Мастер-класс по теме: "Привитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
план-конспект занятия (младшая группа)

Телешева Татьяна Николаевна
Мастер-класс по теме: "Привитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_s_roditelyami.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

«Привитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Цель: обогатить знания родителей о привитии и воспитании у детей культурно-гигиенических навыков.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация; разрезные картинки с изображением последовательности алгоритмов «Моем руки», «Одевание на прогулку», карточки с названиями алгоритмов, клей-карандаш, лист с сеткой для алгоритмов; чемодан; буклеты с рекомендациями по привитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Ход мастер-класса.

-Добрый день уважаемые дети и родители. Предлагаю вам принять участие в мастер-классе. Надеюсь, что тема, которую мы затронем, будет для вас и для ваших детей интересной, а материал будет полезным.

Чистота – залог здоровья –

Это точно знаем мы,

Потому и гигиене деток обучать должны!

- Как вы думаете, какая тема нашего мастер-класса?

(Культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста)

-Тема мастер-класса «Привитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».

Теоретическая часть.

Как нам известно, основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, где важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей.

При формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождение» его в мир взрослых. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия, культурно-гигиенические навыки обобщаются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление игровой деятельности. В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым, закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.).

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Развитие этого вида труда состоит в том, что складываются системы действий, усложняется их содержание.

Данные навыки направлены на самого ребенка. Выполняя гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. Он начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности. У него формируется представление о собственном теле.

Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки постепенно совершенствовались и становились привычными.

Практическая часть.

Сейчас мы выстроим нашу работу следующим образом: я предлагаю вам поиграть в форме квест-игры. Мы с вами не будем передвигаться с одного помещения в другое, а останемся в группе.

- Уважаемые дети и родители, внимание на экран.

(появляется Мойдодыр)

Мойдодыр: «Добрый день, дорогие дети и родители. Я великий умывальник, знаменитый Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир! Я пришёл не для того, чтобы проверить знания, а помочь вам в воспитании культурно-гигиенических навыков у ваших детей. С собой я принёс чемодан. Вам интересно, что в нём? Чемодан зашифрован, и для того, чтобы его открыть, нужно выполнить задания квеста».

1 задание.

- Первое задание, которое предлагает Мойдодыр, заключается в следующем: я предлагаю вам карточку с названием алгоритма. Вам необходимо выбрать из предложенных картинок, те, которые соответствуют вашему алгоритму, собрать его последовательно и наклеить на лист.

(предложить родителям 2 карточки: алгоритмы «Моем руки», «Одевание на прогулку»).

(После выполнения задания родители демонстрируют и комментируют свой алгоритм).

-А теперь проверим, верно ли вы выстроили последовательность ваших алгоритмов.

(на слайде правильный ответ).

Мойдодыр: «Молодцы, вы, верно, выполнили задание, тем самым отгадали первую букву шифра чемодана».

(на слайде появляется буква «К»).

2 задание.

Для прочного осознания нравственных норм и правил, регулирующих поведение в ходе бытовых процессов, я предлагаю вам закончить ситуацию, как бы ответил ребенок.

Когда ребята одевались на прогулку, Вова ходил по раздевалке. Его одежда валялась на полу. К нему подошла Лена и сказала… Что сказала Лена?

Ранний возраст: не обратили бы внимания.

Дети мыли руки. Сережа открыл кран и заткнул его пальцем. Брызги полетели во все стороны. Тогда Света ему сказала… Что сказала ему Света?

Слушаем предположения родителей и объясняем детям, почему так нельзя делать.

Ранний возраст: «Не брызгай воду» или пожаловались взрослому.

Дети обедали. Дима не ел. Он размахивал ложкой, кривлялся. Тогда Коля ему сказал… Что сказал Коля?

Ранний возраст: сказал, не махать ложкой либо пожаловался взрослому.

Спросить детей можно ли так делать и объяснить почему.

Таким образом, относитесь к детям с вниманием. Подтвердите, что дети правильно понимают общественные требования, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение и обоснуйте необходимость его выполнения.

Пришло время перейти ко второй части задания «Решение проблемной ситуации».

Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Взрослый, видя это, быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам!». Взрослый отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Правильно ли поступил взрослый? К чему это может привести?

(мнение родителей)

Правильное решение ситуации

(на экране текст ситуации)

В детском возрасте «Я сам!» проявление стремления к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам!» — это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.

Мойдодыр: «Молодцы, вы нашли верное решение проблемной ситуаций, и отгадали еще одну букву шифра»

(на слайде появляется буква Г)

3 задание.

Последнее задание называется «Найди ошибку». Вам необходимо рассмотреть фотографию, найти в ней неточность.

(на слайде появляются фотографии с ошибками, а после с правильными ответами).

  1. На столе нет салфеток.
  2. Ребёнок сидит в кофте, шапке и надевает колготки.
  3. Ребенок во время мытья рук не закатал рукава.
  4. Ребёнок вытирает рот/нос рукавом.
  5. Ребёнок ерошит волосы.

Мойдодыр: «Молодцы, вы верно ответили на последний вопрос и отгадали букву шифра».

(на слайде появляется буква Н).

Итог. Рефлексия.

-Пришло время открыть чемоданчик Мойдодыра.

-Скажите, какой шифр у нас получился?

(КГН)

-А кто, скажет, как расшифровывается КГН?

(Культурно-гигиенические навыки)

-Подведем итог и скажем, что входит в понятие культурно-гигиенические навыки:

(ответы родителей)

-следить за внешним видом;

-стараться быть аккуратным в быту;

-пользоваться носовым платком;

-раздеваться и одеваться самостоятельно или с помощью взрослого в правильной последовательности;

-складывать свои вещи аккуратно;

-мыть и насухо вытирать руки.

Мойдодыр: «Я рад был присутствовать на мастер-классе. Надеюсь, на то, что моя квест-игра, дополнила ваши знания. Хотел бы вам преподнести буклеты с рекомендациями по привитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. До свидания».

-На этом мастер-класс подошёл к концу. Спасибо вам за внимание. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования с участием родителей и детей раннего возраста «Забавные отпечатки»

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятел...

Мастер-класс «Волшебные ладошки» (с использованием техники нетрадиционного рисования для детей раннего возраста)

1. Выступление воспитателя группы раннего возраста -  Ситниковой Татьяны Сергеевны2. Мастер – класс «Волшебные ладошки»...

Мастер - класс по проблеме: «Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста»

Материал направлен на повышение уровня педагогической компитенции по вопросу сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:...

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов «тестопластики» как средства развития детей раннего возраста».

Конспект мастер-класса дя педагогов по использованию приемов "тестопластики" для занятий с детьми раннего возраста....

Мастер-класс "Вместе весело играть" - игровой тренинг по социальной адаптации детей раннего возраста

Мастер-класс  «Вместе весело играть» - игровой тренинг по социальной адаптации детей второго раннего возраста»...