Картотека подвижных игр для детей с нарушением речи
картотека (старшая группа)
Картотека подвижных игр для детей
с нарушением речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8._podvizhnye.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт
Титова С.В. воспитатель первой
квалификационной категории
с.Выльгорт , 2022 г
Картотека подвижных игр для детей
с нарушением речи
Подвижные игры в спортивном зале
«Кот и мыши»
Задачи: продолжать формировать умение действовать в соответствии с правилами игры; развивать ловкость, умение увертываться; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Инвентарь: маска-шапочка кота.
Ход игры
Играющие — «мыши» — становятся в круг. Выбранный водящий — «кот» — проходит в центр круга, «засыпает». Педагог читает стихотворение, дети идут по кругу, взявшись за руки.
На заборе кот сидит,
Хитро на мышей глядит.
Спать не собирается—
Ловко притворяется.
Раз, два, не зевай,
От кота ты убегай!
Ю. Кириллова
После слов «От кота ты убегай!» дети врассыпную разбегаются по залу.
«Кот» старается осалить не одного, а нескольких игроков. Игра повторяется 2—3 раза.
Примечание. «Кот» ловит «мышей» не более30 секунд; водящий меняется при каждом повторении игры.
«Попади в обруч»
Задачи: совершенствовать умение бросать мяч в горизонтальную цель из-за головы, поддерживать стремление к правильному выполнению действий;
развивать согласованность действий в подгруппах; воспитывать дружеские отношения в коллективе.
Инвентарь: резиновые мячи (диаметр18—20 см) — по количеству детей в группе; обручи (диаметр70—80 см) — 2 шт.
Ход игры
Дети с мячами в руках становятся в две колонны по одному за линиями
старта. Напротив каждой команды на расстоянии 2 м кладут по обручу. После слов педагога:
Любим вместе мы играть,
Метко в обруч мяч бросать!
«Бездомный заяц»
Задачи: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, пробегать через центр круга, не сталкиваясь друг с другом; развивать ловкость, сообразительность; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Инвентарь: малые обручи — на 1 обруч меньше, чем количество играющих.
Ход игры
В центре спортивного зала по кругу выкладывают обручи на расстоянии 50—70 см друг от друга. По считалке выбирают водящего — «бездомного зайца», он встает немного в стороне от обручей. Все остальные дети — «зайцы», они занимают обручи — «домики». Педагог читает стихотворение:
Зайка вышел погулять,
Начал по снегу скакать.
Зайка по снегу скакал,
Домик свой он потерял.
Зайка, зайка, не грусти!
Домик сможешь ты найти!
Ю. Кириллова
В это время «бездомный заяц» передвигается вдоль обручей с внешней стороны круга прыжками на двух ногах. После слов педагога «домик сможешь ты найти!» «зайцы» меняются местами в «домиках». Водящий в это время старается занять любой обруч. Кому из «зайцев» «домика» не хватило, становится новым водящим. Игра повторяется.
Примечания:
- Нового водящего можно выбирать по считалке.
«Воробьи-попрыгунчики»
Задачи: упражнять в прыжках на двух ногах в прямом и обратном направлениях; развивать координацию движений, воображение, доброжелательное отношение к миру животных; воспитывать выдержку, коммуникативные навыки.
Инвентарь: кусочек мела или веревка длиной4—5 м.
Ход игры
В центре спортивного зала на полу мелом или веревкой обозначают круг диаметром 3—4 м. По считалке выбирают водящего — это «кот», он становится в центр круга. Остальные играющие — «воробьи» — становятся за кругом, у самой черты. Педагог читает стихотворение:
Воробьи по веткам—
Прыг-прыг-прыг!
Март в окно стучится!
Чик-чирик!
Значит, можно снова
Нам играть—
От кота с друзьями
Убегать!
Ю. Кириллова
По окончании стихотворения «воробьи» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него. В это время «кот» старается поймать кого-либо из детей в тот момент, когда они находятся в центре круга. Тот игрок, кого поймали первым, становится новым водящим, а «кот» — «воробьем», игра повторяется.
Примечания
- Нового водящего можно выбирать по считалке.
- Водящий может ловить не одного, а несколько «воробьев».
- По мере усвоения детьми игровых действий можно установить правило: впрыгивать в круг и выпрыгивать из него на одной ноге.
Подвижная игра на прогулке
«Хитрая лиса»
Задачи: совершенствовать умение двигаться в определенном направлении одновременно всей группой, действовать в соответствии с сюжетом; развивать активность, легкость и непринужденность передвижения; способствовать созданию положительных взаимоотношений в коллективе.
Инвентарь: мел или кегли(4—8 шт.).
Ход игры
На участке для прогулки очерчивают мелом или обозначают кеглями площадку для игры (5 м). Играющие образуют круг, встают на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга, на расстоянии 2—2,5 м от него, чертой или небольшим кружком обозначают «дом лисы». По считалке выбирают водящего (на начальном этапе обучения детей игре роль водящего выполняет педагог). По сигналу педагога «Дети сели. Отдыхаем. Глазки дружно закрываем!» дети, стоящие в кругу, присаживаются на корточки и закрывают глаза. Педагог обходит круг за спинами детей и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот ребенок, до которого дотронулся взрослый, становится «хитрой лисой». После слов педагога «Встаньте, дети, посмотрите! Хитрую лису найдите!» дети встают, открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, пытаясь определить, кто из них «хитрая лиса», не выдаст ли она себя чем-нибудь. Затем играющие вместе с педагогом хором три раза(с незначительными промежутками) громко спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?», наблюдая друг за другом. После вопроса, произнесенного в третий раз, ребенок, выбранный «хитрой лисой», быстро выбегает в центр круга, поднимает руки вверх и громко произносит: «Я здесь!» После этого все дети разбегаются по игровой площадке,
А «лиса» старается поймать кого-либо из них (дотронуться ладонью).
Пойманного игрока «хитрая лиса» уводит к себе в дом. После того как «лиса» поймает двух-трех игроков, педагог громко произносит: «Стоп, игра, стоп, игра! Становиться в круг пора!» Дети вновь образуют круг, игра повторяется.
Примечания
- Если «хитрая лиса» выдаст себя раньше времени жестом или словом, педагог назначает на эту роль другого игрока.
- Если «лиса» долго не может поймать никого из играющих, рекомендуется замена водящего.
- По окончании игры педагог отмечает самых результативных игроков — тех, кто в роли хитрой лисы поймал наибольшее количество играющих.
«Совушка»
Задачи: продолжать формировать умение действовать в соответствии с правилами; развивать умение бегать в заданном направлении, слуховое и зрительное внимание, выдержку, творческое воображение.
Инвентарь: маска совы, колокольчик; флажки— 4 шт.
Ход игры
На участке для прогулки флажками размечают игровое поле(6 * 6 м), в одном из его углов чертой обозначают «гнездо совушки». По считалке выбирается водящий — «совушка». Водящий надевает маску и встает за черту — «совушка садится в гнездо». Остальные игроки — «птички», «мышата» и «зайчата» — свободно располагаются по всей площадке. Педагог с колокольчиком в руке становится на одной из границ площадки, недалеко от«гнезда совушки».
Педагог читает стихотворение:
Совушка-сова,
Большая голова.
Дремлет днем сова в дупле
На высокой на сосне.
А как ночка наступает,
Она крылья расправляет
И летит искать мышат,
Птичек, маленьких зайчат.
Осторожно, берегитесь,
В когти ей не попадитесь!
Ю. Кириллова
После этого педагог произносит: «День!» — и звонит в колокольчик.
Играющие начинают бегать по игровому полю, взмахивая руками вверх-вниз, подражая полету птиц, прыгать, как зайчата, ходить и бегать мелким семенящим шагом, как мышата. «Совушка» в это время «спит в гнезде» — находится за чертой, присев на корточки и закрыв глаза. Через15—20 секунд педагог прекращает звонить в колокольчик и произносит: «Ночь!» Играющие останавливаются и замирают на месте в той позе, в которой их застала эта команда. В это время из «гнезда вылетает совушка», медленно бегает по игровому полю на носочках, плавно взмахивая руками, как крыльями. «Совушка» внимательно смотрит, не пошевелится ли кто-нибудь из игроков. Того, кто пошевелился, «совушка» уводит в свое«гнездо». Педагог вновь произносит: «День!» — и звонит в колокольчик, игроки опять начинают произвольно двигаться по игровому полю, подражая движениям птиц, мышат и зайчат.
После2—3 «вылетов совушки на охоту» подсчитывают количество пойманных игроков. Выбирают нового водящего, игра продолжается.
Примечания
- До начала игры необходимо напомнить детям, что сова ночью хорошо видит.
- «Совушка» при движении по игровому полю не должна останавливаться около кого-либо из игроков и ждать, когда тот пошевелится, она должна постоянно двигаться и наблюдать за игроками.
- При повторении игры «совушка» может одновременно уводить в свое «гнездо» нескольких игроков, а не одного.
«Платки»
Задачи: продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве физкультурного зала, сенсомоторную координацию, ловкость; приучать действовать в соответствии с интересами команды; воспитывать организованность и дружелюбие.
100 см), цвета которых соответствуют цветам резинок, — 3 шт.; малые обручи (диаметр50 см) желтого, зеленого и синего цветов— 3 шт.×80 или100×Инвентарь: резинки для волос трех цветов(например, желтого, зеленого и синего) — по количеству детей в группе; платки (80*80 см. или 100*100 см), цвета которых соответствуют цветам резинок, — 3 шт.; малые обручи (диаметр50 см) желтого, зеленого и синего цветов— 3 шт.
Ход игры
На участке для прогулки в произвольном порядке на расстоянии 2—2,5 м друг от друга раскладывают обручи. В середину обручей кладут платки: цвета платков соответствуют цветам обручей. Дети проходят в центр игровой площадки, образуют круг. На правую руку игроки надевают резинки, которые им в произвольном порядке раздает педагог. Надев резинки, дети берутся за руки.
Педагог читает стихотворение, играющие двигаются по кругу, взявшись за руки, в правую сторону.
Выглянуло солнышко,
Светит с неба нам.
Сегодня поздравляем
Любимых наших мам!
Подарки приготовили
Мы в праздничный денечек.
Каждый своей мамочке
Найдет сейчас платочек. Ю. Кириллова
После слов педагога «Раз, два, три — платочек для мамы найди!» дети бегут к обручам, цвет которых соответствует цвету резинок, надетых на их руки, образуют вокруг обручей кружки. Затем поднимают платки, лежащие в середине обручей, берутся за их края и натягивают над обручами, как шатер, при этом руки детей подняты вверх.
Побеждает команда, которая не только быстрее всех подняла вверх платок, но и игроки которой не перепутали цвета предметов.
Примечания
- По мере освоения детьми правил игры и в качестве ее усложнения при последующих повторениях игры дети меняются резинками, надеваемыми на руку. Также можно менять местоположение обручей с платками.
- Во время чтения педагогом стихотворения «Выглянуло солнышко...» дети сначала идут в правую сторону, затем при повторении игры — в левую.
При каждом последующем повторении игры направление движения детей по кругу меняется в правую сторону, затем — в левую.
Подвижная игра с речевым сопровождением в спортивном зале и на прогулке
«Репка»
Задачи: развивать ритмичность и выразительность речи, координацию движений с речью; обогащать двигательный опыт детей.
Ход игры
Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга.
Сами землю, землю мы копали, Выполняют 3 наклона вниз; руки со сжатыми кулачками опускают при наклоне от груди вниз.
Сами грядку, грядку насыпали — Выполняют стряхивающие движения справа налево кистями вытянутых вперед рук.
Мы сажали,
Мы сажали репку.
Мы сажали,
Мы сажали репку.
Выполняют прыжки с ноги на ногу, двигаясь по кругу друг за другом в правую сторону.
Сами зерна, зерна мы бросали, Выполняют «пружинку», руки на поясе.
Сами всходы, всходы поливали — Выполняют повороты вправо-влево, руки на поясе.
Мы растили,
Мы растили репку.
Мы растили,
Мы растили репку.
Выполняют прыжки с ноги на ногу, двигаясь по кругу друг за другом в левую сторону.
Вот поспела, вот поспела репка, Покачивают руками над головой вправо-влево.
Стала сочной, стала сладкой,
крепкой— Ударяют кулачками друг о друга.
Вкусной стала,
Вкусной стала репка.
Выполняют прыжки на двух ногах, продвигаясь к центру круга.
Вкусной стала,
Вкусной стала репка.
То же в обратную сторону.
Всех мы в гости, в гости приглашаем, Выполняют наклоны вперед, руки вперед— в стороны.
Сладкой репкой, репкой угощаем — Хлопают в ладоши.
Угощаем,
Угощаем репкой.
Угощаем,
Угощаем репкой.
Идут по кругу в правую сторону, взявшись за руки.
(Слова — А. Кузнецова[4], движения — Ю. Кириллова.)
«Съедобное — несъедобное»
(игра малой подвижности в спортивном зале и на прогулке)
Задачи: развивать внимание, сообразительность и воображение.
Инвентарь: резиновый или пластиковый мяч диаметр 18—20 см).
Ход игры
Дети, образуя круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится в центре круга с мячом в руках и читает стихотворение:
Бывает трудно угадать,
Что можно есть и что нельзя.
Вам очень много нужно знать,
Поверьте мне, друзья!
Про овощи готовы
Для всех давно задания.
Должны все сами отгадать.
Готовы все? Внимание!
Ю. Кириллова
Закончив чтение, педагог бросает по очереди детям мяч, одновременно называя съедобное по теме «Овощи»: лук, капуста, огурец, помидор, кабачок, горох, морковь, картофель и др. или несъедобное (любой предмет, вещь : дом, подушка, стул, ложка, велосипед, машина, краски, дерево и др.). Если педагог называет съедобное, то игрок должен поймать мяч; если несъедобное, то он либо уворачивается от мяча, либо отбивает его от себя руками. Если ребенок ошибается при выполнении задания, то он отходит в сторону от круга играющих.
Побеждают 2—3 самых внимательных игрока. Игра повторяется2—3 раза.
Примечания
- По мере освоения правил игры и накопления словарного запаса ведущим в игре может быть назначен кто-либо из наиболее внимательных детей.
- При необходимости педагог имеет право вмешаться в действия ведущего ребенка, чтобы помочь ему.
«Свиристели»
Задачи: обогащать двигательный опыт детей; развивать координацию речи с движениями; расширять представления о поведении зимующих птиц (в частности, свиристелей); воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход игры
Дети встают по кругу друг за другом на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог читает стихотворение, дети начинают двигаться по кругу, выполняя вместе с педагогом движения.
К нам на этой на неделе
Прилетели свиристели.
Бегут по кругу друг за другом.
Прилетели свиристели,
Засвистели и запели:
Идут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени, взмахивая руками вверх-вниз.
«Свири-свир, свири-свир!
В парке мы устроим пир.
Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга. Выполняют наклоны вправо-влево, руки на поясе.
Пир устроим на весь мир,
Свири-свир, свири-свир!»
Выполняют повороты вправо-влево, руки к плечам.
Полетали, покружились,
На рябину опустились.
Стали ягоды клевать
Да на землю их бросать.
Кружатся на месте, руки в стороны — вниз. Приседают, руки вниз. Поднимаются из приседа, хлопают в ладоши.
Как наелись, снова птицы
Стали в воздухе кружиться.
Громко начали кричать
Да друг друга догонять!
Разбегаются врассыпную в пределах игровой площадки, подражая полету и кружению птиц, имитируя их посвистывание: «Свири-свири-свир!»
Свиристели поиграли и встают в произвольном порядке около педагога.
«Весна пришла»
Задачи: расширять и активизировать словарь на основе обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемой лексической темы «Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние месяцы. Мамин праздник»; развивать общую и ручную моторику, координацию речи с движениями.
Ход игры
Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр круга. Педагог становится рядом с детьми, читает стихотворение и показывает движения, которые дети повторяют.
Светит к нам в оконышко
Ласковое солнышко. Поднимаются на носки, руки через
стороны вверх, затем
опускаются на всю стопу, руки
вниз (2 раза).
Может быть, у нас в саду
Я цветок теперь найду? Выполняют приседания, руки внизу.
Нет, нет, нет, не найду,
Нет цветов еще в саду. Ставят руки на пояс, выполняют
повороты вправо-влево.
Нет, нет, нет, не найду,
Снег лежит еще в саду. Шагают на месте, энергично
взмахивая руками.
Солнце улыбается—
Всех согреть старается. Хлопают в ладоши.
Может быть, у нас в саду
Мотылечка я найду? Бегут по кругу друг за другом,
взмахивая руками вверх-вниз.
Нет, нет, нет, не найду,
Мотылечка нет в саду. Шагают друг за другом.
Нет, нет, нет, не найду,
Снег лежит еще в саду. Останавливаются, поворачиваются
лицом к центру
круга, выполняют
«пружинку», руки на поясе.
Все от солнца жмурятся, Прикрывают глаза ладонями.
Почернела улица. Разводят руки в стороны, затем
опускают вниз.
Может быть, у нас в саду
Я снежок еще найду? Ставят руки на пояс, выполняют
наклоны вправо-влево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека подвижных игр для детей с нарушением осанки, сколиозом и плоскостопием.
Комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия, формирования осанки и исправлоения сколиоза....
Картотека подвижных игр для детей с нарушением слуха
Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психическ...
Картотека подвижных игр для детей с нарушением осанки
В детском возрасте, как правило, отличаются подвижностью и активностью в восприятии окружающего мира. Они с удовольствием занимаются подвижными играми и находятся в постоянном движении....
Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения
Картотека подвижных игр малой и большой подвижностижности для детей с нарушением зрения....
Картотека подвижных игр для детей с нарушением осанки, сколиозом и плоскостопием.
1. «Филины и вороны» (4 — 7 лет). Инструктор предлагает детям принять исходное положение, сидя на пятках, ладони на бедрах, спина прямая, плечи слегка отведены назад, глаза зак...
Картотека подвижных игр для детей с нарушением интеллекта
Картотека "Подвижные игры для детей с нарушением интеллекта"...
Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения.
Картотека подвижных игр для детей с нарушением зрения....