Здоровье начинается с тебя
проект (старшая группа)

Елена Валентиновна Богданова

Образовательная технология

по здоровьесбережению детей

 «Здоровье начинается с тебя»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная технология

по здоровьесбережению детей

 «Здоровье начинается с тебя»

Воспитатели:

Богданова Е.В.

 

Здоровьесбережение

Пояснительная записка

Индивидуальное здоровье каждого человека и здоровье общества являются единой неразрывной системой. Здоровье общества складывается в конечном результате из здоровья его членов, поэтому сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения должно являться приоритетной задачей государства, органов образования, родителей. 9/10 нашего счастья основано на здоровье. Здоровье можно определить, как способность человека приспосабливаться к окружающей среде и своим возможностям, противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, обеспечить свое благополучие и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни.

Исследования показали, что на здоровье человека оказывают влияние многие факторы. Так степень влияния наследственности, предрасположенность человека к определенным заболеваниям, составляют 20%, степень влияния окружающей среды 20%, образ жизни 50%, социальные факторы 10%.

Мы видим, что именно образ жизни человека определяет в большей степени его здоровье. Причем, в понятие здоровья включены духовная и физическая составляющие, которые являются неразрывными. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, а духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, которое обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем на отдых и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака.

Цель воспитательной работы группы – создание условий для развития высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество и саморазвитие. На фоне психологической напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Этому искусству здоровья и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.

От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.

Проблема оздоровления детей не занятие одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Цель: формирование у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Принципы создания технологии:

1. Доступность:

  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала к возрасту.

2. Систематичность и последовательность:

  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение усвоенных норм.

3. Наглядность:

  • учет особенностей мышления.

4. Динамичность:

  • интеграция программы в разные виды деятельности

5. Дифференциация:

  • учет возрастных особенностей;
  • создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Средства реализации:

1. В программу включены такие разделы как:

  • «Я узнаю себя»,
  • «Я люблю солнце, воздух и воду»,
  • «Школа моего питания»,
  • «Знакомлюсь с азбукой ПДД».

 Сформулированы задачи от лица и с позиции ребенка.

Технология будет реализовываться в рамках «Утреннего круга» один раз в неделю, а также - в режимных моментах.

Темы разделов технологии интегрированы в различные режимные моменты:

  • игру,
  • прогулку,
  • индивидуальную работу,
  • самостоятельную деятельность детей.

2. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды способствует конструированию вариантов здорового образа жизни.

3. Работа с родителями предполагает системное и планомерное

взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры здоровья.

Ожидаемые результаты:

  • Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья;
  • Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни;
  • Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев;
  • Положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
  • Мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;
  • Начальные знания о своём организме, правильной осанке, охране зрения, полезности продуктов, профилактике плоскостопия, культуре поведения, самостоятельность;
  • Просвещение и повышение культуры воспитанников и родителей в     вопросах детского здоровья, рост посещаемости и снижение заболеваемости.

        

Целевой раздел технологии

Основной целью технологии является: Объединить стремление педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • создать условия по укреплению здоровья дошкольников;
  • формировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни человека;
  • обучение дошкольников необходимым технологиям, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
  • обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности;
  • реализовать Программу через распространение идей здорового образа жизни и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Необходимые предпосылки для реализации настоящей программы — организация в ДОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 5 до 7 лет.

Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда проводимой работы по формированию здорового образа жизни, и осуществлять её не только в ДОУ, но и в семье.

 Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему - «Здоровье ребенка - фундамент культуры будущего взрослого человека».

Здоровый образ жизни! Так, какой образ жизни можно назвать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения.

Содержательный раздел.

В каждом направлении работы по данной Программе выделены две части:

1. Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни.

2. Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.

Направления работы:

  • самопознание;
  • я и другие;
  • гигиенические правила;
  • питание и здоровье;        
  • основы ПДД;
  • основы личной безопасности и профилактика травматизма;
  • культуры потребления медицинских услуг.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учётом контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ. Она состоит из ряда направлений, каждый из которых включает комплекс тем.

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Сентябрь

  1. Экскурсия на спортивную площадку детского сада.
  2. Беседа «Как мальчик Вася решил закаляться».
  3. Дыхательная гимнастика «Задуй свечу», «Ленивая кошечка».
  4. Гимнастика для глаз «Тренировка», «Мой весёлый, звонкий мяч»

Беседа 1: «Как я устроен». Цель: уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя.

Беседа 2: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Цель: формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.

Беседы с родителями:

  • чистота тела;
  • организация сна;
  • мои чистые игрушки.

Октябрь

  1. Беседа «В октябре стол богатый, угощайтесь все ребята».
  2. Самомассаж «Божья коровка».
  3. Дыхательная гимнастика «Озорные щёчки - рот на замочке».
  4. Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Грибы».

Беседа 1: «Хозяйка с базара пришла». Цель: обобщить знания детей об овощах и фруктах, пользе, блюдам из них приготовленных.

Беседа 2: «Витаминная аптека». Цель: познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений.

Беседы с родителями:

  • витамины в компоте
  • ромашка от семи болезней
  • Заготовка листьев смородины и малины.

Ноябрь

  • Беседа «О расческе», «О носовом платке».
  • Дидактическая игра «Валеология. Кожа».
  • Самомассаж «Мытьё головы».
  • Пальчиковая игра «Обезьянки расчёсываются».

Беседа 1: «Личная гигиена». Цель: воспитывать устойчивые культурно – гигиенические навыки.

Беседа 2: «Доктор Чистюлькин». Цель: рассказать детям о функции кожи, микробах, взаимодействии человека с микробами.

практикум совместно с детьми «Самомассаж».

Декабрь

  • Беседа «Основы ПДД».
  • Беседа «Как мы дышим».
  • Дыхательная гимнастика  «Любопытная Варвара».
  • Самомассаж «Расслабься – напрягись», «Тёплые ручки».

Беседа 1: «Дорога – это интересно». Цель: формировать знание о правилах ПДД

Беседа 2: «Одевайся потеплей – выходи играть скорей». Цель: профилактика обморожений в зимнее время года.

  1. Презентация «ПДД для дошкольников».
  2. Катание на лыжах, коньках, санках и т.п.        

Январь

  • Беседа о лекарственных растениях.
  • Самомассаж «Добываем огонь», «Стряпаем».
  • Этюды на расслабление.
  • Гимнастика для глаз «Цветик – семицветик»

Беседа 1: «Не званный гость – грипп и простуда». Цель: профилактика инфекционных заболеваний.

Беседа 2: «Бабушка Федора и герань». Цель: формировать устойчивые представления у детей о пользе лекарственных растений.

  • Презентация «Лекарственные растения» (совместно с детьми).

Февраль

  • Беседа «Зимние забавы».
  • Гимнастика для глаз «Снежинка».
  • Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки», «Пирог».
  • Игровой массаж «Мячик – маляр».

Беседа 1 «Чтобы сильным, смелым быть, чтобы Родине служить» (развлечение). Цель: воспитывать дух патриотизма, совершенствовать физические умения и навыки.

Беседа 2: «Зимушка – зима, спортивная пора». Цель: уточнить знания детей о зимних видах спорта, воспитывать любовь к спорту.

  • Презентация – «Зимние виды спорта».

Март

  • Беседа «Части тела человека».
  • Подвижная игра «Вейся венок», «Карусель».
  • Артикуляционная гимнастика «Паровозик», «Расчёска».
  • Двигательные этюды «Капитан», «Добрый мальчик».

Беседа 1: «Как движутся части тела человека». Цель: познакомить детей с двигательной функцией частей тела человека.

Беседа  2: «Витамины на окне» (с элементами практических действий). Цель: воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.

Оздоровительные игры в семье:

  • на правильную осанку
  • на предупреждение плоскостопия

Апрель

  • Экскурсия в медицинский кабинет.
  • Дидактическая игра «Первая помощь».
  • Дыхательная гимнастика «Надуй шар, сдуй шар».
  • Самомассаж «Пальчики».

Беседа 1: «Для чего нужны прививки» (с приглашением медицинской сестры или врача из состава родителей).

Цель: дать детям первоначальные знания о необходимой профилактике заболеваний – прививке.

Беседа 2: «Зубы». Цель: формирование устойчивых знаний и умений по уходу за зубами.

  1. Изготовление плаката совместно с детьми «Здоровый человек».
  2. Презентация «ЗОЖ»

Май

  • Беседа «Солнце наш друг. Осторожно! Солнечный удар».
  • Дидактические игры по правилам безопасного поведения.

Беседа 1: «Правила поведения на воде». Цель: формировать у детей сознательное отношение к безопасности жизнедеятельности.

Беседа 2: «Солнце наш друг, солнце наш враг». Цель: научить детей следить за своим состоянием при длительном нахождении под солнцем.

  1. Праздник выходного дня «Поход с родителями в лес».        
  2. Изготовление плакатов о безопасности жизнедеятельности.

Литература

1.Смирнова Т.В «Ребенок познает мир»

2.Шипицына Л.М.  «Азбука общения».

3.Зайццев Г. «Уроки Мойдодыра»; «Уроки Айболита»; «Уроки этикета».

4.Швецов А.Г. «Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях».

5. Алябьева Е.А.» Психогимнастика в детском саду».

6. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь».

7. Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения».

8.Интернет-ресурсы:  https://nsportal.ru

https://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный конкурс детского творчества, посвященного Дню матери, «Мой подарок маме» в рамках открытого районного фестиваля «Россия начинается с тебя»

Мы решили поучаствовать в Районном конкурсе детского творчества, посвященного Дню матери ,"Мой подарок маме", который проходил в рамках открытого фестиваля Россия начинается с тебя"Победили наши талан...

"Добро начинается с тебя"

Цель:формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения друг с другом.Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков,развивать сообразительность,внимание...

Экологическая акция «Чистое село начинается с тебя»

Цель данного мероприятия – воспитание экологической культуры дошкольников, приобщение к решению экологических проблем своей малой Родины, развитие навыков природоохранного поведения в быту....

Грамота в фестивале "Россия начинается с тебя"

Грамота  в фестивале "Россия начинается с тебя"...

грамота в фестивале "Россия начинается с тебя"

Грамота в фестивале "Россия начинается с тебя"...

Грамота в фестивале "Россия начинается с тебя"

Грамота в фестивале "Россия начинается с тебя"...