Картотека игр на воде
учебно-методическое пособие
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
Игры, способствующие развитию умения продвигаться в воде
- Дождик
- Карусель
- Усатый сом
- Гуси
- Сердитая рыбка
- Мы – веселые ребята
- Белые медведи
- Караси и карпы
- Невод
10.Переправа
11.Футбол
12.Найди свой домик
13.Медвежонок Умка и рыбки
14. Карасик и щука
15. Бегом за мячом
16. Байдарки
17. Как кто плавает
Игры, способствующие овладению навыком погружения в воду с головой
(не бояться брызг)
- Пузырь
19.Оса
20.Телефон
21.Найди клад
22.Сомбреро
23.Щука и рыбы
24.Поезд идет в тоннель
25.Удочка
26.Охотники и утки
27.Салки
28.Смелые ребята
29.Жучок – паучок
30.Спрячемся под воду
31.Караси и щука
32.Щука
33.Хоровод
34.Достань игрушку
35. Водолазы
36. Морской бой
Игры, способствующие овладению навыками правильного дыхания
37.У кого больше пузырей?
38.Насос
39.Пузырь
40.Чья игрушка впереди?
41.Резвый мячик
42.Качели
Игры, способствующие овладению навыком
лежания на воде, скольжения
43.Море волнуется
44.Дельфины в цирке
45.Затейники
46.Буксир
47.Кто дальше проскользит
48.Салки
49.Поезд в тоннель
50.Пятнашки с поплавком
51.Караси и карпы
52.Нырни в обруч
53.Пловцы
54.Фонтаны
- «Дождик»
Возраст 3-5 лет
Задача: преодоление водобоязни.
Описание игры. Дети, стоя в кругу, подбрасывают воду ладошками вверх и говорят:
Дождик, дождик,
Дождик, лей!
Нам с тобою веселей.
Не боимся сырости,
Только лучше вырастем.
Методические указания. Следить за тем, чтобы дети не отворачивались от брызг.
- «Карусель»
Возраст - 3-5 лет.
Задача: способствовать освоению с водой, ходьба и бег в воде.
Описание. Взявшись за руки, дети образуют круг. По сигналу они начинают движение по кругу, постепенно ускоряют шаг. Во время движения по кругу играющие хором произносят:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом —
Все бегом, бегом, бегом!
После чего дети бегут по кругу (1—2 круга).
Затем преподаватель произносит: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите». Дети постепенно замедляют шаг и со словами «Вот и кончилась игра. Остановка — раз и два» останавливаются.
Игра повторяется с движением в противоположную сторону.
Методические указания. Нельзя отпускать руки, падать в воду. Глубину воды можно увеличивать, объясняя например, что сопротивление воды при движении возрастает тем больше, чем большая часть поверхности тела находится под водой.
- «Усатый сом»
Возраст – 3-7 лет.
Задача: учить детей свободно передвигаться в воде.
Описание. Выбирается водящий – «сом», все остальные становятся лицом к бортику, спиной к водящему на расстоянии 2 м. Преподаватель произносит:
Рыбки, рыбки, не зевайте –
Сом усами шевелит.
Не зевайте, уплывайте, он не спит!
Последние слова являются сигналом, по которому дети бегут к противоположному бортику. «Сом» может салить только тех, кто не успел убежать до бортика.
Методические указания. Бежать в одном направлении. Нельзя толкать друг друга.
- «Гуси»
Возраст – 3-5 лет.
Задача: учить детей легко передвигаться в воде.
Описание. Играющие «гуси» выстраиваются около бортика. Водящий «волк» находится около противоположного бортика в обруче. По сигналу дети, изображая гусей, начинают движение к противоположному бортику.
Гуси, гуси.
Га-га-га.
Есть хотите?
Да-да-да!
Ну тогда летите, крылья берегите!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Зубы точит,
Съесть нас хочет.
После последних слов «волк» выбегает из обруча и начинает ловить «гусей». Дети убегают к бортику. Педагог подсчитывает количество пойманных игроков.
Методические указания. Пойманным считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Следить за тем, чтобы дети не толкались.
- «Сердитая рыбка»
Возраст детей - 3-7 лет
Задача игры: приучать детей смело передвигаться в воде, менять направление, быстроту движения.
Описание. Преподаватель или один из детей изображает сердитую рыбку. Она находится у противоположного бортика, дети тихонько подходят к ней, а преподаватель в это время говорит:
Сердитая рыбка тихо лежит,
Сердитая рыбка, наверное, спит.
Подойдем мы к ней, разбудим
И посмотрим, что же будет.
Рыбка начинает ловить детей, дети разбегаются, рыбка гонится за ними. Затем рыбка возвращается на место. Игра повторяется с новым водящим.
