Проект "От простуды и ангины помогают витамины"
проект (старшая группа)
Здоровье человека во многом зависит от того, на сколько полезную пищу мы употребляем. Польза продуктов основана на содержание в них полезных веществ- витаминов и микроэлементов.
Особенно важны витамины в рационе детей. Им они необходимы для роста, правильного формирования мышечной, костной и других систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ot_prostudy_i_anginy_pomogayut_vitaminy.docx | 67.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2»
Проект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию в старшей группе
П.Сосново
2023
Содержание:
1. Паспорт проекта.
2. Актуальность проблемы.
3. Этапы работы над проектом.
4. Практический материал к организации проекта.
5. Методическое обеспечение.
6. Демонстрация продуктивной деятельности.
7. Приложения.
1.Паспорт проекта:
Название проекта «От простуды и ангины помогают витамины»
Вид проекта: исследовательский.
Длительность проекта: 1 неделя, краткосрочный.
Участники проекта: дети 5 – 6 лет. Воспитатели и родители.
Проблемное поле: недостаток витаминов в детском организме в зимне-весенний период; познавательная активность детей по теме «Что полезно и что вредно для здоровья».
Цель проекта: дополнение и закрепление знаний детей о витаминах, их пользе для здоровья человека; познакомить детей с витаминами А, В, С, Д, раскрыть значение для человека тех или иных витаминов, содержащихся в овощах или фруктах.
2.Актуальность проблемы.
Здоровье человека во многом зависит от того, на сколько полезную пищу мы употребляем. Польза продуктов основана на содержание в них полезных веществ- витаминов и микроэлементов.
Особенно важны витамины в рационе детей. Им они необходимы для роста,
правильного формирования мышечной, костной и других систем.
Именно поэтому было решено провести исследовательскую работу на эту тему: «Что такое витамины? В данном проекте дети узнают:
- что такое витамины и какова их роль в организме человека;
- рассмотрят виды витаминов;
- выяснят, какие витамины содержаться в разных продуктах и почему эти продукты полезны человеку;
3.Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап: Подготовка методического обеспечения – определение содержания проекта, подбор пособий, литературы, дидактических и сюжетно-ролевых игр и др.
Беседы с родителями о проекте и консультации на темы: О ценности продуктов питания: овощей и фруктов», Консультация: «Витамины. Зачем они нужны детям?»
Основной этап: Беседы с детьми «Что такое витамины, для чего они нужны человеку?»,
«В каких продуктах живут витамины?», «Где найти витамины весной?»
Чтение, отгадывание загадок, дидактические игры, рисование и лепка по теме.
Дидактические игры, чтение, загадки, пословицы.
Уход и наблюдение за выращиванием овощных культур на мини-огороде (лук, петрушка, укроп). Ведение записей в альбоме наблюдений. Мастер-класс по приготовлению соков, чая, салата.
Заключительный этап. Составление сборника «Витамины и здоровый организм» (рассказы, сказки, загадки, фото работы детей, фото приготовленного витаминного салата ребенком вместе с родителями).
Оформление стенгазеты «Витаминный калейдоскоп».
Оформление книги сказок про овощи и фрукты».
Презентация проекта. Выставка детских поделок, музыкальный досуг «Витаминная семья».
4. Практический материал к организации проекта.
Беседы «Зачем нужны витамины?»; «Какие продукты полезны для здоровья и какие витамины содержаться в них?» (приложение 1).
Примерные вопросы по теме проекта: «Что ты любишь есть на завтрак?», «Объясни, как ты понимаешь выражение «здоровое питание?», «Какие витамины ты знаешь и для чего они нужны?»
Дидактические игры: «Самые полезные продукты», «Попробуй и отгадай», «Фруктовое домино», «Что сажают в огороде?», «Овощи и фрукты», «Вершки и корешки», «Составляем меню».
«Овощи и фрукты» Приготовьте игровые овощи и фрукты или картинки с их изображением: груша, тыква. Яблоко, морковь, лимон, помидор, огурцы, лук, капуста, виноград, вишня, клубника, красная смородина, сливы, картофель… Поставьте перед ребенком 4 тарелки, а под ними буквы А, Б, С, Д. Предложите разложить овощи и фрукты в соответствии с витаминами, которые в них содержатся. Игру сопровождайте рассказами о пользе и вкусовых качествах продуктов.
«Составляем меню». Попытайтесь вместе с ребенком составить меню на обед: салат, первое блюдо, десерт. Расскажите о тех или иных продуктах, которые вам понадобятся. Предложите вспомнить и назвать витамины, которые содержатся в этих продуктах. Так же предложите разложить в тарелочки или кастрюльки продукты необходимые для готовки.
Чтение художественной литературы: Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю.Климович «Учимся правильно питаться», Н.Кончаловская «Про овощи (шутка), Т.Петухова «Капуста», В.Коркин «Что растет на нашей грядке», А.Прокофьев «Огород», «Капуста», Е.Трутнева «В магазине овощном», Ю.Тувим «Овощи», С.Полякова «В огороде», В.Орлов «Пшеница», Т.Шорыгина «В огороде репка», «Редька», Н.Астахова «Малина».
Приложения:
1. Беседа «Зачем нужны витамины?»
Ребята, вчера мне рассказали, что наши дети в детском саду стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма.
Их дети очень любят.
Витамины очень полезные.
- А вы, ребята, пробовали витамины?
-А для чего нужны витамины?
Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах.
- А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка.
Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С -цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина
(от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Вы запомнили, а теперь скажите, где еще мы можем встретить вита-мины?
2. «Какие продукты полезны для здоровья и какие витамины содержаться в них?»
Витамин А очень важен для зрения. Содержится он в моркови, тыкве, сладком перце. Картофеле, персиках, абрикосах, яйцах, рыбе, петрушке.
Витамин В помогает хорошо работать главному нашему органу – сердцу. Содержится в твороге, овсяных хлопьях, зеленом горошке, бананах, черешне, клубнике, капусте, бобовых, молоке.
Витамин Д укрепляет наши ноги и руки, больше всего его содержится в рыбьем жире, рыбе, яичном желтке, говядине, грибах.
Витамин С укрепляет наш организм, делает человека здоровым, не поверженным простудам. Содержится в яблоках, клубнике, черной смородине, шиповнике, лимоне, цветной капусте, зеленом горошке.
Лук и чеснок с давних пор славились своими лечебными свойствами. В этих овощах большое количество витамина С. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле, ангине. Кашица лука и чеснока помогает при насморке. Оба эти растения служат нам и пищей, и лекарством.
Всего 400 лет назад наши предки и не знали о существовании огурцов. А сегодня, к кому бы вы ни зашли в гости, вам обязательно предложат какое-нибудь блюдо из огурцов: салат, винегрет или просто солёные огурчики.
В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а так же положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит.
Столовая свекла принадлежит к числу самых полезных овощей. В ней много аскорбиновой кислоты (витамина С) и витамина В. Если мы хотим сохранить в свекле больше витаминов, то её надо есть сырую.
Помидор, или томат, попал к нам из Южной Америки. Сначала томат служил для украшения клумб и подоконников. Затем его стали выращивать как лекарственное растение, и только потом он поселился на огородах и его стали употреблять в пищу. В помидорах содержатся витамины С и В.
Яблоки — самый ценный фрукт из наших отечественных плодов. Среди фруктов это, можно сказать, наш хлеб насущный. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями.
После яблок груши у нас самые распространённые фрукты. О груше узнали позже, чем о яблоне. Древние медики использовали грушевый сок для утоления жажды у больных с повышенной температурой тела. Грушевым соком и отваром лечили расстройство желудка. В грушах много витаминов В и С.
Апельсины появились в России в XVIII веке. Но само растение не выносит холодов. Поэтому вырастить их можно только в оранжереях — теплицах.
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Витамин А.
Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться по пустякам, вам нужен Витамин В.
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен Витамин С.
Если будешь есть морковку, будешь бегать стометровку. Если съешь ты огурец, будешь просто молодец! Положи лимончик в чай - выпей витаминный рай! Овощи и фрукты - самые витаминные продукты! Вот какие полезные овощи и фрукты! Про них даже пословицы и поговорки придумали!
Пословицы и поговорки:
Репка, яблоко, морковка – зубкам нашим тренировка.
Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет.
Чеснок да лук от семи недуг.
Ешь правильно – и лекарства не надобно.
Загадки:
Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко)
Есть в саду зелёном чудо: Листья ярче изумруда, Серебристые цветы И, как солнышко, плоды. (Апельсин)
Летом — в огороде, Свежие, зелёные, А зимою — в бочке, Крепкие, солёные. (Огурцы)
На сучках висят шары — Посинели от жары! (Сливы)
На сучках висят шары — Посинели от жары! (Лук)
Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста? Если я...(Капуста)
Голова на ножке, В голове горошки. (Зеленый горошек)
Про витамины
Без витаминов жить нельзя!
Они- надёжные друзья.
Они спасают от болезней:
Простуды, группа и цинги.
Нет ничего вкусней, полезней,
Чем апельсины, яблоки.
Когда мы бегаем, иль ходим,
Физически мы устаем,
И тут на помощь к нам приходит
Веществ полезных батальон:
С- витамин в цветной капусте,
В укропе, свежих овощах;
Он снова в действие запустит
Уставщик бодрый ряд.
А- витамин хранится в жире,
В сырах, икре и молоке,
Расти поможет выше, шире,
Улучшит Ваше зрение.
Е- витамин найдешь ты в масле,
В салате, свежих овощей-
Больные клетки восстановит,
Чтоб боль прошла в твоих мышцах.
Надеюсь, я Вас убедила,
И Вы, идя в торговый зал,
Вдруг вспомните о витаминах
И купите продуктов вал.
Я напоследок Вам желаю
Болезней никогда не знать!
(Да, говорят о витаминах,
Что ещё можно пожелать?!)
4. Консультация родителям.
«Витамины. Зачем они нужны детям?»
Все родители знают о пользе витаминов в рационе детей и стараются разнообразить питание малышей, угощая их разными блюдами и продуктами. Именно вопросы обеспеченности витаминами, влияние дефицита этих соединений на обмен веществ и иммунитет волнует родителей. Они интересуются, нужно ли дополнительно принимать их в виде препаратов, не повлияет ли это на работу нервной системы, обмен гормонов или развитие определенных болезней? Стоит ли стараться пополнить запасы витаминов только за счет продуктов, или дети могут получать их дополнительно в растворах, каплях или таблетках?
Что называют витаминами?
Особая группа органических соединений, не имеющая питательной ценности, но активно участвующая в регуляции обмена веществ, называется витаминами. С точки зрения биохимии витамины обладают функциями катализаторов — существенно ускоряют скорость метаболических процессов, что помогает активному росту и развитию детей. Если витамины не поступают ежедневно и в нужном объеме, могут возникать сбои в обмене веществ, могут формироваться расстройства работы иммунной и нервной системы, нарушается синтез гормонов, могут развиваться болезни (рахит, цинга и другие).
Витамины активно участвуют в развитии и становлении иммунитета ребенка, согласованной работе клеточного и гуморального его звена, стимулируют кроветворение. Не менее важна их роль в работе сердца и респираторного тракта, а также большинства внутренних органов.
Роль витаминов в балансе гормонов и гомеостазе.
Достаточное поступление витаминов позволяет развиваться и работать головному и спинному мозгу, а также способствует активности эндокринной системы. При их непосредственном участии синтезируются многие гормоны, и нехватка гормонов может быть одним из факторов, приводящих к эндокринным нарушениям. Так, витамин В2 принимает участие в синтезе гормонов щитовидной железы. Активизирует работу щитовидной железы присутствие витамина А, и его гипервитаминоз может грозить расстройствами обменных процессов, регулируемых тиреоидными гормонами. А вот витамины В1 и Р снижают ее функциональную активность. Рибофлавин (В6) подавляет гормоны стресса, регулируя синтез кортизола. Известна роль в гормональной регуляции обмена кальция достаточного количества витамина D.
Поступление витаминов в тело детей должно быть регулярным, другие витамины не могут заменить собой недостающие, и даже незначительный дефицит одного из элементов существенно влияет на обмен веществ.
Питание и обеспеченность витаминами.
Естественно, что подавляющая часть этих соединений поступает с питанием, и задача родителей — обеспечить разнообразные и максимально полезные продукты в рационе ребенка. Но даже при сбалансированном питании не всегда дети могут получить суточную дозу витаминов из пищи. Все это связано с тем, что количество витаминов в продуктах существенно разнится в зависимости от способа приготовления, хранения продуктов и предварительной обработки. Так, варка овощей разрушает в них до 70% витамина С, а консервирование снижает уровень витаминов группы В наполовину. Питание ребенка должно, по возможности, включать в себя свежие и минимально обработанные продукты — фрукты и овощи целиком или нарезкой, отварное мясо, молочные продукты без консервантов и красителей, ароматизаторов. Избыток в питании продуктов, подвергнутых пастеризации, замороженных или длительно хранившихся, снижает количество витаминов в блюдах.
Влияние дефицита витаминов на обмен веществ.
Если питание ребенка не сбалансировано, он получает недостаточное количество витаминов, то это существенно влияет на обмен веществ и работы органов и систем. Наиболее активно это отражается на иммунной защите организма, особенно при нехватке таких веществ, как аскорбиновая кислота, витамины В1 и В12, жирорастворимые А и D. Менее выраженно влияет на работу гуморального и клеточного звена иммунитета недостаток токоферола (витамина Е), а также В5 и В2.
При нехватке ретинола возникают специфические изменения в обмене веществ, приводящие к подавлению противоинфекционного иммунитета и снижению выработки антител, подавлению фагоцитарной функции лейкоцитов. У детей с рахитом, развивающимся на фоне дефицита витамина D, инфекции принимают тяжелое и затяжное течение. Снижение поступления витаминов группы В приводит к изменениям обмена веществ, что снижает бактерицидные свойства крови и снижает сопротивляемость организма.
Какие дети чаще страдают от гиповитаминоза?
Наиболее часто от проявлений гиповитаминоза страдают дети годовалого возраста, у которых истощаются запасы витаминов, полученных внутриутробно и с грудным молоком, а также подростки, у которых резко ускоряется обмен веществ и ростовые процессы. Больше рискуют дети, которые подвержены высоким физическим нагрузкам и эмоциональным стрессам. Дефицит жирорастворимых витаминов и В12 имеется у тех детей, которые придерживаются вегетарианского питания.
Проблема витаминной обеспеченности формируется у тех, кто имеет либо недостаточное поступление этих веществ с пищей, либо повышенные расходы их на нужды тела, страдает заболеваниями пищеварения, которые нарушают всасывание витаминов в кишечнике.
Причинами для гиповитаминоза могут стать недостаточное питание, избыток углеводов с дефицитом белка. Также будет опасно постоянное потребление вареных, консервированных продуктов с дефицитом свежей плодоовощной продукции. Могут приводить к нарушению усвоения витаминов такие патологии у детей, как болезни печени и функциональные расстройства желчевыделения, проблемы поджелудочной железы и воспалительные поражения кишечника. Проблемы с почками могут усиливать потери витаминов с мочой. Затрудняют усвоение витаминов применение некоторых медикаментов, глистные инвазии. Важно всегда разбираться в том, какие причины и условия формируют гиповитаминоз, так как простое применение аптечных витаминов может не восполнить потери в таких ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Он вылечит корь, и бронхит, и ангину, пропишет пилюли и витамины».
Занятие по ознакомлению с окружающим детей старшего дошкольного возраста....
«Он вылечит корь, и бронхит, и ангину, пропишет пилюли и витамины».
Интегрированное занятие по ознакомлению с трудом медицинских работников....
"Помогает нам всегда витаминная еда"
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром...
Консультация для родителей "Три витамина против простуды".
Как уберечь ребенка от простуды....
От простуды и ангины помогают витамины!
От простуды и ангины помогают витамины!Цель:Познакомить детей с понятием «витамины»Задачи:Закреплять знания об овощах и фруктах, об их значении в питании, пользе для хорошего здоровья...
Консультация "Три витамина против простуды"
Как уберечь ребенка от простуды....
Краткосрочный проект «От простуды и ангины помогают витамины!»
Краткосрочный проект «От простуды и ангины помогают витамины!» Тема проекта: «Витамины и здоровье» Тип проекта: познавательно - исследовательский.Прод...