Мастер - класс для молодых воспитателей «Пальчиковая гимнастика с элементами массажа как игровая форма организации образовательного процесса».
учебно-методический материал

Маркина Наталья Алексеевна

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий - пальчиковые игры с элементами массажа в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

Мастер - класс для молодых педагогов «Школа молодого воспитателя»

Воспитатель: Маркина Наталья Алексеевна

МДОУ «Детский сад № 98», Республика Мордовия, г. Саранск

        Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, пальчиковые игры, элементы массажа.

        Тема «Пальчиковая гимнастика с элементами массажа как игровая форма организации образовательного процесса».

        Цель. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий - пальчиковые игры с элементами массажа в работе с детьми дошкольного возраста.

        Задачи.

        1. Познакомить участников мастер - класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики.

        2. Рассмотреть особенности пальчиковых игр: значение, виды и требования.

        3. Создать условия для включения всех педагогов в активную педагогическую деятельность.

        4. Дать возможность педагогам самостоятельно выполнять задания педагога для того, чтобы полученные знания применять в практике.

Материал и оборудование. Корзинка, мячи маленького размера, мячи- ежики, грецкие орехи, веревка с узелками.

        Музыкальное сопровождение.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

        Сегодня мы с вами проводим мастер - класс на тему «Пальчиковая гимнастика с элементами массажа как игровая форма организации образовательного процесса».

        Пальчиковая гимнастика как одна из видов здоровьесберегающих технологий и широко применяется в практической работе воспитателей.

        Для того чтобы научить ребенка пальчиковым играм, для этого взрослому необходимо овладеть технологией обучения. Вот для этого мы сегодня и собрались.

        Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями со стихотворным сопровождением да еще с предметами  нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Всецело положительно влияет на здоровье детей.

        Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

        Потешки веселят, вырабатывают потребность в игре. Веселя и развлекая, потешка учит, развивает. Детские пальчики выполняют различные действия в соответствии с текстом.

        Воспитатель. Сегодня мы с вами рассмотрим пальчиковые игры со стихотворным сопровождением, без текста и в сопровождении предметов.

        Я приглашаю вас в мир пальчиковых игр.

У вас в корзинке, уважаемые педагоги,  находятся предметы, которые вам понадобятся в обучающем процессе.

Пальчиковые игры начинают выполнять не спеша. Если ребенок затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно, можно взять его руку в свою и действовать совместно. Далее, когда навык закрепится, ребенок без труда будет выполнять все упражнения самостоятельно.

        Воспитатель. Сегодня мы рассмотрим несколько видов пальчиковых игр.

        Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем  кистей и пальцев рук.

        В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру), с предметами.

        Игромассаж является основой оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

        Воспитатель. Наш веселый звонкий мяч хочет с нами поиграть.

(Участники берут в руки мячи и вместе с педагогом выполняют упражнение)

Перед вами текст этого игрового упражнения. Проговариваем и выполняем вместе со мной.

        Испечем мы каравай

        Месим, месим тесто.

        (надавливаем мяч двумя руками).

        Есть в печи место.

        (подбрасываем мяч вверх и ловим, сжимая сильно ладошками).

        Испечем мы каравай,

        (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками).

        Перекидывай, валяй!

        (катаем мяч между лодошками)

        Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

        Давайте мы с вами поиграем.

        Я буду говорить, и показывать, а вы за мной повторять.

(Музыкальное сопровождение)

        Воспитатель. Встряхиваем пыль с ладошек. 

        Рубим капусту. (стучат ребром ладошкой по столу сначала правой рукой, затем левой)

        Постукивание (Сжать ладошки в кулачок и постукивать легко по столу)

        (Повторить эти упражнения несколько раз)

        Воспитатель. Молодцы, уважаемые коллеги!

        Воспитатель. Рассмотрим пальчиковые игры с элементами массажа.

        Для этого нам понадобится массажный мячик. Возьмем мячик массажный в руки. Покатаем между ладошками. Разогреем ладошки. И начинам медленно вместе со мной выполнять движения. Текст перед вами.

        Мячик-Ежик

        Мячик-ежик мы возьмем,

        (берем массажный мячик)

        Покатаем и потрем. 

        (катаем между ладошек)

        Вверх подбросим и поймаем,

        (можно просто поднять мячик вверх)

        И иголки посчитаем.

        (пальчиками одной руки нажимаем на пипки)

        Пустим ежика на стол,

        (кладем мячик на стол)

        Ручкой ежика прижмем

        (ручкой прижимаем мячик)

        И немножко покатаем

        (ручкой катаем мячик)

        Потом ручку поменяем

        (меняем ручку и тоже катаем мячик)

        Воспитатель. А теперь я с вами поиграю с двумя массажными мячиками. Игра называется «Колючий еж» Вытянули ладошки.

        (Воспитатель массажирует по очереди ладошки участников на слова)

        Гладь мои ладошки еж.

        Ты колючий, ну и что ж?

        (Затем участники поглаживают массажный мячик ладошками на слова)

        Я хочу тебя погладить!

        Я хочу с тобой поладить.

        Воспитатель. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Упражнения необходимо проводить ежедневно 2-3 мин.

Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности: «Ухо - нос», «Кулак – ладонь - ребро», «Горизонтальная восьмерка», «Колечко» и др.

        1. «Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Во саду ли в огороде». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой.

«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

        Воспитатель. Сначала 3 раза повторим в медленном темпе, затем ритм движений будем увеличивать. Поехали!  (выполняют вместе с педагогом).

        Воспитатель. Что же у нас в корзине еще лежит? Наши пальчики хотят с грецким орехом поиграть.

        Массаж с грецким орехом.

        Воспитатель. Покатаем орех как яичко, между ладошками ускоряя темп.

Текст перед вами. Повторяем за мной (Участники катают орех между ладошками вместе с педагогом сначала по кругу, а потом вперед - назад).

        Мы с яичком поиграем,

        Мы яичко покатаем

        Ты яичко покатай,

        Но из рук не выпускай

        Его птичке отдадим.

        Покатаем, не съедим

        Воспитатель. Игры – манипуляции развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект: «Семья», «Я колючий серый еж», «Ладушки-ладошки», «Сорока-белобока…».

        Это хорошая тренировка для пальцев. Проиграем игру «Я колючий серый еж».

        Я колючий серый еж,

        Колкие иголки.

(Участники соединяют ладошки вместе, растопырив пальцы, изображая иголки).

        Но, тебя я не боюсь,

        Уберу иголки.

        (сжимают пальцы).

        А когда придет лиса,

        Покажу иголки.

        (Выставляют растопыренные иголки).

        Воспитатель. А теперь я хочу, чтобы вы встали в круг и зацепились за нашу веселую веревочку с узелками. Передавая веревку по кругу, за мной повторяйте слова, которые записаны на мониторе.

        Я хватаюсь за веревку,

        Правой ловко, левой ловко.

        За узлы ее беру,

        И играю на ходу (под музыкальное сопровождение)

        Воспитатель. Ребенок и взрослый партнеры в игре. Ребёнок должен видеть заинтересованность взрослого, тогда и ему будет весело. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (2-3 лет) – 10 минут в день. Игру не следует затягивать. Оптимальное время – 5-8 минут, иначе она ему просто надоест. Начинать игру нужно в хорошем настроении. К проведению игры нужно предварительно подготовиться: выучить потешки, подобрать игровые предметы. Чтобы во время занятия не приходилось отвлекаться, а все внимание было сосредоточено на ребенке и на игре. Подбирать пальчиковые игры, соответствующие возрасту детей. Пальчиковые игры и упражнения проводятся индивидуально или с подгруппой ежедневно, в любое удобное время, утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально, во время утренней гимнастики, на физкультминутках, перед приёмом пищи. Нужно помнить о дидактических принципах: систематичность и последовательность, активность и самостоятельность, постепенность и наглядность.

        Вывод. Таким образом, очень важно использовать в своей работе пальчиковые и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии детей дошкольного возраста. Наша встреча подошла к концу.

На следующей встрече мы обсудим и проиграем в другие виды пальчиковых игр.

        Надеюсь, что вам было интересно!

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ладушки-ладошки» (пальчиковая гимнастика с элементами массажа) в рамках «Дня здоровья»

«Ладушки-ладошки» (пальчиковая гимнастика с элементами массажа)       в рамках           «Дня здоровья»     ...

Консультация для воспитателей "Коллекционирование,как форма организации образовательного процесса".

Что только не хранится в "закромах" наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого м...

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Мастер-класс для педагогов «Пальчиковая гимнастика, как игровая форма организации образовательного процесса»

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс для педагогов "Пальчиковая гимнастика ,как игровая форма организации образовательного процесса"....

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для воспитателей ДОУ "Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ"

Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ...