Музыкально-дидактические игры для детей ОВЗ.
методическая разработка (младшая группа)
Музыкально-дидактические игры для детей с ОВЗ.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темпе, динамике), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры, которые, воздействуют на умственно отсталого ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Музыкально-дидактических игры используют с целью формирования у детей представлений о:
- Характере музыки (веселая, грустная);
- Музыкальных жанрах (песня, танец, марш);
- Содержании музыки и музыкальных образах;
- Средствах музыкальной выразительности.
Систематическое применение музыкально-дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке и способствует быстрому овладению музыкальным репертуаром.
Музыкально-дидактические игры должны быть простыми, доступными, интересными, привлекательными. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь ощущение сплоченности, ответственности.
Дидактические игры на музыкальных занятиях начинают проводить с первого года обучения. Эти игры в основном связаны с применением наглядности: музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, технические средства обучения.
Игры для детей с ОВЗ 1-го и 2-го годов обучения.
«Чудесный мешочек».
Цель. Формирование умения слушать мелодии и детские песни в исполнении взрослого, узнавать знакомые песни; формирование умения понимать о чем поется в песне; развитие слухового восприятия, слухового внимания.
Игровой материал. Мешочек, игрушки: мишка, птичка, котик, петушок.
Ход игры. Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок», муз. М. Красева, «Серенькая кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой, «Воробей», муз. А. Руббаха, «Медведь», муз. В. Ребикова и другие. Дети узнают музыку, называют. Затем ребенок достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
« Птица и птенцы».
Цель. Формирование умения различать звуки по высоте; развитие слухового восприятия, слухового внимания.
Ход игры. Детям показывают картинку. Музыкальный руководитель поёт вместе с детьми высоким голосом за птенцов, а воспитатель - за птицу-маму.
Дети отгадывают, кто поет звуки и показывают на картинках.
2 вариант: На высоком звучании металлофона часть детей «летает» по залу, изображая птенчиков. На низком звучании «летает» вторая группа детей, изображающая больших птиц.
«Подумай и угадай».
Цель. Формирование умения слушать мелодии и детские песни в исполнении взрослого, узнавать знакомые песни; формирование умения различать звуки по высоте; развитие слухового восприятия, слухового внимания.
Игровой материал. Картинки с изображением медведя, зайчика, белочки.
Ход игры. Детям раздают по одной картинке. На пианино звучат мелодии: «Белочка», муз. М. Красева, «Медведь», В. Ребикова, «Ну-ка, зайчик, попляши» муз. А.Филипенко. Дети узнают мелодию и показывают нужную картинку.
«Медвежата».
Цель. Формирование элементарных представлений детей о музыкальных жанрах (колыбельная, танец); развитие умения различать звуки по высоте; развитие слухового восприятия, слухового внимания.
И гровой материал. Большой и маленький колокольчики, картинка с изображением медведицы и медвежат (игрушки: медведица и медвежата).
Наш оркестр.
Цель. Формирование у детей интереса к извлечению звуков на детских музыкальных инструментах; формирование умения согласовывать начало и окончание игры на них с началом и окончанием музыки; развитие слухового восприятия.
Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (погремушки, свирель, колокольчики, бубенчики, треугольники, зайчик).
Ход игры. В гости к детям пришел зайчик и принес музыкальные игрушки и инструменты. Музыкальный руководитель показывает их и раздает детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится раньше, на музыкальном занятии).
Дети играют на этих инструментах произвольно, каждый по-своему.
« Курочка и цыплята».
Цель. Продолжать работу по формированию у детей умения различать звуки по высоте; развитие слухового восприятия, слухового внимания.
Игровой материал. Кукла, металлофон, картинки с изображением курочек и цыплят.
Ход игры. Музыкальный руководитель берет куклу, которая зовет своих курочек (играет на металлофоне ре второй октавы). Дети с карточками, на которых изображены цыплята, подбегают к кукле, которая кормит птиц. Музыкальный руководитель просит детей спеть тоненьким голоском, как цыплята: «пи-пи-пи». Затем кукла зовет детей, которые получили карточки с изображением кур. Музыкальный руководитель играет на металлофоне ре первой октавы. Эти дети подбегают к кукле и поют с музыкальным руководителем «ко-ко-ко».
« К нам гости пришли».
Цель. Формирование у детей интереса к извлечению звуков из детских музыкальных инструментов; развитие чувства ритма.
Игровой материал. Игрушки-бибабо (медведь, зайчик, лошадка, мышонок и др.), Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры. Музыкальный руководитель за ширмой показывает мишку, воспитатель играет на бубне, мишка танцует. Дети хлопают в ладоши, затем им предлагают по очереди поиграть на бубне. Аналогично обыгрываются другие игрушки. Зайчик прыгает под звуки металлофона, лошадка скачет под удары музыкального молоточка, мышонок танцует под звон колокольчика.
«Прогулка».
Ц ель. Формирование приемов звукоизвлечения из детских шумовых инструментов; формирование у детей интереса к игре на детских музыкальных инструментах; развитие чувства ритма.
Игровой материал. Музыкальные молоточки.
Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям пойти на прогулку с музыкальными молоточками:
-Спускаемся по лестнице (музыкальный руководитель медленно стучит молоточком по ладони, дети повторяют такой же ритмический рисунок);
-Светит солнышко, все обрадовались и побежали (быстро стучит, передавая бег, дети повторяют);
-Таня взяла мячик и начала медленно бить его о землю (музыкальный руководитель снова медленно стучит молоточком, дети повторяют);
-Неожиданно на небе появилась тучка, спрятала солнышко, пошел дождь. Сначала это были редкие маленькие капли, а потом дождик стал идти сильнее и начался настоящий ливень (музыкальный руководитель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком, дети повторяют).
-Испугались дети и побежали в детский сад (быстро и ритмично стучит молоточком).
«Нам игрушки принесли».
Цель. Формирование у детей интереса к извлечению звуков на детских музыкальных инструментах; развитие слухового восприятия и умение узнавать музыкальные инструменты по их звучанию.
Игровой материал. Свирель, колокольчик, погремушка, кошечка (мягкая игрушка), коробка.
Ход игры. Музыкальный руководитель берет коробку, достает кошку и поет песню «Котик». Детям предлагают отгадать музыкальный инструмент, который играет. За правильный ответ кошечка достает его из коробки
. Игры для детей с ОВЗ 3-го и 4-го годов обучения.
«Колпачки».
Ц ель. Формирование умения различать музыкальные инструменты на вид и по
звучанию; развитие тембрового слуха.
Игровой материал. Три ярких бумажных колпака, детские музыкальные инструменты: свирель, металлофон, бубен и др.
Ход игры. Детям показывают знакомые музыкальные инструменты, играют на них, затем их прячут на столе под колпачками. Детям предлагают отвернуться и отгадать, какой инструмент играет. Если ребенок угадал, колпачок снимается.
«Найди игрушку» .
Цель Формирование и закрепление представлений о средствах музыкальной выразительности; закрепление умения детей соотносить с игрушкой образ, изображенный музыкой, называть музыкальное произведение.
Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, котик, петушок и другие.
Ход игры. Игрушки лежат на столе. Дети сидят полукругом. Музыкальный руководитель предлагает послушать мелодию и показать соответствующую игрушку. Дети по очереди выходят и берут игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не остается ни одной игрушки.
«Буратино».
Цель. Развитие слухового внимания, памяти, умения узнавать знакомые песни.
Игровой материал. Буратино, коробка с иллюстрациями к знакомым песням.
Ход игры. В гости к детям пришел Буратино и принес с собой песни, которые дети должны узнать. Музыкальный руководитель проигрывает песню, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки получают соответствующую картинку.
«Лесенка».
Цель. Формирование умения различать поступенное движение мелодии из пяти звуков вверх, вниз, на одном звуке.
И гровой материал. Лесенка из пяти ступеней, игрушки (матрешка, мишка, зайка), металлофон.
Ход игры. Один ребенок исполняет на инструменте мелодию. Второй ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и в соответствии с движением мелодии переставляет игрушку по ступенькам вверх, вниз, или постукивает на одной ступеньке.
«Упражнение с бубенцами».
Цель. Развитие умения вслушиваться в музыку, различать силу звучания (тихо - громко), передавать это в игре.
Игровой материал. Бубенчики.
Ход игры. Дети стоят в кругу лицом к центру, держа в правой руке бубенчики. Музыкальный руководитель предлагает детям внимательно слушать музыку и играть в соответствии с силой ее звучания (тихо или громко).
« Игра с нитками».
Цель. Формирование умения различать и обозначать короткие и длинные звуки, развитие слухового восприятия.
Игровой материал. Клубок ярких толстых ниток, ножницы.
Ход игры. Музыкальный руководитель тянет нить и поет: «А-а-а». Когда звук заканчивается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Отрезанные нити имеют разную длину. Педагог, проводя пальцами по нитям, поет длинные или короткие звуки.
« Игра с пуговицами».
Цель. Закреплять понятие о долгих и коротких звуках.
Приближать детей к восприятию понятия «нота».
Игровой материал. Пуговицы различной величины (большие и маленькие), которые движутся вверх — вниз.
Ход игры. Большие пуговицы пропеваются длинными звуками, маленькие короткими. Затем с помощью пуговиц выкладываются ритмические рисунки, которые прохлопываются в ладоши.
«Кого встретил Колобок».
Цель. Развитие умения воспринимать и различать по тембру небольшие пьесы («Кого встретил Колобок?», муз. Г.Левкодимова).
Игровой материал. Линейка с изображением сказочных героев.
Ход игры. Музыкальный руководитель напоминает детям сказку «Колобок». Затем проигрывает четыре пьесы, которые звучат в разных регистрах: «Заяц» - в высоком, «Лиса» - в среднем, «Волк» - в низком, «Медведь» - в очень низком. Дети узнают, какой герой сказки изображен в музыке и отмечают это на линейке.
«Музыкальные загадки».
Цель. Формирование умения различать музыкальные инструменты по звучанию и играть на них.
Игровой материал. Металлофон, треугольник, колокольчики, бубен, барабан.
Ход игры. Дети сидят перед ширмой, за которой находятся музыкальные инструменты и игрушки. Один ребенок за ширмой проигрывает мелодию или ритмический рисунок на любом инструменте. Другие дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
«Волшебные часы».
Цель. Формировать умение слушать, узнавать и петь знакомые любимые песни.
Игровой материал. На циферблате размещены иллюстрации к знакомым музыкальным произведениям, в центре стрелка, которая вращается.
Ход игры. На фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Ребенок стрелкой показывает соответствующую иллюстрацию.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты" для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку" для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...
Мастер-класс «Использование музыкально -дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах»
Ценность этих игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребёнка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельност...
Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.
Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...
"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...
Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.
Как ходят звери? https://yadi.sk/i/gzP3E8nRNieDeA...
Музыкально-дидактические видео-игры для детей старшей и подготовительной группы.
Угадай музыкальный инструмент http://yadi.sk/i/JlkI68bcAmGTnwМузыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ...