Здоровье начинается с тебя
проект (старшая группа)
Образовательная технология
по здоровьесбережению детей
«Здоровье начинается с тебя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная технология
по здоровьесбережению детей
«Здоровье начинается с тебя»
Воспитатели:
Богданова Е.В.
Здоровьесбережение
Пояснительная записка
Индивидуальное здоровье каждого человека и здоровье общества являются единой неразрывной системой. Здоровье общества складывается в конечном результате из здоровья его членов, поэтому сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения должно являться приоритетной задачей государства, органов образования, родителей. 9/10 нашего счастья основано на здоровье. Здоровье можно определить, как способность человека приспосабливаться к окружающей среде и своим возможностям, противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, обеспечить свое благополучие и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни.
Исследования показали, что на здоровье человека оказывают влияние многие факторы. Так степень влияния наследственности, предрасположенность человека к определенным заболеваниям, составляют 20%, степень влияния окружающей среды 20%, образ жизни 50%, социальные факторы 10%.
Мы видим, что именно образ жизни человека определяет в большей степени его здоровье. Причем, в понятие здоровья включены духовная и физическая составляющие, которые являются неразрывными. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, а духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, которое обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем на отдых и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака.
Цель воспитательной работы группы – создание условий для развития высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество и саморазвитие. На фоне психологической напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Этому искусству здоровья и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.
От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.
Проблема оздоровления детей не занятие одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Цель: формирование у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Принципы создания технологии:
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных норм.
3. Наглядность:
- учет особенностей мышления.
4. Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности
5. Дифференциация:
- учет возрастных особенностей;
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Средства реализации:
1. В программу включены такие разделы как:
- «Я узнаю себя»,
- «Я люблю солнце, воздух и воду»,
- «Школа моего питания»,
- «Знакомлюсь с азбукой ПДД».
Сформулированы задачи от лица и с позиции ребенка.
Технология будет реализовываться в рамках «Утреннего круга» один раз в неделю, а также - в режимных моментах.
Темы разделов технологии интегрированы в различные режимные моменты:
- игру,
- прогулку,
- индивидуальную работу,
- самостоятельную деятельность детей.
2. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды способствует конструированию вариантов здорового образа жизни.
3. Работа с родителями предполагает системное и планомерное
взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры здоровья.
Ожидаемые результаты:
- Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья;
- Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни;
- Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев;
- Положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
- Мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;
- Начальные знания о своём организме, правильной осанке, охране зрения, полезности продуктов, профилактике плоскостопия, культуре поведения, самостоятельность;
- Просвещение и повышение культуры воспитанников и родителей в вопросах детского здоровья, рост посещаемости и снижение заболеваемости.
Целевой раздел технологии
Основной целью технологии является: Объединить стремление педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- создать условия по укреплению здоровья дошкольников;
- формировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни человека;
- обучение дошкольников необходимым технологиям, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
- обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности;
- реализовать Программу через распространение идей здорового образа жизни и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
Необходимые предпосылки для реализации настоящей программы — организация в ДОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 5 до 7 лет.
Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда проводимой работы по формированию здорового образа жизни, и осуществлять её не только в ДОУ, но и в семье.
Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему - «Здоровье ребенка - фундамент культуры будущего взрослого человека».
Здоровый образ жизни! Так, какой образ жизни можно назвать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения.
Содержательный раздел.
В каждом направлении работы по данной Программе выделены две части:
1. Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни.
2. Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.
Направления работы:
- самопознание;
- я и другие;
- гигиенические правила;
- питание и здоровье;
- основы ПДД;
- основы личной безопасности и профилактика травматизма;
- культуры потребления медицинских услуг.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учётом контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ. Она состоит из ряда направлений, каждый из которых включает комплекс тем.
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Сентябрь
- Экскурсия на спортивную площадку детского сада.
- Беседа «Как мальчик Вася решил закаляться».
- Дыхательная гимнастика «Задуй свечу», «Ленивая кошечка».
- Гимнастика для глаз «Тренировка», «Мой весёлый, звонкий мяч»
Беседа 1: «Как я устроен». Цель: уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя.
Беседа 2: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Цель: формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.
Беседы с родителями:
- чистота тела;
- организация сна;
- мои чистые игрушки.
Октябрь
- Беседа «В октябре стол богатый, угощайтесь все ребята».
- Самомассаж «Божья коровка».
- Дыхательная гимнастика «Озорные щёчки - рот на замочке».
- Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Грибы».
Беседа 1: «Хозяйка с базара пришла». Цель: обобщить знания детей об овощах и фруктах, пользе, блюдам из них приготовленных.
Беседа 2: «Витаминная аптека». Цель: познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений.
Беседы с родителями:
- витамины в компоте
- ромашка от семи болезней
- Заготовка листьев смородины и малины.
Ноябрь
- Беседа «О расческе», «О носовом платке».
- Дидактическая игра «Валеология. Кожа».
- Самомассаж «Мытьё головы».
- Пальчиковая игра «Обезьянки расчёсываются».
Беседа 1: «Личная гигиена». Цель: воспитывать устойчивые культурно – гигиенические навыки.
Беседа 2: «Доктор Чистюлькин». Цель: рассказать детям о функции кожи, микробах, взаимодействии человека с микробами.
практикум совместно с детьми «Самомассаж».
Декабрь
- Беседа «Основы ПДД».
- Беседа «Как мы дышим».
- Дыхательная гимнастика «Любопытная Варвара».
- Самомассаж «Расслабься – напрягись», «Тёплые ручки».
Беседа 1: «Дорога – это интересно». Цель: формировать знание о правилах ПДД
Беседа 2: «Одевайся потеплей – выходи играть скорей». Цель: профилактика обморожений в зимнее время года.
- Презентация «ПДД для дошкольников».
- Катание на лыжах, коньках, санках и т.п.
Январь
- Беседа о лекарственных растениях.
- Самомассаж «Добываем огонь», «Стряпаем».
- Этюды на расслабление.
- Гимнастика для глаз «Цветик – семицветик»
Беседа 1: «Не званный гость – грипп и простуда». Цель: профилактика инфекционных заболеваний.
Беседа 2: «Бабушка Федора и герань». Цель: формировать устойчивые представления у детей о пользе лекарственных растений.
- Презентация «Лекарственные растения» (совместно с детьми).
Февраль
- Беседа «Зимние забавы».
- Гимнастика для глаз «Снежинка».
- Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки», «Пирог».
- Игровой массаж «Мячик – маляр».
Беседа 1 «Чтобы сильным, смелым быть, чтобы Родине служить» (развлечение). Цель: воспитывать дух патриотизма, совершенствовать физические умения и навыки.
Беседа 2: «Зимушка – зима, спортивная пора». Цель: уточнить знания детей о зимних видах спорта, воспитывать любовь к спорту.
- Презентация – «Зимние виды спорта».
Март
- Беседа «Части тела человека».
- Подвижная игра «Вейся венок», «Карусель».
- Артикуляционная гимнастика «Паровозик», «Расчёска».
- Двигательные этюды «Капитан», «Добрый мальчик».
Беседа 1: «Как движутся части тела человека». Цель: познакомить детей с двигательной функцией частей тела человека.
Беседа 2: «Витамины на окне» (с элементами практических действий). Цель: воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.
Оздоровительные игры в семье:
- на правильную осанку
- на предупреждение плоскостопия
Апрель
- Экскурсия в медицинский кабинет.
- Дидактическая игра «Первая помощь».
- Дыхательная гимнастика «Надуй шар, сдуй шар».
- Самомассаж «Пальчики».
Беседа 1: «Для чего нужны прививки» (с приглашением медицинской сестры или врача из состава родителей).
Цель: дать детям первоначальные знания о необходимой профилактике заболеваний – прививке.
Беседа 2: «Зубы». Цель: формирование устойчивых знаний и умений по уходу за зубами.
- Изготовление плаката совместно с детьми «Здоровый человек».
- Презентация «ЗОЖ»
Май
- Беседа «Солнце наш друг. Осторожно! Солнечный удар».
- Дидактические игры по правилам безопасного поведения.
Беседа 1: «Правила поведения на воде». Цель: формировать у детей сознательное отношение к безопасности жизнедеятельности.
Беседа 2: «Солнце наш друг, солнце наш враг». Цель: научить детей следить за своим состоянием при длительном нахождении под солнцем.
- Праздник выходного дня «Поход с родителями в лес».
- Изготовление плакатов о безопасности жизнедеятельности.
Литература
1.Смирнова Т.В «Ребенок познает мир» |
2.Шипицына Л.М. «Азбука общения». |
3.Зайццев Г. «Уроки Мойдодыра»; «Уроки Айболита»; «Уроки этикета». |
4.Швецов А.Г. «Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях». |
5. Алябьева Е.А.» Психогимнастика в детском саду». |
6. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь». |
7. Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения». |
8.Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru https://www.maam.ru/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-891391-1486586594.jpg)
Районный конкурс детского творчества, посвященного Дню матери, «Мой подарок маме» в рамках открытого районного фестиваля «Россия начинается с тебя»
Мы решили поучаствовать в Районном конкурсе детского творчества, посвященного Дню матери ,"Мой подарок маме", который проходил в рамках открытого фестиваля Россия начинается с тебя"Победили наши талан...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-618648-1428138419.jpg)
"Добро начинается с тебя"
Цель:формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения друг с другом.Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков,развивать сообразительность,внимание...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/17/picture-970586-1531840278.jpg)
Экологическая акция «Чистое село начинается с тебя»
Цель данного мероприятия – воспитание экологической культуры дошкольников, приобщение к решению экологических проблем своей малой Родины, развитие навыков природоохранного поведения в быту....