Мастер-класс по теме: "Привитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
план-конспект занятия (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_s_roditelyami.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме:
«Привитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Цель: обогатить знания родителей о привитии и воспитании у детей культурно-гигиенических навыков.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация; разрезные картинки с изображением последовательности алгоритмов «Моем руки», «Одевание на прогулку», карточки с названиями алгоритмов, клей-карандаш, лист с сеткой для алгоритмов; чемодан; буклеты с рекомендациями по привитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Ход мастер-класса.
-Добрый день уважаемые дети и родители. Предлагаю вам принять участие в мастер-классе. Надеюсь, что тема, которую мы затронем, будет для вас и для ваших детей интересной, а материал будет полезным.
Чистота – залог здоровья –
Это точно знаем мы,
Потому и гигиене деток обучать должны!
- Как вы думаете, какая тема нашего мастер-класса?
(Культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста)
-Тема мастер-класса «Привитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Теоретическая часть.
Как нам известно, основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, где важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей.
При формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождение» его в мир взрослых. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия, культурно-гигиенические навыки обобщаются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление игровой деятельности. В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым, закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.).
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Развитие этого вида труда состоит в том, что складываются системы действий, усложняется их содержание.
Данные навыки направлены на самого ребенка. Выполняя гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. Он начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности. У него формируется представление о собственном теле.
Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки постепенно совершенствовались и становились привычными.
Практическая часть.
Сейчас мы выстроим нашу работу следующим образом: я предлагаю вам поиграть в форме квест-игры. Мы с вами не будем передвигаться с одного помещения в другое, а останемся в группе.
- Уважаемые дети и родители, внимание на экран.
(появляется Мойдодыр)
Мойдодыр: «Добрый день, дорогие дети и родители. Я великий умывальник, знаменитый Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир! Я пришёл не для того, чтобы проверить знания, а помочь вам в воспитании культурно-гигиенических навыков у ваших детей. С собой я принёс чемодан. Вам интересно, что в нём? Чемодан зашифрован, и для того, чтобы его открыть, нужно выполнить задания квеста».
1 задание.
- Первое задание, которое предлагает Мойдодыр, заключается в следующем: я предлагаю вам карточку с названием алгоритма. Вам необходимо выбрать из предложенных картинок, те, которые соответствуют вашему алгоритму, собрать его последовательно и наклеить на лист.
(предложить родителям 2 карточки: алгоритмы «Моем руки», «Одевание на прогулку»).
(После выполнения задания родители демонстрируют и комментируют свой алгоритм).
-А теперь проверим, верно ли вы выстроили последовательность ваших алгоритмов.
(на слайде правильный ответ).
Мойдодыр: «Молодцы, вы, верно, выполнили задание, тем самым отгадали первую букву шифра чемодана».
(на слайде появляется буква «К»).
2 задание.
Для прочного осознания нравственных норм и правил, регулирующих поведение в ходе бытовых процессов, я предлагаю вам закончить ситуацию, как бы ответил ребенок.
Когда ребята одевались на прогулку, Вова ходил по раздевалке. Его одежда валялась на полу. К нему подошла Лена и сказала… Что сказала Лена?
Ранний возраст: не обратили бы внимания.
Дети мыли руки. Сережа открыл кран и заткнул его пальцем. Брызги полетели во все стороны. Тогда Света ему сказала… Что сказала ему Света?
Слушаем предположения родителей и объясняем детям, почему так нельзя делать.
Ранний возраст: «Не брызгай воду» или пожаловались взрослому.
Дети обедали. Дима не ел. Он размахивал ложкой, кривлялся. Тогда Коля ему сказал… Что сказал Коля?
Ранний возраст: сказал, не махать ложкой либо пожаловался взрослому.
Спросить детей можно ли так делать и объяснить почему.
Таким образом, относитесь к детям с вниманием. Подтвердите, что дети правильно понимают общественные требования, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение и обоснуйте необходимость его выполнения.
Пришло время перейти ко второй части задания «Решение проблемной ситуации».
Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Взрослый, видя это, быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам!». Взрослый отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Правильно ли поступил взрослый? К чему это может привести?
(мнение родителей)
Правильное решение ситуации
(на экране текст ситуации)
В детском возрасте «Я сам!» проявление стремления к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам!» — это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.
Мойдодыр: «Молодцы, вы нашли верное решение проблемной ситуаций, и отгадали еще одну букву шифра»
(на слайде появляется буква Г)
3 задание.
Последнее задание называется «Найди ошибку». Вам необходимо рассмотреть фотографию, найти в ней неточность.
(на слайде появляются фотографии с ошибками, а после с правильными ответами).
- На столе нет салфеток.
- Ребёнок сидит в кофте, шапке и надевает колготки.
- Ребенок во время мытья рук не закатал рукава.
- Ребёнок вытирает рот/нос рукавом.
- Ребёнок ерошит волосы.
Мойдодыр: «Молодцы, вы верно ответили на последний вопрос и отгадали букву шифра».
(на слайде появляется буква Н).
Итог. Рефлексия.
-Пришло время открыть чемоданчик Мойдодыра.
-Скажите, какой шифр у нас получился?
(КГН)
-А кто, скажет, как расшифровывается КГН?
(Культурно-гигиенические навыки)
-Подведем итог и скажем, что входит в понятие культурно-гигиенические навыки:
(ответы родителей)
-следить за внешним видом;
-стараться быть аккуратным в быту;
-пользоваться носовым платком;
-раздеваться и одеваться самостоятельно или с помощью взрослого в правильной последовательности;
-складывать свои вещи аккуратно;
-мыть и насухо вытирать руки.
Мойдодыр: «Я рад был присутствовать на мастер-классе. Надеюсь, на то, что моя квест-игра, дополнила ваши знания. Хотел бы вам преподнести буклеты с рекомендациями по привитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. До свидания».
-На этом мастер-класс подошёл к концу. Спасибо вам за внимание. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по проблеме: «Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста» для воспитателей групп раннего возраста ДОУ п. Чернянка
Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста...
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования с участием родителей и детей раннего возраста «Забавные отпечатки»
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятел...
Мастер-класс «Волшебные ладошки» (с использованием техники нетрадиционного рисования для детей раннего возраста)
1. Выступление воспитателя группы раннего возраста - Ситниковой Татьяны Сергеевны2. Мастер – класс «Волшебные ладошки»...
Мастер - класс по проблеме: «Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста»
Материал направлен на повышение уровня педагогической компитенции по вопросу сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста....
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:...
Мастер-класс для педагогов «Использование приемов «тестопластики» как средства развития детей раннего возраста».
Конспект мастер-класса дя педагогов по использованию приемов "тестопластики" для занятий с детьми раннего возраста....
Мастер-класс "Вместе весело играть" - игровой тренинг по социальной адаптации детей раннего возраста
Мастер-класс «Вместе весело играть» - игровой тренинг по социальной адаптации детей второго раннего возраста»...