ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ЗДОРОВО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!»
проект (средняя группа)
ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ЗДОРОВО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorovo_byt_zdorovym.docx | 363.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №1 «Белоснежка»
ПРОЕКТ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«ЗДОРОВО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!»
Воспитатель:
Карташова Е.Н.
Коледаева Ю.Н.
г. Шарыпово, 2024г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Название: «Здорово быть здоровым!»
Авторы: Карташова Е.Н., Коледаева Ю.Н..
Сроки работы: 1 год (с 02.09.2024г. по 30.05.2025г.)
Общие сведения о проекте:
Тип проекта | практико-ориентированный |
По содержанию | социально-педагогический |
Место реализации | МАДОУ «Белоснежка», средняя группа №7 «Смешарики» |
По продолжительности | долгосрочный |
По форме реализации | групповой |
Участники проекта | дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы. |
Возраст детей | 4-5 лет |
Объект исследования | процесс оздоровления детей средней группы «Смешарики» |
Предмет исследования | традиционные и нетрадиционные виды оздоровительной работы как наиболее эффективные средства оздоровления детей среднего дошкольного возраста. |
ДЕВИЗ ПРОЕКТА: «Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.»
Принципы реализации проекта:
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровьесбережению детей.
- Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
- Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
Актуальность.
Здоровье – одна из существенных характеристик наряду с духовностью, интеллектуальностью, возможностью реализации своих биологических и социальных функций.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас практически здоровых детей немного.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.
Поэтому наш педагогический коллектив считает, что проблема укрепления здоровья детей не кампания одного дня, деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива в тесной взаимосвязи с родителями, с медицинскими работниками на длительный период.
На основании вышесказанного, нами был разработан долгосрочный проект по здоровьесбережению воспитанников средней группы «Здорово быть здоровым!». Проблема: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости». Так гласит народная мудрость. К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьют тревогу. Многие причины – от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна, на наш взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья. Только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира. Поэтому нам, педагогам, предстоит огромная работа. Необходимо объединить все усилия педагогов, специалистов ДОУ, родителей и детей для достижения положительных результатов.
Предлагаем вашему вниманию проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для детей среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование осознанного отношения детей и родителей к своему здоровью, сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Задачи проекта:
Для детей:
- формировать стойкие культурно-гигиенические навыки;
- обучать уходу за своим телом (мытье рук, лица, ног в летнее время);
- развивать представление о том, что полезно и что вредно для организма;
- вырабатывать привычки к ежедневным физическим упражнениям, и закаливающим процедурам;
- формирование потребности в ЗОЖ;
- укреплять здоровье детей, снижать заболеваемость в группе. Для родителей:
- повышать компетентность родителей в использовании здоровьесберегающих технологий дома.
- формировать потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ. Для педагогов:
- повысить уровень профессионального мастерства педагогов по вопросам здоровьесбережения;
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, - объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблеме друг друга;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Ресурсное обеспечение
В МАДОУ созданы условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
Материально-технические ресурсы:
- физкультурный зал оснащен современным спортивным инвентарем и нестандартным оборудованием;
- в группе оборудован центры двигательной активности, имеются бактерицидные лампы, аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедиа, компьютер, принтер, картинки, наглядно - демонстрационный материал,
картотеки (подвижные игры, пальчиковые игры, физкультминутки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна и т. д.), дидактический материал и пособия по ОБЖ и ЗОЖ (плакаты, макеты, модели, наглядно-демонстрационные пособия);
- медицинский блок в МАДОУ оснащен необходимым оборудованием;
- на спортивной площадке имеются, гимнастические стенки, гимнастическое бревно и др.
- групповой участок оборудован спортивным выносным и стационарным инвентарем;
- имеются кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, сенсорная комната;
- музыкальный зал с оборудованием (традиционные музыкальные инструменты, множество нетрадиционных инструментов из бросового материала).
Инновация заключается в том, что в ходе проекта активно использовались здоровье сберегающие технологии, которые способствовали повышению уровня посещаемости. Активное внедрение и использование как стандартных, так и нетрадиционных здоровье сберегающих технологий положительно сказывается на здоровье воспитанников, их соматическом и эмоциональном состоянии. Методы и приемы: для анализа состояния выявленной проблемы на практике использовались такие методы, как:
- анализ психолого-педагогической литературы
- наблюдение,
- эксперимент,
- анализ полученных данных,
- обобщение,
- анкетирование родителей
Критерии отслеживания результативности проекта
- Снижение уровня заболеваемости детей группы.
- Повышение уровня посещаемости детьми группы.
- Повышение уровня психологической комфортности пребывания детей в группе.
- Повышение уровня сотрудничества с родителями (через анкетирование, самоанализ, отзывы родителей).
- Наличие в группе оборудования и условий для обеспечения физической активности детей.
- Наличие оборудования и спортивного инвентаря для физической активности детей на прогулке.
Ожидаемые результаты:
- У детей должны появится стойкие культурно-гигиенические навыки.
- Дети самостоятельно смогут осуществлять элементарный уход за своим телом (мытье рук, ног, лица);
- Дети и взрослые с легкостью смогут определять, что полезно, а что вредно для их организма;
- Сформируются привычки к ежедневным физическим упражнениям, и закаливающим процедурам;
- Сформируются у детей и родителей потребность в ЗОЖ;
- Снизится количество детей с низкими показателями в речевой, физической и социокультурной сфере до нулевых показателей;
- Ожидается укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости в группе до 10%;
- У родителей повысится компетентность родителей в использовании здоровьесберегающих технологий дома.
- Родители будут вовлечены в единое образовательное пространство.
Этапы проекта
Этапы | Формы работы | Сроки реализации |
Первый этап: Подготовительный | Определение цели и задач проекта. Мониторинг детей на начало учебного года. Подборка методического пособия и литературы для работы над проектом. Просмотр развивающей среды и оборудования, анализ. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных. Разработка плана проекта. Создание условий для реализации проекта. | Сентябрь |
Второй этап: Основной | Проведение запланированных мероприятий по плану. | Октябрь – Май |
Третий этап: Заключительный | Представление отчёта о результатах проектной деятельности (презентация). Мониторинг уровня заболеваемости. | Май |
Использование педагогических технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий. Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности детей.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Динамические паузы (вид активного отдыха снимают нервное напряжение от перегрузок | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели |
Релаксация (снижение тонуса скелетной мускулатуры) | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. | Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы | Воспитатели, педагог-психолог |
Гимнастика пальчиковая | Проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели |
Минутки тишины (развитию волевых качеств детей). | Использовать на разных этапах занятия в соответствии с темой и целями. | Рекомендуется с 1 младшей группы | Воспитатели |
Минутки шалости (психологическая разгрузка) | Игры для поднятия настроения | Рекомендуется со 2 младшей группы | Воспитатели |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
ООД | 1-2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз в неделю на улице. Средний дошкольный возраст- 20 мин., | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. | Воспитатели, инструктор физического воспитания |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели |
3. Коррекционные технологии | |||
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги |
Перспективный план работы
Месяц | Совместная деятельность взрослого и ребенка | Задачи | Работа с родителями |
сентябрь | Блиц – опрос детей на тему: «Что я знаю о способах укрепления здоровья?». Д/и «Разложи картинки по порядку» Д/и «Полезные и вредные продукты» Д/и «Что полезно и что вредно для зубов?» Д/и «Что одеваем сначала, а что потом». | Закрепить знания детей о важности сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Формирование у дошкольников представлений о здоровой и вредной пище. Закреплять представление детей о том, что существуют полезные и вредные продукты для зубов, сформировать понятие о том, что здоровье зубов зависит и от пищи, которую мы принимаем. Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью. Уточнить последовательность одевания | Оформление «Уголка здоровья» Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье» |
октябрь | Беседа: «Страна волшебная - здоровье». Беседа «Если хочешь быть здоров - закаляйся». Чтение рассказов, стихов: С. Афонькина «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?» Д/и «Исправь ошибку». | Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. Формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему. Сформировать у детей желание вести здоровый образ жизни, закаливаться. Учить пересказывать понравившийся эпизод с опорой на вопросы воспитателя, соотносить содержание с окружающей действительностью. Закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. | Папка-передвижка «Физкультурно-оздоровительная работа в МАДОУ» |
ноябрь | Д/и «Источники опасности». Д/и «Чистота и здоровье». Беседа. «Что такое микробы» Практическое упражнение «Надо, надо умываться…» Беседа «Наши верные помощники. Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши?» Чтение стихотворения Михалкова С. «Про девочку, которая плохо кушала». | Закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества Закреплять представления о необходимости соблюдать правила гигиены. Сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о. болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно. защитить себя от болезнетворных микробов. Формировать привычку мыть руки после туалета, акцентировать внимание на такой характеристике действий как аккуратность. Воспитание культурно-гигиенических навыков через художественную литературу Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитывать у детей умение слушать новые стихи, следить за развитием сюжета в произведении; объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. | Консультация для родителей «Режим дня детей среднего дошкольного возраста». |