Методические указания. Выполнять движения в соответствии с текстом, убегая от сердитой рыбки, не толкать друг друга. Первый раз сердитой рыбкой может быть преподаватель. Не следует быстро бежать за детьми, Надо дать им возможность убежать на свое место. При многократном повторении можно догонять детей.
- «Мы веселые ребята»
Возраст – 4- 7 лет.
Задача: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях.
Описание. Дети идут по кругу, в середине его находится водящий, назначенный или выбранный детьми. Дети хором произносят текст:
Мы, веселые ребята,
Любим плавать и нырять.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три — лови!
После слова «Лови!» дети убегают, а водящий догоняет. Игра заканчивается, когда он догонит 2—3—4 играющих. При повторении игры выбирается новый водящий.
Методические указания. Нельзя убегать раньше того, как будет произнесено «Лови!». Двигаясь по кругу, дети
должны соблюдать порядок, не тянуть, не разрывать круг, не толкать друг друга.
Преподаватель помогает выбрать водящего. Его не следует выбирать из детей, попавшихся первыми, чтобы не давать поводы детям побыстрее стать водящим.
- «Белые медведи»
Возраст – 5-7 лет
3адача: развивать у детей умение, передвигаясь в воде, действовать согласованно.
Описание. На берегу водоема или в углу бассейна обозначается небольшой участок — льдина. На ней находятся двое детей - медведи. Остальные играющие — тюлени. Они размещаются в воде (глубина по колено). По сигналу медведи берутся за руки и выходят на охоту. Настигнув зазевавшегося тюленя, медведи ловят его, соединив свободные руки. Пойманного тюленя отводят на льдину. Затем медведи возвращаются в воду, ловят другого тюленя и тоже отводят его на льдину и т. д. Каждая пойманная пара тюленей также становится медведями и участвует в охоте за оставшимися тюленями. Игра заканчивается, когда будут пойманы все тюлени.
Методические указания. Медведи не должны стараться удержать под водой тюленя, которого они ловят.
Если первая пара медведей охотится неудачно и долго не может поймать ни одного тюленя, можно назначить других водящих.
- «Караси и карпы»
Возраст – 5- 7 лет.
Задача: учить детей свободно передвигаться в воде.
Описание. Преподаватель разделяет играющих на две равные группы. Дети становятся в шеренги спиной друг к другу, после чего приседают. Расстояние между шеренгами 0,5—1 м. Для каждой шеренги заранее намечается направление, в котором надо бежать. Одна шеренга — караси, другая — карпы. Преподаватель в произвольном порядке произносит эти слова. Названная команда (шеренга) тотчас поднимается и бежит в указанном направлении. Дети другой команды поднимаются, поворачиваются и догоняют убегающих, стараясь дотронуться до них рукой. Ребенок, которого коснулись рукой, останавливается. По сигналу преподавателя все останавливаются, возвращаются на прежние места, и игра начинается сначала.
Методические указания. Находясь в шеренге, нельзя оборачиваться назад. Во время перебежки нельзя толкать друг друга. После сигнала об остановке нельзя продолжать бег.
Игру можно проводить и при глубине воды по пояс. В этом случае, стоя в шеренгах, дети не приседают. Одну и ту же команду можно вызывать иногда и два раза подряд. Слова «караси» и «карпы» преподаватель должен произносить медленно, протяжно, растягивая первые слоги слова и быстро произнося последние.
- «Невод»
Возраст – 5-7 лет.
Задача: помочь освоиться с сопротивлением воды.
Описание. Играющие (рыбы) располагаются в ограниченном пространстве. Двое рыбаков, взявшись за руки, по сигналу преподавателя бегут за рыбкой, стараясь окружить ее. Каждая пойманная рыба включается в цепь рыбаков. Так постепенно составляется невод. Игра кончается, когда все рыбы будут переловлены.
Методические указания. Нельзя ловить рыбу разорванным неводом. Нельзя толкаться, топить друг друга, хватать за руки, туловище.
Водящих назначает преподаватель. Пойманный последним объявляется самой быстрой рыбкой.
- «Переправа»
Возраст – 4-7 лет.
Задача: совершенствовать передвижения в воде.
Описание: дети делятся на две команды и встают около бортика друг напротив друга. По сигналу, указанным способом ( в приседе, боком, и т.д.) стараются быстро переправиться через бассейн к противоположному бортику и там построиться в шеренгу. Выигрывает та команда, которая без столкновений первой закончит переправу.
Методические указания. Выполнять задание осторожно.
- «Футбол»
Возраст – 4-7 лет.
Задача: совершенствовать передвижения в воде.
Описание. Дети встают в одну шеренгу, им выдают мячи среднего размера. По команде, ударяя по мячу ногой, дети передвигаются к противоположному бортику, а затем стараются попасть мячом в обруч. Побеждает тот, кто первым «забьет гол».
Методические указания. Нельзя касаться мяча руками.
- «Найди свой домик»
Возраст – 4-7 лет.
Задача: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними.
Описание. 2-3 разных обруча плавают на поверхности воды. Дети делятся на 2-3 группы, каждая становится около своего обруча. По сигналу «рыбки резвятся!» дети начинают бегать в разных направлениях. По сигналу «найди свой домик» они бегут к своим обручам. Побеждает та команда, которая первой собралась около своего «домика».
Методические указания. Следить за тем, чтобы дети не толкались, подальше убегали от «домиков».
- «Медвежонок Умка и рыбки»
Возраст – 4-7 лет.
Задача: приучать детей двигаться по кругу в разных направлениях, взявшись за руки.
Описание. Из числа играющих выбирается медвежонок Умка. Остальные дети — рыбки. Умка делает вид, что спит, а рыбки водят хоровод со словами:
Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде (свободно гуляют по бассейну),
То завьются (круговые движения руками),
Разовьются (круговые движения в обратном направлении),
То заплавают в воде (дети разводят руками в разные стороны).
Умка — белый медвежонок —
Спрятал мордочку свою.
Нас поймать он очень хочет (дети идут по кругу),
Но покажем нос ему!
После этих слов ребята уплывают, кто как может, а Умка догоняет их. Дотронувшись до 3—4 ребят, Умка возвращается на место. Воспитатель или Умка выбирают нового водящего, и игра продолжается.
Методические указания. Выполнять движения нужно в соответствии с текстом, уплывать только с последними словами. Преподаватель играет вместе с детьми, показывает, какие движения надо делать.
- «Карасик и щука»
Возраст – 4-7 лет.
Задача: упражнять в движениях в воде.
Описание. Дети образуют круг, берутся за руки. Выбираются карасик и щука. Они встают в центре круга. Дети произносят:
Карасик, карасик, держись,
Щуке на зуб не попадись!
После этих слов карасик уплывает, а щука его догоняет. Карасик может выплывать за пределы круга, дети его не задерживают. Если щука пытается выскользнуть из круга, дети опускают руки, не пускают ее.
Методические указания. Начинать двигаться только после слов «Не попадись!». Нельзя размыкать руки, хватать щуку.
При выборе карасика и щуки преподаватель следит, чтобы в паре оказались дети, равные по силе и умениям.
- «Бегом за мячом!»
Возраст детей – 4-7 лет
Задача игры: закрепить у детей навык смело входить в воду и передвигаться в ней.
Описание. Играющие встают в одну шеренгу у бортика лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. На расстоянии 4—5 м от них в воде плавают предметы (мячи, круги), количество которых равно числу играющих. По сигналу дети бегут за мячами (кругами) и возвращаются на свои места. Выигрывает тот, кто первым займет свое место в шеренге.
Методические указания. Нельзя забегать за обусловленное место, мешать друг другу, толкаться.
Преподаватель следит за детьми, поощряет ловких, помогает другим, подбадривает их. Может быть предложен вариант игры, когда мячей в воде меньше, чем детей. Дети должны бежать быстрее, чтобы не остаться без мяча.
- «Байдарки»
Возраст – 4 - 7 лет
Задача: приучать преодолевать сопротивление воды, упражнять в выполнении гребковых движений руками.
Описание. Дети встают у одной стороны бассейна, слегка наклонив туловище вперед. Это байдарки. По сигналу дети проходят или пробегают на противоположную сторону бассейна, помогая себе гребковыми движениями, как веслами при плавании на байдарке. Кисть руки должна быть выпрямлена, ладонью дети загребают воду и отталкиваются от нее, продвигаясь вперед.
Методические указания.. Начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя. Нельзя спешить, мешать другим детям выполнять задание.
Преподаватель следит за правильностью действий детей, отмечает, какая байдарка продвигается быстрее, у кого гребок веслом длиннее. При повторении в игру можно внести усложнение: предложить детям проплыть на байдарке спиной вперед. При этом ладони следует развернуть в обратную сторону
- «Как кто плавает»
Возраст – 3-4 года
3адачи: упражнять детей в разных видах передвижения в воде.
Описание. Детям показывают, как передвигаются в воде разные животные: крокодил, рак, краб, лягушка, пингвин, тюлень, дельфин. Затем по сигналу преподавателя дети изображают названных животных.
Крокодил — лечь на воду, опереться руками о дно, ноги вытянуть; перебирая руками по дну, двигаться вперед.
Рак — в том же положении двигаться назад.
Краб — в том же положении двигаться вправо и влево.
Лягушка - из положения присев выпрыгивать из воды и снова приседать.
Пингвин — передвигаться по бассейну, раскачиваясь из стороны в сторону, прижав руки к туловищу.
Дельфин — выпрыгивать из воды как можно выше из положения присев.
Методические указания. Выполнять задания по сигналу педагога, не мешать товарищам. Игру можно проводить при условии, что все дети знают способы передвижения разных животных. Первое время следует давать не более трех заданий. Постепенно количество заданий можно увеличивать.
- «Пузырь»
Возраст – 3-4 года.
Задача: обучение детей погружению и выдоху в воду.
Описание. Взявшись за руки, дети встают в маленький круг и говорят: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образовав большой круг, дети начинают движение по кругу, проговаривая: «Он летел, летел, летел, да за веточку задел. Вот и лопнул». После этих слов нужно остановиться, присесть и выполнить выдох в воду, затем игра начинается снова.
Методические указания. Двигаться можно шагом или бегом. Выдох выполнять полностью в воду.
- «Оса»
Возраст – 3-7 лет.
Задача: приучать погружаться в воду с головой, не бояться воды.
Описание. Играющие образуют круг. Преподаватель находится в центре круга. У него в руках удилище, к которому веревкой привязан бантик из поролона. Преподаватель поочередно или выборочно старается посадить на кого-нибудь осу. Игроки, спасаясь от осы, погружаются в воду с головой.
Методические указания. Тот, на кого села оса, обязательно должен погрузиться в воду, а поднявшись из воды, не разрывать круг, не вытирать лицо руками. Преподаватель, зная особенности детей, сначала опускает осу на более смелых детей, не боящихся погрузиться в воду.
- «Телефон»
Возраст 4-7 лет
Задача: учить детей быстро погружаться в воду и слушать под водой сигналы.
Описание. Дети, стоя около бортика, погружаются в воду. Преподаватель 1-2-3 раза ударяет металлическим предметом по поручню. Вынырнув из воды, дети должны сказать, сколько ударов было.
Методические указания. Можно предложить детям разбиться на пары и по очереди попробовать произнести какой то гласный звук или слово.
- «Найди клад»
Возраст – 3-7 лет.
Задача: учить детей открывать глаза в воде.
Описание. Преподаватель разбрасывает тонущие предметы, предлагает детям достать эти предметы со дна и принести их ему.
Методические указания. Следить за тем, чтобы дети погружались в воду, открывали глаза в ней. Поощрять детей, которые смогли сразу достать несколько предметов.
- «Сомбреро»
Возраст – 3-7 лет.
Задача: учить детей подныривать под предмет.
Описание. Все играющие образуют круг, в центре которого плавает «мексиканская шляпа сомбреро» (надувной круг). Играющие по очереди подходят к «шляпе» и, поднырнув под нее, стараются надеть на голову. Те, кому это удается, считаются победителями.
Методические указания. Можно на воду положить столько кругов, сколько играющих, и провести соревнование «Кто первый наденет «шляпу»».
- «Щука и рыбы»
Возраст – 3-7 лет.
Задача: учить детей смело погружаться в воду с головой.
Описание. После слов преподавателя:
Блещут в речке чистой
Спинкой серебристой
Маленькие рыбки.
Любят все резвиться!
дети начинают перемещаться по дну бассейна в разных направлениях, помогая себе руками. Водящий «щука» сидит в углу бассейна. По сигналу «щука плывет» дети уплывают к бортику и погружаются в воду с головой или до подбородка. «Щука» ловит тех, кто не успел спрятаться в воду около бортика.
Методические указания. После повтора игры сменить роль «щуки». Нельзя толкать друг друга.
- «Поезд идет в туннель!»
Возраст – 3- 7 лет.
Задача: учить детей погружаться в воду.
Описание. Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс друг другу, изображают поезд. Колонна движется шагом. Двое ребят, стоя лицом друг к другу и держась за руки, образуют туннель. Чтобы проехать через него, дети, изображающие поезд, поочередно погружаются с головой в воду. После того как все вагоны проедут, изображавшие туннель пристраиваются к концу колонны, а двое первых ребят из поезда образуют новый туннель. Игра продолжается.
Методические указания. Не толкать друг друга. Встречное движение запрещается — в туннеле одна колея. Может произойти крушение.
Преподаватель должен следить, чтобы изображающие туннель не задерживали ребят под водой.
- «Удочка»
Возраст – 5-7 лет.
Задача : упражнять детей в погружении в воду с головой.
Описание. Дети образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук, поворачиваются лицом к центру. В центре стоит преподаватель. В руках у него веревка, к концу которой привязана надувная игрушка. Длина веревки равна радиусу круга. Преподаватель вращает веревку так, чтобы игрушка двигалась по окружности на высоте 10—30 см над водой. Дети должны избегать прикосновения игрушки, погружаясь под воду, когда она приближается.
Методические указания.. Нельзя прятаться раньше, чем приблизится игрушка. Вначале следует вращать веревку с игрушкой несколько выше голов детей. Когда дети научатся смело погружаться в воду, высоту можно уменьшить.
- «Охотники и утки»
Возраст – 6-7 лет.
Задача: упражнять в погружении в воду с головой.
Описание. Выбираются два охотника. Остальные дети — утки. Охотники становятся по обе стороны бассейна, у каждого из них по мячу. Утки плавают в разных направлениях по бассейну. По сигналу «Охотники!» утки должны нырнуть в воду, чтобы охотники не смогли попасть в них мячами. Если кто-то из детей не успел спрятаться и в него попадают мячом, он должен выйти на время из игры.
Методические указания. Охотники не должны бросать мяч детям в голову. Начинать бросать мяч можно только по сигналу «Охотники!» и не сходя с места.
Охотники меняются после того, как каждый из них попадет мячом в определенное число уток.
- «Салки»
Возраст – 5-7 лет.
Задача: закреплять умение погружаться в воду.
Описание. Выбирается водящий – «салка». Дети передвигаются по бассейну в разных направлениях. По сигналу «салка» старается догнать играющих.
«Салки» с мячом: водящий должен попасть мячом в игрока.
«Салки» с надувным кругом: водящий должен надеть круг на участника игры.
В этих играх дети, чтобы не быть пойманными, погружаются в воду с головой, ныряют и уплываю от водящего.
«Салки» с шайбой: водящий шайбой касается игрока, бросает ее в воду. Осаленный ныряет, достает шайбу со дна и бежит ловить другого участника игры.
Методические указания. Следить за тем, чтобы шайбу не бросали в голову. Пойманные игроки собираются в определенном месте, например около бортика в обруч.
- «Смелые ребята»
Возраст – 3-5 лет.
Задача: научить погружаться с головой в воду с открытыми глазами.
Описание. Дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят:
Мы ребята смелые,
Смелые, умелые,
Если захотим —
Через воду поглядим.
Затем опускают руки и все вместе погружаются в воду с открытыми глазами. Игра повторяется 3—4 раза.
Методические указания. Для контроля выполнения можно предлагать детям рассмотреть какой-либо предмет в воде или проводить игру в построении по парам лицом друг к другу.
- «Жучок-паучок»
Возраст – 3-6 лет.
Задача: упражнять детей в погружении в воду с головой.
Описание. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга встает водящий — жучок-паучок. Играющие произносят такие слова:
Жучок-паучок вышел на охоту,
Жучок-паучок вышел на охоту.
Не зевай, поспевай,
Прячьтесь все под воду.
С последними словами все приседают, погружаясь с головой в воду.
Методические указания. Двигаться ровно. Нельзя тянуть друг друга, разрывать круг.
Преподаватель назначает водящего. Следит, чтобы все дети погружались в воду с головой, подбадривает тех, кто боится это делать.
- «Спрячемся под воду
Возраст – 4-7 лет
Задача: упражнять в погружении в воду с Описание. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. По сигналу «Спрячемся под воду» дети приседают, погружаются в воду с головой, не разнимая рук.
Методические указания. Дети не должны разнимать руки, вытирать лицо после подъема из воды.
При повторении игры можно использовать речитатив: «Раз, два, три, четыре, пять — вот мы спрячемся опять».
Можно предложить детям под водой считать про себя до пяти. Тогда по правилам игры выпрямляться будет разрешено только сосчитав под водой до пяти.
- «Караси и щука»
Возраст – 3-7 лет.
Задача: учить детей смело погружаться в воду, помочь осваивать погружения с головой.
Описание. Дети (караси) перемещаются по дну бассейна в разных направлениях, помогая себе руками. Щука (ее роль первое время исполняет преподаватель) стоит в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети уплывают к бортику и погружаются в воду до подбородка, а кто может и глубже.
Методические указания. Дети не должны убегать к бортику раньше сигнала, нельзя толкать друг друга.
Преподаватель, исполняющий роль щуки, не должен слишком быстро бежать за детьми и ловить их. Надо дать возможность всем спрятаться.
- «Щука»
Возраст – 3-7 лет.
3адача: учить детей смело погружаться в воду, а также осваивать погружение в воду с головой.
Описание. Дети ходят или бегают по дну бассейна в произвольных направлениях, помогая себе руками, изображая рыбок. Щука стоит спиной к бассейну на берегу или в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка. Щука (водящий) внимательно следит за выполнением задания. Рыбку, которая неправильно выполнила задание, щука уводит к себе. Пойманный становится щукой.
