Проект «Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут!»
проект (старшая группа)

Галина Федоровна Филатова

В дошкольном возрасте необходимо формировать  у детей представления о здоровом образе жизни, в частности, о необходимости заниматься спортом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sohranit_zdorove_nam_pomogut.docx63.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 45»

460003, г Оренбург, пер. Станочный, №8, тел. (3532) 43-30-45

MBDOU45.569151@yandex.ru

       Проект «Быть здоровыми все могут —

                спорт и отдых нам помогут!»

 

 

                                                               Составила:

                                                                                               воспитатель высшей

                                                                                           

                                                          квалификационной категории

                                                                                                         

                                                               Филатова Г.Ф.

г. Оренбург

2023г.

Проект «Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут!»

Тема проекта: «Соблюдение двигательного режима».

 Возраст детей: 5—6 лет (старшая группа).

Срок реализации: 2 недели.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, музыкальный руководитель, медсестра детского сада.

Цель: формировать основу культуры здоровья.

Задачи

  1. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни и потребности в нем.
  2. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  3. Воспитывать и закреплять культурно-гигиенические навыки.
  4. Расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни: занятие спортом и сон (отдых).
  5. Формировать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься физкультурой и спортом.

Актуальность: в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей представления о здоровом образе жизни, в частности о важности сна и необходимости заниматься спортом.

Ожидаемый результат

  1. Дети имеют начальные представления о составляющих здорового образа жизни (движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.
  2. Знают о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.

Итоговое мероприятие: викторина «В здоровом теле — здоровый дух!» создание макета «Спортивный городок „Семицветик"».

Интеграция содержания образовательных областей на основе проекта «Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут!»

(Системная паутинка проекта)

Познавательное развитие

1. Знакомство с организмом человека, его потребностями в отдыхе, сне и движении.

  1. Знакомство с различными видами спорта (зимними и летними), их особенностями.
  2. Знакомство с пятигранником (рисунок на футбольном мяче), цифрой «11» (количество игроков футбольной команды).
  3. Знакомство с природными явлениями (вулкан — действующий и спящий (потухший)) и особенностями природы в осенне-зимний период.

Социально-коммуникативное развитие

  1. Дидактические игры «Найди десять отличий», «Лабиринт», «Собери картинку», «Подумай. Сосчитай. Расскажи», лото «Валеология», «Летние виды спорта».
  2. Пазлы «Летние виды спорта».

3.Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Уложи куклу
спать», «Доктор. Оказание первой помощи спортсмену при ушибе».

  1. Просмотр видеосюжетов о пользе сна и спорта.
  2. Обсуждение ситуаций «Если вы остались дома одни», «Оказание первой помощи при ушибе, растяжении во время занятий спортом», «Правила безопасности на льду», «Правила безопасности в бассейне (на воде)», «Правила дорожного движения на велосипеде», «Оказание первой помощи спасенному из воды».
  3. Знакомство с профессией спортсмена и трудом людей, работающих в сфере спорта.
  4. Формирование умений заправлять кровать после сна, поддерживать порядок в спальной комнате, привычки быть опрятным, соблюдать культуру гигиены.
  5. Развитие желания помогать друг другу; совершенствование умения одеваться после сна и раздеваться перед сном, не отвлекаясь.

Речевое развитие

  1. Русские народные пословицы и поговорки, загадки о спорте, сне.
  2. Беседы «Виды спорта» (летние и зимние), «Как мы отдыхаем в выходные дни», «Сны», «Что нужно для здорового сна?»
  3. Речевые игры «Угадай по описанию», «Назови одним словом», «Назови как можно больше предметов», «Дополни предложение».
  4. Разгадывание кроссвордов на тему «Спорт» (совместно с воспитателем).

Художественно-эстетическое развитие Чтение художественной литературы

  1. Г. Акимова «Сказка про дедушку Дрему».
  2. Е. Чарушин «Томкины сны».
  3. Л. Толстой «Заяц и еж», «Сказки на ночь».
  4. Н. Спехова «Добрый сон ежика».
  5. М. Чистякова «Спи, малыш».
  6. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

Примечание. Произведения подбирались в соответствии с темой первой недели проекта: «Если сладко спится — сон хороший снится».

Пение и слушание музыки

  1. А. Леньков «Сборник русских народных сказок „Сказки дедушки Дремы"» (аудиокнига).
  2. Музыкотерапия (профилактика утомляемости, снятие раздражения, тревожности, успокаивающая музыка, релаксация и саморегуляция), рекомендуемая программой В. Коваленко «К здоровой семье через детский сад» (см. 1.2.1).
  3. Слушание колыбельных песен (П. Чайковский).
  4. Исполнение колыбельных «Баю-баюшки», «Уж ты, котенька...», Р. Паулс «Сон приходит».

Продуктивная деятельность

  1. Аппликация «Медведь готовится к зиме» (сон), «Рыбка» (плавание).
  2. Лепка «Футбольный мяч».
  1. Рисование «Вулкан», «Олимпийский Чебурашка», «Наши сны», «Детки на зарядке», «Хоккей», «Футболисты», «Волейболисты», «Пловцы».
  2. Конструирование «Кроватка для мишутки».
  3. Раскраски «Зимние и летние виды спорта».
  4. Изготовление фигурок для макета «Спортивный городок „Семицветик"»: «Футболисты», «Волейболисты», «Пловцы».

