Консультация для родителей "Гигиена слуха и зрения детей дошкольного возраста"
консультация

Рябцева Анна Николаевна

В воспитательной работе с детьми работники дошкольных учреждений должны помнить об охране зрения ребенка, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, чтобы своевременно выявлять и предупреждать их.
Предупреждение нарушений зрения начинается еще до рождения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gigiena_sluha_i_zreniya_detey_doshkolnogo_vozrast1.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Гигиена слуха и зрения детей дошкольного возраста

В воспитательной работе с детьми работники дошкольных учреждений должны помнить об охране зрения ребенка, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, чтобы своевременно выявлять и предупреждать их.
Предупреждение нарушений зрения начинается еще до рождения ребенка – забота о здоровье беременной женщины очень важна для правильного формирования зрительного анализатора.
Достаточная двигательная активность и пребывание на свежем воздухе, систематическое закаливание, рациональное питание способствуют хорошему функциональному состоянию нервной системы и тем самым хорошему состоянию зрения. Любое заболевание организма может повлиять на зрение, часто отмечается связь между травмами и развитием близорукости. После любой травмы, особенно сотрясения мозга, даже легкой степени, ребенок должен быть осмотрен офтальмологом. Одно из существенных требований
гигиены слуха – предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного, длительного раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные. Мир звуков может быть источником сильных положительных эмоций и одной из основ эстетического воспитания. Развитию слуха способствуют не только обучение пению и музыке или прослушивание музыкальных произведений, но также наблюдения над звуками окружающей природы. Шелест листьев, журчание ручья, шум морского прибоя, чрезвычайно разнообразная перекличка птиц – все это обогащает, изощряет слух ребенка, приучает его искать и распознавать звуки. Большое значение имеет тренировка в распознавании направления, откуда раздается звук, или, как принято говорить, пространственной локализации источника звука. Такой тренировке способствуют игры в жмурки, прятки, палочку-выручалочку и др. В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте – одно из важных правил гигиены.
Выделяемая железами в наружном слуховом проходе ушная сера защищает ухо от проникновения пыли и микробов, однако ее избыток приводит к образованию серной пробки и может вызвать ослабление слуха. Если скопилось много серы, следует обратиться к отоларингологу, чтобы он удалил серные пробки.

 В первые годы жизни дети нередко болеют отитом, т. е. воспалением среднего уха. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы, находящиеся на слизистой оболочке носоглотки. Поэтому отит часто. возникает при различных инфекционных заболеваниях, особенно при кори, скарлатине, коклюше, гриппе, а также при насморке. Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудшается слух, надо немедленно показать его врачу-специалисту. Запущенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию — воспалению мозговых оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости. При отите воспалительный процесс затрагивает и барабанную перепонку, что иногда приводит к притуплению или даже полной потере слуха. В сырую холодную и ветреную погоду надо оберегать уши ребенка от охлаждения, которое, как правило, понижает сопротивляемость тканей, и тем самым облегчает возникновение воспаления.

Мир звуков может быть источником сильных положительных эмоций и одной из основ эстетического воспитания. Развитию слуха способствуют не только обучение пению и музыке или прослушивание музыкальных произведений, но также наблюдения над звуками окружающей природы. Шелест листьев, журчание ручья, шум морского прибоя, чрезвычайно разнообразная перекличка птиц — все это обогащает, изощряет слух ребенка, приучает его искать и распознавать звуки. Большое значение имеет тренировка в распознавании направления, откуда раздается звук, или, как принято говорить, пространственной локализации источника звука. Такой тренировке способствуют игры в жмурки, прятки, палочку-выручалочку и др.

Гигиена органов зрения – это целый комплекс мер, направленный на поддержание и на восстановление зрения. Под комплексом мер подразумеваются не только специальные упражнения, но и правильное питание.

В воспитательной работе с детьми работники дошкольных учреждений должны помнить об охране зрения ребенка, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, чтобы своевременно выявлять и принимать всевозможные меры к ликвидации или смягчению влияния этих нарушений на здоровье детей.
Острота зрения – основная функция зрения человека. Это способность глаза воспринимать предметы окружающего мира, их размеры, форму, положение в пространстве. Исследование остроты зрения – обязательная и важная задача в оценке общего состояния здоровья детей, и поэтому проводится оно при каждом углубленном осмотре ребенка.
Эмметропия, или нормальная рефракция, характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются на сетчатке, в области желтого пятна. При этом отмечается наибольшая контрастность (резкость) и самая высокая острота зрения.
Близорукость, или сильная рефракция, возникает, когда лучи света фокусируются перед сетчаткой. При этом хорошая острота зрения возможна только вблизи; удаленные предметы видны как бы в тумане.

Причины. В развитии близорукости большая роль отводится ослаблению аккомодации, т. е. способности глаза отчетливо различать предметы, расположенные как вблизи, так и вдали. В возникновении близорукости немалое значение имеет усиленное напряжение органа зрения во время рассматривания картинок, вышивания и других занятий.

Признаки. Ребёнок становится рассеянным, быстро утомляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, ходит с низко опущенной головой, начинает горбиться. Кроме того, у ребенка могут появиться жалобы на боль в глазах, головные боли, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся.
При
дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. При этом возможно снижение зрения. Окружающие отдаленные и особенно близкие предметы могут быть расплывчатыми, неконтрастными.

Причины. Маленьким детям свойственна дальнозоркость, так как у них переднезадний диаметр глазного яблока укорочен.

 Признаки. При дальнозоркости ухудшается зрение, как на близком, так и на дальнем расстоянии, но дальнозоркий ребенок далекие предметы видит лучше, чем близкие. Для ясного видения близких предметов при дальнозоркости необходимо напряжение аккомодации. Это вызывает у ребенка утомление, а нередко и головные боли. Лечение нарушений остроты зрения сводится, прежде всего, к обязательному ношению специально подобранных очков.  

Профилактика (общая). Прежде всего, необходимо принимать все меры для укрепления здоровья ребенка: ограничение зрительных нагрузок, соблюдение режима дня, занятий, обеспечение оптимальных гигиенических условий, правильно организованное физическое воспитание и закаливание организма и т. п. После занятий, связанных с напряжением зрения (рисование, лепка и др.), детей необходимо переключать на вид деятельности с преимущественным участием слуха. Организация занятий, требующих напряжения зрения. Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, способствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обстановки, которая облегчает функцию органов зрения. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации. Поэтому надо следить за освещением помещений, в которых занимаются дошкольники, и за правильным расстоянием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения"

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения...

Развитие фонематического слуха,восприятия у детей дошкольного возраста

Развитие фонематического слуха,восприятия у детей дошкольного возраста...

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста. Охрана детского певческого голоса.

В данной статье освещаются возрастные физиологические особенности строения голосового аппарата детей. Задачи педагога по вокалу. Правила по охране детского певческого голоса...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха"

             Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития р...

Консультации для родителей детей с нарушениями зрения «ЗАЩИТА ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основная цель деятельности стоящая перед педагогами и родителями по охране зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства не только в дошкольном учреждении, ...