Конспект открытого занятия по экологии. Старшая группа Деревья - наши зеленые друзья.
план-конспект занятия (старшая группа)

Семенова Нина Ивановна

Конспект предназначен для педагогов ДОУ, в помощь для подготовки к занятиям по экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экологии. Старшая группа Деревья - наши зеленые друзья.

Составитель: воспитатель Семёнова Н.И.

Цель: Расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения. Закрепить умение различать и называть части растений. Активизировать словарь детей за счѐт слов, обозначающих породы деревьев: хвойные, лиственные.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру. 1.Образовательные задачи:

- расширять и систематизировать знание детей о природе;

  • формировать интерес к проблеме охраны природы;
  • познакомить детей с правилами поведения в природе.
  1. Развивающие задачи:

- развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения;

  • развивать кругозор, мышление связанную речь.
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать заботливое отношение к природе.

Демонстрационный материал: Картинки с деревьями (дуб, рябина, берѐза, ель, клѐн, сосна); картинки с частями дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды: шишки, серѐжки, семена клѐна и т.д.); натуральные плоды, собранные во время прогулки.

Словарная работа: березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя, денролог.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание картин и иллюстраций о лесе, растениях,
  2. наблюдения на прогулке за деревьями, кустарником, травами,
  3. загадывание загадок о растениях.
  1. Организационный этап:

Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг.

Повторяйте вместе со мной слова:

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу, Нам здороваться не лень,

Всем «Привет!» и «Добрый день!». Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется. Здравствуй, небо!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись утром рано И приветствуем тебя!

Введение в тему занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Сегодня на занятие к нам пришѐл из леса ѐжик, ему в лесной школе задали очень трудное задание, с которым ему одному никак не справиться.

Вот он и решил, что ребята из детского сада помогут ему. Но прежде он хочет убедиться, что вы действительно знаете очень много, о наших зелѐных друзьях – деревьях.

Воспитатель: Поможем?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, вы сможете объяснить, что означает слово лес?

Дети: «Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды.

Дети: В лесу мало солнечного света т. к. в нем растет много деревьев».

Могут ли деревья передвигаться в поисках пищи? (Нет, они растут на одном месте.)

  • Что нужно дереву, для того чтобы жить? (Корни, почва, влага, свет, тепло.)
  • Почему деревья специально сажают в городах? (Деревья очищают воздух.)
  • Почему деревья (леса) надо охранять, какую пользу они приносят? (Чтобы дышать чистым воздухом. Деревья очищают воздух, их плодами, семенами питаются птицы и животные.)
  • Откуда берутся деревья? (Из семян.)

Воспитатель: Молодцы, знаете ли вы ребята кто изучат жизнь древьев?

Дети: «Дендрологи»

Воспитатель: Давайте мы сейчас побудим дендрологами и попробуем определить возраст дерева. Чтобы определить возраст дерева, нужно сосчитать годичные кольца на его стволе. За один год древесина увеличивается на одно кольцо. В каждом кольце есть толстый светлый слой, который сформировался весной.(На спиле дерева считаем кольца).

Ребята, прежде чем отправиться в лес, мы должны вспомнить правило поведения в лесу.

Я озвучу вам свои действия в лесу. Если я поступаю хорошо, то вы хлопайте в ладоши и говорите «Да!», а если плохо – топайте ногами и говорите «Нет!» (рассматривание знаков)

Воспитатель: Если я приду в лесок И сорву ромашку?

Дети: Нет

Воспитатель: Если съем я пирожок И выброшу бумажку?

Дети: Нет

Воспитатель: Если разведу костер, А тушить не буду?

Дети: Нет

Воспитатель: Если сильно насорю И убрать забуду?

Дети: Нет

Воспитатель: Если мусор уберу, Банку закопаю?

Дети: Да

Воспитатель: Я люблю свою природу, Я ей помогаю!

Дети: Да

  1. Основная часть:

Ребята, мы с вами отправимся в чудесный лес, куда может попасть любой человек, стоит только захотеть. Это чудесный лес – лес фантазии, выдумок, воображения. И мы с вами сейчас туда отправимся. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

«Тили – Тили – тили месс, Открывайся чудный лес!»

(произносим волшебные слова, открываем глаза, звучат «звуки леса» - шум деревьев) Воспитатель: Вот мы и очутились в лесу, как много в лесу деревьев. В лесу всё необычное и волшебное. Слышите, как шумят деревья.

Давайте мы посмотрим, как устроено дерево (картинки деревьев).

Воспитатель: Что есть у дерева:

Дети: Корень, ствол, ветки и листья. Корень всасывает вод из земли и служит опорой дереву. Ствол покрыт корой, и она защищает ствол дерева от ярких лучей солнца, от крепких морозов, от острых зубов зверей. Питательные вещества по стволу поступают к веткам и листьям дерева. Ветви составляют крону дерева.

Игра: «Покажи и назови части дерева.

Физминутка «Расскажи стихи руками».

Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.) Сильными большими

Ноги - это корни,

Их расставим шире, (Раздвигают ноги шире.)

Чтоб держали дерево, (Сжатый кулак ставят над другим кулаком.) Падать не давали,

Из глубин далѐких (Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются.) Воду доставали.

Тело наше ствол могучий

Он чуть-чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой острой (Складываем ладони шалашиком, острым концом вверх.) В небо упирается (Поднимаем соединѐнные руки вверх.)

Наши руки – это ветви, (Раскрывают ладони в поднятых руках.) Крону вместе образуют (Смыкают пальцы над головой.)

В кроне им совсем не страшно, (Качают головой) Когда ветры сильно дуют (Качают поднятыми руками.)

Пальцы - веточками будут, (Шевелят пальцами обеих рук.) Листья закрывают их (Прикрывают одну ладонь другой.)

Как придѐт за летом осень, (Поднимают вверх правую, затем левую руки.) Разлетятся листья в миг (Разводят руки в стороны).

Воспитатель: Где растут деревья? Дети: В лесу.

Воспитатель: Вот сейчас мы и проверим, знают ли наши ребята, какие в лесу растут деревья? (показываем деревья)

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке В белом сарафане». Дети: Береза

Воспитатель: Что же это за девица:

Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьѐт,

А в иголках круглый год.

Дети: Ёлка

Воспитатель: Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

Дети: Дуб

Воспитатель: Молодцы

Ребята, вы знаете, что в разных лесах растут разные деревья. У берѐзки, осинки есть листочки, лес, в котором растут эти деревья, называют лиственным. (Демонстрация иллюстраций). У сосны, ели нет листьев, вместо них у этих деревьев есть иголочки – хвоинки. Такие деревья называются хвойные, и лес, в котором они растут, называется хвойным. (Показ иллюстрации хвойного леса).

Давайте и мы с вами посадим свой лес, возьмите по деревцу и посадим. Посмотрите, в нашем лесу растут и хвойные деревья, и лиственные такой лес называют смешанным лесом. Давайте запомним, в смешанном лесу растут и хвойные деревья и лиственные. У нас получился замечательный лес. Сегодня мы с вами вспомнили и узнали очень много интересного, и я думаю, сможем помочь ѐжику выполнить его очень сложное задание.

Следующее задание от ежика

Воспитатель: Достаѐт конверт с заданием в нѐм картинки – рисунки.

Практическое задание: Игровое упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (Дети дорисовывают деревьям веточки, ствол, листики и т.п.) 3.Заключительная часть:

- Ребята, где мы побывали с вами? (в лесу)

  • Кто написал нам письмо (ежик)
  • Какой бывает лес (лиственный, смешанный, хвойный)

Что больше всего вам понравилось и что нового вы узнали для себя.

Спасибо тебе ежик, приходи к нам еще. До свидания. Выполненное задание отдают ѐжику и прощаются с ним. Он благодарит детей.

!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наше настроение". Конспект открытого занятия для детей старшей группы.

Цель: учить детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений, отражать эти умения в своих рисунках. Обогащение эмоционального словаря дошкольников. Учить детей взаимодействовать в ...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе На тему: «Поможем друзьям»

Снеговик приглашает детей в лес помочь лесным зверям. Дети помогают мишкам собрать шишки, ёжикам прицепить колючки, зайке согреться. В лесу встречают снеговика и вместе с ним находят потерявшихся детё...

Конспект открытого занятия для детей старшей группы №1 «Путешествие добрых друзей»

Конспект открытого занятия для детей старшей группы №1 «Путешествие добрых друзей»...

Конспект отрытого занятия в старшей группе «Деревья - наши зеленые друзья»

Образовательная область: познавательное развитие.Тема: «Деревья - наши зеленые друзья».Цель: Совершенствование представления детей о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе....