Парциальная программа "Детский фитнес" для детей (5-6 лет) профилактика плоскостопия - автор Мальцева Т.А.
рабочая программа (старшая группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 13" города Севастополь

 

 

 

Принята на заседании

педагогического совета

от “12” Февраля 2024 г.

Протокол № 231

Утверждаю

Заведующая МАДОУ «Детский сад № 13» КГО

___________ (О.Ю. Никифорова)

"14" Февраля 2024 г.

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

физкультурной направленности

«Детский фитнес»

 

Возраст обучающихся: 5 - 6 лет.

Срок реализации: 1 год.

 

                                                                                                                                              Разработчик программы: Мальцева Т.А.

 

 

 

 

 

Севастополь, 2024

 

Пояснительная записка

 

 

Направленность программы. Предлагаемая программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность, которая является важным направлением в физическом развитии.

Данная программа ориентирована на:

- формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых детей;

- развитие у детей координации и ловкости движений, гибкости и пластичности, чувства ритма, внимания и быстроты реакции;

 

- удовлетворение индивидуальных потребностей на занятиях детского фитнеса;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания;

- социализацию и адаптацию к жизни в обществе.

Данная программа, прежде всего, нацелена на всестороннее укрепление здоровья ребенка, способствует физическому и психическому оздоровлению. Достигается это благодаря созданию комфортной атмосферы на занятии, где немаловажное значение имеет правильно подобранное музыкальное сопровождение занятия и разнообразные физические упражнения с помощью фитнес оборудования, а также благодаря оптимальной нагрузке на организм занимающихся, где немаловажное значение имеет индивидуальный подход к занимающимся.

Новизна программы. Ведущей концептуальной идеей программы, подчинённой основной цели всестороннего, целостного и гармоничного развития личности каждого ребёнка, является создание условий для укрепления здоровья детей на основе использования занимательных, нетрадиционных методов. программа включает новое направление здоровьесберегающей технологии - детский фитнес, освоение которой поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию, профилактике различных заболеваний.

Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» соответствовать, быть в хорошей форме) появился в нашей стране в 90-е гг. ХХ в. Это деятельность, направленная на повышения уровня здоровья и предполагающая множество видов физической активности, здоровый образ жизни.

Детский фитнес – это хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это уникальные занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря, включающие в себя танцевальные упражнения, совершаемые в различном темпе, ритме, амплитуде, общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию, импровизационные движения, задание на развитие музыкальности и актерского мастерства, соединяющие в себе элементы хореографии, гимнастики. Ребенок дошкольного возраста еще не способен запомнить и освоить сложные гимнастические упражнения, поэтому в основе реализации программы лежит принцип «от простого к сложному». Большое внимание на занятиях уделяется развитию двигательной функции, формированию правильной осанки, красивой походке, профилактике плоскостопия.

Актуальность программы.

Актуальность программы определяется направленностью на создание условий для повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста, необходимых для успешного развития всех физических качеств, а также для повышения интереса детей к физкультурным занятиям, что соответствует документам, регулирующим основные направления физического воспитания в дошкольных учреждениях и определяющим приоритетные направления совершенствования физического воспитания в образовательных учреждениях (ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», статья 14; Приказ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»).

Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые, активные личности. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, снижению умственной и физической активности.

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики — ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, пилатес, суставная и дыхательная гимнастики и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся и повышение функциональных возможностей человека.

Педагогической целесообразностью программы является то, что, охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности детей в физкультурно-оздоровительной деятельности за счет разнообразия фитнес программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной активности, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора. Программой не ставится цель вырастить профессиональных спортсменов, но данная работа повышает самооценку ребенка, формирует умение распределять свое время.

Обучение с детьми начинается с упражнений игрового стретчинга, охватывающего все группы мышц. Эти упражнения носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии.

На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой форме физические упражнения. С подражания образу малыши познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность и память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движении, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника.

Это позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывает глубокое оздоровительное действие на весь организм. Далее постепенно добавляются элементы фитбол-гимнастики и степ-аэробики.

Цели и задачи программы.

Цель программы - содействие всестороннему развитию физических и духовных сил дошкольников, укрепление здоровья ребенка, с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, развитие пластичности, музыкальности, выразительности, эмоциональности, а также силы и гибкости.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

1. Обучить дошкольников технике базовой аэробики, игровому стрейчингу, ритмической гимнастике, упражнениям по оздоровительной гимнастике, упражнениям с предметами (мячи-хопы, степ-платформы, ленты, мячи).

2. Формировать чувство ритма и музыкальной памяти.

3. Сформировать стойкий интерес к занятиям детским фитнесом, развить мотивационную потребность и положительное отношение к физическим упражнениям.

4. Знакомить детей с различными видами спорта через занятия фитнесом.

Развивающие задачи:

1. Развивать основные психофизические качества – гибкость, выносливость, силу, быстроту, координацию движений.

2.     Развивать творческие способности воспитанников.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать морально-волевые качества (смелость, чувство коллективизма).
  2. Воспитывать способности к сопереживанию, взаимопомощи, взаимоподдержке.

Оздоровительные задачи:

1.    Способствовать формированию правильной осанки.

2.    Содействовать профилактике плоскостопия.

3. Содействовать функциональному совершенствованию органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем.

4. Содействовать всестороннему, гармоничному физическому и психическому развитию и укреплению здоровья занимающихся.

 

Возраст детей и сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Программа ориентирована на удовлетворение запросов родителей (законных представителей) и потребностей детей.

Программа предусмотрена для освоения детьми в возрасте 5 – 6 лет. 

Срок реализации и объем программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения (старшая группа).

Максимальный срок освоения программы – 32 часа в год (один раз в неделю).

Этап обучения:

5 – 6 лет. Обучение простым упражнениям, в том числе и на фитболах, ритмическим движениям, самомассажу, ОФП. Создание первоначальных представлений о технике выполняемых упражнений. Усложнение знакомых упражнений за счёт увеличения количества повторений, временного параметра и усложненного варианта выполнения. Закрепление первоначальных знаний о здоровом образе жизни.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся во второй половине дня, за рамками основной образовательной деятельности.

Формы работы: занятия, игры, праздники, дни здоровья, консультации родителей, подготовка спортивных постановок.

Типы занятий: сюжетные, игровые, с предметами, танцевальные, коррекционные.

Формы занятий: групповые.

Методы работы с детьми:

- игровой метод (драматизация, театрализация, игроритмика, игрогимнастика, музыкально- ритмическая гимнастика);

- метод сравнения - наглядная демонстрация образцов правильного и неправильного владения исполнительскими навыками;

- метод звуковых и пространственных ориентиров;

- метод наглядно-слухового показа;

- метод активной импровизации;

- метод коммуникативного соревнования;

- метод упражнения (многократные повторения музыкально-ритмических движений).

 

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

Старшая группа:

  • знает основы теории и практики детского фитнеса – это основные понятия степ-аэробики, фитбол-гимнастики, игрового стретчинга, манеру исполнения тех или иных движений; о гигиене и технике безопасности на занятиях детским фитнесом; о здоровом образе жизни; основные виды закаливания организма; технику выполнения физических упражнений детского фитнеса;
  • выполняет упражнения на фитболе; степ-платфоме, ритмической гимнастики с предметами;
  • чувствует и ощущает музыкальный ритм;
  • выполняет комплекс ОРУ с мячом, обручем, степ-платформой и т.д.;
  • владеет упражнениями дыхательной гимнастики;
  • сформированы двигательные качества: сила, выносливость, быстрота, гибкость, координационные способности.

 

Способы определения результативности:

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.

Диагностические методики подбираются с учетом:

- развития основных физических качеств – гибкости, быстроты, координационных способностей;

- способности детей к использованию уже известного объема двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.

 

Формы подведения итогов реализации программы.

- открытое занятие;

- спортивное развлечение;

- отчетное мероприятие в конце года.

 

2. Учебно-тематический план

Старшая группа (5-6 лет)

№ п/ п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Мониторинг

1

-

1

Входной контроль (проверка физических

данных детей, опрос, обсуждение)

Раздел 1. Общая физическая подготовка

11.

Вводное занятие.

 

1

0,5

0,5

Промежуточный контроль (опрос, обсуждение, анализ движений)

12.

Основные движения: ходьба, бег, метание, прыжки

2

1

1

Раздел 2. Игровой стретчинг

21.

Игровой стретчинг. Разучивание основных упражнений.

1

0,5

0,5

Промежуточный контроль (опрос, обсуждение, анализ движений)

22.

Игровой стретчинг. Сюжетно - игровое занятие «Волшебные яблоки»

1

0,5

0,5

23.

Игровой стретчинг. Сюжетно - игровое занятие «Ленивая девочка»

1

0,5

0,5

.4.

Игровой стретчинг «Просто так»

1

0,5

0,5

Раздел 3. Степ-аэробика

31.

Степ-аэробика.

Комплекс №5

1

0,5

0,5

Промежуточный контроль (опрос, обсуждение, анализ движений)

32.

Степ-аэробика.

Комплекс №6

1

0,5

0,5

33.

Степ-аэробика.

Комплекс №7

1

0,5

0,5

34.

Степ-аэробика.

Комплекс №8

1

0,5

0,5

35.

Степ-аэробика.

Комплекс №9

1

0,5

0,5

36.

Степ-аэробика.

Комплекс №10

1

0,5

0,5

Раздел 4. Упражнения на профилактику и коррекцию плоскостопия и осанки

41.

Осанка – основа здоровья

2

1

1

 

42.

Плоскостопию – нет!

2

1

1

 

Раздел 5. Ритмическая гимнастика

51.

Ритмическая гимнастика «Вместе весело шагать»

1

0,5

0,5

Промежуточный контроль (опрос, обсуждение, анализ движений)

52.

Ритмическая гимнастика «Зверобика»

1

0,5

0,5

53.

Ритмическая гимнастика «Четыре таракана и сверчок»

1

0,5

0,5

54.

Ритмическая гимнастика «Три поросенка»

1

0,5

0,5

Раздел 6. Элементы фитбола

61.

Фитбол -гимнастика. Комплекс №1. «Веселые гуси». Динамические упражнения.

1

0,5

0,5

Промежуточный контроль (опрос, обсуждение, анализ движений)

62.

Фитбол -гимнастика Комплекс №2. «Веселые гуси» (закрепление).

1

-

1

63.

Фитбол –гимнастика. Динамические упражнения. Комплекс №3. «Солнышко»

1

0,5

0,5

64.

Фитбол –гимнастика. Динамические упражнения. Комплекс №3. «Солнышко» (закрепление)

1

-

1

Раздел 7. Элементы дыхательной гимнастики

71.

«Рубка дров», «Каланча»

1

0,5

0,5

Промежуточный контроль (опрос, обсуждение, анализ движений)

72.

«Воздушные шары», «Тигр на охоте»

1

0,5

0,5

73.

«Лотос», «Поезд»

1

0,5

0,5

74.

«Дышим животом», «Ежики»

1

0,5

0,5

Отчетное мероприятие

1

-

1

Открытое занятие

Мониторинг

1

-

1

Итоговый контроль

Итого:

32

13,5

18,5

 

 

 Содержание программы.

 

Детский фитнес в отличие от физической культуры – это синтез элементов физических упражнений спортивной и художественной гимнастики, подвижных игр и аэробики с применением яркого, красочного спортивно-игрового оборудования под музыкальное сопровождение, что придает занятиям зрелищность и особую выразительность. В отличие от спортивной аэробики фитнес допускает использование элементов различных видов спорта.

Содержание программы включает выполнение следующих модулей:

1. Игровой стретчинг.

2. Степ-аэробика.

