"Формирование основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы"
статья (младшая группа)
Здоровый образ жизни,или сокращённо ЗОЖ-это система жизни человека, который заботится о своём здоровье, занимается его профилактикой и укреплением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detey_vtoroy_mladshey_gruppy.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы |
Здоровый образ жизни, или сокращенно ЗОЖ -- это система жизни человека, который заботится о своем здоровье, занимается его профилактикой и укреплением.
Медики пропагандировали ЗОЖ чуть ли не с момента появления самой медицины, но особенно актуально это стало в последнее десятилетие XXI века. Целью здорового образа жизни является долголетие и качественное функционирование всех систем жизнедеятельности человека.
ЗОЖ приобретает особую актуальность в последнее время, поскольку в период прогресса и развития всевозможных технологий на человеческий организм действуют разного рода нагрузки, связанные с усложнением структуры общества, повышением техногенных, экологических, психологических, политических воздействий, которые провоцируют неблагоприятные сдвиги здоровья людей.
Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье современных детей и подростков по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад отличается гораздо худшими показателями.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 3 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.
В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Все изложенное выводит на первый план проблему сохранения и восстановления здоровья детей в системе дошкольного образования. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют, что названная проблема является, прежде всего, проблемой педагогической. Именно комплекс педагогических решений, связанных с обучением здоровому образу жизни и внедрением здоровье сберегающих технологий обучения может стать реальным способом повышения показателей здоровья подрастающего поколения.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
В педагогической практике формирование ЗОЖ в дошкольном учреждении чаще связывают с физическим воспитанием, и оно понимается как способ приобщения ученика к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о ЗОЖ, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье сберегающей деятельности.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы.
Цель исследования - изучение особенностей формирования здорового образа жизни детей второй младшей группы в условиях ДОУ.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
2. Выявить возрастные особенности формирования здорового образа жизни у детей второй младшей группы.
3. Рассмотреть формы работы по формированию здорового образа жизни у детей второй младшей группы.
Объект исследования - представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы: теоретический анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение, изучение методической и учебной литературы, компилятивный метод.
Работа включает в себя введение, три главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся темы нашей работы, заключение и список использованной литературы.
- Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Здоровый образ жизни - разумное поведение человека, которое обеспечивает
физическое, душевное благополучие в окружающей среде. В первую очередь, это умеренность во всем, правильное питание, закаливание, отказ от вредных привычек, спортивный образ жизни.
Ведя здоровый образ жизни, человек участвуете в трудовой, досуговой и других видах жизнедеятельности. Человек начинать должен адаптироваться к воздействиям внешней среды и некоторым изменениям внутренней среды еще с детского возраста. Данная адаптация начинает проявляться в семье и в дошкольном учреждении, которое посещает ребенок.
Важные составляющие здорового образа жизни:
1) Воспитание здоровых привычек с раннего детства.
2) Безопасная и благоприятная среда обитания. Нужно знать, какие предметы влияют на здоровье.
3) Умеренное употребление сладкого, соленого, вредных продуктов (чипсы, газированная вода и др.).
4) Правильно и умеренно питаться. Питание должно соответствовать физиологическим особенностям каждого человека. Для того чтобы чувствовать себя хорошо и уверенно следует употреблять только чистую питьевую воду, а не газированную и тем более окрашенную. Нужно есть как можно больше овощей и фруктов, которые содержат много витаминов и микроэлементов, необходимых каждому человеческому организму, особенно весной. Нельзя постоянно перекусывать вредными бутербродами и булками, лучше заменить их легкими супами и свежевыжатыми соками. Животный жир и сладости достаточно вредны, поэтому их употребление в пищу стоит ограничить, но не обязательно совсем исключать из рациона.
5) Должна быть активная физическая жизнь, специальные упражнения, много движения. Так же следует учитывать возрастную и физиологическую особенность ребенка. Широкое применение лечебной физкультуры для детей, при детских заболеваниях прежде всего биологически оправдано потребностью растущего организма ребенка к движению.
6) Соблюдать правильную личную гигиену и овладевать навыками ухода за собой.
7) Закалка. Люди, занимающееся закаливанием, лучше переносят болезни, либо совсем забывают о них. Конечно, не стоит сразу обливаться холодной водой и прыгать в прорубь. Лучше начать с контрастного душа или обтирания мокрым полотенцем.
Психоэмоциональное состояние ребенка так же влияет на его физиологическое состояние, которое зависит от умственных установок состояния. Следующие аспекты здорового образа жизни:
1) Положительное эмоциональное самочувствие. Это психогигиена, ребенок должен уметь справляться со своими эмоциями, трудными ситуациями.
