«В гостях у ортопеда»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Попова Ирина Николаевна

В гостях у ортопеда

 

К детям в группу приходит доктор Айболит:

-Здравствуйте, дети! Хотите узнать, как вырасти здоровым, красивым и сильным? Иметь правильную осанку и походку?

-Тогда, приглашаю вас в путешествие по Стране Здоровья, а именно, в гости к Ортопеду.

- Но, прежде, чем отправиться в путь, необходимо сделать небольшую разминку. Ведь путешествие нам предстоит долгое и трудное. Мы должны подготовить свое тело к предстоящим испытаниям - долгим и трудным.

- Итак, приготовимся выполнять разминку! (дети по показу инструктора выполняют комплекс ОРУ).

-Вот, мы и готовы к нашему путешествию!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_ortopeda.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Управление делами Президента Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 3»

Конспект занятия

(старшая и подготовительная к школе группы)

Тема: «В гостях у ортопеда»

Инструктор по физическому воспитанию

Попова Ирина Николаевна

Москва, 2023

В гостях у ортопеда

К детям в группу приходит доктор Айболит:

-Здравствуйте, дети! Хотите узнать, как вырасти здоровым, красивым и сильным? Иметь правильную осанку и походку?

-Тогда, приглашаю вас в путешествие по Стране Здоровья, а именно, в гости к Ортопеду.

- Но, прежде, чем отправиться в путь, необходимо сделать небольшую разминку. Ведь путешествие нам предстоит долгое и трудное. Мы должны подготовить свое тело к предстоящим испытаниям - долгим и трудным.

- Итак, приготовимся выполнять разминку! (дети по показу инструктора выполняют комплекс ОРУ).

-Вот, мы и готовы к нашему путешествию!

Дети отправляются за Айболитом.

Им приходится пройти по узенькой дорожке (канат или шест) приставным шагом (при ходьбе носки и пятки касаются пола). Затем, по дороге, на которой попадаются колючки (резиновые массажные кочки) - ходьба на носках, на пятках, при вальгусе - на наружной стороне стопы.

Вдруг, видят Лису, которая пытается схватить Ежика и маленьких ежат. Дети заступаются за них и берут с собой (большие и маленькие массажные мячи). Детей встречает Ортопед.

- Здравствуйте, дети! Я вас ждал! Мой друг,  Айболит, обещал привести вас в гости ко мне. Знаю, дорога была нелегкой, но кому – то не составило особых усилий для преодоления препятствии. А зависело это от состояния вашего опорно – двигательного аппарата, функций костно – мышечной системы. А я врач - Ортопед, который занимается изучением профилактики, диагностики и лечения деформаций и нарушений этих систем (в результате врожденных дефектов, пороков развития, последствий травм или заболеваний).

-Что это вы мне принесли?

Ортопед предлагает поиграть с «ежиками»:

1.И.п. сидя на скамейке. Поочередно, каждой ногой покатать мяч - «Почесать ежику спинку».

2.И.п. то же. Захватить мяч стопами ног, поднять его, подержать несколько сек. И опустить - «показать ежику солнышко».

3. И.п. то же. Захватить мяч стопами ног и покатать вдоль стопы –« пощекочем ежика».

 Ежик расстроился, что вокруг много мусора, который цепляется к его колючкам и просит детей разобрать мусор. Дети с радостью соглашаются.

4. И. п. стоя. Захватить пальцами ног предметы (карандаши, фантики, платочки пластмассовые крышки от бутылок) и переложить их в ведро.

5.Ребята катают ежика по наклонной доске и ходят по ней сами.

Ортопед:

- А знаете ли вы, что, играя таким образом с ежиками, у вас улучшится кровообращение стоп, укрепятся мышцы ног, сводов стоп и голеностопного сустава. Эти упражнения очень полезны для профилактики плоскостопия и его лечения.

Доктор Айболит:

-Уважаемый доктор- ортопед, расскажи , пожалуйста, нашим детям о плоскостопии.

Ортопед:

- С удовольствием!

ПЛОСКОСТОПИЕ - это достаточно серьезное заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно - двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на общее самочувствие ребенка, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

Плоскостопие - это уплощение свода стопы, которое чаще сочетается с пронации пятки (разворот пяток кнаружи - плоско - вальгусные стопы) и супинации переднего отдела стопы (разворот пяток внутрь – это плоско – варусные стопы).

Если у ребенка плоскостопие, то он быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

При движении, удары стоп о поверхность земли передаются вверх, почти без изменения и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли, они часто рассеяны, быстро утомляются.

Доктор Айболит:

- А что же надо делать, чтобы иметь здоровые и красивые стопы?

Ортопед:

- Вам, ребята, надо запомнить самые главные правила:

1.Нельзя донашивать чужую обувь.

2.Необходимо правильно подбирать обувь. Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка, для профилактики плоскостопия. Тесная обувь, так же как и слишком свободная, вредна. Короткая и узкая обувь ограничивает движение в суставах, почти полностью исключает подвижность пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому, ноги в тесной обуви быстро замерзают, холодные стопы – частая причина простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре, Слишком широкая и свободная обувь приводит к смещению стопы при движении, в результате чего возможны подвывихи в голеностопном суставе, нарушается походка.

Для того, чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы. Следует учитывать, что размер стопы при нагрузке увеличивается как в длину, так и в ширину. Поэтому, измерять размер стопы можно только у стоящего ребенка.

Детям предлагают измерить размер стопы друг друга:

Нужно встать на лист бумаги так, чтобы его края со всех сторон выступали за контуры стоп. Очерчивают стопы перпендикулярно установленным карандашом, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, а затем по наружному контуру до той же точки.

Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Длина измеряется линейкой от крайней точки обведенной пятки до наиболее длинного пальца, с округлением в сторону увеличения.

При покупке новой обуви нужно обратить внимание на задник, он должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Особенно, это важно для часто болеющих, ослабленных  детей с признаками рахита, с искривлением ног. Таким детям лучше покупать высокие ботинки, которые надежно фиксируют голеностопные суставы.

Подошва, это тоже очень важно, должна быть эластичной, чтобы не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Кроме того, необходим маленький, высотой 2-3 см, каблучок.

Таким образом, подбор обуви дело крайне ответственное. Нельзя забывать, что нога ребенка растет очень быстро, поэтому, необходимо ее измерять не реже 1 раза в 2-3 месяца.

Итак, запомните! Признаки правильной обуви: жесткий задник, эластичная подошва, маленький каблучок.

3. Для профилактики плоскостопия полезно ходить босиком по различным поверхностям: по земле, траве, песку, гальке, по коврику с рельефными поверхностями, по шведской стенке, по лесенкам и т.д.

4. Стопы даны человеку для передвижения. а не стояния. Поэтому, необходимо больше двигаться.

5. И, конечно, залогом здоровья стоп является правильный гигиенический уход за ними.

Ежедневно, перед сном, необходимо мыть ноги теплой водой с мылом, Затем, тщательно вытирать их досуха, особенно – межпальцевые промежутки.

Ногти обрезать следует не реже 1 раза в неделю. Лучше это делать после общей ванны. Ногти нужно обрезать поперек, не округляя их по бокам. Никогда не обрезайте их до «предела», это чревато развитием вросших ногтей.

Иногда, можно устраивать «морские ванны». Морская соль, растворенная в воде, оказывает благотворное воздействие на стопы. Для большего эффекта, можно на дно ванны постелить рельефный коврик или насыпать гальку. Чем не Черное море?

Доктор Айболит:

- А как проверить, есть ли у меня плоскостопие?

Ортопед:

- Это очень просто! И можно сделать в домашних условиях:

Надо смочить подошвы и встать на ровный пол босыми ногами, после чего сойти с этого места. На полу останутся отпечатки, которые можно оценить. То же самое можно сделать с помощью листа бумаги и краски, или вазелина. В любом случае, след на бумаге необходимо обвести, чтобы контуры не расплывались. После этого надо карандашом соединить пунктирной линией края внутреннего свода отпечатка стопы. Затем провести поперечную линию посередине и разделить ее на три равных отрезка. Если отпечаток в этом месте умещается в одну треть, то стопа имеет правильное строение. Если же отпечаток доходит до половины поперечной линии, стоит обратиться к ортопеду. И тогда вам нужно будет пройти определенный комплекс лечения плоскостопия, направленный  на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь – мер для исправления достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

Доктор Айболит:

- А почему появляется плоскостопие?

Ортопед:

- Получается, что плоскостопие – заболевание. И это заболевание может быть врожденным. Причины возникновения плоскостопия передаются по наследству. Также плоскостопие может быть приобретенным, когда оно развивается в результате различных заболеваний – рахита, паралича и травм. Но самое интересное в том, что в выявленных случаях имеется так называемое статическое плоскостопие. Оно развивается из - за слабости связок и мышц.

Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка. Крайне неблагоприятно на состояние стоп сказывается ношение плохо подобранной, некачественной обуви. Особенно, часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плоско - вальгусной установкой стоп, которая формируется в раннем возрасте.

Доктор Айболит:

- А нарушение осанки тоже серьезное  заболевание?

Ортопед:

Нарушение осанки – это не болезнь, а пока лишь нарушение развития костно-мышечного аппарата. Однако, на  фоне этого, как многим кажется безобидного эффекта, развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом поддаются лечению и способны отравить всю дальнейшую жизнь. Кроме того, деформации скелета, даже незначительные, самым неблагоприятным образом сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому, так важно отнестись  к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью. Правильная осанка – залог здоровья и  успеха в жизни!

Формирование осанки – процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам.

Доктор Айболит:

- Что же такое осанка?

Ортопед:

Осанка- это привычная поза спокойно, без мышечного напряжения стоящего или сидящего человека.

Нарушение осанки - это приобретенное состояние.

Доктор Айболит:

- Расскажите о профилактике, пожалуйста.

Ортопед:

- Во – первых – это профилактика заболеваний. Своевременное выявление и лечение заболеваний обмена веществ, нервной системы, внутренних органов, коррекция ортопедических дефектов является важным звеном в сохранении и восстановлении осанки.

Очень полезно, в комплексе профилактических мероприятий, закаливание, оно повышает устойчивость к заболеваниям и стрессам, способствует укреплению здоровья, нормализации мышечного тонуса.

- Во – вторых, организовывать игры, занятия, чтобы у вас выработалась привычка стоять, ходить, сидеть с прямой спиной, держать голову прямо. А ваши воспитатели должны знать, что при проведении утренней гигиенической гимнастики, занятий физической культурой, подвижных игр полезно включать упражнения, способствующие укреплению мышечного корсета, ягодичных мышц. После дневного сна эффективно выполнение одного-двух упражнений, формирующих правильную осанку.

Большинство детских игр происходит на полу. Поэтому важно сидеть на полу с прямой спиной.

Важно приучаться стоять прямо, не сутулиться, не стоять на полусогнутой ноге с наклоном, не прогибаться чрезмерно в пояснице.

Укреплению мышечного корсета, формированию правильной осанки служит плавание и большая часть упражнений в воде.

Занятия любыми симметричными, циклическими видами спорта и подводящими к ним упражнениями положительно влияют на осанку.

- В-третьих, этот ортопедический режим. Высота мебели должна соответствовать росту ребенка. Высота сиденья стула определяется расстоянием от пола до оси вращения коленного сустава, высота столешницы на 1-2 см выше уровня локтевого отростка свободно опущенной руки сидящего ребенка. Важно соблюдать отрицательную дистанцию сидения, когда сиденье стула частично заходит под поверхность стола. Это позволяет удобно положить предплечья на стол и приблизить объект рассмотрения к глазам. При работе с книгой желательно использовать подставку, Если в силу внешних или внутренних причин у ребенка уже появились проблемы с осанкой, рекомендуется использовать более комфортную посадку при работе сидя. Для этого на сиденье стула устанавливают подставку, скошенную под углом 15 градусов. На столешницу и под стопы устанавливают подставки, скошенные под углом 10 градусов. Такая посадка позволяет разгрузить поясничный отдел позвоночника, сохранить физиологические изгибы позвоночника в положении сидя, избежать перенапряжения зрения. Вследствие сокращения расстояния от глаз до поверхности стола.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение во время сна. С гигиенической точки зрения спать следует на полужесткой постели. Постель должна держать вес ребенка, не проваливаться под ним. Желательно использовать небольшие плоские подушки.

Дети проверяют друг у друга осанку в положении сидя за столом, стоя.

Детям предлагается игра «Восточный официант»:

С любым предметом на голове ровно пройти по дорожке, скамейке.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») «КАК ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ И КАК САМИМ БЫТЬ ГОСТЕМ? ОБ ЭТОМ ОБО ВСЕМ У ЗНАТОКОВ МЫ СПРОСИМ»

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Работа с родителями по ортопедии и ЛФК

Знакомя молодых пап и мам с работой по лечебной физкультуре и ее требованиями, мы нередко наталкивались на недоверие с их стороны. Они заявляли, что дети маленькие и не могут выполнять указанные упраж...

Памятки "Советы врача-ортопеда"

Данный материал предназначен для работы с родителями по проблеме профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольног возраста. Двухсторонняя печать)...

Работа с родителями по ортопедии и ЛФК

Консультации для родителей...