3. Упражнения на профилактику и коррекцию плоскостопия и осанки.

4. Ритмическая гимнастика.

5. Фитбол-гимнастика.

6. Элементы дыхательной гимнастики

Каждое занятие имеет следующую структуру:

  • подготовительная часть- построение детей, их настрой на занятие, комплекс ОРУ и подвижные игры для поднятия эмоционального состояния;
  • основная часть - упражнения фитбол-гимнастики, ритмической гимнастики, упражнения на степ-платформе, подвижные игры, использование мультимедийных презентаций (видеороликов);
  • заключительная часть - стретчинг и игры, направленные на снятия нервного и физического напряжения.

Занятия проводятся в физкультурном зале. Необходимыми условиями проведения должны быть достаточная возможность частого проветривания помещения. В наличии должны быть гимнастические маты, музыкальный центр, предметы для гимнастики, мячи фитболы, степ-платформы.

Для проведения занятий детским фитнесом каждому ребенку необходимо иметь спортивную форму.

Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:

- тематическая;

- индивидуальная;

- круговая тренировка;

- подвижные игры;

- интегрированная деятельность;

- сюрпризные моменты.

В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников – показательные выступления.

Программа рассчитана на 1 года обучения в соответствии с возрастной группой детей:

Старшая группа – занятия – 1 раз в неделю по 25 мин.

 

Методическое обеспечение программы.

Основные принципы обучения: системности, последовательности, доступности.

В проведении занятий используются следующие методы обучения:

-наглядный – в выполнении упражнений ориентация на образец, копирование предложенного образца;

-словесный и наглядный – объяснение и показ упражнений;

-словесный – объяснение, после которого следует самостоятельное выполнение упражнений;

-практический – самостоятельное составление и выполнение упражнений и программ, частичное ведение программы.

На занятиях применяются фитнес технологии. Фитнес-технологии в дошкольном образовании повышают уровень проведения традиционных занятий физкультурой, вызывают положительные эмоции, удовлетворяют потребности ребенка в движении, способствуют физическому развитию и физической подготовленности. Основная цель их применения состоит в формировании осознанного отношения к оздоровительным занятиям, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

 

Планирование.

Раздел 1. Общая физическая подготовка

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с содержанием занятий с воспитанниками. Правила техники безопасности. Знакомство с оборудованием.

Практика. Выполнение общеразвивающих упражнений.

Тема 2-3. Общая физическая подготовка.

Теория: Знакомство с основой терминологии общеразвивающих упражнений.

Практика: Лазание по гимнастической стенке; подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через гимнастические скамейки.

Выполнение изолированных движений головой, грудной клеткой, тазобедренным суставом, ногами, и их сочетание.

Ходьба с различными положениями рук, ритмическая ходьба с подсчётом, с хлопками в ладоши.

Чередование бега и ходьбы до 800 м; различные виды беговых упражнений.

Прыжки с места в высоту, длину, по разметкам, боком; метание большого и малого мяча: двумя руками из-за головы, левой и правой рукой с места и в горизонтальную цель, в вертикальную цель; метание на заданное расстояние; метание на дальность с закрытыми глазами.

Раздел 2. Игровой стретчинг

Тема 4-7.

Теория. Знакомство с упражнениями для растяжки передней поверхности бедра. Знакомство с техникой выполнения упражнений. Поза «полумост»; поза лука; глубокий выпад на одну ногу; подтягивание стопы к ягодицам в положении стоя; полу-шпагаты с подтягиванием ноги к ягодицам.

Практика. Выполнение упражнений.

Раздел 3. Степ-аэробика

Тема 8-13.

Тема 8. Степ-аэробика. Вводное занятие

Теория. Техника безопасности и правила поведения в зале. Аэробика – как вид спорта. История развития аэробики.

Практика. Разучивание комплекса № 5 на степ - платформах. Закрепление правильного выполнения степ шагов на степах (подъем, спуск; подъем с оттягиванием носка)

Тема 9. Степ-аэробика. Комплекс № 6.

Теория. Знакомство с новыми степ-шагами.

Практика. Разучивание комплекса № 6 на степ – платформах. Закрепление разученных упражнений с добавлением рук.

Тема 10. Степ-аэробика. Комплекс № 7.

Теория. Знакомство с правильным исходным положением всех частей тела.

Практика. Разучивание комплекса № 7 на степ - платформах. Закрепление шагов с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону.

Тема 11. Степ-аэробика. Комплекс № 8.

Теория. Продолжение знакомства с правильным исходным положением всех частей тела.

Практика. Закрепление степ-шагов. Разучивание комплекса № 8 на степ - платформах.

Тема 12. Степ-аэробика. Комплекс № 9.

Теория. Знакомство с новыми шагами.

Практика. Закрепление ранее изученных шагов, составление небольших комбинаций на основе изученных шагов. Разучивание комплекса № 9 на степ - платформах.

Тема 13. Степ-аэробика. Комплекс № 10.

Теория. Продолжать знакомить с новыми степ-шагами.

Практика. Продолжение закрепления степ шагов. Разучивание комплекса № 10 на степ - платформах.

Раздел 4. Упражнения на профилактику и коррекцию плоскостопия и осанки

Тема 14-15.

Теория. Нарушения осанки. Как быть стройным и красивым. Основные правила выполнения упражнений на профилактику и коррекцию осанки и плоскостопия.

Практика: Выполнение упражнений на:

- укрепление мышечно-связочного аппарата туловища;

- укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц рук, плечевого пояса, туловища, конечностей;

- формирование красивой и легкой походки;

- координацию движений в крупных и мелких мышечных группах, быстроты реакции;

- развитие ловкости, координацию движений, координации нижних конечностей;

- развитие навыков передвижения;

- развитие ходьбы по ограниченной поверхности с сильным мышечным напряжением;

- формирование правильной осанки;

- снятие статического напряжения с позвоночника;

- повышение тонуса и силы мышц спины и плечевого пояса;

- развитие больших мышечных групп спины, живота и ног.

Игры:

«Кривое зеркало» - разгрузить позвоночник, дать отдых всем мышцам. По команде дети изображают некрасивую походку, неправильную осанку. И наоборот.

«Ежик вытянулся и свернулся» - в положении лежа - мах, вытянуться. В положении «еж свернулся» - сгруппироваться. Между каждым повторением упражнение «тряпичная кукла».

«Обезьянки на дереве» - вис на руках.

«Елочки» - фиксация положения у стены, плотно прижавшись затылком, плечами и ягодицами.

«Ловишки с мячом» - игра начинается словами «Беги без оглядки, чтобы сверкали пятки». Водящий бросает мяч в ноги убегающему

Тема 16-17. Плоскостопию – нет!

Теория. Понятия «стопа», «мышца». Что такое плоскостопие.

Практика. Выполнение упражнений на:

- повышение тонуса и силы мышц стопы

- развитие мышц конечностей

- формирование свода стопы

- укрепление мышечно-связочного аппарата голени и стопы

- увеличение амплитуды движений в голеностопных суставах стоп и пальцев ног

- биологически активные точки, находящиеся на ногах

- естественной гибкости свода стопы.

Игры:

«Кривое зеркало» - разгрузить позвоночник, дать отдых всем мышцам. По команде дети изображают некрасивую походку, неправильную осанку. И наоборот.

«Ежик вытянулся и свернулся» - в положении лежа - мах, вытянуться. В положении «еж свернулся» - сгруппироваться. Между каждым повторением упражнение «тряпичная кукла».

 «Обезьянки на дереве» - вис на руках.

 «Елочки» - фиксация положения у стены, плотно прижавшись затылком, плечами и ягодицами.

 «Быстро по местам»

 «Ловишки с мячом» - игра начинается словами «Беги без оглядки, чтобы сверкали пятки». Водящий бросает мяч в ноги убегающему.

Раздел 5. Ритмическая гимнастика

Тема 18-21.

Теория. Объяснение понятий «ритм», «чувство ритма», «ритмическое движение».

Практика. Выполнение упражнений в согласовании движений с музыкой. Хлопки в такт музыки. Ходьба сидя на стуле. Акцентированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками. Движение руками в различном темпе. Различие динамики звука «громко – тихо». Выполнение упражнений под музыку.

Раздел 6. Элементы фитбола

Тема 22-25.

Теория: ознакомить с разными видами фитболов. Основные правила посадки на мяче.

Практика: научить правильно принимать исходные положения сидя, лежа животом и спиной на мяче. Научить покачиваться и подпрыгивать на фитболах. Опробовать упражнения из положения сидя на фитболе. Упражнения из положения лежа на фитболе на спине. Упражнения из положений: лежа на фитболе на груди; лежа на спине на полу, ноги на фитболе и т.д.

Динамические упражнения с фитболами: «Снеговик», «Колобок», «Поймай колобка», «Веселый стульчик», «Пружинка», «Отдыхаем», «Качелька», «Падаем с качельки», «Звездочка», «Гусеница», «Попрыгунчики», «Машина», «Трамвай», «Плывем в лодке», «Крокодильчик», «Паучок», «Прокати мяч».

Раздел 7. Элементы дыхательной гимнастики

Тема. 26-29.

Теория: Основные правила дыхания. Виды дыхания.

Практика: Выполнение упражнений на дыхание в положении лежа на спине.  Выполнение упражнений на дыхание в положении сидя на фитболе.

 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. От данных показателей зависят структурированность занятия и уровень физической нагрузки для каждого ребенка. Отслеживание состояния здоровья на занятиях ведется постоянно (пульсометрия, внешние признаки).

Инструментарий для мониторинга — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе физического развития. В ходе образовательной деятельности инструктор по физической культуре должен создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия по итогам учебного года.

Результаты мониторинга используются для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Таблица мониторинга

№п/п

Ф.И.О

владеет комбинациями и упражнениями на фитболах, степах

владеет дыхательными упражнениями

развита координации движений рук и ног, быстрота реакции

Развито чувство равн-я

развита правильная осанка

сформированы двигательные качества: сила, выносливость, быстрота, гибкость, координационные способн-и

ребенок чувствует и ощущает музык. ритм

Всего баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка уровня развития:

3 балла: ребенок при показе правильно выполняет упражнения, знает их последовательность; движения четкие и правильные; движения рук и ног скоординированы; развито чувство равновесия; изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки; проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

2 балла: ребенок требует повтора показа упражнений несколько раз, делает ошибки в последовательности упражнений; движения недостаточно четкие; делает ошибки в координации рук и ног; иногда теряет чувство равновесия; иногда изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки; иногда проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

1 балл: ребенок выполняет движения только с помощью взрослого; координация движений рук и ног нарушена; не развито чувство равновесия; не изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки; не проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

Ранжирование успехов воспитанников:

· высокий уровень: 1-1,4 балла;

· средний уровень: 1,5-2,2 балла;

· низкий уровень: 2,4-3 балла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Анисимова Т.Г.,Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет. Волгоград, «Учитель», 2009.

2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.

3. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Двигательные программы для детей 5-6 лет. СПб, «Владос», 2001.

4. Вареник Е.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2012.

5. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия в детском саду. М., «Скрипторий», 2004.

6. Зинатулин С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания. – М.: Айрис-пресс, 2007.

7. Литвинова О.М. Спортивные упражнения и игры в детском саду. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010.

8. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду// Инструктор по физкультуре. -2009. -№4. – С. 9-13.

9. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Воронеж: «Учитель», 2005.

10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: «Мозаика-синтез», 2014.

11. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.

12. Рыбкина О.Н. Морозово Л.Д Фитнес в детском саду: Программа и конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Издательство «Аркити», 2016.

13. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет.М.: ТЦ Сфера, 2014.

14. Теоретико – методические основы занятий фитбол - аэробикой. / Под ред. Е.Г. Сайкина, С. В. Кузьмина. СПб.: «Речь», 2011.

15. Веселовская С. В. Фитбол тренинг. Пособие по фитбол - аэробике и фитбол - гимнастике. М. ННОУ Центр «Фитбол», 1988.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 13" города Севастополь

Принята на заседании

педагогического совета

от “12” Февраля 2024 г.

Протокол № 231

Утверждаю

Заведующая МАДОУ «Детский сад № 13» КГО

___________ (О.Ю. Никифорова)

"14" Февраля 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

физкультурной направленности

«Детский фитнес»

Возраст обучающихся: 5 - 6 лет.

Срок реализации: 1 год.

Разработчик программы: Мальцева Т.А.

Севастополь, 2024

Пояснительная записка

Направленность программы. Предлагаемая программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность, которая является важным направлением в физическом развитии.

Данная программа ориентирована на:

- формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых детей;

- развитие у детей координации и ловкости движений, гибкости и пластичности, чувства ритма, внимания и быстроты реакции;

- удовлетворение индивидуальных потребностей на занятиях детского фитнеса;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания;

- социализацию и адаптацию к жизни в обществе.

Данная программа, прежде всего, нацелена на всестороннее укрепление здоровья ребенка, способствует физическому и психическому оздоровлению. Достигается это благодаря созданию комфортной атмосферы на занятии, где немаловажное значение имеет правильно подобранное музыкальное сопровождение занятия и разнообразные физические упражнения с помощью фитнес оборудования, а также благодаря оптимальной нагрузке на организм занимающихся, где немаловажное значение имеет индивидуальный подход к занимающимся.

Новизна программы. Ведущей концептуальной идеей программы, подчинённой основной цели всестороннего, целостного и гармоничного развития личности каждого ребёнка, является создание условий для укрепления здоровья детей на основе использования занимательных, нетрадиционных методов. программа включает новое направление здоровьесберегающей технологии - детский фитнес, освоение которой поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию, профилактике различных заболеваний.

Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» соответствовать, быть в хорошей форме) появился в нашей стране в 90-е гг. ХХ в. Это деятельность, направленная на повышения уровня здоровья и предполагающая множество видов физической активности, здоровый образ жизни.

Детский фитнес – это хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это уникальные занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря, включающие в себя танцевальные упражнения, совершаемые в различном темпе, ритме, амплитуде, общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию, импровизационные движения, задание на развитие музыкальности и актерского мастерства, соединяющие в себе элементы хореографии, гимнастики. Ребенок дошкольного возраста еще не способен запомнить и освоить сложные гимнастические упражнения, поэтому в основе реализации программы лежит принцип «от простого к сложному». Большое внимание на занятиях уделяется развитию двигательной функции, формированию правильной осанки, красивой походке, профилактике плоскостопия.

Актуальность программы.

Актуальность программы определяется направленностью на создание условий для повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста, необходимых для успешного развития всех физических качеств, а также для повышения интереса детей к физкультурным занятиям, что соответствует документам, регулирующим основные направления физического воспитания в дошкольных учреждениях и определяющим приоритетные направления совершенствования физического воспитания в образовательных учреждениях (ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», статья 14; Приказ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»).

Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые, активные личности. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, снижению умственной и физической активности.

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики — ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, пилатес, суставная и дыхательная гимнастики и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся и повышение функциональных возможностей человека.

Педагогической целесообразностью программы является то, что, охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности детей в физкультурно-оздоровительной деятельности за счет разнообразия фитнес программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной активности, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора. Программой не ставится цель вырастить профессиональных спортсменов, но данная работа повышает самооценку ребенка, формирует умение распределять свое время.

Обучение с детьми начинается с упражнений игрового стретчинга, охватывающего все группы мышц. Эти упражнения носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии.

На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой форме физические упражнения. С подражания образу малыши познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность и память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движении, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника.