Физическое развитие

  1. Т. Е. Харченко «Утренняя гимнастика».
  2. Детское радио «Утренняя гимнастика».
  3. Игра в футбол, игры с элементами баскетбола (ведение мяча правой рукой, перевод мяча с правой на левую руку).
  4. Подвижные игры «Совушка-сова», «День — ночь», «Дрема», «Зайчик, зайчик, сколько время?», «У медведя во бору», «Мячик кверху», «Бездомный заяц», «Попади в цель», «Жмурки».
  5. Игра малой подвижности «Найди и промолчи».
  6. Материалы программы В. Коваленко «К здоровой семье через детский сад».
  7. Беседы «Правильные нагрузки на занятиях физкультурой», «Гигиенические процедуры перед и после сна и их польза для здоровья», «Что нужно для здорового сна?», «Лечебная физкультура».
  8. Занятия ЛФК.

Этапы реализации проекта «Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут!»

 Подготовительный этап (выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности).

РАБОТА С ДЕТЬМИ Предварительные беседы с детьми. Начальный мониторинг.

Подбор иллюстраций, книг, видео- и аудиозаписей, настольно-печатных и дидактических игр по теме проекта.

Составление системной паутинки по проекту. Педагогические ресурсы

  1. Вопросы мониторинга.
  2. Анализ результатов начального мониторинга.
  3. Материалы программы В. Коваленко «К здоровой семье через детский сад».
  4. Интернет-ресурсы, книги, методические пособия.
  5. Книга Н. И. Кравцовой «Русское народное поэтическое творчество» .
  6. Русские народные колыбельные, скороговорки, загадки.

7.Мультфильм «Умка».
Задачи

  1. Изучить и выявить проблемы в представлениях детей о способах охраны здоровья, необходимости соблюдения режима дня, значении спорта в жизни человека.
  2. Спланировать деятельность во время проекта.
  3. Подобрать материалы для работы над проектом.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Ознакомление с темой проекта.
  2. Консультирование родителей по теме проекта.
  3. Обсуждение с родителями и выбор формы реализации проекта.
  1. Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды в группе.

Педагогические ресурсы

  1. Системная паутинка по проекту.
  2. Материалы программы В. Коваленко «К здоровой семье через детский сад».

3.Интернет-ресурсы, книги, телепередачи, пропагандирующие ЗОЖ.
Задачи

  1. Развивать педагогическую инициативу родителей.
  2. Повышать компетентность родителей в сфере здоровья.
  3. Развивать интерес к жизни детей в детском саду.
  1. Привлечь родителей к совместному созданию макета «Спортивный городок „Семицветик"».

Основной этап (содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей в рамках проекта).

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Образовательная область «Познавательное развитие»

Педагогические ресурсы

1. Беседы, педагогические ситуации: знакомство с организмом, его потребностями в отдыхе, сне и движении.

  1. «Первая энциклопедия малыша. Твое тело», «Энциклопедия для детей. Биология».
  2. Беседы по содержанию книг, энциклопедий, мультфильмов.
  3. Беседы по просмотренным иллюстрациям, картинкам на тему «Спорт»

5.Дидактические пособия «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта»
Варианты работы с дидактическими пособиями

Цель — систематизировать представления о видах спорта.

А) После сбора и рассматривания получившихся картинок воспитател спрашивает у ребенка, какие виды спорта он знает, обсуждает с ребенко! изображения: как называются спортсмены, занимающиеся тем или иным ви дом спорта, какие предметы (спортивный инвентарь) они используют, в че смысл и правила спортивных игр.

Б) Рассуждение об Олимпийском движении (летняя и зимняя Олимпиады Каким видом спорта хотел бы заняться ребенок? Почему?

В) Беседа по карточкам: летний или зимний этот вид спорта? Одиночны или командный? Сколько человек играют в команде?

6.Актуализация знаний при совместных просмотрах спортивных телетранс
ляций, чтении и рассматривании книг о великих спортсменах прошлого и современности (принесенных детьми и родителями в процессе реализации проекта

Задачи

  1. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни и потребности в нем.
  2. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  3. Расширять представления о составляющих здорового образа жизни: занятиях спортом и сне (отдыхе).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Педагогические ресурсы

1.        Видеосюжет «Летняя Олимпиада».

2.        Мультфильмы «Смешарики»: «Азбука здоровья», «Футбол», «Хоккей
«Бобслей», «Фигурное катание».

3.        Видеоматериал для занятия по экологии «Извержение вулкана».

4.        Дидактические игры «Найди десять отличий», «Лабиринт», «Собе
картинку» (изображения спортивных игр), «Подумай. Сосчитай. Расскажи
«Летние виды спорта», лото «Валеология».

Игра «Найди десять отличий»

Эта старая, всем известная игра. Она увлекательная и простая. Воспитатель «Внимательно рассмотри обе картинки. На первый взгляд может показать, что они одинаковые, но это не так. Эти картинки разные. Имеются десять отличий. Найдешь все десять — и ты победитель!»

Карточная викторина «Летние виды спорта» .

На столе лежат разрезанные карточки с изображениями видов спорта. Ребенок выбирает по одной и отвечает на вопросы викторины,

например: «Сколько человек могут находиться на футбольном поле во время игры?»

Игра «Лабиринт»

Воспитатель предлагает ребенку карточку: нужно соединить изображения видов спорта и мячей, которые в них используются.

Игра «Подумай. Сосчитай. Расскажи» с использованием пособия [2]. Ребенок рассматривает картинки с видами спорта. Варианты беседы:

  • Покажи, кто из спортсменов играет в футбол, занимается художественной гимнастикой...
  • Мужчина, играющий в баскетбол, — это... А женщина?
  • Один — пловец, а много...
  • Что необходимо волейболисту для занятия спортом?

—        Посчитай, сколько спортсменов пользуется мячом? Лото «Валеология» (издательство «Весна-Дизайн», 2010).

Детям выдают две карты формата А4: одной команде — «Здоровый сон», другой — «Нездоровый сон». К картам приложены 10 карточек с изображениями здорового и нездорового сна (из них 5 картинок подходят к карте «Здоровый сон», другие 5 картинок — к карте «Нездоровый сон»). Детям предлагают выбрать карточки, которые подходят к их заданию.

5.Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Уложи куклу
спать», «Доктор» (оказание первой помощи спортсмену при ушибе).

Задачи

  1. Развивать игровую деятельность детей.
  2. Расширять социальный опыт ребенка.
  3. Развивать умения действовать в соответствии с ролью, договариваться друг с другом, придерживаться правил игры, взаимодействовать со взрослыми.
  1. Беседы и обсуждение безопасного поведения дома, на улице, во время занятия спортом: «Если вы остались дома одни», «Оказание первой помощи при ушибе, растяжении во время занятий спортом», «Правила безопасности на льду», «Правила безопасности в бассейне (на воде)», «Правила дорожного движения на велосипеде», «Оказание первой помощи спасенному из воды» .

Задача — закреплять представления детей о безопасном поведении во время занятий спортом.

  1. Деятельность по укреплению здоровья и здоровьесбережению.
  1. Поддержание гигиенических норм в спальне, в группе, во время приема пищи.
  2. Формирование умений заправлять кровать после сна, поддерживать порядок в спальной комнате, привычки быть опрятным, соблюдать культуру гигиены.

10.        Развивать желание помогать друг другу; совершенствовать умение
одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, после и перед сном.

Задачи

  1. Воспитывать и закреплять культурно-гигиенические навыки.
  2. Развивать слаженность действий в коллективе.

Образовательная область «Речевое развитие» Педагогические ресурсы

  1. Беседы «Виды спорта» (летние и зимние), «Как мы отдыхаем в выходные дни», «Сны», «Что нужно для здорового сна?»
  2. Речевые игры.

Игра «Назови одним словом»

Ведущий предлагает детям продолжить фразу одним словом.

  • Человек, играющий в футбол, — ...
  • Девочка, занимающаяся фигурным катанием, — ...
  • Люди, занимающиеся танцами, — ...
  • Человек, скачущий на лошади, — ...
  • Девочка, занимающаяся гимнастикой, — ...
  • Спортсменка, прыгающая в высоту, — ...
  • Игра «Угадайка»

Для игры потребуется набор картинок на тему «Спорт». Ведущий описывает спортсмена, изображенного на картинке. Играющим надо узнать спортсмена по описанию.

Игра «Назови как можно больше предметов»

Цель — развивать внимание, учить четко произносить слова.

Дети становятся в ряд, затем по очереди называют предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большое количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Можно задавать детям наводящие вопросы: «Что висит на стене? Что находится за дверью?» и т. п.

Усложнение: предлагается называть слова, связанные со спортом и поддержанием здоровья.

Игра «Дополни предложение»

Детям предлагается начальное предложение, например «Мы играем». Каждый ребенок (по очереди) дополняет предложение словами (можно с предлогом). Выигрывает тот, кто последним дополнил предложение, и оно получилось самым длинным.

Мы играем.

Мы играем с мячом.

Мы играем с мячом на поляне.

Мы играем с мячом на большой поляне.

Вечером мы играем с мячом на большой поляне.

Варианты начальных предложений

Мы строим.

Бабушка живет.

 Лыжи стоят.

Мяч лежит.

 Девочка прыгает.

3.Разгадывание кроссвордов на тему «Спорт» (совместно с воспитателем).

Как называется игра, для которой необходимы большое поле с травяным покрытием, две команды, двое ворот, 24 игрока, трое судей и один круглый предмет? (Футбол.)

Как называется спортивное сооружение, в котором есть бортики, дорожки, тумбы, вышки и много воды? (Бассейн.)

Как называется игра, для которой необходимы пространство с гладким полом, разделенным сеткой пополам, две команды и один круглый предмет? (Волейбол.)

Как называется ситуация в хоккее или футболе, когда шайба или мяч попадает в ворота? (Гол.)

Этой частью тела не разрешается играть в волейболе и баскетболе, но разрешается в футболе. (Ноги.)

4.        Русские народные пословицы и поговорки, загадки.
Пословицы и поговорки о пользе сна

Сон — лучшее лекарство.

Выспишься — помолодеешь.

Сон лучше всякого богатства.

Подушка — лучшая подружка.

Нет такого силача, которого сон не поборет.

Беспечальному сон сладок.

Сонное царство (то есть когда все спят).

Куда ночь, туда и сон.

Загадки про сон

Что слаще сладкого?

Вроде нету, вроде есть, слаще меда, а не счесть.

Что слаще меда и сильнее льва?

На весах не взвесишь, на базаре не продашь, но нет на свете милее его.

Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдет.

И рать, и воеводу — всех повалил.

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Задачи

1)Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и. взрослыми (в том числе моральным).

  1. Воспитывать умение найти нужное слово.
  2. Пополнять активный словарь, развивать диалогическую и связную речь.

Бабушка живет. Лыжи стоят. Мяч лежит. Девочка прыгает.

3.Разгадывание кроссвордов на тему «Спорт» (совместно с воспитате-
лем).

Как называется игра, для которой необходимы большое поле с травяным юкрытием, две команды, двое ворот, 24 игрока, трое судей и один круглый предмет? (Футбол.)

Как называется спортивное сооружение, в котором есть бортики, дорожки, тумбы, вышки и много воды? (Бассейн.)

Как называется игра, для которой необходимы пространство с гладким олом, разделенным сеткой пополам, две команды и один круглый предмет? (Волейбол.)

Как называется ситуация в хоккее или футболе, когда шайба или мяч опадает в ворота? (Гол.)

Этой частью тела не разрешается играть в волейболе и баскетболе, но «решается в футболе. (Ноги.)

4.        Русские народные пословицы и поговорки, загадки.
Пословицы и поговорки о пользе сна

Сон — лучшее лекарство.

Выспишься — помолодеешь.

Сон лучше всякого богатства.

Подушка — лучшая подружка.

Нет такого силача, которого сон не поборет.

Беспечальному сон сладок.

Сонное царство (то есть когда все спят).

Куда ночь, туда и сон.

Загадки про сон

Что слаще сладкого?

Вроде нету, вроде есть, слаще меда, а не счесть. Что слаще меда и сильнее льва?

На весах не взвесишь, на базаре не продашь, но нет на свете милее его.

Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдет.

И рать, и воеводу — всех повалил.

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Задачи

  1. Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и прави-взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе мораль-)•
  2. Воспитывать умение найти нужное слово.
  3. Пополнять активный словарь, развивать диалогическую и связную

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Педагогические ресурсы

Чтение художественной литературы

  1. Знакомство с русским народным творчеством (колыбельные, скороговорки и т. п.).
  2. Разучивание слов песни «Колыбельная медведицы» (Ю. Яковлев).
  3. Просмотр обучающих мультфильмов.
  4. Г. Акимова «Сказка про дедушку Дрему».
  5. Е. Чарушин «Томкины сны».
  6. Л. Толстой «Заяц и еж».
  7. Сборник сказок народов мира «Сказки на ночь» (ред.-сост. С. Станкевич).
  8. Н. Спехова «Добрый сон ежика».
  9. М. Чистякова «Спи, малыш».

10.Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

Задача — познакомить детей с разными жанрами художественной литературы.

Пение и слушание музыки

  1. А. Леньков «Сборник русских народных сказок „Сказки дедушки Дремы"» (аудиокнига).
  2. Музыкотерапия (профилактика утомляемости, снятие раздражения, тревожности, успокаивающая музыка, релаксация и саморегуляция), рекомендованная программой В. Коваленко «К здоровой семье через детский сад» (см. 1.2.1).
  1. Слушание колыбельных песен (П. Чайковский).

4.        Исполнение колыбельных «Баю-баюшки», «Уж ты, котенька...»,
Р. Паулс «Сон приходит».

Задачи

  1. Приобщать к музыкальному искусству.
  2. Профилактика утомляемости, снятие раздражения, тревожности.
  3. Обучать приемам релаксации и саморегуляции. Продуктивная деятельность

  1. Аппликация «Медведь готовится к зиме» (сон), «Рыбка» (плавание).
  2. Лепка «Футбольный мяч».
  3. Рисование «Вулкан», «Олимпийский Чебурашка», «Наши сны», «Детки на зарядке».
  4. Конструирование «Кроватка для мишутки».
  5. Изготовление атрибутов для макета «Спортивный городок „Семицветик"» (макеты домов и спортивных сооружений, фигурки спортсменов — «Футболисты», «Волейболисты», «Пловцы).

Задачи

  1. Развивать изобразительные и конструктивные навыки, творчество.
  2. Учить вырезать по нарисованному контуру, самостоятельно изготавливать детали по образцу.
  3. Совершенствовать навыки работы с клеем, ножницами, бумагой

Образовательная область «Физическое развитие» Педагогические ресурсы

  1. Пособие Т. Харченко «Утренняя гимнастика» (сборник упражнений).
  2. Детское радио: «Утренняя гимнастика».
  3. Игра в футбол, игры с элементами баскетбола (ведение мяча правой рукой, перевод мяча с правой на левую руку).

4.        Подвижные игры.
Игра «Совушка-сова»

Играют 4—6 человек. Один из играющих — «совушка» — находится в небольшом кругу (в «гнезде»). Остальные свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек, лягушек.

По сигналу ведущего «Ночь наступает!» все останавливаются, замирают на месте, а «совушка» вылетает на охоту.

Заметив пошевелившегося игрока, «совушка» берет его за руку и уводит в «гнездо». Если «совушка» не заметит пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «День!», то она «улетает в гнездо» одна, без «добычи».

Когда играющие услышат «День!», они снова начинают двигаться. После двух-трех повторений выбирают новую «совушку».

В этой игре дети должны хорошо знать правила. «Совушка» не должна долго наблюдать за одним и тем же игроком. Вырываться от «совушки» нельзя.

Игра «День — ночь»

Играют 5 и более детей. Для игры требуется ровная площадка размером примерно 30x10 метров.

Две команды становятся спиной друг к другу на расстоянии 1,5—2 метра посередине площадки. Перед каждой командой в 10—15 метрах за линией находится ее «дом». Одна команда — «День», другая — «Ночь». Если ведущий произносит слово «день», команда с этим названием убегает в свой «дом», а другая ее догоняет. При слове «ночь» команды меняются ролями. Выигрывает команда, игроки которой осалят большее число соперников. Для соблюдения равных условий важно, чтобы обе команды участвовали в ловле игроков одинаковое число раз.

Игра «Дрема»

Считалкой выбирают. «Дрему»:

Сидит Дрема, сидит Дрема, Сидит Дрема со своей дремотою. Встает Дрема, встает Дрема, Встает Дрема со своей дремотою. Ходит Дрема, ходит Дрема, Ходит Дрема со своей дремотою. Ловит Дрема, ловит Дрема, Ловит Дрема со своей дремотою.

Водящий — «Дрема» — сидит с закрытыми глазами в кругу, остальные дети водят вокруг него хоровод. По словам приговорки водящий сначала встает, потом начинает ходить. После слов «ловит Дрема со своею дремотою» дети разбегаются, а водящий открывает глаза и ловит зазевавшихся игроков.

Игра «У медведя во бору»

Одного из детей выбирают «медведем». Чертят два круга: один — «берлога медведя», другой — «дом» для остальных детей. Дети выходят из «дома» со словами:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит И на нас рычит!

На последнем слове «медведь» с рычанием выбегает из «берлоги», а дети бегут в «дом». Пойманный становится «медведем».

Игра «Бездомный заяц»

Цель — развивать мышление, внимательность, выносливость, реакцию.

Выбирают «охотника» и «бездомного зайца»; остальные дети — «зайцы», каждый чертит себе круг («домик») и встает в него.

В ходе игры «бездомный заяц» спасается бегством от «охотника», при этом ему разрешается облегчить себе игру, в любой момент забежав в первый попавшийся круг. Тогда уже игрок, стоявший в этом кругу, становится «бездомным зайцем» и должен убегать от «охотника». Пойманный «заяц» становится «охотником», а бывший «охотник» — «бездомный зайцем».

Игра «Жмурки»

Оптимальное количество игроков — 4—7.

Считалкой выбирают водящего — «жмурку». Ему завязывают глаза шарфом или платком, отводят на середину комнаты и крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве. Происходит диалог:

  • Кот, кот, на чем стоишь?
  • На квашне.
  • Что в квашне?
  • Квас.
  • Лови мышей, а не нас!

После этого игроки разбегаются, а «жмурка» их ловит. Убегая от «жмурки», игроки хлопают в ладоши, чтобы привлечь его внимание. (Вместо хлопков ладонями можно использовать колокольчики — если столько наберется.) «Жмурка» должен поймать любого игрока и опознать его: в случае успеха, пойманный становится «жмуркой».

Правила. Игрокам нельзя вырываться, когда они пойманы. Нельзя ставить подножки или как-то толкать «жмурку» — это может привести к травмам. Если

 «жмурка» близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть: «Огонь!», но нельзя так делать, чтобы отвлечь «жмурку» от игрока. Необходимо следить, чтобы «жмурка» не подглядывал через дырочки возле носа (затянуть потуже повязку).

Игра «Попади в цель» (с коробкой и шариками).

Для проведения игры необходимы картонный ящик и шарики для пинг-понга. В перевернутом вверх дном картонном ящике прорезают три дырки разных размеров: в любую из них должен легко проходить шарик пинг-понга. Ящик закрепляют так, чтобы он не двигался.

Игрок получает 5 шариков: с определенного расстояния он должен забросить их в отверстия коробки. За попадание в широкое, среднее и маленькое отверстия начисляется разное количество очков.

Игра «Попади в цель» (с обручами и мячиками).

Для игры необходимо четыре обруча, на которые натянута тонкая бумага, три «снежка» (мячика) для каждого игрока и игрушка (например, зайчик или лисичка).

Взрослый держит обруч вертикально на уровне глаз ребенка, который стоит в трех метрах от него. Ребенок бросает «снежок» в цель (обруч) три раза. Если бумага порвалась, то из образовавшегося отверстия показывается игрушка, которая как бы приветствует меткого стрелка. Если «снежок» попал в цель, но не прорвал бумагу, игрушка появляется над обручем. За каждое попадание засчитывается одно очко.

Игра «Мячик кверху»

Дети встают в круг близко друг к другу, водящий идет в его середину (место водящего лучше очертить небольшим кружком) и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Остальные игроки в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Если водящий не поймал мяч, который далеко укатился, прежде чем кричать: «Стой!», ему нужно догнать мяч и вернуться на свое место. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь, и игра продолжается.

Правила. Водящий бросает мяч как можно выше, и только после слов «Мячик кверху!» водящему разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова «Стой!» продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Убегая от водящего, дети не должны прятаться за постройки или деревья.

Вариант. Водящий стоит в центре круга и выполняет упражнение с мячом, дети считают до пяти. На счет «пять» они быстро разбегаются. Водящий кричит: «Стой!» — и бросает мяч в того из играющих, кто стоит ближе. Запятнанный становится водящим. Если он промахнулся, то должен догнать мяч, а дети в это время стараются убежать как можно дальше. На сигнал «Стой!» все останавливаются, водящий вновь старается осалить кого-нибудь.

5. Игры малой подвижности.

Игра «Найди и промолчи»

Все дети выходят в соседнюю комнату. Ведущий прячет какой-либо предмет, заранее показанный участникам. Предмет должен быть спрятан на видном месте, то есть там, где его можно увидеть, ничего не трогая, не поднимая и не отодвигая. После того как предмет спрятан, ведущий зовет детей и предлагает начать поиски (ничего не трогая, не поднимая и не двигая). Как только кто-то находит спрятанный предмет, он должен сказать об этом ведущему на ухо, затем тихо отойти в сторону и сесть, чтобы никто не заметил, где им был найден предмет. Игра продолжается, пока все не найдут спрятанный предмет. Первый нашедший считается победителем и заслуживает право в следующей игре самому спрятать предмет.

Задача — формировать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься физкультурой и спортом.

  1. Материалы программы В. Коваленко «К здоровой семье через детский сад»
  2. Сон без маечек, босохождение по «тропе здоровья», контрастное обтирание, обширное умывание после сна, ходьба по мокрым соляным дорожкам, воздушные ванны.
  3. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик», «Муха».
  1. Беседы «Правильные нагрузки на занятиях физкультурой», «Гигиенические процедуры перед и после сна и их польза для здоровья», «Что нужно для здорового сна?», «Лечебная физкультура».
  1. Занятия ЛФК.

Задача — расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Участие в организации выставки «Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут!»: родители совместно с детьми создают семейные газеты «Наши спортивные надежды», в свободной форме представляя информацию о спортивных достижениях детей.
  2. Индивидуальные и подгрупповые консультации «Русские колыбельные», «Значение дневного сна в жизни ребенка», «Занятия спортом: ведем здоровый образ жизни», «Чтение книг перед сном».
  3. Совместный просмотр дома с детьми спортивных передач, мультфильмов и совместное обсуждение просмотренного.
  4. Беседы с родителями о результатах посещения детьми спортивных секций.
  1. Рекомендации по чтению художественной литературы перед сном и применению музыкотерапии.
  2. Организация к созданию видеофильма по проекту, сбор фотографий, журналов, книг, создание кроссвордов по теме «Сон, спорт и отдых».

Педагогические ресурсы

  1. Индивидуальные и подгрупповые консультации «Русские колыбельные», «Значение дневного сна в жизни ребенка», «Занятия спортом: ведем здоровый образ жизни», «Чтение книг перед сном».
  2. Совместный просмотр дома с детьми спортивных передач
  3. 3.Посещение спортивных секций

Задачи

  1. Привлекать родителей к занятиям с детьми различными видами спорта.
  2. Привлекать родителей к изготовлению совместно с детьми плакатов, стенгазет, кроссвордов на тему «Сон, спорт, отдых».
  3. Организовать создание макета «Спортивный городок „Семицветик"» (материалы: проволока, панель для макета, сетка для ворот и т. п.).
  4. Побудить родителей к изучению спортивной жизни города (в частности, детского спорта).
  5. Активизировать деятельность по посещению спортивных мероприятий и участию в них.

6)        Развивать кругозор, инициативность, ответственное отношение
к своему здоровью и здоровью своего ребенка.

Итоговый этап

  1. Итоговые мероприятия: викторина «В здоровом теле — здоровый дух», создание макета «Спортивный городок „Семицветик"».

Цель — актуализация знаний и умений детей, полученных ходе реализации проекта.

  1. Итоговый мониторинг

Цель — проследить результативность проделанной работы.

Вопросы к мониторингу

Какие виды спорта ты знаешь?

Занимаешься ли ты каким-нибудь спортом?

Делаешь ли ты дома зарядку?

Зачем нужно спать?

Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Здоровый и нездоровый сон — какие они? Критерии оценки

Высокий уровень. Ребенок верно ответил на 5—6 вопросов мониторинга, имеет начальные представления о составляющих здорового образа жизни (движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдает режима дня.

Средний уровень. Ребенок верно ответил на 3—4 вопроса мониторинга, имеет начальные представления о составляющих здорового образа жизни, однако не всегда использует эти знания в повседневной жизни.

Низкий уровень. Ребенок ответил верно на 1—2 вопроса мониторинга или не ответил совсем, не знает о составляющих здорового образа жизни и не соблюдает режим дня.

Сценарий викторины «В здоровом теле — здоровый дух!»

Цель — актуализировать знания и умения детей, полученные в ходе реализации проекта.