декабрь | Загадывание загадок о ЗОЖ (с использованием ИКТ). Н/п игра «Собери картинку». Словесная игра «Кто больше скажет о ЗОЖ». «Зимние забавы» спортивные игры на прогулке С/р игра «Мы – спортсмены» Игры малой подвижности («Назови скорей», «Вредное - полезное»); | Создание условий для воспитания положительного эмоционального отношения к здоровому образу жизни. Привлечь внимание детей к самостоятельной игровой деятельности; составление целой картинки из её частей. Развитие речи. Формировать у детей представление о здоровом образе жизни его значимости для человека. Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей через игровые упражнения. Расширить представления детей о здоровье и способах его укрепления и сохранения, подвести к пониманию того, что здоровье нужно беречь и укреплять. Учить детей играть по правилам. Развивать речевые навыки и физические качества. | Консультация в «Уголке здоровья» - «Движение – это жизнь!». |
январь | Чтение пословиц о ЗОЖ, объяснение их смыслового значения. Ситуация «На приеме у доктора». Д/и «Кто я такой?». Рассматривание картин и иллюстраций, фотографий о ЗОЖ П/и («Кот и мыши», «Самолёты») | Сформировать у детей понятия «Здоровый образ жизни» путем осмысления пословиц и поговорок. Пополнить активный словарный запас детей пословицами и поговорками, научить применять их в жизни. Расширять у детей представления о труде врача; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия. Подводить к пониманию пользы для здоровья прогулок и физических упражнений. Развивать: быстроту реакции, ловкость и сноровку, учить играть в коллективе, соблюдая правила игры. | Буклет на тему: «Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании детей». |
февраль | Игровая ситуация на формирование ЗОЖ «Запомни движение». Д/и «Да - нет». Д/и «Угадай по запаху». Просмотр мультфильма «Девочка - чумазая» по произведению А. Барто | Упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание. Закрепить у детей знания о соблюдении режима дня, о правилах гигиены и поведения. Формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств. Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло…) Формировать представления о составляющих здорового образа жизни, о значении физических упражнений, важности для здоровья сна. Закрепление культурно-гигиенического навыка - умывания, воспитание желания всегда быть чистым. | Музыкально-физкультурное раз-влечение с родителями, посвященное Дню защитника Отечества |
март | Беседы на тему «Витамины для здоровья». Д/и «Чудесный мешочек». С/р игра «Детская поликлиника» Д/и «Овощи – фрукты» П/и «Будь внимательней», «Найди свой цвет» | Формирование у детей желания заботиться о своём здоровье. Учить детей различать витаминосодержащие продукты. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека. Закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя; продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья Развивать умение совместно развёртывать игру, согласовывая свой игровой замысел с замыслами сверстников Закрепить представление о пользе фруктов для здоровья. Закрепить обобщающие понятия «овощи», фрукты. Развивать двигательную активность, внимательность. | Консультация «Профилактика простудных заболеваний». Оформление стенгазеты совместно с родителями на тему: «Мы – за здоровый образ жизни» |
апрель | Беседа «Для чего нужна зарядка». П/и «Зайцы и волк» Просмотр мультфильмов «Маша и медведь. Песенка о чистоте». Д/и «Оденем куклу Машу на прогулку» Дыхательные гимнастики: «Кто дальше», «Ветерок и листья». Пальчиковые игры: «Замок», «Фрукты». | Закреплять знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности. Развивать двигательные навыки. Воспитание культуры здоровья посредством мультфильмов Учить последовательно надевать верхнюю одежду на куклу; закрепить название верхней одежды. Укрепление дыхательной мускулатуры; развитие верхних дыхательных путей, развивать речевое дыхание, что обеспечивает правильное произношение Развитие мелкой моторики рук. | Консультация в уголке здоровья - «Требования к обуви ребёнка». |
май | Беседа «Здоровые зубы здоровью любы». Просмотр мультфильмов Чистые руки», «Королева Зубная щетка», Пальчиковые игры: «Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться», «Мы во двор пошли гулять». Д/и «Что не так?». Дыхательные гимнастики: «Мельница», «Буря в стакане». | Учить детей осознанно относиться к своему здоровью, понимать необходимость заботы о зубах, помочь понять и запомнить важнейшие правила, соблюдение которых помогает сохранить здоровье зубов (не есть много сладкого; есть много овощей и фруктов; чистить зубы два раза в день). Воспитание культуры здоровья посредством мультфильмов Развитие мелкой моторики рук. Развивать логику мышления у детей, их мыслительную активность, произвольное внимание и память. Укрепление дыхательной мускулатуры; развитие верхних дыхательных путей, развивать речевое дыхание, что обеспечивает правильное произношение. | Рекомендации для родителей - «Средства личной гигиены». |
Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали, совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов
Методы и формы организации проекта.
