Танцевальная терапия
консультация (старшая, подготовительная группа)

Сазонова Наталия Владимировна

консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tantsevalnaya_terapiya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Работая в детском саду, мы прекрасно понимаем насколько важно переключать деятельность детей с одной на другую. В каждом ребенке таится, заложенная природой неуемная потребность в движении. Для ребенка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, птиц и зверей столь же естественно, как и дышать. Такая двигательная активность очень важная для формирования как физического, так и психического здоровья ребенка. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: лепкой, рисованием, конструированием, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными играми, динамическими паузами, физкультминутками. Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что в перерывах между занятиями дети часто танцуют и делают это с большим удовольствием, поскольку испытывают потребность в движении. Танцы доставляют радость, дают возможность эмоционально выразить себя, снять напряжение и поднимают настроение. Танцевальная терапия в игровой форме помогает сплочению коллектива, развитию коммуникации. Таким образом, использование данного метода позволит не только развивать творческие способности у детей, но и в определенной мере улучшать психодинамические функции.

Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость. Для этого педагог должен придерживаться тех образовательных ориентиров, которые прописаны в психолого-педагогических условиях реализации программы. И важнейшим образовательным ориентиром является обеспечение эмоционального благополучия ребенка (Приложение 1). Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Поэтом так важно следить за психоэмоциональным состоянием детей.

Танцевал человек всегда. Древний человек «танцевал» свои страхи, танцевал свое горе и счастье. Танцами люди лечились. Ведь танец – это очень увлекательный и приятный способ лечения. Особенно полезно танцевать тем, кто держит негативные эмоции в себе. Танцевальная терапия прекрасно выводит из депрессии, помогает справиться со многими серьезными психологическими проблемами. А еще занятия танцами развивают координацию движений и чувство ритма, способствуют улучшению мышечного тонуса. Американская танцовщица Мэрион Чейз является первым танцевальным терапевтом. Еще в 1946 году она убедилась в силе танцевальных движений при работе с госпитализированными психиатрическими больными.

Танцевальная терапия для современных детей заключается в том, чтобы ребенок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения, снять мышечное напряжение. Наблюдая за детьми во время танца, мы можем очень легко понять их сегодняшнее настроение, их эмоции и заметить то, чего малыш никогда не сможет передать словами.

Танцевальная терапия с детьми выполняет следующие функции:

- Развлекательную – создает благоприятную атмосферу;

-Релаксационную – снимает напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

-Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствуют их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

- Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;

- Обучающую – дает новые знания, умения, навыки, и закрепляет их;

- Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление;

-Коррекционную – «исправляет» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;

Виды танцевальной терапии:

индивидуальная;

парная;

терапия в малых группах;

групповая.

Занятия танцевальной терапией в общеизвестной практике имеют продолжительность 40-45 минут. Однако можно  использовать отдельные этапы танцевальной терапии во время динамических пауз между занятиями. Длительность их составляет 2-3 минуты. Танцевальная терапия стоит наряду с физкультурными минутками, пальчиковыми играми, ритмическими упражнениями, организованными в процессе непосредственной образовательной деятельности и в течение дня.

В своей работе с детьми во время динамических пауз удобнее применять групповую форму работы танцевальной терапии, которая отличается наибольшей эффективностью, так как чаще всего в нее включены методы индивидуальной и парной танцевально-двигательной терапии.

Примеры упражнений танцевальной терапии.

Упражнение “Танец отдельных частей тела”

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Всех детей я приглашаю встать в круг. Начинаю называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.

танец кистей рук

танец рук

танец головы

танец плеч

танец живота

танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Упражнение “Актер режиссер”

Материалы: ритмическая музыка.

Я буду называть движения словом, а вы выполнять.

- ходьба,

- приседания,

- прыжки.

Детей можно попросить выполнить движения стереотипно просто, как они это делают ежедневно, а потом каким-нибудь особенным способом, как никогда не делали.

Упражнение “Имя”

Я предлагаю выполнить следующее упражнение “Имя”. Задача детей по очереди показать свое имя в движении. Так как им этого хочется. Как они видят свое имя. И обязательно произнести его.

Для снятия напряжения и эмоционального возбуждения и установки на позитивное мышление я использую следующие упражнения:

Упражнение “Умница”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки вперед, одновременно тянемся за ними и произносим: “Умница” (звук “У” растягиваем).

Упражнение “Молодец”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки в стороны, одновременно наклоняемся вперед, смотрим на правую руку и произносим: “Молодец” (акцентируем и тянем букву “е”, при этом звук направляем в диафрагму).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцевальная терапия как, эффективный метод здоровьесбережения дошкольников

Статья посвещена проблеме сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста посредством инновационного метода - танцевальной терапии....

Воздействие музыкально-танцевальной терапии на организм и психику человека в физкультурно-оздоровительной практике.

Физическая культура, будучи неотъемлемой частью жизни общества, современной науки, под воздействием общих тенденций трансформируется, интегрируя в себя подходы и методы других наук....

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности по образовательной области «Художественное творчество

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельност...

«Танцевальная терапия, как эффективный метод здоровьесбережения дошкольников»

«Танцевальная терапия, как  эффективный метод здоровьесбережения дошкольников»     В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребн...

Танцевальная терапия как средство развития творческих способностей дошкольников.

Танцевальная терапия как средство развитиятворческих способностей дошкольников....

Консультация для педагогов "Танцевальная терапия для детей".

Занятия танцами помогают эмоциональному раскрепощению, свободе от напряжения и достижению гармонии....