2) Самочувствие интеллекта. Ребенок должен быть способен узнавать новую информацию и правильно ее использовать для действий в новых обстоятельствах.
Три уровня, на которых формируются здоровый образ жизни и способствуют укреплению здоровья ребенка:
1) Социальный. Семья, окружение ребенка.
2) Инфраструктурный. Экология города.
3) Личностный. Это система ценностных ориентаций человека.
ЗОЖ подразумевает несколько важных аспектов
1. Медицинский. Не смотря на то, что медицину социологи ставят на последнее место, от которого зависит здоровье взрослого человека и ребенка, все же следует уделять этой стороне как можно больше внимания. Регулярные обследования и анализы, профилактика заболеваний в форме прививок, своевременное диагностирование и лечение заболеваний - соблюдение этих несложных правил значительно продляет жизнь и улучшает ее качество.
2. Физический. Занятия спортом и физической всегда способствовали улучшению здоровья взрослого человека и ребенка. Особенно это касается бега и ходьбы, плавания, езды на велосипеде, бега на лыжах и коньках, аэробных нагрузок - все это тренирует сердце, укрепляет сосуды, поддерживает в тонусе мышцы и укрепляет суставы.
3. Диетический. Следить за тем, что ест ребенок - в последнее время стало очень актуальным. Общее правило: вредно переедание, большое количество сладкого, жирного.
4. Психологический. Отсутствие вредных факторов, неблагоприятно влияющих на состояние ребенка.
5. Гигиенический. Соблюдение правил личной и общественной гигиены так же способствует укреплению и сохранению здоровья.
6. Географический. К сожалению, развитие цивилизации человечества неразрывно связано с ухудшением экологии нашей планеты. В результате жить в больших городах и промышленных центрах становится очень вредно для человека. Выбор жилья в незагрязненных районах - один из приоритетов человека, заботящегося о свое здоровье и здоровье своих детей.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечают А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др., - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
- Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы
Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.)
Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни :
- активно развиваются психические процессы;
-заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».
На физиологическое состояние детей дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников:
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм
В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.
Младшие дошкольники в этом возрасте еще не могут охарактеризовать болезнь, описать, что это такое, они лишь знают, что человек может болеть. Поэтому никакого отношения к болезни у детей второй младшей группы нет, они не думают о том, что можно заболеть вследствие каких-либо причин. Болезнь не вызывает у них страх.
При наводящих вопросах дети могут рассказать о том, как болели когда-то, но, в общем, объяснить сто такое здоровье, они не могут.
При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.
- Методы формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
-занятия физкультурой,
-прогулки.
-рациональное питание,
-соблюдение правил личной гигиены:
-закаливание,
-создание условий для полноценного сна
Здоровье ребенка находится в прямой зависимости от имеющихся знаний у него о своем организме, от сформированности осознанного отношения к себе, своему телу.
Поэтому работу по формированию основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы следует строить на идеях педагогической валеологии .
Основной целью педагогической деятельности является: развитие представлений детей о своем теле, воспитание бережного и осознанного отношения к своему организму.
Для осуществления поставленной цели решается ряд задач:
1) Создать и обогатить развивающую среду в группе;
2) Разработать систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
3) Способствовать развитию у детей определенного круга знаний и представлений о своем теле, развивать элементарные базовые знания по валеологии.
4) Сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
Для начала следует обустроить предметно-развивающую среду, которая соответствует возрасту. Для этого оборудован уголок здоровья, где есть мячи, скакалки, кегли, различные мишени, сухой аквариум (для снятия напряжения, усталости, расслабления мышц спины, плечевого пояса).
Для укрепления дыхательной мускулатуры и профилактики застойных явлений в легких следует использовать игры и пособия для надувания: это снежинки, красочные бабочки, трубочки для бульканья. Для массажа и укрепления мышц нижних конечностей изготовила из подсобного материала ортопедические коврики.
Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры на современную тематику: «Центр здоровья» (для расширения знаний о труде медицинских работников, формирования знаний и навыков по оказанию первой медицинской помощи), «Фитобар», где дети знакомятся с лекарственными травами и узнают об их пользе для организма, дидактические игры: «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины - полезные продукты», «Съедобное - несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде».
Формы организации формирования основ здорового образа жизни:
-- занятии (фронтальные, групповые, комплексные);
-- часы общения, беседы;
-- проблемно-игровые ситуации, логические задачи;
-- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
-- экскурсии, наблюдения;
-- экспериментирование;
-- встречи с медработниками.
Данная работа может быть организована по тематическим блокам:
«В гостях у Мойдодыра»;
«Если хочешь быть здоров»;
«Уроки Неболейки».
Заключение
Каждый из нас хочет прожить свою жизнь в здравии и счастливо. И никто не хочет постоянно болеть и иметь плохое самочувствие. Здоровый образ жизни помогает содержать здоровье в крепкой форме. Ведь здоровье человека бесценно.
По мнению специалистов, здоровый образ жизни - это отсутствие активный отдых, сбалансированное и правильное питание, психическое равновесие и т.д.
Здоровое питание играет огромную роль в формировании здорового образа жизни. Пища не должна содержать никаких консервантов, а в лучшем случае она должна быть растительного происхождения.
Занятия спортом так же играют большую роль в жизни ребенка. Регулярные физические нагрузки улучшат состояние здоровья ребенка. Ежедневная утренняя зарядка поможет надолго сохранить бодрость и силу.
Крепкий и здоровый сон -- еще один из способов здорового образа жизни. Сон так же укрепляет иммунную систему ребенка и телу отдохнуть и расслабиться за весь день.
Каждая мама мечтает только об одном: чтобы у нее был здоровый и счастливый ребенок. Если второе зависит от многих факторов, то первое - в большей степени именно от родителей и педагогов. Ведь именно здоровье, а вернее всё, что его формирует, закладывается с самых ранних лет. Конечно, и спокойная беременность, и кормление грудью, и полноценная семья, и экология, и многое-многое другое влияет на здоровье вашего малыша. Но есть один очень простой, но в то же время очень обязательный момент - это физическое развитие ребёнка. Даже с соблюдением всех выше перечисленных условий, малютка никогда не будет совершенен без физического укрепления своего тела. Да что там говорить, и дух укрепляется, и характер формируется при наличии каждодневных «тренировок» для детей. Различные махи руками и ногами, пресс укрепляющие движения, приседания, прыжки и т.д. Главное - сначала научиться правильно дышать (вдох при отдыхе, выдох при сокращении мышц) - аэробная нагрузка, затем разогреть мышцы (бег, прыжки) - кардионагрузка, подготовить суставы (различные разминания), ну а уж после - «покачать мышцы». Музыка, улыбки, смех, незатейливые игры, типа «покажи разных животных» - и вы поможете своему малышу стать не только здоровым, но и счастливым!
Но, использование данных рекомендаций возможно только после формирования знаний о здоровом образе жизни. В данной работе мы говорили о формировании основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы. Нами были рассмотрены теоретические основы формирования здорового образа жизни, возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы, выделены основные формы формирования основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Список используемой литературы
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. - 2010.- с. 40
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г.Алямовская. - М.: 2011. - 122с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 2010.-144с.
4. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.:ТЦ«Сфера», 2015. - 264 с.
5. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства [Текст] / Р.С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду - М.: Просвещение, 2012. - 305 с.
6. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Е. Волосова. - М.: Гардарики, 2010. - 310 с.
7. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 2013. - 230 с.
8. Воспитание младшего дошкольника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений. / Сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.-288с.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2014. - 300 с.
10. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. - 2007.- Т. 18, №3.
11. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
12. Ильина М.Н. Подготовка к школе: Развивающие упражнения и тесты. - СПб., 2011. - 280 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы
Этот материал - из многолетнего опыта моей работы с детьми второй младшей группы....
Формирование основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы
Здоровый образ жизни, или сокращенно ЗОЖ -- это система жизни человека, который заботится о своем здоровье, занимается его профилактикой и укреплением.ЗОЖ приобретает особую актуальность ...
Методы формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы
Здоровье ребенка находится в прямой зависимости от имеющихся знаний у него о своем организме, от сформированности осознанного отношения к себе, своему телу....
Картотека бесед по формированию основ здорового образа жизни с детьми второй младшей группы
Задачи:- дать дошкольникам необходимый минимум знаний в области здорового образа жизни;- познакомить воспитанников ДОУ со строением организма человека;- раскрыть понятие «здоровья», «...
Картотека игр для формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы
Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.Задачи:- приучение к здоровому образу жизни, соблюдению режима дня;- получение представления о человеческом теле, его работе и потребностях;- з...
Картотека бесед по формированию основ здорового образа жизни с детьми второй младшей группы
Формирование у детей здорового оброза жизни....
Формирование основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы
Здоровый образ жизни, или сокращенно ЗОЖ -- это система жизни человека, который заботится о своем здоровье, занимается его профилактикой и укреплением....