Игра повторяется 3—4 раза. За рыбками всякий раз выплывает уже другая щука.
Методические указания. Водящий не должен поворачиваться лицом к бассейну раньше подачи сигнала.
Водящего назначает преподаватель или сам может быть водящим. При повторении игры за рыбками могут выплывать одновременно 2—3 щуки.
- «Хоровод»
Возраст – 4-7 лет.
Задача: учить детей погружаться с головой в воду.
Описание. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они хором произносят:
Мы идем, идем,
Хоровод ведем,
Сосчитаем до пяти.
Ну, попробуй нас найти!
После чего хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и отпускают руки. При счете «пять» все одновременно погружаются с головой, после чего выпрямляются. Игра продолжается, хоровод движется в другую сторону.
Методические указания. Проигравшим считается тот, кто не погрузился с головой в воду.
- «Достань игрушку»
Возраст – 3-5 лет.
Задача: показать, что вода прозрачная, через нее видны игрушки; приучать опускать руки глубоко в воду, не бояться погрузиться в воду с головой.
Описание. Дети стоят у бортика. Преподаватель разбрасывает тонущие игрушки у противоположного бортика. По сигналу «Достань игрушку!» дети идут, смотрят на дно через воду, отыскивают игрушки, достают их со дна и приносят преподавателю. Игра повторяется.
Методические указания. Начинать движение по сигналу, доставать по одной игрушке. Нельзя отнимать их у товарищей, толкать друг друга.
Вначале опускать игрушки на мелком месте, при повторении игры — на более глубоком. Подбадривать детей, помогать робким.
- «Водолазы»
Возраст – 4-7 лет.
Задача: приучать смело, открывать глаза в воде, рассматривать предметы под водой.
Описание. Дети встают у бортика с одной стороны бассейна. Преподаватель разбрасывает по дну бассейна резиновые (тонущие) игрушки, пластмассовые тарелочки. По сигналу водолазы погружаются в воду и стараются собрать как можно больше предметов.
Методические указания. Начинать выполнять задание по сигналу, не толкать товарищей, не отнимать игрушки. Преподаватель отмечает и поощряет детей, успешно справившихся с заданием, помогает несмелым детям, подбадривает их. Можно провести игру с разделением на команды и дать задание, чья команда водолазов больше соберет предметов.
- «Морской бой»
Возраст – 3- 7 лет.
Задача: приучать детей не бояться брызг, действовать согласованно.
Описание. Дети встают лицом друг к другу в две шеренги, расстояние между которыми 1,5—2 м. По сигналу преподавателя дети начинают брызгать водой в «противника», стараясь заставить его отступить. Побеждает более стойкая команда, которая не разбежится и сохранит первоначальный порядок.
Повторить игру 3—4 раза.
Методические указания. Нельзя касаться игроков руками, поворачиваться спиной, убегать.
Разделяя детей на команды, нужно учитывать их рост и подготовленность. Следить за соблюдением правил.
- «У кого больше пузырей?»
Возраст – 3-7 лет
Задача: учить детей правильно выполнять выдох в воду.
Описание. Дети, стоя в кругу или шеренге, погружаются в воду и делают полный выдох через нос и рот. Победителем становится тот, у кого больше пузырей.
Методические указания. Возможны варианты: «споем песенку рыбкам» - на выдохе дети должны произнести звук [у] долго, протяжно; «вода кипит» - разбившись на две команды, дети встают в круг, держатся за лежащие на воде обручи, опускают лицо в воду и выполняют выдох. Выигрывает та команда, у которой больше пузырей.
- «Насос»
Возраст – 5-7 лет.
Задача: научить детей погружаться с головой в воду несколько раз подряд.
Описание. Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. По очереди приседая, они погружаются в воду с головой. Каждый из играющих погружается в воду 4—5 раз. Игра повторяется 3 раза.
Методические указания. Нельзя отпускать руки и вытирать лицо, смахивая воду, после каждого очередного окунания. Играющие пары располагаются боком к преподавателю.
- «Пузырь»
Возраст – 3-5 лет.
Задача: учить детей выполнять полный выдох в воду.
Описание. Взявшись за руки, дети встают в круг и говорят: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой (расходятся)! Оставайся такой, да не лопайся». После слов «пузырь лопнул» дети погружаются в воду.
Методические указания. Следить за тем, чтобы дети выполняли полный длинный выдох.
- «Чья игрушка впереди?»
Возраст – 3-7 лет.
Задача: обучение активному выдоху, развитие ориентировки в воде.
