Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста в процессе закаливания
консультация (младшая, средняя группа)
На сегодняшний день тема оздоровления является одной из самых актуальных, в связи с нынешними условиями современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер.
В тоже время задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе дошкольной образовательной организации. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание.
В задачи закаливания входит развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.
Использование закаливающих процедур является одним из условий формирования основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровый образ жизни – это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Это мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которое соответствует гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствующие эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально-профессиональных функций.
Здоровый образ жизни выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний – первичную профилактику предотвращающую их возникновению, способствует жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях.
Основными факторами, определяющими здоровье человека, являются:
– Факторы окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка) влияют на здоровье человека.
– Наследственность и возрастные изменения, происходящие в организме человека по мере его развития. Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется наследственными особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений.
Здравоохранение — система государственных и общественных мероприятий по предупреждению заболеваний и укрепления здоровья.
Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни — степень удовлетворения основных материальных и духовных потребностей: возможности потребления тех или иных продовольственных и промышленных товаров, обеспеченность здравоохранением, жилищными и культурными условиями, т. е. количественный аспект удовлетворения потребностей.
Качество жизни отражает степень удовлетворения содержательных потребностей (качество питания и условия приема пищи, качество одежды, жилья и т. п.), которые проявляются в возможностях самоутверждения, самовыражения, саморазвития и самоуважения.
Стиль жизни — это определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, характеризующие ее относительную самостоятельность и способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной, содержательной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.
ЗОЖ должен формироваться по следующим двум направлениям: 1. Создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирования потенциала общественного здоровья. 2. Преодоление, уменьшение факторов риска здоровью.
К составляющим здорового образа жизни относят:
1. Оптимальный двигательный режим. От двигательного режима зависит уровень здоровья в целом, всех его составляющих (уровень и гармоничность физического развития, резервные возможности основных физиологических систем, уровень морально-волевых установок, интеллектуальное развитие).
2. Закаливание – повышение устойчивости организма к действию разнообразных природно-климатических факторов: тепла, холода, атмосферного давления. Закаливание является одним из важнейших звеньев системы физического воспитания человека. Сочетание двигательной активности с разнообразными формами закаливания повышает устойчивость к неблагоприятным погодным факторам, усиливает защитные эффекты адаптации к физическим нагрузкам.
3. Рациональное питание. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит его питание, а также режима питания. Рациональное питание – поступление питательных веществ, удовлетворяющие энергетические, пластические и другие потребности организма и обеспечивает необходимый уровень обмена веществ. Основными элементами питания является сбалансированность и правильный режим питания.
4. Рациональный режим жизни. Строгий ритмичный режим жизни – одно из важнейших условий высокой работоспособности человека. При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.
5. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни человека невозможен без отказа от всего того, что наносит вред организму, прежде всего употребления алкогольных напитков, курение, наркотиков.
6. Самообразование в области культуры и здоровья, включает сознательную, самоуправляемую и целенаправленную репродуктивно-познавательную деятельность человека в сфере физической культуры и спорта, направленную на сохранение и укрепление трудового потенциала, через потребность в хорошем здоровье и ответственное отношение к нему.
Одним из важных элементов здорового образа жизни, профилактики простудных заболеваний является закаливание. Нет альтернативы закаливанию по эффективности профилактики заболеваний и укреплению здоровья.
Закаливание – это повышение устойчивости организма человека к воздействию разнообразных природно-климатических факторов: тепла, холода, атмосферного давления, солнечной радиации.
Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации. Кроме того, закаливание холодом стимулирует двигательную активность. Оно является одним из важнейших звеньев системы физического воспитания человека. Сочетание двигательной активности с разнообразными формами закаливания существенно повышает эффективность физического воспитания, устойчивость к неблагоприятным погодным факторам, усиливает защитные эффекты адаптации к физическим нагрузкам.
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию изменяющееся (в естественных и специально организованных условиях) внешней среды. Закаливание является наиболее эффективным и доступным средством сохранения и укрепления здоровья в условиях детского сада и семьи.
Важно, особенно у младших дошкольников, сформировать понятия о том, каким образом происходит закаливание организма, что для этого нужно сделать и как естественные силы природы, к которым относятся солнце, воздух, вода, укрепляют здоровье, повышают работоспособность организма. Так, вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина «Д» и охраняют человека от заболеваний. Воздух садов, парков, лесов содержат особые вещества – фитонциды, которые способствуют уничтожению микробов, обогащают кровь кислородом и т.п.
Закаливание – обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для детей младшего дошкольного возраста, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.
Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма.
Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают ребенка более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение.
Закаливание вызывает соответствующие изменения в деятельности всех органов и систем и делает их менее восприимчивыми к резким колебаниям температуры внешней среды.
Во время закаливающих процедур организм получает сигнал о том, что он попал в стрессовую ситуацию и необходимо под нее подстроиться. Таким образом, иммунная система привыкает к различным изменениям среды. Настраивается и терморегуляция организма, ведь у детей она еще далеко не совершенна. Организм учится не терять излишки тепла при охлаждении и наоборот, отдавать тепло, чтобы не перегреться. При периодических повторениях процедур организм постепенно привыкает и сразу же отвечает необходимой реакцией. Чем раньше начать закаливание ребенка, тем легче его организм будет переносить процедуры и тем эффективнее будет результат. К тому же, при закаливании ребенка, тренируется не только его тело, но и ускоряются реакции головного мозга.
В основе закаливания лежат три основных принципа: систематичность, последовательность, учет индивидуальных особенностей ребенка (Ю.Н .Чусов).
Систематичность: систематическое применение различных закаливающих процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, ванна, прогулки на свежем воздухе, и др.) оказывают положительное действие на нервную систему, обмен веществ. Принцип систематичности требует ежедневного выполнения процедур. Перерывы в закаливании могут ослабить или свести на «нет» приобретенные защитные функции.
Последовательное и постепенное увеличение дозировки процедур. Это является обязательным условием правильного закаливания.
В детском саду существует несколько групп закаливания:
1 группа – (основная) – здоровые дети, имеющие только функциональные отклонения в состоянии здоровья, при условии, что они уже ранее получали закаливающие процедуры.
2 группа – (ослабленная) – здоровые дети, впервые приступающие к закаливанию, больные хроническими заболеваниями, после острого или обострения хронического заболевания.
3 группа – не подлежит закаливанию в настоящее время.
В ДОУ закаливающие процедуры проводиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. При этом большое значение имеет состояние здоровья, общее физическое развитие, тип нервной системы, самочувствие и настроение в данное время. Закаливание организма должно быть в удовольствие!
Таким образом, основная задача закаливания как основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить принципы закаливания, усвоить знания о пользе закаливающих процедур, умело применять эти знания для сохранения и укрепления здоровья.
Существует множество различных способов и методов формирования основ здорового образа жизни путем закаливания. С древних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными методы закаливания естественными силами природы: солнцем, воздухом и водой.
1. Закаливание воздухом. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.
Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:
– переодевание ребенка;
– утренняя гимнастика, ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья»;
– сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые форточки);
сквозное проветривание помещения до 5 раз в день;
– поддержание оптимального температурного режима в помещении (18-22°С);
– ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа в зимнее время и весь день – в летнее время.
2. Закаливание солнцем. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно: в младших группах до 20-25 мин.
Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 и с 15 до 16 Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки.
3. Закаливание водой. Для детей младшего дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук - утром, до и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой - попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. В осенне-зимний период в качестве местных закаливающих процедур можно использовать утреннее умывание, подмывание детей, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном.
Одним из вариантов местного закаливания ротоглотки является полоскание горла прохладной водой после еды. Полоскание горла проводится кипячёной водой с постепенным снижением её температуры с 36 до 16-18°С на 1°С каждые 5 дней.
К специальным закаливающим водным процедурам относятся:
– обтирание. Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Обтирают сперва руки (от пальцев к туловищу), затем шею, грудь, живот, ноги, спину. После этого ребенка сразу насухо вытирают до легкого покраснения кожи.
Влажные обтирания – самая легкая из всех водных процедур. Начальная температура при обтирании 34-35°С. В течение 10-15 дней ее снижают до 24°С - зимой и 22°С – летом. Продолжительность процедуры – до 3 минут. В конце следует сухое обтирание.
Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем.
Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня. После обтирания можно переходить к обливаниям.
– обливание – бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше. Начальная температура воды в младших группах +30°С, затем через каждые 4-6 дней, а для ослабленных детей – каждые 7 дней, температура снижается на 1°С доводят до +18°С. Время обливания ног 20-30 секунд.
Общее обливание надо начинать с более высокой температуры 36°С преимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала, возможно, большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. В дальнейшем температура воды постепенно снижается на 1°С в 7 дней, а длительность увеличивается до 35 секунд. Температуру воды постепенно доводят до 22-20°С.
– купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время. Купать детей начинают с температуры +24-26°С воздуха и не ниже +22°С воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19-20°С воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.
Особое внимание надо уделять проведению закаливающих процедур в режимных моментах дня, способствующих укреплению здоровья и формированию основ здорового образа жизни. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. К закаливающим процедурам в младшей группе в режимные моменты относят:
– утренняя гимнастика;
– полоскание полости рта после каждого приёма пищи, обучение чистке зубов;
– гимнастика в перерывах между занятиями;
– физкультурные занятия в носках или чешках и динамический час на прогулке один раз в неделю;
– фитонциды (лук, чеснок);
– прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30;
– оптимальный двигательный режим;
– сон без маек;
– дыхательная гимнастика;
– упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;
– элементы обширного умывания;
Оценка эффективности закаливания.
Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:
– поведение детей в различные режимные моменты – снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон, хороший аппетит, повышение внимания и активности на общеобразовательных занятиях;
– желание детей выполнять закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения;
– совершенствование вегето-сосудистой реакции детей – повышение кожной температуры кистей рук и стоп (тёплые руки и ноги в течение дня);
– динамика заболеваемости детей.
Самое главное, чтобы ребенок воспринимал все процедуры с хорошим настроением, для этого необходимо соблюдать максимально комфортные условия: соответствующая температура в помещении, теплая сухая постель, возможность вытереться после водных процедур, сменить влажное белье. Процедуры должны носить игровой характер.
Таким образом, особое внимание надо уделять проведению закаливающих процедур в режимных моментах дня, способствующих укреплению здоровья и формированию основ здорового образа жизни, с помощью природных средств: воздуха, солнца и воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольнго возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьей
Эффективность взаимодействия семьи и ДОУ, в формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, обеспечивается совместной деятельностью педагогов, родителей и детей, направленной на сохранение и у...
Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»
Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятел...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...