ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ М.М. БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
консультация
Выступление на педсовете для воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования Сергиево-Посадского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 77»
Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Воробъевская д.20
Email: 77sad-sp@mail.ru
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ
ПО ПРОГРАММЕ М.М. БЕЗРУКИХ
«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
БУЙЛОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА
г. Сергиев Посад
08 февраля 2023 г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего выступления: «Организация работы с дошкольниками в рамках программы «Разговор о правильном питании». Мы хотим начать со слов выдающегося польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака.
«ВЗРОСЛЫМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ДЕТИ НЕ ЗАБОТЯТСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ… НЕТ. ДЕТЯМ СОВЕРШЕННО ТАК ЖЕ, КАК И ВЗРОСЛЫМ,
ХОЧЕТСЯ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ И СИЛЬНЫМИ, ТОЛЬКО ДЕТИ НЕ ЗНАЮТ,
ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НАДО ДЕЛАТЬ. ОБЪЯСНИ ИМ, И ОНИ БУДУТ БЕРЕЧЬСЯ»
ЯНУШ КОРЧАК
О том, что правильное питание – залог здоровья, знает каждый из нас. Однако, к сожалению, мало кто из нас может утвердительно ответить на вопросы:
• Правильно ли Вы питаетесь?
• Каждый ребенок добровольно откажется от шоколадки и чипсов в пользу овсяной каши?
• Как заинтересовать детей вопросами правильного питания?
• Как научить любить тушеные овощи, молочные блюда, молоко и кисели?
• Как приготовить различные полезные блюда и напитки?
На эти и другие вопросы нам поможет ответить программа «Разговор о правильном питании» (авторы М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева) целью которой является: формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Для того чтобы ребенок гармонично развивался, он, конечно, должен быть здоров. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит питание ребенка с первых дней жизни, а также от режима питания. Давно известен тот факт, что неправильное питание не только нарушает нормальное течение процессов роста и развития детей, но и способствует возникновению многих заболеваний. Очень хорошо сказал о роли питания специалист в этой области, академик А. А. Покровский: «Питание является основным фактором внешней среды, оказывающим самое непосредственное влияние на жизнедеятельность живого организма».
Правильное рациональное питание удовлетворяет физиологические потребности ребенка в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержание здоровья, работоспособности, устойчивости к инфекциям, хорошего самочувствия и настроения.
Важно воспитателям уметь правильно знакомить детей о правильном питании. Эти навыки легче всего и надежнее формируются в детстве, именно в этот период закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи организма и питания. Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или её отсутствие) того или иного блюда, продукта, дать детям представления о полезной пище, о витаминах и их пользе для здоровья человека, о культуре питания. Например: Для человека нужны различные продукты. Особенно полезны мясо, молочные продукты, сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение и мало болеет. А вот конфеты, шоколад, мороженое, чипсы и жвачки особенно в больших количествах, вредны для здоровья.
Вся наша работа проходит через совместные различные виды деятельности педагогов с детьми (игровая, двигательная, трудовая, социально - коммуникативная, изобразительная, чтение художественной литературы).
Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, игровые методы должны быть основой организации обучения, т. к. они обеспечивают условия для активного включения детей в образовательный процесс. Поэтому всю работу мы проводим с детьми в игровой форме.
- С малышами мы проводим беседы: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной», «Какие бывают продукты питания?", "Самые полезные продукты», «Где и как готовят пищу", "Что надо есть, если хочешь стать сильным", "Овощи, ягоды, фрукты - самые полезные продукты", "Как правильно вести себя за столом ", «Плох обед, если хлеба нет», "В каше сила наша», в ходе бесед ребята узнают, какие бывают каши, полезные свойства каши, знакомятся с разнообразием овощей и фруктов их полезными свойствами; с блюдами, которыми можно приготовить из овощей и т.д. Закрепляем это с помощью дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр.
- Сюжетно-ролевые игры: «Приготовь овощной или фруктовый салат», «Варим компот», «Мы идем в магазин за продуктами», «Готовим салат из овощей!, «Угостим куклу чаем». «Встречаем гостей», «Поварята».
-Дидактические игры: «Разложи продукты на полках в магазине», «Полезное - вредное», «Овощ или фрукт», «Чудесный мешочек». «Фрукты и овощи на нашем столе», «Угадай по вкусу».
-Театрализованные игры с использованием различных видов театра, настольный, пальчиковый, куклами Би-ба-бо, например: «День рождения», «Не хочу манной каши!» «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь».
- Составление рассказов с помощью воспитателя по картинкам: «Мама готовит обед», «Повар в детском саду», «Урожайное лето».
- На завтрак или обод к нам заходит медсестра и рассказывает ребяткам «Чем полезны каши», «Польза овощей и фруктов», «Полезный супчик».
- Еще одним из важных направлений в формировании у детей основ правильного питания является, организованная предметно – пространственная развивающая среда, она должна быть, разнообразной, трансформируемой, насыщена атрибутами (кукольная мебель для комнаты и кухни, наборы кухонной и чайной посуды, муляжи овощей и фруктов, хлебобулочных изделий и т.д.), уголок сюжетно-ролевой игры «Кухня», «Магазин», уголок творчества, театрализованный уголок, книжный уголок, где размещены книги «Айболит», «Мойдодыр!», «Репка», и др.
На занятиях по изобразительной деятельности мы выполняем с ребятками рисунки, аппликации закрепляя полученные ранее знания, например: «Сладкая груша», «Полезное яблоко», «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Апельсины и мандарины для праздничного стола».
- Одной из форм работы являются проекты, где мы с ребятами начали проект: «Ягоды, овощи и фрукты - витаминные продукты». В ходе, которого дети знакомятся с полезными свойствами овощей, фруктов, ягод с блюдами, которые можно из них приготовить.
- Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, фольклора, например: «Сорока, сорока», «Уж как я мою коровушку люблю», «Идет коза рогатая», «Купите лук», перевод с шотл. И. Токмаковой, сказка «Пых», К. И. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Горшок каши» Б.Гримм, «Яблоко» В.Сутеев, «Слава хлебу!» С. Погореловский, сказка «Три медведя», которые помогают обогатить словарный запас детей, учит быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – научить ребенка правилам поведения за столом. У нас происходит, как на организованных занятиях, во время приема пищи и различных игр. Детям мы показываем, как правильно и красиво сервировать стол, вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками, принимать пищу (не спешить, откусывать маленькими кусачками, тщательно пережевывать пищу), между нами возникают более тесные взаимоотношения: дети доверяют нам и прислушиваются к нашим словам.
И конечно, правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у детей. Аппетит ребенка во многом зависит от того, как подается пища, насколько привлекателен ее вид. Вот, например сухарики раскладывать не надо по тарелкам в бульон, пока дети садятся за стол, сухарики размокнут, и вид у блюда будет неаппетитный. Нужно подавать сухарики отдельно в общей тарелке, и дети станут, есть бульон с сухариками с удовольствием, добавляя их постепенно по мере надобности.
Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, творожные, картофельные запеканки, омлет, мясные рулеты, тоже требуют особого внимания. Мы учим детей, отделять ребром ложки по кусочку и съедать его, а не ломать сразу всю порцию. Полностью разрезать порцию нужно только малышам. Нужно учить детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром. Если детей не научить есть мясные, рыбные блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу.
Необходимо научить детей пить чай, какао или другие напитки с бутербродами, пирогом, печеньем небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если не научить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку.
Для того чтобы дети соблюдали правила поведения за столом, аккуратно питались, не разговаривали во время еды, к нам приходит сказочный персонаж, например кукла Доктор, Доктор Айболит, Поваренок, Хрюша. Лучший стол по чистоте, культуре питания поощряется переходящим героем. Это очень хорошо стимулирует детей.
Чтобы результаты проводимой работы были более эффективными, необходимо взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями.
В родительском уголке размещены рекомендации и памятки «Правила поведения за столом», «Алгоритм сервировки стола», «В каких продуктах живут витамины». Расширить знания родителей, развивать навыки правильного питания помогают консультации по теме: «Организация питания в детском саду», «Польза овощей и фруктов для здоровья дошкольников», «Польза правильного питания».
Таким образом, работая по программе «Разговор о правильном питании» это интересная, своевременная программа, которая позволит вырастить поколение, ориентированное на здоровый образ жизни, так как именно в дошкольном возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого.
И в заключении мы хотим процитировать слова Светланы Николаевны Николаевой – доктора педагогических наук, главного научного сотрудника Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования. « Я думаю, ты, без сомнения, знаешь, что пользу приносит не всё, что съедаешь. Запомни и всем объясни очень ясно: Желудок нельзя обижать понапрасну! И помни – желудок у тех не болел, кто с детства его понимал и жалел!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»,/ООП ДОУ принята и утверждена на педагогическом совете № 1 от 31.08.2022 г./;
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.– М.: Издательство «Скрипторий» 2003», 2007.
Алямовская В.Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни
род. собрание...
Семинар «Формирование у дошкольников начальных представлений о спорте».
Содержание: 1. Понятие «спорт». История спорта. 2. Поэтапное формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр: Проектиров...
Презентация "Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта"
Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта...
Выступление на педсовете на тему: "Формирование у старших дошкольников нравственных качеств средствами художественной литературы"
Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и н...
Формирование у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта.
Выступление на педагогическом совете 22.05.2015г....
Выступление на педсовете на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни через взаимодействие с родителями"
Выступление на педсовете на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни через взаимодействие с родителями"...