Описание. Дети активно дуют на плавающие игрушки, продвигая их согласно заданию: игрушка должна плыть только прямо, по кругу, зигзагом и т. д.; чья игрушка быстрее достигнет установленной отметки. Определение победителя будет зависеть от предложенного детям варианта продвижения игрушки.
Методические указания. Игрушка может быть любой: бумажный кораблик, пластмассовая утка, мяч и т. д. Если же игра проводится как соревнование, то игрушки должны быть у всех одинаковыми. Игрушка будет продвигаться быстрее, если дуть на нее сильно и правильно — в зависимости от ее формы.
- «Резвый мячик»
Возраст – 4-7 лет
Задача: способствовать овладению продолжительным, постепенным выдохом.
Описание. Играющие становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый имеет мячик или теннисный шарик. Приняв положение упора лежа спереди, дети кладут его на поверхность воды на линии рта. Делая выдох, дуют на мяч, стараясь отогнать его как можно дальше от себя. Затем идут за мячом по дну на руках, делая неоднократный вдох и выдох. По команде преподавателя все остаются на своих местах, перестают дуть на мяч. Выясняется, чей мяч отплыл дальше всех,— это самый «резвый мячик».
Игра продолжается.
Методические указания. Нельзя мешать друг другу, дуть на чужой мяч.
Сперва можно игру проводить без продвижения на руках вперед за мячом. В таком случае всякий раз выполняется только один выдох.
Игра может быть проведена и на глубоком месте (вода по грудь). Тогда играющие продвигаются за мячом, идя по дну.
Преподаватель следит за тем, чтобы дети выполняли постепенный выдох.
- «Качели»
Возраст – 4-7 лет
Задача: способствовать овладению выдохом в воду.
Описание. Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу.
По очереди, приседая, они погружаются в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый играющий делает 3—4 выдоха в воду.
Методические указания. Нельзя отпускать руки, задерживать своего товарища под водой.
Играющие пары располагаются боком к преподавателю.
- «Море волнуется»
Возраст – 3-7 лет.
Задача: учить детей лежать на воде.
Описание. Дети стоят в шеренге вдоль бортика. Произносят слова:
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три
и, опустив руки на воду, делают движения из стороны в сторону. После слов «морская фигура, замри!» играющие ложатся на воду, изображая морских обитателей.
Методические указания. Детям младшего возраста можно подсказывать какие фигуры изображать.
- «Дельфины в цирке»
Возраст - 3-7 лет.
Задача: учить детей безбоязненно ложиться на воду.
Описание. Дети выстраиваются в колонну по одному. Преподаватель одной рукой держит обруч перед первым участником игры. Дети по одному ныряют через обруч и ложатся на воду.
Методические указания. Детям, которые боятся выполнить упражнение, предложить поддержку. Малыши после проныривания могут опустить руки на дно.
- «Затейники»
Возраст – 3- 7 лет.
Задача: учить детей лежать на воде, погружаясь в воду с головой выполнять выдохи.
Описание. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Начинают идти по кругу со словами:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте.
Дружно вместе
Делаем вот так.
Преподаватель показывает или называет то упражнение, которое дети должны выполнить.
Методические указания. Упражнения следует давать в зависимости от подготовленности занимающихся.
- «Буксир»
Возраст – 5- 7 лет.
Задача: закреплять навык лежания на воде.
Описание. дети разбиваются на пары. Один принимает положение «стрелы», другой буксирует его, взяв за руки. Выигрывает та пара, которая первой придет к финишу. Затем партнеры меняются местами.
Методические рекомендации. Это упражнение можно выполнять в положениях на груди и на спине, с обручем или гимнастической палкой.
- «Кто дальше проскользит?»
Возраст – 5- 7 лет.
Задача: закреплять навык скольжения на груди, спине.
Описание. Дети, взяв в руки маленькую игрушку, по одному выполняют скольжения указанным способом. Там, где ребенок остановился, кладет его игрушку. Дети сами оценивают качество выполнения данного упражнения. В следующий раз пытаются улучшить свой результат.
Методические указания. Следить за правильным исходным положением ( руки впереди, руки вдоль туловища, одна рука впереди, другая вдоль туловища, руки на поясе), силой толчка.
- «Салки»
Возраст – 5-7 лет.
Задача: закреплять навык лежания на воде и скольжения.
Описание. Выбирается водящий – «салка». Дети передвигаются по бассейну в разных направлениях. По сигналу «салка» старается догнать играющих и дотронуться до него. Если водящий дотронется до играющего раньше, чем он принял это положение, тот считается пойманным.
«Салки с поплавком»- дети принимают положение «поплавок».
«Салки со звездочкой»- дети выполняют упражнение «звезда» на груди или спине.
«Салки со стрелой»- дети должны скользить на груди или спине, как при выполнении упражнения «стрела».
Методические указания. Следить, чтобы дети не держались за поручень, не опускали руки на дно.
- «Поезд в туннель»
Возраст – 5-7 лет
Задача: совершенствовать умение скользить на груди.
Описание. Играющие выстраиваются в колонну по одному, положив друг другу руки на плечи, изображают поезд. Колонна движется шагом. Преподаватель держит обруч — туннель. Чтобы проехать через туннель, ребята, изображающие поезд, поочередно выходят вперед колонны и выполняют скольжение на груди. Затем возвращаются в конец колонны. Игра продолжается.
Методические указания. Не толкать друг друга, не торопить.
- «Пятнашки с поплавком»
Возраст – 5-7 лет
Задача: закреплять умения погружаться в воду, держаться на воде, скользить.
Описание. Выбирается водящий «пятнашка». Дети передвигаются по бассейну в разных направлениях. По сигналу «пятнашка» старается догнать и дотронуться до кого-нибудь из играющих. Спасаясь от него, дети должны принять положение «поплавок». Если водящий дотронется до играющего раньше, чем он принял положение «поплавок», тот считается пойманным.
Методические указания. Нельзя толкать детей, принявших положение «поплавок».
Можно предложить детям вариант игры «Пятнашки со стрелой», в котором они вместо положения «поплавок» выполняют скольжение «стрела».
- «Караси и карпы»
Возраст – 5-7 лет
Задача: упражнять детей в скольжении и плавании кролем на груди и на спине.
Описание. Преподаватель делит детей на две равные группы (караси и карпы). Команды выстраиваются в шеренги у противоположных сторон бассейна лицом к центру. По сигналу дети начинают двигаться навстречу друг другу. Когда расстояние между шеренгами станет примерно 2—3 м, преподаватель громко дает одну из команд «Караси!» или «Карпы!». Игроки названной команды должны быстро уплывать на свое место, а игроки другой команды ловят их.
Методические указания. Дети, ловящие уплывающих, не должны толкать, топить их. Необходимо внимательно слушать сигналы педагога.
Детям можно дать задание плыть кролем на груди или на спине. Обязательно следить за поведением детей и выполнением ими правил игры.
- «Нырни в обруч»
Возраст – 5-7 лет
Задача: учить погружаться в воду с открыванием глаз и скольжением.
Описание. В воду вертикально опускают обруч с грузами. Дети встают в колонну по одному, идут вдоль бортика к обручу. Дойдя до него, дети по очереди погружаются в воду, выполняют скольжение на груди. Когда все пройдут сквозь обруч, игра повторяется.
Методические указания. Идти друг за другом. Нельзя наталкиваться, хватать, топить друг друга.
Преподаватель следит за правильностью выполнения задания, подбадривает робких детей.
- «Пловцы»
Возраст – 5-7 лет
Задача: упражнять детей в разных способах плавания.
Описание. Дети выстраиваются у бортика бассейна. По сигналу (например, «Кроль на груди!») дети быстро плывут на противоположную сторону бассейна. В обратную сторону возвращаются, плывя другим способом (брасс или кроль на спине).
Методические указания. Выполнять задание нужно по сигналу, не наталкиваться на товарищей, доплывать до бортика.
Перед проведением игры целесообразно напомнить о разных способах плавания и даже попросить 1—2 детей показать их, чтобы все во время игры правильно их выполняли. Игру можно провести и в виде эстафеты. Тогда дети делятся на 2—3 команды. Преподаватель дает задание проплыть в одну сторону кролем на груди, а обратно - брассом, или наоборот. Отмечает, чья команда быстрее выполнит задание.
- «Фонтан»
Возраст – 5- 7 лет
Задача: упражнять детей в правильном положении тела (всплывание), работая ногами кроль на груди (спине).
Описание. Держась руками за поручень, работать ногами кролем. По сигналу все одновременно начинают движения ног кролем, поднимают фонтан брызг. Игра повторяется несколько раз.
Методические указания. Нельзя отворачиваться от брызг, пятиться назад, вставать.
Вариант: опускать голову в воду для выдоха. Следить за правильным движением ног, тело должно ложиться на воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Картотека игр с водой"
Игровая деятельность дошкольника...
Картотека «Игры с водой дома» (к проекту)
Материал для родителей по играм с водой дома...
Картотека игр с водой
Игры с водой...
Картотека игр с водой
Игры дошкольников с водой...
картотека игр с водой
подборка игр для развития детей...
картотека игр с водой
подборка игр для общего развития ребенка...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КАРТОТЕКИ ИГР С ВОДОЙ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКАРТОТЕКИ ИГР С ВОДОЙ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Раннее развитие – это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, ...