Задачи

  1. Воспитывать потребность в соблюдении режима дня и ведения ЗОЖ.
  2. Расширять представления о важных компонентах ЗОЖ (сон, спорт) и факторах, разрушающих здоровье.
  3. Развивать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься физкультурой.

Материалы и оборудование: письмо от дедушки Дремы, «медали роста» (в процессе реализации проекта на стенде «Тихий час» дети совместно с воспитателями фиксировали наклейками факт послеобеденного сна; «медали роста» вручаются тем, кто спал в тихий час, по окончании викторины); волейбольный, футбольный, баскетбольный, теннисный, гандбольный мячи; макет «Спортивный городок „Семицветик"», фигурки спортсменов, обучающая игра — лото «Валеология», иллюстрации «Виды спорта», ноутбук; магнитофон и аудиозаписи; видеозаписи стилей плаванья (баттерфляй, брасс, кроль), синхронного плавания, игры в волейбол; видеосюжет «В здоровом теле — здоровый дух», отснятый и смонтированный совместно с родителями, о спортивных достижениях воспитанников в детском саду, а также в секциях и кружках за пределами детского сада (участники проекта в ходе режимных моментов, совместной и самостоятельной деятельности занимаются физическими упражнениями, делают зарядку, проводят закаливающие процедуры, играют в подвижные игры и т. п.); альбомные листы, цветные карандаши.

Ход викторины

Ведущая. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости! Сегодня мы проведем викторину «В здоровом теле — здоровый дух!» Разделитесь на две команды и выберите капитанов. Пусть капитаны выберут своим командам названия.

Предварительное обсуждение возможных названий (например, «Чебурашки» и «Звездочки») проводилось с детьми в совместной деятельности. Дети делятся на команды для более удачной организации игрового пространства и удобства выполнения заданий. По желанию воспитателя можно организовать соревновательную викторину с привлечением жюри.

Звучит песня «Спят усталые игрушки» (муз. А. Островского, сл. 3. Петровой).

Ведущая. Что это за музыка звучит? Кто знает, о чем она? Дети. Это колыбельная о приготовлениях ко сну, вечером все ложатся в кроватки и засыпают.

Ведущий. А когда эту песню исполняют, в какое время? Д е т и. Ее исполняют перед сном.

Ведущая. Правильно, перед сном. А зачем нам нужен сон, зачем мы спим?

Дети. Чтобы быть здоровыми, чтобы набраться сил. Ведущая. Правильно, ребята, нашему организму нужен отдых. Если мы не будем отдыхать, то каким будет наше настроение?

Дети. Наше настроение будет плохим: мы будем грустными, сердитыми. Ведущая. Как мы будем себя чувствовать? Дети. Плохо, мы будем усталыми.

Ведущая. Правильно! И самое главное: если мы будем мало спать или не высыпаться, то можем заболеть! Вы сегодня выспались? Дети. Да!

Ведущая. Если сладко спится, сон хороший снится. Кто же приносит нам с вами сладкие сны? Дети. Дрема.

Ведущая. Давайте сыграем в игру про Дрему. Игра «Дрема»

Считалкой выбирают «Дрему»:

Раз, два, три, четыре, пять!

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Надо, надо, надо спать

И не надо куролесить.

Кто не спит, тот выйдет вон.

Кто уснул, увидит сон.

В. Берестов

Водящий — «Дрема» — сидит с закрытыми глазами в кругу, остальные дети водят вокруг него хоровод.

Сидит Дрема, сидит Дрема, Сидит Дрема со своей дремотою. Встает Дрема, встает Дрема, Встает Дрема со своей дремотою. Ходит Дрема, ходит Дрема, Ходит Дрема со своей дремотою. Ловит Дрема, ловит Дрема, Ловит Дрема со своей дремотою.

По словам приговорки водящий сначала встает, потом начинает ходить. После слов «ловит Дрема со своею дремотою» дети разбегаются, а водящий открывает глаза и ловит зазевавшихся игроков.

Ведущая. Ребята, кто знает стихотворение про сон?

Ребенок читает стихотворение И. Лагерева «Про сон», выученное дома с родителями.

Ведущая.А какой еще может быть сон?

Дети. Сон бывает здоровый, а бывает нездоровый.

Игра «Здоровый и нездоровый сон»

Ведущая. Мы вам сейчас дадим карточки, а вы попробуйте их правильно собрать.

Используется лото «Валеология» издательства «Весна-Дизайн». Детям выдают две карты формата А4: одной команде — «Здоровый сон», другой — «Нездоровый сон». К картам приложены 10 карточек с изображениями здорового и нездорового сна (из них 5 картинок подходят к карте «Здоровый сон», другие 5 картинок — к карте «Нездоровый сон»). Детям предлагают выбрать карточки, которые подходят к их заданию.

Ведущая. Молодцы! Давайте скажем, что нужно для здорового сна.

Дети. Нужно спать в проветренной комнате, выключить телевизор, громкую музыку и яркий свет, на ночь можно выпить теплого молока. Перед сном нужно убрать игрушки на место и аккуратно сложить одежду.

Ведущая. Нам сегодня рано утром пришло письмо от дедушки Дремы, я вам сейчас его прочитаю. (Читает.) «Здравствуйте, ребята! Пишу вам из далекой страны снов. Я не смог приехать к вам — у меня много дел. Но я знаю, что в вашей группе в тихий час детки спят. И те ребята, которые больше и крепче всех спали, выросли. Для этих ребят я отправил медали роста. Ну а остальные ребята, я надеюсь, теперь будут спать в тихий час, чтоб поскорее вырасти. Отправляю вам сюрприз. Желаю всем цветных снов! Будьте здоровы! Дедушка Дрема».

Ведущая. А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Как только утром я проснусь, Присяду, встану и нагнусь. Все упражненья — по порядку! Поможет вырасти... (зарядка).

Н. Иванова

Какие бывают виды спорта? Дети. Летние и зимние.

Ведущая. Мы сегодня с вами дополним макет городка «Семицветик» для летних видов спорта. А какие виды спорта будут представлены в нашем городке, вам придется угадать!

После каждого задания дети и воспитатель устанавливают на основе макета городка соответствующие макеты спортивных сооружений и фигурки спортсменов, изготовленные самостоятельно.

Ведущая.        Соберем команду в школе

И найдем большое поле. Пробиваем угловой — забиваем головой! И в воротах пятый гол! Очень любим мы... (футбол)\

Н. Иванова

Давайте расставим игроков на поле. Скажите, без чего не получится игры в футбол?

Дети. Без мяча.

Ведущая. В каких еще видах спорта не обойтись без мяча? (Ответы детей.)

Ведущая. У нас есть разные мячи. Давайте поможем найти каждому свой вид спорта.

Дети находят и называют волейбольный, баскетбольный, теннисный, футбольный, гандбольный мячи.

Ведущая. Слушайте внимательно следующую загадку!

В том пруду не видно ни уток, ни гусей. Берега из кафеля, звать его... (бассейн).

Н. Иванова

Как называется вид спорта, которым занимаются в бассейне? Дети. Плавание.

Ведущий включает видеосюжеты, демонстрирующие разные стили плавания, — дети называют их. Затем показывает сюжет о синхронном плавании. Ведущая. Как называется этот вид водного спорта? Дети. Синхронное плавание. Демонстрируется видеосюжет о волейболе.

Ведущий.        Здесь команда побеждает, если мячик не роняет.

Он летит с подачи метко, не в ворота — через сетку. И площадка, а не поле у спортсменов в... (волейболе).

Н. Иванова

Посмотрите, какой у нас замечательный городок получился! Как здесь много спортсменов! Ребята, вы любите заниматься спортом? А отдыхать? Дети. Любим!

Ведущая. У меня для вас есть сюрприз — внимание на экран! Демонстрируется видеосюжет «В здоровом теле — здоровый дух». Ведущая. Так что же нам нужно, чтобы быть здоровыми? Ответы детей.

Ведущая. Правильно! Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут!

Детям вручают «медали роста», присланные дедушкой Дремой.

Литература к проекту

Х.БеженоваМ. А. Развитие речи дошкольников. — Донецк: Сталкер, 1999.

  1. Вохринцева С. В. Окружающий мир. Летние виды спорта. Дидактический материал. — Екатеринбург: Страна фантазий, 2000.
  2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1989.

  1. Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. — М: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3—7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Первая энциклопедия малыша. Твое тело. — М.: Росмен-Пресс, 2009.
  5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю. Круглов. — М.: Просвещение, 1990.
  6. Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия для филолог, фак-тов пед. ин-тов / под ред. Н. И. Кравцова. — М.: Просвещение, 1971.

  1. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду: сборник упражнений для детей 5—7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  2. Шинкарчук С. А. Правила безопасности дома и на улице. — СПб.: ИД «Литера», 2008. (Начальная школа).
  3. Энциклопедия для детей. Биология. — М.: Аванта+, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системная паутинка проекта «Быть здоровыми все могут - спорт и отдых нам помогут!»

Название проекта: Быть здоровыми все могут - спорт и отдых нам помогут!Тема проекта: Здоровье. 1)Если сладко спится, сон хороший снится. 2) В здоровом теле здоровый дух.Цель проекта: Формировани...

Системная паутинка проекта «Быть здоровыми все могут - спорт и отдых нам помогут!»

Название проекта: Быть здоровыми все могут - спорт и отдых нам помогут!Тема проекта: Здоровье. 1)Если сладко спится, сон хороший снится. 2) В здоровом теле здоровый дух.Цель проекта: Формировани...

Проект «Быть здоровыми все могут - спорт и отдых нам помогут».

Тема проекта «Соблюдение двигательного режима».Срок реализации: 2 недели.Участники проекта: дети, родители, педагоги, музыкальный руководитель, физорг, медсестра д/сада.Цель: формировать основу культу...

ПРОЕКТ «НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ», ТЕМА ПРОЕКТА «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ВСЕ МОГУТ- СПОРТ И ОТДЫХ НАМ ПОМОГУТ!»

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТ: СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ, ЖЕЛАНИЕ ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ОБЕСПЕЧИТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ. ...

Проект "Быть здоровыми все могут- спорт и отдых нам помогут"

В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей представление о здоровом образе жизни, в частности о важности сна и необходимости заниматься спортом....

Проект «Быть здоровыми все могут — спорт, и отдых нам помогут!»

В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей представления о здоровом образе жизни, в частности о важности сна и необходимости заниматься спортом....