Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы раннего возраста.
статья (младшая группа)
В настоящее время одной из главных задач дошкольного учреждения является сохранение и приумножение здоровья своих воспитанников. Весь распорядок дня в детском саду должен быть направлен на сохранение здоровья детей. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы раннего возраста.
В настоящее время одной из главных задач дошкольного учреждения является сохранение и приумножение здоровья своих воспитанников. Весь распорядок дня в детском саду должен быть направлен на сохранение здоровья детей. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В современных дошкольных учреждениях особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ранний возраст - период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребёнка, формирования разнообразных умений и поведения. Умственное и нравственное развитие ребёнка в первые три года больше, чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей.
Укрепление здоровье детей должно осуществляется совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит ДОУ, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Следовательно, укрепление здоровья детей в ДОУ - первостепенная задача педагога.
В группе раннего возраста создан оздоровительный режим дня, способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учетом времени года, а также состояние их здоровья.
Одним из главных условий успешной работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в группе, обеспечение его управляемости. Управление целесообразно строить на основе алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповое и образовательного социума, которые позволяют своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка.
В своей работе мы используем здоровьесбеоегающие технологии по следующим направлениям:
утренняя гимнастика;
-пальчиковая гимнастика;
-гимнастика для глаз;
-дыхательная гимнастика;
-прогулки с включением подвижных игр;
-оздоровительную гимнастику после дневного сна;
-ходьбу по массажным коврикам (босо хождение);
-закаливание;
-физкультминутки во время НОД;
-эмоциональные разрядки, релаксации;
-оздоровительные досуги или развлечения.
Каждое утро мы с ребятами начинаем с утренней гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, лёгкий общий самомассаж, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней зарядки — это создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомления у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Во время прогулок используются различные подвижные игры. После прогулок мы с ребятами проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.
По окончании дневного сна, дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений, ходят по массажной дорожке для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж нижней части стопы.
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению. Для поддержания микроклимата в нашей группе проводится проветривание групповой комнаты согласно графику, сквозное проветривание помещений проводится в отсутствие детей.
Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов.
Для эффективности работы имеющийся в группе методический материал постоянно пополняется, в нем собраны пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.
Для более эффективного результата по здоровьесбережению мы оформляем и пополняем информацию в родительских уголках, в папках-передвижках (консультации на разные темы: «Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т. д., которые позволяют привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Таким образом комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводится у нас в детском саду, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.
Каждая из технологий, применяемых в комплексе в нашем саду, имеет оздоровительную направленность, а используемая здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Улучшаются показатели физического развития, эмоционального состояния детей, наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников, повышается уровень общей физической подготовленности детей.
Материалы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/10/07/ispolzovanie-zdorovesberegayushchih-tehnologiy-v-gruppe
- https://infourok.ru/referat-na-temu-zdorovesberegayushie-tehnologii-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-4366959.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/01/14/zdorove-sberegayushchie-tehnologii-v-gruppe-rannego
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качес...
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
Выступление на педагогическом совете: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...
Инновационный проект: "Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Предложенная модель организации работы по развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и социальная значимость сохранения здоровья детей. Одной из главнейших задач логопедической работы является создание такой корр...
Педагогическая система работы на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы раннего дошкольного возраста".
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений....
План работы по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как фу...