Доклад "Предупреждение детского травматизма на дороге через знакомство с правилами дорожного движения в ДОО"
консультация

Материал содержит рекомендации по организации работы  по профилактике дорожно-транспортного травматизма в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение детского травматизма на дороге

через знакомство с правилами дорожного движения в ДОО

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса.

Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа должна осуществляться в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:

  • Ребёнок - пешеход
  • Ребёнок - пассажир
  • Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.)

Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап - это диагностика - уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап - это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап - формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения.

Изучение с детьми дошкольного возраста основ безопасности дорожного движения является достаточно сложной задачей. Это связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями восприятия новой для них информации.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами
безопасного поведения на улице.

  1. Игровая деятельность:

-подвижные игры;

-дидактические игры;

-настольно-печатные игры;

-сюжетно-ролевые игры;

-игры-драматизации и театрализованные игры;

-игровые практикумы на транспортной площадке.

  1. Познавательная деятельность.

Занятия.

Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению с окружающим полностью.

На занятиях по развитию речи рекомендуется использовать различные методы и приёмы по знакомству с правилами безопасного поведения, с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их измерения:

-рассматривание картин и иллюстраций;

-составление описательных рассказов по картине;

-составление рассказов из личного опыта;

-разучивание стихотворений

-разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.

-решение проблемных задач и ситуаций

-слушание аудиозаписей песенок, сказок

-просмотр мультфильмов, слайдов.

На занятиях по продуктивным видам деятельности целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках-раскрасках;

В конструктивной деятельности предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги. Переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки.

На занятиях физкультуры детей учат двигаться в определенном направлении, находить свое место, различать пространственное, например: вперед, обратно, назад, сбоку и т.д.; проводят подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Найди свой цвет»

Беседы, викторины.

Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение. Примерные темы бесед, викторин:

  • «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»
  • «Почему нельзя играть на тротуаре?»
  • «Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?»
  • «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»
  • «Для кого предназначены дорожные знаки?»
  • «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.

Игровые проекты: «Добрая дорога детства», «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Школа Спасайкина», «Азбука пешехода».

Разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему и вовлечения в работу взрослых участников дорожного движения. В рамках проектов проводятся:

  • охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад (туман)!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т.д.
  • фоторепортажи;
  • праздники, викторины, спектакли;
  • выпускаются сигнальные листовки, газеты;

-оформляются фотостенды.

  1. Художественная деятельность.

Чтение художественной литературы.

Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.

Методика работы с художественным произведением предполагает:

  • выразительное, эмоциональное чтение произведения;
  • повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;
  • беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально;
  • разучивание рифмованных правил или стихов.

В рамках художественно-изобразительной деятельности следует организовывать:

  • конкурсы рисунков;
  • выставки моделей, макетов;
  • изготовление атрибутов к играм.

В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:

  • вечера загадок;
  • викторины;
  • конкурсы стихов и рассказов;
  • развлечения, праздники;
  • спектакли, театрализованные постановки.

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.

Тематика праздников:

  • «Творческая мастерская «Путешествие «Светофорика»,
  • «Театрализованное представление «Школа светофорных наук»,
  • «Викторина «Жители страны «Дорожная»,
  • «Спортивная эстафета «Веселый перекресток»,
  • «Выставка плакатов «Опасайся бед, пока их нет».

Рассмотрим более подробно работу с детьми подготовительной к школе группы.

Дети 6-7-летнего возраста - это будущие первоклассники, которым придётся вскоре самостоятельно переходить улицу. Они должны быть подготовлены к этому.

Деятельность старшего дошкольника в дорожных ситуациях состоит из четырёх тесно взаимосвязанных и переплетающихся между собой этапов:

-восприятие информации (умение смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать сигналы, которые посылает улица);

-обработка информации (определение уровня опасности или безопасности);

-выработка и принятие наиболее безопасного решения;

-исполнение принятого решения.

Учитывая, что дорожные ситуации - это интенсивный динамический процесс (на каждый сигнал светофора отводится от нескольких секунд до полминуты), все эти этапы должны укладываться в определённый промежуток времени. Умение предвидеть - это не только знать, но прежде всего, уметь быстро выбрать нужный вариант решения дорожной задачи. Поэтому всю работу с детьми необходимо строить так, чтобы они постоянно упражнялись в приобретении трёх групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных. Так, во время наблюдения дорожной ситуации дети постоянно анализируют, насколько они опасны и безопасны.

Особые трудности испытывают дети при определении расстояния и скорости движущегося транспорта и в связи с этим не могут правильно спланировать своё поведение. Полезным может быть наблюдение за транспортным потоком, когда дети по сигналу воспитателя «засекают» нужную машину, которая едет в направлении к ним, и начинают все вместе считать до тех пор, пока машина (автобус) не поравняется с детьми. Сравнивая несколько таких отсчётов, дети приобретают опыт, у них развивается не только глазомер, но и чувство времени при оценке движущегося транспорта. Во время таких наблюдений воспитатель обращает внимание на то, что за крупным транспортом может ехать мотоцикл, небольшая машина... Опасность скрытого транспорта в том, что происходит на дороге. За большим транспортным средством может выехать машина, увеличив скорость для обгона, в тот момент, когда пешеход будет переходить дорогу, пропустив транспорт, который он видит. Такие ситуации следует постоянно моделировать на фланелеграфе и других игровых полях.

Дети этого возраста должны хорошо знать свой микрорайон, особенно места пересечения улиц, где и какие стоят знаки. Проводя целевые прогулки по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, воспитатель акцентирует внимание на таких важных моментах для безопасности движения, как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность. В пасмурный день нужно обратить внимание детей на плохую видимость на дороге, что одинаково опасно и для пешехода, и для водителя. Если прогулка проводится зимой, следует обратить внимание на скользкую дорогу: пешеход может упасть на проезжей части, а машинам очень сложно тормозить. Во время дождя или снега обратить внимание детей на то, что стекло кабины водителя, загрязняется и затрудняется видимость на дороге. В такую погоду пешеходы часто поднимают воротники, капюшоны, открывают зонты - это мешает обзору и очень опасно. Особую опасность для детей представляют перекрёстки как регулируемые, так и не регулируемые. Поэтому к месту перекрёстков следует провести несколько экскурсий, а затем смоделировать и обсудить, возможно, опасные ситуации, сделать зарисовки.

Будущие школьники должны понимать знакомую символику, встречающуюся на улицах города. Знакомство с дорожными знаками необходимо начинать с самых простых: пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, круговое движение, прочие опасности, железнодорожный переезд со шлагбаумом, дети, пункт медицинской помощи. Это те знаки, которые должны знать пешеходы в первую очередь. В дальнейшем можно объяснить значение следующих знаков: остановка транспорта, ремонтные работы, перекрёсток, знаки сервиса: телефон, пункт питания, кемпинг и других.

Чтобы закрепить знание детьми знаков, можно поиграть с ними в следующие игры:

-О чём говорит этот знак: к картинке-ситуации предлагается знак, дети с помощью считалочки определяют, кто из них расскажет содержание картинки и знака.

-Выбери знак и расскажи о нём: из набора знаков ребёнок выбирает понравившийся и рассказывает о нём.

-Отгадай знак по описанию: дети делятся на две команды. По очереди одни описывают знак (как выглядит, где устанавливается, что разрешает или запрещает, о чём рассказывает), а другие дети отгадывают, что это за знак.

-Какой здесь нужен знак: на фланелеграфе моделируется улица или загородная дорога, размещаются условные дома. На месте знаков пустые таблички. Дети вставляют нужные знаки, объясняют их значение.

Чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, стали прочными и могли успешно применяться будущими школьниками, они должны быть действенными, органически сочетаться с реальным жизненным окружением детей. Детям можно предложить рассказать о своём пути от дома до детского сада, смоделировать на фланелеграфе или зарисовать его. Целесообразно использовать план-схему микрорайона, где находится детский сад, можно пометить улицы, перекрёстки, жилые дома и общественные здания. Дети сами могут придумать для этого символические изображения.

Алгоритм заданий с планом-схемой.

  1. «Найди свой дом» - ребёнок находит по очертаниям свой дом и рисует рядом человечка.
  2. «Нарисуй свой маршрут в детский сад» - ребёнок ставит стрелки и попутно рисует дорожные знаки, которые есть по пути.
  3. «Нарисуй опасные места» - ребёнок отмечает символом опасные места, где может внезапно появиться транспорт, где плохой обзор.
  4. «Моя дорога в парк, к другу...» - рисование маршрута.
  5. «Найди свою остановку» - ребёнок отмечает остановку того автобуса, которым он может поехать к бабушке, в спортивную школу.

Все эти задания ребёнок выполняет графически, объясняет, а затем проделывает это практически. Первоначально ребёнок осваивает эти маршруты вместе с родителями. В дальнейшем он это делает более самостоятельно, то есть родители могут идти с ребёнком рядом и страховать его.

В этом возрасте необходимо формировать у детей самостоятельность и ответственность в действиях, связанных с переходом улицы, учить устанавливать причинно-следственные связи, выбирать наиболее безопасные маршруты движения от дома до детского сада, к магазину. Учить детей определять, предвидеть опасность дорожной ситуации и возможность её избежания, воспитывать у детей уважение к пешеходам и водителям.

Наглядные пособия, оборудование и инвентарь в ДОУ и в группах.

Транспортная площадка:

  • разметка: две полосы движения, пешеходные переходы - «зебра», «островок безопасности», тротуары, перекрёсток,

-действующий светофор,

-знаки дорожного движения для улицы,

-детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, коляски,

-наглядная информация: плакаты, баннеры.

Наглядные пособия:

-наглядная агитация для родителей и детей: стенды, уголки в группах,

-макеты города, микрорайона, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек,

-переносной механический действующий светофор,

-знаки дорожного движения,

-фланелеграфы, магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов,

-плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации,

-светофоры, игрушки транспортные,

-конструкторы «Лего», металлические конструкторы, строительные наборы,

-раздаточный материал по теме,

-детская художественная литература,

-словесные, дидактические игры,

-настольно-печатные игры,

-подвижные игры и атрибуты к ним,

-игровые поля для проектов: «Улица моего города», «Подружись со светофором», «Дорога в детский сад» и др.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов:

-жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники,

-игрушки транспортные,

-флажки для перехода улицы,

-планшеты с перекрёстком,

-нагрудные изображения с различным видом транспорта.

Дорожные знаки нагрудные и переносные:

  • «Пешеходный переход» - «Телефон»
  • «Движение пешехода запрещено» - «Пункт медицинской помощи»
  • «Круговое движение» - «Пункт питания»
  • «Остановка автобуса» - «Движение направо (налево)»
  • «Осторожно - дети!» - «Движение на велосипеде»
  • «Осторожно, трамвай» (разрешено, запрещено)
  • «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» (без шлагбаума)
  • «Движение пешехода разрешено»
  • «Прочие опасности» - «Движение прямо»
  • «Движение направо (налево)» - «Дикие животные»

Таким образом, у детей постепенно накапливается определенный опыт движения по улицам, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.

Все знания закрепляются в специальных играх. От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше станет несчастных случаев. В этом и состоит одна из первостепенных задач педагога, работающего с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения ».

Размещена работа на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения »....

Самообразование «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения» на 2019-2020 уч. год

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

"Как колобок учился дорогу переходить" (знакомство с правилами дорожного движения)

Материал подходит для использования на занятиях, развлечениях, досугах по правилам дорожного движения....

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»._________

С чего же начинается безопасность детей на дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрите...