Методический семинар "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни"
методическая разработка

Амерханова Олеся Раилевна

Современное состояние общества, высочайшие темпы его изменений предъявляют все более высокие требования к человеку и к его здоровью. Однако из года в год в России растет число детей с проблемами психологического и физиологического здоровья, связанное с неправильным образом жизни, включающий в себя социальное воздействие на растущий организм ребенка. Отсюда следует вопрос: «Что же такое ценности здоровья, индивидуальное здоровье и здоровый образ жизни?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_priobshchenie_doshkolnikov_k_zozh.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 1» г. Оренбурга

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Приобщение дошкольников

к здоровому образу жизни»

Подготовила: Амерханова Олеся Раилевна,

воспитатель I квалификационной категории

                                             

                                                       

Оренбург, 2022

Современное состояние общества, высочайшие темпы его изменений предъявляют все более высокие требования к человеку и к его здоровью. Однако из года в год в России растет число детей с проблемами психологического и физиологического здоровья, связанное с неправильным образом жизни, включающий в себя социальное воздействие на растущий организм ребенка. Отсюда следует вопрос: «Что же такое ценности здоровья, индивидуальное здоровье и здоровый образ жизни?»

Ценности здоровья – уникальные свойства организма человека, имеющие значение, как для каждого отдельного человека, так и для этнических групп и этносов.

Индивидуальное здоровье – динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, который, с одной стороны, соответствует наследственно обусловленным особенностям организма человека, условиям его существования и, с другой стороны, ориентирован на сохранение, укрепление, восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.

Для формирования у ребенка здорового образа жизни приоритетным является педагогическое направление, рассматриваемое нами в рамках народной педагогики, которая ориентирована на воспитание личности, на создание условий для развития познавательной, эмоциональной, духовной, ценностной, деятельностной сферы каждого.

Понятие «народная педагогика» введено в педагогику с давних времен, с момента появления потребности в воспитании подрастающего поколения к труду и к жизни, где воспитательный процесс осуществляется в повседневной жизни путем непосредственного участия детей в трудовой деятельности взрослых, сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах.

Через трудовую деятельность взрослых, сопровождающуюся различными обрядами, празднествами и культовыми актами у нас сформировались традиции здорового образа жизни, которые стали достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Под здоровым образом жизни принято подразумевать, регулярные физические упражнения, правильное питание, избегающее генно-модифицированных продуктов и продуктов, исключающих консерванты и химические добавки, отказ от курения, алкоголя и употребления наркотиков, соблюдение режима труда и отдыха. При правильном подходе здоровый образ жизни обеспечивает человеку психологическое здоровье: повышает его стрессоустойчивость, уравновешивает его эмоциональную сферу, помогает усвоить правила поведения в социуме.

Традиционные методы народной педагогики, имеющие гуманистическую и лично-ориентированную направленность, широко используются в художественном воспитании детей: понимание, наставление, личный пример, разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, показ упражнения, намёк, укор, осуждение и т. д.

Заинтересовать ребенка предстоящей деятельностью можно через «восприятие красоты», удивление, игру, сказку, загадку, проблему, приглашение к сотрудничеству. Привлечь внимание к продуктивной деятельности не сложно через знакомство с новым материалом, орудиями и инструментами, которыми предстоит действовать, приёмами технологии. Результат творческой деятельности непременно принимался как достойный для применения в общих целях. Разъяснения и убеждения применяются с целью формирования у детей положительного отношения к труду, к природе, к художественной культуре, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение всегда имел показ способов выполнения различных видов ремесленного, бытового труда (обращение с орудиями и инструментами, обработка материалов, технологий культурного опыта: ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа вступали в силу упражнения, которые сопровождались советами, напоминаниями. Цепочка выверенной народом тактики приводила к практическому результату – ребенок осваивал тот или иной вид деятельности, и со временем становился мастером своего дела. В современном образовании эти методы применяются в разных формах организации детской деятельности: в творческих мастерских и гостиных, мастер-классов, в разных формах сотворчества с народным мастером, художником, родителями и сверстниками, на выставках и праздниках.

На протяжении веков в народной культуре здоровье считалось одной из главных ценностей. Здоровый человек имел гораздо большую продолжительность жизни и мог быть полезен своей семье и в старости. В трудоспособном возрасте здоровье дает больше возможностей обеспечить своей семье высокий уровень жизни. Кроме того, здоровый человек имел больше шансов произвести на свет здоровое поколение.

В формировании здорового образа жизни средствами народной педагогики можно выделить два приоритетных направления: здоровье физиологическое и психологическое. Данные направления сохраняются в семейно-бытовых и календарных обрядах, которые в наше время перешли в ранг обычаев и ритуалов. Среди подобных ритуалов можно выделить:

  • игры (городки, горелки, салки), пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие;
  • обряды (купание в крещенской проруби, кулачные бои и др.), несущие в себе огромный потенциал для физического закаливания организма и выхода негативных эмоций;
  • детские потешки (водичка-водичка, умой мое личико…, с гуся вода, с Вани вся худоба…, Сорока-Ворона, кашу варила… и др.), являющиеся своеобразным методом телесной терапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики, следовательно, и речи ребенка, а также, помогающие закреплению полезных привычек;
  • колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы нейролингвистического программирования, психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности;
  • организация питания, дающая человеку ответы на вопросы – Что есть? Как есть? Когда есть? (обрядовая еда, которую употребляли в праздники – куличи, крашеные яйца, кутья; особый ритуал приготовления и приема пищи).
  • различные обереги (кукла-кормилка, кукла-сонница и др.), несущие в себе часть тепла материнских рук как важного фактора формирования психологического здоровья ребенка;

Сочетание опыта предков и современных здоровьесберегающих технологий позволяет создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников. Благодаря совместным занятиям воспитателей, детей и родителей создается возможность выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания образа жизни ребенка

В настоящее время мы можем создать проект детско-взрослого родительского клуба «Традиции и здоровье». Основными целями проекта будут является воспитание нравственно-патриотических чувств как фундамента психологического здоровья дошкольника, формирование устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности, укрепление семьи как социальной ценности, социализация ребенка.

Основные формы работы: интегрированные занятия по ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению с художественным словом, с театрализованной деятельностью, занятия по продуктивным видам деятельности, совместные занятия с родителями, музейная педагогика.

Результатом реализации проекта должно стать формирование психологического здоровья дошкольника, нивелирование факторов, негативно влияющих на данный процесс, осознание ребенком основных нравственных ценностей (доброта, уважение к истории своего народа, толерантность к другим народам и др.), осознание дошкольником категории здоровья как вечной ценности, формирование устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Осознание ребенком вечных непреходящих ценностей (здоровье, добро, уважение к старшим, толерантное отношение к другим народам) становится стержнем развития психологически здоровой личности.

Практика показывает, что одним из главных путей приобщения детей к здоровому образу жизни является использование нетрадиционных форм и средств работы с родителями.

Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт.

Коллективные:

Среди них - функционирование консультативных пунктов по проблеме валеологического воспитания,

  • конференции родителей по обмену опытом по организации рационального досуга детей, двигательного режима, оптимального питания,
  • семинаров-практикумов по возрождению национальных традиций валеологического содержания в семьях.

Заседания дискуссионных клубов предусматривают различную тематику и формы работы, среди которых:

  • лекция-консультация "Народная педагогика о здоровом образе жизни",
  • дискуссия "Роль родителей в формировании и укреплении здоровья детей",
  • вечер вопросов и ответов "Методика валеологического воспитания: принципы и подходы",
  • родительский фестиваль "Здоровая семья - здоровая страна",
  • круглый стол "Давайте разберемся вместе, что мешает нашим детям быть здоровыми",
  • семейный портрет "Здоровый образ жизни в нашей семье"

Уместным является проведение такой формы работы, как "Дерево рода", где встречаются поколения, обсуждаются подходы к укреплению здоровья детей, обращение к народной педагогике.

Эффективна такая форма работы, как встреча в семейном кругу, где осуществляется индивидуальная помощь семьям через консультации валеологического направления, показ, встреча с врачами, психологом.

Наглядно-информационные:

Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей используются: буклеты; газеты; (они могут быть как групповые, и изданы творческой группой педагогов детского сада).

В системе желательно использовать педагогические задачи и задания для родителей, имеющих валеологическое содержание. Эти задачи могут быть логичными, главная цель которых заключается в стимулировании активности родителей, к самостоятельному приобретению педагогических валеологических знаний, умений, осмыслении важных положений педагогической валеологии, воспитание детей в семье. Логические задачи помогают анализировать, сопоставлять с практической деятельностью воспитания детей в семье и в дошкольном учреждении, делать выводы, замечать перспективы и пути улучшения валеологического воспитания. 

Практические задания помогают родителям формировать и развивать педагогические умения и навыки, применять их в конкретных ситуациях воспитания детей в семье. Это могут быть исследования конкретных условий воспитания детей, изучение причин недостатков в воспитании и разработка на этой основе меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в семье и дошкольном учебном заведении.

Учебные задачи широко используются педагогами в системе родительского всеобщего обучения. Выполняя такие задачи, родители индивидуально или коллективно анализируют литературу по вопросам формирования здорового образа жизни детей, обсуждают педагогические ситуации, предлагают пути и способы улучшения валеологического воспитания детей.

Индивидуальные:

Приобщение родителей к жизни детского сада: 

  • дни открытых дверей,
  • совместное проведение праздников и развлечений,
  • показ открытых занятий или режимных моментов,
  • участие родителей в продуктивных видах деятельности на занятиях совместно с детьми (присутствуют родители, которые могут прийти в виду свободного времени).
  • использование видеозаписи - имеется в виду распространение видеоматериалов педагогической копилки воспитателей среди родителей (занятия, режимные моменты, праздники). Воспитатели отдают видеоматериал и те в свободное и удобное для этого время в домашних условиях просматривают материал.
  • привлечение родителей к участию в педсоветах и семинарах ДОУ. 

Родители имеют полное право участвовать в жизни детского сада, вносить свои предложения, планировать совместную работу.

  • Совместная деятельность педагог -> родитель -> ребёнок.
  • Совместная деятельность ребёнка и родителя на занятии;
  • Совместное оформление альбомов, игр, пособи
  • (Дневничок-Здоровячок, Визитная карточка группы).
  • Совместное выполнение рекомендаций педагога по развитию каких - либо индивидуальных качеств ребёнка.

Систематизировав и объединив формы работы педагогического коллектива дошкольного учебного заведения и семьи, можно убедиться, что нет такой части педагогического процесса, в которую нельзя было бы включить содержание о сохранение и укреплении здоровья детей.

Для правильной организации работы с детьми по данному направлению, я изучила методическую литературу: «Твоё здоровье. Укрепление организма» Зайцев Г.К., Зайцев А.Т., «Здоровый ребёнок в социуме» Чумах И.К., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю., «Здоровый дошкольник. Социально – оздоровительная технология XXI века» Антонов Ю.А., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф., «Физкультурное воспитание дошкольников» Шебеко Г.С., Ермак И.Н., Шишкина В.А., «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации» Литвинова Л.Ф., «Русские народные подвижные игры» Тимошкина Н.А., «Методика использования русских народных игр в ДОУ (старший дошкольный возраст)» Федотова Г.П.

Особое внимание мы уделили следующим компонентам: занятиям физической культуры и прогулке, рациональному питанию, соблюдению личной гигиены, закаливанию и оздоровлению, созданию условий для спокойного сна, дружелюбного отношения друг к другу, бережному отношению к окружающей среде и природе, медицинскому воспитанию, формированию понятия «не навреди себе сам».

Организованная образовательная деятельность дошкольников проводится через такие занятие, как: «Пирамида Здоровья» - цель: знакомство с составляющими «Здоровья» – закаливание, питание, гигиена, спорт. «Физкульт УРА! - заниматься есть права» - цель: формирование правовой защиты, в том числе через занятия спортом.

По нашему мнению, здоровье и благополучное пребывание ребёнка в группе во многом зависит то правильно организованного режима дня, проведения режимных моментов. В своей работе мы используем народные потешки, которые способствуют спокойному пробуждению, выполнению гигиенических процедур. «Водичка, водичка, умой моё личико», «Расти, коса, до пояса». Спокойная, размеренная речь, обогащают чувства, формируют отношение к окружающему миру. Наиболее значимы в этом народные пословицы и поговорки. Их использование применимо во всех видах деятельности. Они доступно сообщают детям необходимые знания о здоровом образе жизни, продуктах питания, гигиене тела и жилища. «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Лук – от семи недуг».

Произведения устного народного творчества используются и при проведении пальчиковых упражнений, бодрящей гимнастики в кровати после дневного сна, физминутках в ходе проведения занятий.

Во время проведения утренней гимнастики используется музыкальное сопровождение. Музыка способствует эмоциональной отзывчивости, пластичности, грациозности выполняемых упражнений, позволяет менять темп, ритм движений, повышает двигательную активность. В летний период утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе. Мы привлекаем детей к показу упражнений, это повышает их самооценку, дисциплинирует. Деловое сотрудничество «На зарядку, становись», «Выше ноги, шире шаг».

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет прогулка. Пребывание детей на свежем воздухе благотворно влияет на здоровье детей, их психо – эмоциональное состояние. Мы стараемся проводить прогулки максимально насыщено. Используются совместные подвижные, народные, спортивные, игры соревновательного характера. «Лиса в курятнике», «Красные ворота», «Мяч через сетку», «Чья команда впереди». Проводятся индивидуальные упражнения на закрепление физических упражнений с использованием спортивного и игрового оборудования. «Через скакалку», «Попади в цель».

Во время прогулок проводятся физкультурные, спортивные развлечения: «Мы растём сильными и смелыми», «К гармонии через движения», «В стране «Спортландия». Регулярно, в каждое время года, организуются «Праздник Здоровья». Совместные игры с детьми старших групп: «Вместе – дружная семья», «Весёлые ребята». Такие мероприятия учат детей активному отдыху, формируют культуру общения, развивают физически.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников через использование культурно – исторических традиций России наиболее полно раскрывается в процессе досуговой деятельности. Праздник – это всегда радость, а вместе с тем и деятельность, направленная на «душевную разрядку», реализацию творческого потенциала детей. Мы приобщаем детей к праздничной культуре государственных праздников: «Богатырские состязания», «Гордимся славою Защитников». Происходит знакомство с православными праздниками: «Рождество», «Святая Пасха». Дети вовлекаются в процесс подготовки, изготовления атрибутов. Такая работа создаёт предвкушение праздника, подпитывает эмоционально, способствует сплочению детского коллектива, улучшения микроклимата в группе. Планируя досуговую деятельность, учитывается направление работы, включаются игровые упражнения, способствующие физическому развитию, формированию осознанного отношения к своему здоровью. Досуг «Банные посиделки» - цель: развитие ценностного отношения к народной культуре, осознание необходимости и значимости здорового образа жизни. Досуг «Капустные посиделки» - цель: приобщать детей к ценностям здорового образа жизни путём сохранения народных традиций.

Проводимая работа по приобщению здорового образа жизни у детей средствами народной педагогики даст положительные результаты. У детей сформированы первичные представления о здоровом образе жизни. Улучшился уровень развития физических качеств, выполнения упражнений, отмечен устойчивый интерес к двигательной активности. Отмечено снижение заболеваемости простудными заболеваниями. Сформировались культурно – гигиенические навыки. Главная задача – заложить ценности здорового образа жизни, воспитание здорового, гармонически развитого ребёнка, способного легко адаптироваться в обществе выполнена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни «В здоровом теле здоровый дух!»

                 «В здоровом теле здоровый дух!» Актуальность.   В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоро...

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни на основе реализации проекта «наше здоровье в наших руках.

Здоровый образ жизни – это результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Здоровый образ жизни является предп...

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

Педагогический проект инклюзивного образования дошкольников основам здорового образа жизни "Азбука Здоровья" 5-7 лет

Необходимы новые подходы в ДОУ к оздоровлению детей с ОВЗ и детей инвалидов. Подходы должны  базироваться на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и испо...

Методическая разработка по теме здорового образа жизни у дошкольников подготовительной группы

Данная разработка появилась после сбора ЗОЖ-комода, на который меня сподвигли дети.Мне кажется, что это будет интересно педагогам, разрабатывающим тему здорового образа жизни...

Азбука здоровья Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию начальных представлений младших дошкольников о здоровом образе жизни

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, ...