнение «Железная дорога» из счетных палочек.

3. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать

красную и белую фасоль по

разным грузовикам.

4. Графические упражнения: «Автомобили и гаражи» (проводили ровные, ломаные линии не «выезжая» за края дорожки).

2

Февраль

Домашние животные

1.Развивать мелкую моторики рук.  

2.Формировать у детей мышечное чувство

напряжения и расслабления работающих

групп мелких мышц.

5.Стимулировать тактильные ощущения.

6. Учить детей скатывать жгутики из пластилина длиной 3-4см.

1. Упражнение «Коготки и лапки».

2. Д/и «Животные и их детеныши».

3.Упражнение «Домашние животные» - найти в рисе

фигурки животных на ощупь.

4. Лепка «Зеленый лужок» - лепим короткие тонкие жгутики – «травку» для коровки.

3

Февраль

Домашние животные

1.Развивать мелкую моторики рук.  

2.Учить детей из предложенных геометрических

фигур выкладывать животных по образцу

в горизонтальной плоскости.

3.Тренировать в обведении и раскрашивании картинки, не выходя за контур, обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

1.  Упражнение в чередовании: «колечко» - «ушки» - «рожки». /Самомассаж гранеными карандашами.

2.Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

3. Графические упражнения: «Домашние животные» -обведение/дорисовывание по пунктиру и без него, штриховка, раскрашивание.

4

Февраль

Наша Армия

1.Совершенствовать мелкую моторику рук.  

3.Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.

4. Учить детей завязывать узелки и бантики.

5.Стимулировать тактильные ощущения.

1.Пальчиковая игра «Солдаты».

2.Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

3.Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

5

Февраль

Наша Армия

1.Совершенствовать мелкую моторику рук.

2.Упражнять детей в умении ритмичному

нанесению штрихов.

3.Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.

4.Стимулировать тактильные ощущения.

1. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым

пальцем.

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды»,

«Флажок».

3. Штриховка «Танк», «Самолёт».

6

Февраль

Конец зимы

1.Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4.Учить выполнять аппликацию нетрадиционной техникой – из ватных дисков.

1.Пальчиковая гимнастика «Снеговик» / Самомассаж гранеными карандашами.

2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование:

маленькая, большая и т.д.)

3.Аппликация  из ватных дисков «Снеговик».

7

Февраль

Конец зимы

1.Развивать мелкую моторику рук.

2. Закреплять названия геометрических фигур, формировать умение выявлять закономерность, развивать зрительное внимание.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4.Развивать умение рисовать спирали разного

размера цветными мелками.

1.Пальчиковая гимнастика «Копаю лопаткой снежок».

2. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание

фигур по образцу.

3.Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые.

4. Графические упражнения: «Ветер, ветерок» -обведение/дорисовывание по пунктиру и без него, штриховка, раскрашивание.

1

Март

Весна

1.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2.Стимулирование тактильных ощущений.

3.Тренировать навык завязывания узелков и

бантиков.

4.Учить «рисовать» капель путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина, отрабатывать приём «скатывания».

         

1.Пальчиковая гимнастика «Пришла весна».

2. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на крупе.

3. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.

4.«Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

5. Рисование пластилином «Капель».

2

Март

Весенний праздник

1.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить детей нанизывать «бусины» (цветные

макароны) на ленту по образцу.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4.Упражнять в приёмах рисования тычок, прикладывание.

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

1.Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по

столу в разном темпе / Самомассаж косточками фруктов.

2. Упражнение «Бусы» - нанизывание макарон на

ленту.

3. «Открытка для мамы: мимоза» - рисуем

гуашевыми красками.

3

Март

Дикие животные

1.Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2.Стимулировать тактильные ощущения.

3. Учить выкладывать фигуры из геометрических фигур.

4.Тренировать в обведении и раскрашивании картинки, не выходя за контур, обучать детей ритмичному нанесению штрихов

1.Пальчиковая гимнастика «На лужок» / Самомассаж мячиками (ежиками).

2. Упражнение «Выложи медведя из геометрических фигур по образцу».

3.Графические упражнения: «заштрихуй зайчика», «продолжи узор», «следы медведя на снегу» - обводка по точкам.        

4

Март

Дикие животные

1.Учить изображать простейшие предметы с

помощью пальцев

2.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

3.Учить работать с ножницами.

4.Познакомить с новым видом штриховки «клубок» методом «наращивания».

1.Фигурки из пальчиков: «Ежик», «Волк», «Заяц».

2. Игра «Кто где живёт?» обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живёт.

3.Игра «Кто, чем питается?»

4. Штриховка «Клубок».

5

Март

Домашние птицы

1.Развивать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык создавать изображение с

помощью геометрических фигур по образцу.

3. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую; познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться.

4.Стимулировать тактильные ощущения.

5. Учить детей рисовать волнистые линии.

1.Показать отдельно только палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

2.Упражнение «Птицы хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой, пипеткой.

3.  Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание

из геометрических фигур домашних птиц.

4. «Цыпленок» (штриховка).

         

6

Март

Домашние птицы

1.Развивать мелкую моторику рук.

2. Упражнять детей в умении работать с бумагой – формирование маленьких бумажных комочков.

3.Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.

4. Продолжать учить «рисовать» пластилином путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина.

1. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».

2. «Накормим птичек» -скомкать бумагу в маленькие комочки.

3.Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.

4.Рисование пластилином «Цыплёнок».

7

Март

Перелётные птицы

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2.Стимулировать тактильные ощущения.

3. Упражнять детей обведению по точкам.

1. Пальчиковая гимнастика «Встречаем птиц».

2. Упражнение «Стаи птиц» («рассадить», развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам). 

3. Упражнение «Птичьи следы» (рисуем на манке следы).
4. «Веселые дорожки» - обводка по точкам.

8

Март

Город

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2.Стимулировать тактильные ощущения.

3.Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по длине и ширине.

4. познакомить детей с нетрадиционной формой рисования песком.

1.Пальчиковая гимнастика: «Пальчики пошли гулять».

2. Упражнение «Выложи перекресток» со шнурками по заранее нарисованным разнообразным линиям.

3.Упражнение «Волшебные окна» - выкладывание из палочек разного размера.

4. Упражнение «Рисунки на песке» - рисование палочкой на песке города.

1

Апрель

Город

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2.Стимулировать тактильные ощущения.

3.Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по длине и ширине.

4. Упражнять детей обведению по точкам.

1.пальчиковаягимнастика «Мой город».

2.Упражнение «Дорожки» - строить дорожки из палочек (длинные и короткие, узкие и широкие).

3.Графические упражнения: «Проведи машинку по улицам города» - по пунктиру и без него через лабиринт.

2

Апрель

Ручейки

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3.Стимулирование тактильных ощущений.

4. Учить детей работать с бумагой в технике

оригами.

1.Пальчиковая гимнастика «Ручеёк».

2.Упражнение «Что тонет, что не тонет?» -выбрать из группы предметов то, что тонет.

3. Упражнение «Соберем кораблик» - разрезная картинка.

4.Конструирование из бумаги (оригами) «Лодочки».

3

Апрель

Весеннее солнышко

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Учить создавать несложную композицию с

помощью прищепок.

3.Упражнять в обведении по шаблону, вырезать, проводить прямые линии.

4. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

1.Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

2. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок

делаем солнышко.

3.Аппликация «светит ярко солнышко» - обвести шаблону круг, вырезать его, приклеить. После пририсовать прямые лучики карандашом.

4

Апрель

Дождь

1.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3.Тренировать навык ритмично наносить штрихи.

4.Упражнять в пользовании пипеткой.

5.Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

1.Пальчиковая гимнастика «Дождик» / Самомассаж гранеными карандашами.

2.Упражнение «Пошёл дождь» - с помощь пипетки нарисовать дождик на бумаге.

3. Заштрихуй тучку по образцу.

5

Апрель

Обувь

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Учить детей завязывать узелки и бантики

3. Тренировать навык создавать изображение с

помощью геометрических фигур по образцу.

4.Стимулировать тактильные ощущения.

1.Пальчиковые гимнастики: «В магазине».

2.Шнуруем ботинки, завязываем бантик.

3. Игра «Собери пару».

4.Игра «Маленький модельер» - конструирование обуви из геометрических фигур.

6

Апрель

Обувь

1.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3.Тренировать навык ритмично наносить штрихи.

4.Упражнять в пользовании пипеткой.

5.Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

1.Пальчиковые гимнастики: «В магазине» / Массажное упражнение «Паучок из паутинки навязал себе ботинки».

2.Упражнения с цветными шнурками (или толстыми нитями) и карандашами - дети самостоятельно произвольно рисуют различные линии или геометрические фигуры

3. Графические упражнения: «Полосатые ботинки» - обводка трафарета и штриховка слева направо (справа налево), горизонтально и вертикально соединить точки.

7

Апрель

Цветы

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Закреплять умение делать из пластилина

шарики.

4.Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы и цвета.

1. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.

2. «Чудесный мешочек» - найди цветок на ощупь.

3. Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть

контуры различных листочков нужными листочками

взятыми из коробки.

4. «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички).

8

Апрель

Цветы

1. Развивать мелкую моторику рук.

2.Учить детей работать с бумагой в технике

оригами.

3. Развивать творческую фантазию, чувство

формы и цвета.

4. Воспитывать любовь к природе, чувство

прекрасного.

1.Пальчиковая игра «Букет цветов» /

Самомассаж мячиками (ёжиками).

2.Упражнение «Весенняя полянка» - с помощью прищепок

выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья.

3.«Весенний букет» - аппликация с использованием

оригами.

1

Май

Красавица Весна.

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3.Стимулировать тактильные ощущения.

4. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

5. Воспитывать чувство прекрасного, бережное

отношение к природе

1.Пальчиквая гимнастика «Цветочки» / Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

2.Упражнение «Волшебные резиночки» - нанизывание по одной резиночки.

3. «Черёмуха» - рисуем ватными палочками.

2

Май

День Победы

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3.Учить штамповать картонными втулками.

4. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

1. Упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Звёздочки мерцают».

2. Д/игра «Собери букет».

3. Рисование с помощью нетрадиционной техники картонными втулками (метод «штампования»).

3

Май

Насекомые

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3.Стимулирование тактильных ощущений.

4. Упражнять в умении шнуровать, продевать

шнурок в отверстие.

5.Тренировать в обведении и раскрашивании картинки, не выходя за контур, обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

1.Пальчиковая игра «Сороконожка».          

2. Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке.  

3.  «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую пинцетом.         

4. Графические упражнения: «Насекомые» - обведение/дорисовывание по пунктиру и без него, штриховка, раскрашивание.

4

Май

Насекомые

1.Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3.Стимулирование тактильных ощущений.

4.Развивать умение завязывать узелки.  

5.Вовлекать детей в сотрудничество, учить

рисовать вертикальные линии.

1.Пальчиковая гимнастика «На ромашке – две букашки». / Самомассаж косточками фруктов.

2.Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.          

3.«Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное  

рисование.

5

Май

Растения

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3.Стимулирование тактильных ощущений.

4. Упражнять в работе с пипеткой.

5.Тренировать в обведении и раскрашивании картинки, не выходя за контур, обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

1. Пальчиковая гимнастика: «Цветок».

2.Упражнение «Лунки для цветов» - в песке сделать пальцем лунки и «полить» (покапать из пипетки).

3. Упражнение «Выложи цветочек» на манке или песке бусинами или камушками разного цвета.         

4. Графические упражнения: «Цветок в горшочке», «Полей цветы».

6

Май

Растения

1.Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3.Стимулирование тактильных ощущений.

4.Упражнять в работе с пипеткой.

5.Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

1 Пальчиковые гимнастики: «Алые цветочки».

2.Упражнение «Выложи» - выложить по контуру трафареты растений сада пластилиновыми жгутиками, а растений огорода - шерстяной ниткой.

3. Упражнение «Удобный инструмент» - обматывание палочки (ручки инструмента). тесьмой или веревкой.

4. Упражнение «Полное ведерко» - работа с пипеткой.

7

Май

Мебель

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3.Стимулирование тактильных ощущений.

4. Упражнять в работе с бумагой (обрывание).

5.Тренировать в обведении и раскрашивании картинки, не выходя за контур, обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

1. Изображение фигур из пальцев и рук: «Стул», «Стол», «Кровать», «Диван».

2. Пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире».

3.Игра «Собери комнату» - наложить на контур соответствующий трафарет.  

3. Упражнение «Это мебель» - обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол).

4. Упражнение «Мебель для гостиной» - выкладывание из палочек шкафа, дивана.

5.Графические упражнения: «Стол и стулья для гномов», «Поставь книги на полку» - обводка по точкам и самостоятельно.

Диагностический инструментарий.

 

Обследование мелкой моторики рук.

 

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ 

 

Цель обследования  проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев). Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает

 команду «Отомри!».

Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (2—6 человек).

 Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения. Упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:

1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);

2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;

3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).

«Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

 ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ 

Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.

 ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ 

 

Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.

Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); геометрические фигуры (шар, куб, кирпич).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».

Узнавание формы. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрическую фигуру (шар).

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ 

 

Вдевание шнурка в дырочки. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.

8. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. Темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп, приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 2 с, на три упражнения — 6 с все полученные данные заносятся в таблицу.

 

ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ 

«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце педагог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как

 самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

«Обведи рисунок по линиям». Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Все полученные данные заносятся в таблицу.

Условные обозначения:

если ребенок справился с заданием — 1 балл; если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;

 если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.

 

Характеристика групп 

Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 5—8 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо. Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 3 - 5 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 2 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.

Условные обозначения: 

 «+» - правильное выполнение задания   «-» - задание выполнено неверно;

 «V» - неустойчивое выполнение задания.

Диагностическая карта развития мелкой моторики. 

   

Список литературы

  1. Горюнова Т. М. «Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования.» – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.» – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. сост. В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – с. 79.
  4. Смирнова Е. А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.» – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.
  5. Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психо -эмоционального и скелетно-мышечного напряжения.»– Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  1. Тышкевич И.В. «Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет.» – Минск: «Попурри», 2010.
  2. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей.» – М.: Мозаикасинтез, 2009.

     8.Борисенко М. Г. «Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики).» /М.Г.Борисенко,   Н.А.Лукина – СПб: «Паритет», 2002

9.  Гаврилова С.Е. «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.» -  Ярославль:  Академия развития, 2009

10.Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики». - Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...