Девиз проекта:
Чтобы быть всегда здоровым, Больше спортом заниматься,
И здоровым не скучать. Нужно бегать и скакать.
№ п/п | Название формы организации проекта | Время проведения |
Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения). | ежедневно | |
Гимнастика пробуждения, дорожка «Здоровья». | ежедневно | |
Воздушное контрастное закаливание. | ежедневно | |
Прогулки и игры на свежем воздухе. | ежедневно | |
Анкетирование для родителей (приложение №1) | сентябрь | |
Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа в МАДОУ» (приложение №2) | октябрь | |
Консультация для родителей «Режим дня детей среднего дошкольного возраста» (приложение №3) | ноябрь | |
Консультация для родителей «Движение – это жизнь!» (приложение №4) | декабрь | |
Беседы с детьми о своем здоровье | в течение года | |
Буклет на тему: «Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании детей».(приложение №5) | январь | |
Музыкально-физкультурное раз-влечение с родителями, посвященное Дню защитника Отечества | февраль | |
Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний» (приложение №6) | март | |
Оформление стенгазеты совместно с родителями на тему: «Мы – за здоровый образ жизни» | март | |
Консультация для родителей «Требования к обуви ребёнка». (приложение №7) | апрель | |
Рекомендации для родителей - «Средства личной гигиены» (приложение №8) | май |
Образ конечного результата | Критерии оценки |
Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни. | — активность родителей при участии в мероприятиях и совместной деятельности; — анкетирование родителей; — отзывы родителей. |
Создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду. | -дорожка здоровья; -массажеры; — картотеки игр. |
У детей сформированы первоначальные представления об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности чеовека. Воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания | — наблюдения за детьми. |
Список литературы:
№ п/п | Автор, название | Год издания |
1 | Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (средняя группа). | 2013 г. Изд.: ЦГЛ Москва |
2 | Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации. | 2013 г. Изд.: ЦГЛ Москва |
3 | Полынова В.К., Дмитренко З.С. и др., «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», | 2010г. Санкт-Петербург, Детство-Пресс |
4 | Гарнышева. Т.П. , «ОБЖ для дошкольников», | 2010г. Санкт-Петербург, Детство-Пресс |
5 | Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко, «Школа здорового человека», | 2010г. ООО ТЦ «Сфера», Москва |
5 | Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. | 2011г. ООО ТЦ «Сфера», Москва |
6 | Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» | 2015г. Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс |
Приложение №1
Анкета
«Условия здорового образа жизни в семье»
1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да, нет, иногда)
2. Используете ли полученные знания в воспитании Вашего ребенка? (Да, нет, иногда)
3. Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым?
(Да, нет, иногда)
4. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику? (Да, нет, иногда)
5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? Обозначьте их. (Да, нет)
6. Как Вы организуете питание в Вашей семье? (полноценное, питание, предпочтение отдаете каким-то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно)
7. Как воздействует на вашего ребенка климат в семье? (положительно, отрицательно, не воздействует)
8. Что вы считаете здоровым образом жизни? (Дайте своё определение)
9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (Да, нет)
10. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (Да, нет)
11. Как закаляется Ваша семья?
воздушные ванны (прогулки, проветривание)
контрастные обливания
хождение босиком
другое__________________________________________________________
12. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? (Да, нет, иногда)
13. Сколько времени Ваша семья ежедневно проводит на свежем воздухе?
14. Озеленён ли Ваш дом? (да, частично, нет)
15. Каким видом спорта занимается Ваша семья? (Перечислите подробно)
_______________________________________________________________
16. Есть ли в семье спортивный уголок? (да, нет, хотелось бы)
17. Какой спортивный инвентарь есть в семье? (Перечислите)
_______________________________________________________________
18. Часто ли болеют члены Вашей семьи? (Да, нет, затрудняюсь ответить)
19. Часто ли болеет Ваш ребенок? (Да, нет)
20. Каковы причины болезни Вашего ребенка? (недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность)
21. Считаете ли Вы, что Ваша семья ведёт здоровый образ жизни? (да, нет - обоснуйте)
______________________________________________________________________________________________________________________________
Дата………………………. Спасибо!
Приложение №2
Консультация для родителей
«Физкультурно-оздоровительная работа в МАДОУ»
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Ребёнок 21 века, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: неправильным питанием, гиподинамией, чрезмерным увлечением современными благами цивилизации (телевидение, компьютерные технологии) и, добавлю, отрицательным пример взрослых.
Перспективы улучшения качества охраны здоровья и благополучия детей рассматриваются как на федеральном, так и на региональном уровне.
В своём ежегодного послания президент РФ В. В. Путин подчёркивает необходимость новых форм работы и оздоровительных занятий прежде всего для детей младшего возраста.
Федеральные государственные образовательные стандарты при осуществлении воспитания по физическому направлению ставят перед педагогами ряд задач.
Образовательные : формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных функций, накопление и обогащение двигательного опыта.
Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья, физическое совершенствование функций организма , повышение работоспособности
Воспитательные: формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, всестороннее развитие ребёнка, формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Формы физкультурно-оздоровительной работы:
• физкультурное занятие;
• утренняя гимнастика;
• физкультминутки;
• гимнастика пробуждения после дневного сна (бодрящая гимнастика; корригирующая гимнастика);
• самостоятельная двигательная деятельность детей в группе;
• организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке;
• физкультурные досуги, развлечения, праздники, неделя Здоровья, Олимпийская неделя;
• физкультурные досуги, развлечения, праздники совместно с родителями.
Физкультурное занятие - основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми.
При организации двигательного режима учитываются степень моторности каждого ребёнка возрастной групп.
Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия родителей. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьей совместные физкультурные праздники, соревнования. Такая форма работы позволяет приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Для достижения лучших результатов и эффективного выполнения программы педагогам даются рекомендации в письменном виде: игры и игровые упражнения со всеми детьми и индивидуально.
Приложение № 3
Консультация для родителей
«Режим дня детей среднего дошкольного возраста»
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное условие правильного воспитания ребенка. Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Любая деятельность — это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.
Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.
Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления. Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.
Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить— он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…
На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек. Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5—-12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем).Для ночного сна отводится время с 9—9 часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.
Какие же средства способствуют решению этих задач?
Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.
Режим дня в семье
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни. Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй, третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.
Приложение №4
Консультация для родителей
«Движение – это жизнь!»
«Движение - это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Все мы, бесспорно, понимаем тот факт, что двигательная активность полезна для людей в любом возрасте. Особую роль она имеет в пору формирования растущего организма.
Но, к сожалению, часто на улице, в общественном транспорте, в гостях, можно услышать, как родители обращаются к своим детям со словами: «Не крутись. Не прыгай. Не бегай». Этим они пытаются ограничить двигательную активность своих детей. И конечно это можно понять: родители хотят отдохнуть после рабочего дня, в помещениях много мебели и совсем мало места, а ребёнок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить.
Число детей с плохим здоровьем в последнее время значительно возросло. И малоподвижный образ жизни является, конечно, одной из основных причин. Ведь мозг ребёнка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребёнок двигается.
Учеными давно было доказано, что ограничение физической активности детей может привести к задержке их психического и речевого развития. У детей дошкольного возраста очень велика потребность в двигательной активности. Очень важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии).
В детском саду, разумеется, проводятся и физкультурные занятия, спортивные развлечения, утренняя гимнастика и др., но родителям не стоит всё перекладывать на детский сад. Активность в этом вопросе должна исходить в первую очередь и от самих родителей. Так как главным в жизни ребёнка являются пример и поощрения со стороны родителей.
В первую очередь родителям можно рекомендовать вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики. Уже со второго года жизни утренняя гимнастика должна стать ежедневной процедурой (продолжительностью 5-7 минут для младшего, 8-10 минут для среднего, 10-12 минут для старшего дошкольного возраста). В зарядку необходимо включать разные виды движений: ходьбу, бег, прыжки на месте и с продвижением, танцевальные движения, упражнения на внимание и на произвольность, упражнения на развитие чувства равновесия, гибкости, общей выносливости и силы. Не стоит забывать об упражнениях для свода стопы и формирования осанки. Родителям лучше делать упражнения вместе с ребёнком, показывая ему последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, высоко поднимая колени, вперёд спиной и т.п.
Кроме этого современные психологи говорят о важной роли семейных «ритуалов» для формирования здоровой психики ребёнка и для общего укрепления семьи. В качестве таковых могут выступать «игры в кругу». Такие как: «Стенка, стенка», «Черепаха», «Две сороконожки», «Сорока, сорока». Эти игры лучше проводить в выходные дни, когда вы только встаёте с постели и никуда не торопитесь.
Водя своим пальцем по ладошке малыша, мама не только укрепляет эмоциональную связь с ребёнком, но и воздействует на нервные окончания находящиеся на ладони и пальчиках. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте важный момент в развитии детей, и в этом большую роль играют пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Пальчиковые игры как бы отображают реалии окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, а также пространственные представления (ориентироваться в понятиях «ближе-дальше», «вверх-вниз», «вправо-влево», «между», «над-под» и т.п.).
Очень важны эти игры для развития творческих способностей детей: если ребёнок осваивает какую-нибудь одну пальчиковую игру – инсценировку, он обязательно будет стараться придумывать новую для других стишков и песенок.
Движение – это жизнь.
Двигайтесь, играйте с детьми, будьте здоровы и счастливы !!!
Приложение №5
Консультация для родителей
«Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании детей».
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.
Но в то же время игра не может служить средством обучения младших дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений.
Для детей среднего дошкольного возраста подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Детям выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями. В среднем дошкольном возрасте уже выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, в среднем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета. Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры. Об активности детей в подвижных играх можно судить по так называемой моторной плотности. (Моторная плотность - это отношение времени, затраченного детьми в игре на активные двигательные действия, ко всей длительности игры.) Она определяется педагогом путем хронометрирования. Моторная плотность в разных подвижных играх неодинакова, она может колебаться от 50 до 80%.
Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей. Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями. Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.
Уважаемые родители, желаем Вам успехов!
Приложение № 6
Консультация для родителей
«Профилактика простудных заболеваний»
Уважаемые родители, помните, что здоровье ваших детей находится в ваших руках! Чтобы избежать гриппа и связанных с ним осложнений, необходимо задолго до начала эпидемии задуматься о профилактических мерах. Лечения простуды и гриппа не существует, вернее, лечим мы симптомы. Поэтому основной задачей каждого родителя должна стать профилактика заболевания. Мы хотим посоветовать вам несколько способов, которые помогут вам и вашим детям укрепить организм в целом и сделать его менее подверженным риску инфекционных заболеваний.Но уменьшить число простудных заболеваний или их продолжительность вполне реально. Для этого, может быть, даже придется изменить образ жизни ребенка. В целом, совокупность профилактических мероприятий можно сформулировать следующим образом:
-Ограничьте пребывание ребенка в местах массового скопления людей;
-Мойте руки с мылом;
-Проветривайте помещение не менее 3-4 раз в день;
- Ежедневно проводите влажную уборку;
-Соблюдайте режим дня:
- ночной и дневной сон по возрасту,
- не переутомляйте вашего малыша,
- ежедневные прогулки,
- сон на свежем воздухе,
- постарайтесь не перегревать малыша,
- одежда должна быть по погоде,
1. Правильное питание по возрасту с включением натуральных соков, фруктов, овощей, природных фитонцидов (лук, чеснок). Дополнительно принимайте витамин С. Большое его количество содержится в шиповнике, смородине, квашеной капусте, киви, цитрусовых. Ешьте пищу, богатую фитохимическими веществами. «Фито» означает «растительный». Естественные химические вещества в растениях насыщают пищу витаминами и ускоряют обмен веществ. Ешьте темно-зеленые, красные, желтые овощи и фрукты
2. А еще надо навестить педиатра и ЛОР-врача, чтобы они сообща оценили состояние органов дыхания ребенка. Если у него окажутся очаги хронической инфекции (в миндалинах, носоглотке, гайморовых пазухах), то врачи проведут соответствующее лечение и расскажут о профилактических мерах, в том числе о лекарственных препаратах, которые помогут предотвратить обострения этих инфекционных процессов. Возможно, врач порекомендует вам препарат Биопарокс. Исследования показали, что Биопарокс не только эффективно лечит насморк и боль в горле при простудах, но и уменьшает число заболеваний у часто болеющих детей. Может потребоваться и консультация аллерголога, так как дети-аллергики существенно больше подвержены частым простудным заболеваниям.
А самое главное состоит в том, чтобы и ребенок, и все члены его семьи знали: частые простуды - это повод не для переживаний, а для активных действий.
3. Пейте больше жидкости. Вода вымывает из организма вредные вещества и наполняет его необходимой влагой. Вкусным и полезным является напиток, приготовленный из ягод шиповника. Детям можно давать по половине стакана несколько раз в день. Можно даже заменить у детей в меню этим напитком обычный чай и компот. В шиповнике содержится очень большое количество витамина С, а это, как известно, одно из самых мощных оружий в борьбе против вирусов и бактерий, вызывающих грипп.
4. Регулярно выполняйте физические упражнения. Физические упражнения усиливают работу сердца, заставляя его перегонять большее количество крови и переносить больше кислорода из легких. Разгоряченное тело потеет. Активируется выработка естественных иммунных клеток организма, убивающих вирусы.
5. Мощным фактором профилактики детских простудных заболеваний является закаливание. Средствами закаливания являются солнце, воздух и вода. Каждый вид закаливания должен проходить под строгим наблюдением врача. Существуют общие правила для всех видов закаливания.
1. Закаливание осуществляется только полностью здоровыми людьми.
2. Дозы закаливающих воздействий следует увеличивать постепенно. Резкие непривычныe охлаждения могут стать причиной заболевания.
3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма. При нарушениях деятельности сердца, легких, почек, заболевании носоглодки перед закаливанием необходимо проконсультироваться с врачом.
4. Закаливающие процедуры проводят систематично и последовательно. Закаливаться надо на протяжении всей жизни. Даже двухнедельный перерыв может свести на нет эффект от закаливающих процедур, проводимых в течение длительного времени.
5. Недопустимо проводить отрицательных эмоциональных реакциях на него самого малыша.
6. Необходимо приучать организм к самым различным видам охлаждения: сильным, средним, слабым, быстрым.
7. Проводить воздушные и солнечные ванны следует во время бега, ходьбы, выполнения общеразвивающих упражнений, подвижных игр. Это повышает эффективность закаливания.
8. Рекомендуется чередовать местные закаливающие процедуры ( ходьбу босиком, полоскание горла прохладной водой и т.п.) с общими, так как закаливание отдельных участков тела не повышает общей устойчивости организма.
9. Следует помнить: какими бы совершенными методами ни проводилось закаливание в дошкольном образовательном учреждении, оно не достигнет желаемого результата, если не найдет поддержки в семье.
В заключении уместно вспомнить, какими факторами определяется здоровье не только детей, но и взрослых. Оказывается, что на 20% здоровье зависит от генотипа, на 20% - от экологии, на 50% (!) от образа жизни и лишь на 10% - от медицинского обслуживания. Поэтому наше здоровье и здоровье наших детей в наших руках.
Приложение №7
Консультация для родителей
«Требования к обуви ребёнка»
Как надо обувать ребенка? На что следует обратить внимание при выборе детской обуви? Постараемся сегодня ответить на эти вопросы.
В первую очередь стоит отметить, что обувь малыша должна быть удобной и легкой, соответствовать размеру стопы и отвечать погодным условиям. Выбирая обувь ребенку, необходимо примерять ее на обе ноги. При этом ребенок должен не сидеть, а стоять, тогда на стопу будет падать нагрузка от всей массы тела. Важно правильно подобрать обувь, тогда можно предупредить возникновение потертости, неправильное развитие стопы, в том числе ее деформацию и плоскостопие.
Кроме этого, в жаркую погоду ребенку полезно побегать босиком по траве или песку. Это хорошая закаливающая процедура, способствующая формированию правильного свода стопы.
В качестве летней обуви для детей целесообразно приобретать туфли, сандалии, босоножки, изготавливаемые из кожаных или текстильных материалов. Чтобы ноги ребенка не перегревались, верх летних туфель должен быть ажурным, это обеспечит циркуляцию воздуха и предохранит стопу от перегревания.
При выборе обуви для зимы следует отдавать предпочтение обуви из фетра, сукна, можно использовать утепленные ботинки или сапожки. Валенки желательно надевать только при большом морозе и ни в коем случае не оставаться в них в помещении, так как по своей форме они не отвечают многим требованиям, предъявляемым к детской обуви.
Также требует осторожности использование резиновой обуви. Конечно, такая обувь тоже необходима для детей, и надо отметить, что она очень любима ими. Но при покупке обязательно проверьте, утеплены ли резиновые сапожки, боты и т. д. На ноги ребенка, носящего резиновую обувь, обязательно одевают тонкие шерстяные носки при любой температуре воздуха. Важно, чтобы все виды детской обуви хорошо сидели на ножке, не болтались.
В последнее время широкое распространение получила спортивная обувь. Некоторые ее виды (кеды, кроссовки) используются не только для занятий спортом, но и для повседневной носки на улице и дома. Это неправильно. Каждый вид спортивной обуви должен соответствовать своей цели и использоваться не постоянно, а временно, строго по своему назначению.
Кроме того, у ребенка обязательно должны быть в гардеробе хлопчатобумажные колготки, гольфы и носки, имеющие высокую гигроскопичность. Подобные изделия из синтетических волокон совершенно не способны впитывать влагу, вследствие чего ноги в них потеют, летом перегреваются, а зимой, наоборот, сильнее охлаждаются.
Обувь ребенка требует тщательного ухода. Ее надо чистить, мыть, проветривать и сушить, и лучше всего это делать с вечера. В таком случае утром она всегда будет иметь чистый и аккуратный вид.
Приложение № 8
Рекомендации для родителей
«Средства личной гигиены»
Какие бывают средства гигиены для детей?
В настоящее время средства гигиены для детей представлены в широком ассортименте. К ним относятся: мыло и шампуни, кремы, массажное масло, влажные салфетки, пена для ванны, гель для душа, стиральные порошки. Как и в случае с взрослыми гигиеническими средствами, состоят они из химических соединений, которые могут быть не только полезными, но и вредными для организма, а особенно детского, ведь он только формируется. Поэтому при выборе необходимо тщательно изучать состав продукта. Как выбрать такие средства личной гигиены для ребенка, которые не навредят малышу?
Органические гигиенические средства
Многие родители отдают предпочтение органической косметике, которая производится в соответствии со строжайшими стандартами и сертифицирована. Такие средства для гигиены детей (в частности, и интимной) не содержат красителей, консервантов и отдушек. В их составе более 95% – это компоненты растительного происхождения, собранные в экологически чистых местах или выращенные в специализированных хозяйствах. Кроме того, такую продукцию ни один производитель не тестирует на животных.
Как купить качественные и действительно безопасные средства гигиены для детей?
Следует учитывать такие факторы:
-В составе детских средств не должно быть компонентов, которые используются для производства обычной косметики. Безопасные средства гигиены для детей не должны содержать мыла, парабенов, лаурилсульфата натрия, спирта, парафина, вазелина, синтетических консервантов, ПЭГ-эмульгаторов, ароматизаторов;
-Детские средства личной и интимной гигиены в обязательном порядке должны пройти сертификацию по международным стандартам;
-Такие средства должны иметь нейтральный уровень pH, чтобы они не вредили защитному слою кожи ребенка.
При выборе гигиенических средств для детей не стоит забывать и об индивидуальных особенностях ребенка. Ведь у каждого из нас организм на одно и то же средство может реагировать совершенно по-разному. А также внимательно читать этикетку товара: как правило, производитель указывает на ней, для какого возраста рекомендовано гигиеническое средство. Обратите внимание и на срок годности средств гигиены. Качественная, натуральная продукция может храниться от 6 месяцев до года. Смело проходите мимо прилавков с косметикой, срок годности которой 2-3 года, такие средства ничего хорошего в себе не содержат.
Итак, приобрести сегодня безопасные гигиенические средства для детей – не проблема. Достаточно лишь запомнить, какие именно компоненты и химические соединения, присутствующие в них, не причинят вреда организму ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный досуг с детьми и родителями средней группы" Здоровые дети здоровой семье"
Данная методическая разработка поможет содействовать охране и укреплению здоровья детей и формированию желания вести здоровый образ жизни....
Конспект интегрированного занятия (образовательная область «Здоровье») для детей средней группы «Здоровые дети в здоровой семье»
Конспект интегрированного занятия (образовательная область «Здоровье») для детей средней группы Цель: сформировать культуру здорового образа жизни.ü Формировать начальные представления у де...
Спортивный праздник в ДОУ в рамках недели здоровья для детей и родителей средней группы "Здоровье- это здорово!"
В мире нет рецепта лучшеБудь со спортом неразлучен,Проживёшь сто лет-Вот и весь секрет!...
Презентация проекта средней группы "Здоровым быть здорово!"
Актуальность:• Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.• Важно именно в детском возрасте сформировать у детей базу знаний и практич...
КОНСПЕКТ спортивный праздник для детей средней группы «Здоровым быть здорово»
Спортивный праздник «Здоровым быть здорово» Образовательная область – Физическое развитие. Приобщать детей к физической культуре и спорту, к здоровому об...
Консультация для родителей в детском саду в средней группе «Здоровым быть здорово!»
Консультациядля родителей в детском садув средней группе«Здоровым быть здорово!»...
ПРОЕКТ в средней группе «Здорово быть здоровым!»
Поиск участниками образовательного процесса эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни....