«Создание условий для двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Решетникова Оксана Георгиевна

Младший дошкольный  возраст- важный период в развитии ребенка. одной из особенностей этого периодаявляется потребность в активных и разнообразных движений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

Тема «Создание условий для двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст – важный период в развитии ребенка. Одной из особенностей этого периода является потребность в активных и разнообразных движениях. Через движения формируются все основные системы и функции организма малыша, двигаясь, он познает окружающий мир, а это способствует не только физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому и эмоциональному развитию. Поэтому очень важно с раннего детства создавать условия для двигательной активности каждого ребенка и в детском саду и дома. В период адаптации, мы знакомились и наблюдали за малышами, и видели, что все дети разные: по физической активности, по группам здоровья. Чтобы правильно организовать работу по двигательной активности с детьми, определили основные задачи:

- создать условия для двигательной активности детей

- формировать двигательные умения и навыки

- заложить основы физической культуры

В группе образовательный процесс по развитию двигательной активности построен на доступности, систематичности, последовательности и повторности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей младшего возраста.

Прежде всего, в группе и на участке были созданы «Центры двигательной активности». В предметно – пространственной среде центры располагаются в доступном месте, легко перемещаются, наполнены различными материалами для развития: основных видов движения, общеразвивающих упражнений и профилактики плоскостопия. Все спортивные материалы и игрушки фабричного и так и ручного изготовления соответствуют требованиям СанПиНа это: мячи разного размера, веревки разной длины и толщины, детали мягкого модуля, наборы цветных лент, платочки, шапочки и нагрудные знаки, дорожка «Здоровья».

Чтобы малыши свободно и безопасно двигались, в группе раздвигаются столы, убираются стульчики. На участке все игровое оборудование расположено по периметру, середина участка свободна для разнообразной игровой двигательной активности детей. Наполняемость центров двигательной активности регулярно видоизменяется и обновляется в зависимости от решения образовательных задач каждого дня. В игровой среде имеются игрушки – двигатели: каталки на палочках и веревочках, машины крупного и среднего размера, коляски. Они помогают создать игровые ситуации в утренние часы приема и в течение дня «Отвезем зайку в гости к мишке», «Кукла идет гулять», «Машина ждет шофера», «Едем в магазин за покупками» и другие. Физкультурное оборудование и материалы, расположенные в «Центрах двигательной активности», привлекают малышей, но они не всегда могут использовать его по назначению, поэтому своим примером подсказываем и показываем, как можно выполнить то или иное упражнение, играем вместе с малышами. Одушевляем игровые предметы, даем понять, что они чувствуют, как мы с ними играем и обращаемся, это воспитывает и бережное отношение, и желание самостоятельно убирать игровое оборудование на место после игры.

Двигательная активность детей осуществляется ежедневно в разнообразной и игровой форме, согласно двигательного режима обусловленного требованиями СанПиНа.

Утренняя гимнастика, является обязательной частью ежедневного режима. Первые комплексы утренней гимнастики проходили в форме игрового сюжета, они подбирались с учетом времени года. «Солнышко проснулось», «Птички», «Зимушка зима» которые вводили малышей в разные знакомые образы: солнышка, птичек, зайчат, снежинок. Постепенно перешли к традиционным комплексам с различными предметами: кубиками, погремушками, платочками, кольцами, мячами… Звуками веселого бубна, яркими предметами, сюжетной игрушкой привлекаю внимание детей, вызываю желание вместе выполнять движения, где каждое упражнение, как маленький игровой прием, дети получают положительное разностороннее воздействие на весь организм, испытывают радость от движений.

Основой по развитию движений является непосредственная образовательная деятельность по Физической культуре, 2 занятия в группе и 1 на воздухе на прогулке. В НОД дети учатся общеразвивающим упражнениям и основным движениям, закрепляют и совершенствуют двигательные навыки, знакомятся с новым двигательным материалом. Чтобы эффективно решить задачи для каждого ребенка, всегда предварительно изучаем структуру, содержание, подбор двигательного материала и конечно же продумываем организацию и проведение НОД. Игровые сюжетные ситуации в начале занятия, чтобы пробудить у детей интерес, эмоционально настроить и активизировать внимание это: «Путешествие на поезде», «В гости к зайке», «Поездка на лесную поляну». Решить задачи по развитию основных видов движений, на занятии, помогают проблемные ситуации: «Зверята боятся ходить по мостику», «Зайка не может перебраться через ручеек», «Непослушные мячи куклы Кати» и другие.

Все двигательные навыки по освоению основных видов движений у детей совершенствуются и развиваются в подвижных играх. Подвижные игры организовываются в течение дня в группе и на прогулке с учетом последующей образовательной деятельности. В первые подвижные игры малыши играли по освоению движений в ходьбе, беге. Это подвижные игры с образными игрушками «К куклам в гости», «Догони мишку». Сначала привлекали малышей, желающих поиграть, наблюдающие дети проявляли постепенный интерес и желание играть вместе со всеми «Бегите ко мне», «Догоните меня», «Поезд». Постепенно переходя к играм на развитие разных видов движения, где дети учатся действовать по сигналу, выполнять простые правила, умение двигаться коллективно, выполнять роль ведущего «Птички в гнездышках», «Воробышки и автомобиль», «Серый волк», «Поймай комара», «Зайка серый умывается», «Мы топаем ногами». Для поддержания интереса к игре, каждый раз вносим яркие атрибуты: шапочки, хвостики, нагрудные знаки, воротнички. Были ситуации, когда ребенок боялся воображаемого волка, медведя. брали его за руку и только вместе со взрослым начинал выполнять игровые движения.

Дети младшего дошкольного возраста эмоционально воспринимают образы игры, чтобы научить, их двигаться свободно в беге, ходьбе, прыжках предлагаю «Побежать на носочках тихо, тихо чтобы кот не услышал» или «Попрыгаем как воробышки» Малышей всех хвалим, а детей малоактивных особенно, подчеркиваем их успех в движении «Твоя птичка так хорошо махала крылышками», «Ты так хорошо подпрыгнул, и поймал комарика»

В ходе образовательной деятельности в НОД с умственной нагрузкой: математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности для снятия психо – физического напряжения у детей включаю разные формы двигательной активности. Это: имитационные игры, динамические паузы, пальчиковые игры. Такие формы двигательной активности продумываются и подбираются с темой НОД.

После дневного сна, дети в кроватках выполняют гимнастику. Упражнения спокойные, без резких движений. Завершает гимнастику ходьба по дорожке «Здоровья». Дети ходят по ребристой доске, ступают по мешочкам наполненным фасолью, горохом, массажным коврикам. Тем самым своевременно осуществляю профилактику плоскостопия малышей.

Во время прогулки, и во вторую половину дня, с подгруппой малышей, организуем и проводим игры и упражнения по развитию уже знакомых движений «Пройдем по мостику», «Целься вернее», «Забрось мяч в корзину», «С кочки на кочку»

Видим каждого ребенка, который испытывает трудности в том или ином движении. Проводим индивидуальную работу, упражняем через игру «Покажем мишке, как надо перешагивать кубики», «Покажем кукле Кате, как надо перепрыгивать ручеек», «Пройдем вместе по мостику». Для повышения активности малоподвижных и робких детей, объединяем их в пары с активными детьми. Тем самым осуществляем индивидуализацию образовательной деятельности в области Физического развития.

В течение всего дня стимулируем самостоятельную двигательную активность детей, и смену видов деятельности, где каждый ребенок имеет возможность целенаправленно осваивать разнообразные двигательные умения и навыки.

Осуществляем взаимодействие с семьей в вопросах воспитания детей по оздоровлению, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Информировала родителей через консультации «Спортивные игры дома с малышом», «Как укрепить здоровье ребенка», «Движение – это здоровье». Родители являются активными заинтересованными участниками в создании условий для образовательной деятельности. Пополнили среду группы материалами изготовленными своими руками: сшили цветные ленточки, платочки, мешочки с песком, вожжи, смастерили деревянные лошадки. Насыщенность «Центра двигательной активности» позволяет осуществлять своевременную сменяемость физкультурного оборудования, в соответствии с решением задач по развитию различных движений.

Вместе с родителями видим, как дети активно и уверенно овладевают движениями, с желанием играют в коллективные подвижные игры, проявляют самостоятельность в играх с использованием физкультурного оборудования. А это, благотворно отражается на их общении, развитии моторики и словаря, физическом и психическом здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»: «ВОРОБУШКИ – ПТАШКИ»

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  РАЗВЛЕЧЕНИЯ«ВОРОБУШКИ - ПТАШКИ»(первая младшая группа) Задачи: доставить детям радость, закрепить ОВД (бег на носочка, бег в рассыпную, перепрыгивание, ме...

Совершенствование условий для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством игры .

Младший дошкольный возраст — важный период в развитии движения ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, в...

Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватно их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширения двигательного опыт...

Семинар для воспитателей "Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях, как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Данным материалом могут воспользоваться как воспитатели, так и старшие воспитатели при организации работы по здоровьесбережению детей в условиях детского сада....

Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста .

На современном этапе развития педагогической науки реализация дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе старших дошкольников к обучени...

Мастер-класс «Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Представление опыта работы по созданию условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.Проведение мастер-класса с педагогами....

Сообщение из опыта Создание условий для двигательной активности детей младшего возраста

В младшей группе создан образовательный процесс по развитию двигательной активности и построен на доступности, систематичности, последовательности и повторности, учитывая индивидуальные и возрастные о...