КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
картотека (старшая группа)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
ИГРА «СНЕЖИНКИ»
Программное содержание
• Познакомить детей со свойствами снега. и Рассказать о строении снежинок, разнообразии их узора
• Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.
Материал. Дидактическая картина зимнего леса снег только на деревьях и кустарниках); карандаши, бумага, ножницы (по количеству детей).
Задание. Дополнить картину зимнего леса снежным покровом.
Правила
• Играют не более 6 человек.
• Каждый игрок должен активно участвовать в обсуждении.
• Необходимо соблюдать правила работы с ножницами и клеем.
• Работа выполняется совместно.
• Побеждают те дети, которые справились с заданием и успели помочь другим.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
1. Детям предлагается внимательно рассмотреть картину, сказать, чело на ней не хватает. (На земле нет снега.)
2. Проводится беседа о значении снежного покрова для леса и его обитателей.
3. Педагог предлагает укрыть землю на картине вырезанными снежинками.
4. Дети знакомятся с приемами вырезания снежинок из бумаги.
5. Дети вырезают снежинки и укрывают ими землю на дидактической картине.
6. В конце игры подводится итог.
ИГРА «ОДЕНЬ ЗАЙКУ И БЕЛОЧКУ К ЗИМЕ»
Программное содержание
• Знакомить детей с изменениями окраса лесных зверей с приходом зимы, причинами этого явления.
• Формировать умение правильно подбирать и мастерить одежду для зверей.
• Развивать логическое мышление, речь, воображение.
• Прививать интерес к природным явлениям.
Материал. Две дидактические картины, изображающие один и тот же лес в осенний и зимний период; набор силуэтов зай-чиков и белочек, для которых предстоит смастерить одежду на зиму; заготовки одежды соответствующих цветов (шаблоны).
Задания
• Выбрать, кому из зверей хотел бы смастерить одежду.
• Подобрать нужную одежду и одеть зверька в зимний наряд.
• Поместить его в лес.
Правила
• Играют 3-4 человека.
• Играть нужно вместе, стараться не мешать друг другу.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
1. Педагог проводит краткую беседу по теме.
— Дикие животные, которые живут в лесу, и домашние животные, которые живут рядом с человеком, к приходу зимы заменяют свои легкие летние наряды на зимние. Как вы думаете, почему? (Чтобы не замерзнуть в холодную зиму.) Вы знаете, сегодня к нам в детский сад прискакали зай-чики и белочки. (Показ.) Они просят, чтобы вы подготовили им одежду на зиму. Исполним их просьбу?
2. Каждому ребенку педагог предлагает взять с картины, изображающей лес в осенний период, зайчика или белочку, раздает заготовки одежды (шаблоны).
3. Когда дети выполнят все задания и поместят зверей в зимний лес, воспитатель задает им вопросы:
— Как вы думаете, в таком наряде нашего зайку (белочку) заметит волк, лиса или охотник? Что может случиться, если зайку (белочку) заметят?
4. При ответе на эти вопросы ребенок, который для зайки или белочки выбрал одежду яркого цвета (желтый, красный и т.п.), понимает свою ошибку. Ему предоставляется возможность ее исправить.
5. В конце игры подводится итог.
ИГРА «НАРЯДЫ МАТУШКИ-ЗЕМЛИ»
Программное содержание
• Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, основных признаках каждого времени года и природных явле-ниях, характерных для него.
• Развивать связную речь.
• Активизировать словарный запас детей.
Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета); карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер и т. п.).
Задания
• Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.
• Рассказать о своем выборе.
Правила
• Играют 4 команды по 3-4 человека.
• Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.
• Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданиями.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
— Летом солнце поднимается высоко над горизонтом, его лучи хорошо обогревают землю. Становится тепло, распускаются листья на деревьях, расцветают цветы, поют птицы, люди легко одеты, можно загорать и купаться. Осенью солнце поднимается не так высоко над горизонтом, его лучи меньше греют землю. Становится прохладно. Опадают листья с деревьев, природа засыпает, птицы улетают в теплые края, дожди сменяются снегом. Зимние морозы сковывают льдом реки и озера, снег покрывает землю белой шубой. После долгой холодной зимы весной природа оживает вновь. Существует четыре времени года, поэтому для сегодняшней игры надо разделиться на четыре команды. Пусть каждая команда подберет наряд для одного из времен года.
2. Дети подбирают карточки с изображением природных явлений, подходящих выбранному времени года. Рассказывают о своем выборе.
3. В конце игры педагог отмечает лучшие ответы, подводится итог.
ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА»
Программное содержание
• Закреплять знания детей о последовательности сезонов, характерных признаках каждого времени года.
• Познакомить детей с изменениями видов осадков, о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни тех или иных животных.
Материал. Большая игровая карта, на которой представлены времена года, изображены объекты живой и неживой природы, изменяющиеся согласно сезонам; по периметру карты расположены соответствующие обозначения, по которым будут двигаться фишки игроков (например, для зимы -белые, голубые, синие снежинки; для осени — красные, желтые, коричневые, оранжевые листья и т.д.).
Задание. Пройти по игровому полю до финиша, соблюдая правила и верно отвечая на вопросы.
Правила игры
• Играют не более 6 человек.
• Играть нужно строго по очереди.
• Следует внимательно слушать педагога и ответы товарищей.
• Каждый игрок сначала кидает кубик (выпавшее количество точек —количество шагов), затем отвечает на вопрос или отгадывает загадку о времени года (правильный ответ - 2 шага вперед; неправильный - пропуск хода).
• Тот, кто мешает отвечать и играть другим игрокам, начинает двигается в обратном направлении (1 замечание — 2 шага на-зад, 2 замечания - 4 шага назад и т. д.).
• Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
1. Дети расставляют свои фишки на старте в соответствии с разноцветными обозначениями времен года, фишки будут продвигаться по карте.
2. В ходе игры дети отвечают на вопросы (один ход - один вопрос).
3. В конце игры подводится итог.
Примерные вопросы для осеннего периода
• Какие периоды осени вы знаете?
• Какие виды осадков бывают в осенний период?
• Какие овощи поспевают осенью?
• Какие фрукты созревают в садах?
• Что такое сухой дождик?
• Под соснами и елками бежит мешок с иголками - кто это?
Примерные вопросы для зимнего периода
• Какие зимние месяцы вы знаете?
• Как называется месяц, который является первым месяцем года, но вторым месяцем зимы?
• Назовите три состояния, в которые переходит вода при разных темпе-ратурных условиях.
• Какого числа приходит Новый год?
• Какие зимние игры вы знаете?
• О каких деревьях говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
Примерные вопросы для весеннего периода
• Как люди называют «шаги весны»? (Проталины.)
• Где снег тает быстрее — в низине или на пригорке?
• Какие первоцветы вы знаете?
• Какие виды почек по местоположению вы знаете? (Верхушечные, боковые.)
• Где прячется побег и когда он вылезает наружу? (В почках, вылезает весной.)
• Какие бывают побеги? (Наземные и подземные.)
Примерные вопросы для летнего периода
• Почему лето называют красным?
• Какие ягоды люди собирают летом?
• Назовите лекарственные травы и цветы.
• Как люди отдыхают в летний период?
• Как называется насекомое, которое образовывается из куколки гусеницы?
ИГРА «ПО ГРИБЫ, ПО ЯГОДЫ»
Программное содержание
• Закреплять знания детей о видах лесных грибов, ягод и других растений, месте их обитания.
• Закреплять умение играть вместе.
Материал. Дидактическая картина, на которой изображена тропинка в лесу; игровой кубик.
Задание. Пройти по лесу, рассказав о встречающихся в пути растениях.
Правила
• Играют 5-6 человек.
• По тропинке игроки идут с помощью игрового кубика.
• Попадая на кружок с ягодой, игрок должен рассказать о лесных ягодах- съедобных и несъедобных; на кружке с грибом - о съедобных и несъедобных грибах; с кустарником — о видах лесных кустарников, их отличительных особенностях.
• Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
1. Педагог раскладывает дидактическую картину, на которой изображена тропинка в лесу, обращает внимание детей на дружное соседство разных обитателей леса и предлагает отправиться в путешествие по лесу.
2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.
3. В конце игры подводится итог.
ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ ЛЕСА»
Программное содержание
• Закрепить знания детей о жителях леса, их домах, образе жизни, питании.
• Формировать умение детей соотносить внешний вид животного со средой обитания, своеобразием постройки его домика.
• Учить составлять связный рассказ о том или ином обитателе леса.
Материал. Большая картина, изображающая лес с жилищами лесных зверей и птиц: по карте леса идет дорожка из кружочков, от некоторых кружочков отходят красные стрелочки, соединяющие их с домиками лесных жителей, от домиков отходят две стрелочки (зеленая и синяя); игровой кубик, фишки.
Задание. Пройти по кружочкам до финиша, назвав домики животных и их хозяев.
Правила
• Играют 4-6 человек.
• Участники играют по очереди.
• Количество точек, выпавшее на брошенном кубике, указыва-ет количество шагов.
• При попадании на кружок, от которого отходит красная стрелка, следует двигаться по ней в домик к лесному жителю.
При этом ребенок должен сказать, как называется этот домик, рассказать о хозяине.
• Тот, кто все правильно рассказал, имеет право двигаться вперед по зеленой стрелке. Тот, кто ответил неправильно, двигает-ся по синей стрелке назад и ждет помощи от других игроков.
Другие игроки, попадая к нему, пытаются помочь, дав правильный ответ, который позволит ему продвигаться дальше.
• Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша, правильно рассказав о встреченных в домиках лесных жителях.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
1. Педагог раскладывает карту леса.
2. Знакомит детей с правилами игры и заданием, предлагает с помощью кубика по очереди продвигаться по карте леса.
3. В конце игры подводится итог.
ИГРА «ПОСЕЛИТЕ ЗВЕРЕЙ В ЛЕСУ»
Программное содержание
• Знакомить детей со средой обитания различных животных.
• Показывать связь между внешним видом животного и его средой обитания.
Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких живот-ных; карточки с изображением жителей леса.
Задания
• Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.
• Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в этом домике и не может - в других).
Правила
• Играют 3 команды по 2-3 человека.
• Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданиями.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ
1. Педагог предлагает детям разбиться на команды.
2. Командам представляется возможность внимательно рассмотреть лесные домики и претендентов на заселение.
3. Каждая команда выбирает одного из зверей и подходящий домик для него. Рассказывает о своем выборе.
4. В конце игры подводится итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)
Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром и экологии
Игры по ознакомлению с окружающим миром и экологии для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего школьного возраста...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (старшая группа)«Назови насекомое»(средняя, старшая)Дидактическая задача: Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, ...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром
Представлены игры по ознакомлению с окружающим миром...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа)
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа)...