Это позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывает глубокое оздоровительное действие на весь организм. Далее постепенно добавляются элементы фитбол-гимнастики и степ-аэробики.

Цели и задачи программы.

Цель программы - содействие всестороннему развитию физических и духовных сил дошкольников, укрепление здоровья ребенка, с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, развитие пластичности, музыкальности, выразительности, эмоциональности, а также силы и гибкости.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

1. Обучить дошкольников технике базовой аэробики, игровому стрейчингу, ритмической гимнастике, упражнениям по оздоровительной гимнастике, упражнениям с предметами (мячи-хопы, степ-платформы, ленты, мячи).

2. Формировать чувство ритма и музыкальной памяти.

3. Сформировать стойкий интерес к занятиям детским фитнесом, развить мотивационную потребность и положительное отношение к физическим упражнениям.

4. Знакомить детей с различными видами спорта через занятия фитнесом.

Развивающие задачи:

1. Развивать основные психофизические качества – гибкость, выносливость, силу, быстроту, координацию движений.

2. Развивать творческие способности воспитанников.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать морально-волевые качества (смелость, чувство коллективизма).
  2. Воспитывать способности к сопереживанию, взаимопомощи, взаимоподдержке.

Оздоровительные задачи:

1. Способствовать формированию правильной осанки.

2. Содействовать профилактике плоскостопия.

3. Содействовать функциональному совершенствованию органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем.

4. Содействовать всестороннему, гармоничному физическому и психическому развитию и укреплению здоровья занимающихся.

Возраст детей и сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Программа ориентирована на удовлетворение запросов родителей (законных представителей) и потребностей детей.

Программа предусмотрена для освоения детьми в возрасте 5 – 6 лет.

Срок реализации и объем программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения (старшая группа).

Максимальный срок освоения программы – 32 часа в год (один раз в неделю).

Этап обучения:

5 – 6 лет. Обучение простым упражнениям, в том числе и на фитболах, ритмическим движениям, самомассажу, ОФП. Создание первоначальных представлений о технике выполняемых упражнений. Усложнение знакомых упражнений за счёт увеличения количества повторений, временного параметра и усложненного варианта выполнения. Закрепление первоначальных знаний о здоровом образе жизни.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся во второй половине дня, за рамками основной образовательной деятельности.

Формы работы: занятия, игры, праздники, дни здоровья, консультации родителей, подготовка спортивных постановок.

Типы занятий: сюжетные, игровые, с предметами, танцевальные, коррекционные.

Формы занятий: групповые.

Методы работы с детьми:

- игровой метод (драматизация, театрализация, игроритмика, игрогимнастика, музыкально- ритмическая гимнастика);

- метод сравнения - наглядная демонстрация образцов правильного и неправильного владения исполнительскими навыками;

- метод звуковых и пространственных ориентиров;

- метод наглядно-слухового показа;

- метод активной импровизации;

- метод коммуникативного соревнования;

- метод упражнения (многократные повторения музыкально-ритмических движений).

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

Старшая группа:

  • знает основы теории и практики детского фитнеса – это основные понятия степ-аэробики, фитбол-гимнастики, игрового стретчинга, манеру исполнения тех или иных движений; о гигиене и технике безопасности на занятиях детским фитнесом; о здоровом образе жизни; основные виды закаливания организма; технику выполнения физических упражнений детского фитнеса;
  • выполняет упражнения на фитболе; степ-платфоме, ритмической гимнастики с предметами;
  • чувствует и ощущает музыкальный ритм;
  • выполняет комплекс ОРУ с мячом, обручем, степ-платформой и т.д.;
  • владеет упражнениями дыхательной гимнастики;
  • сформированы двигательные качества: сила, выносливость, быстрота, гибкость, координационные способности.

Способы определения результативности:

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.

Диагностические методики подбираются с учетом:

- развития основных физических качеств – гибкости, быстроты, координационных способностей;

- способности детей к использованию уже известного объема двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы.

- открытое занятие;

- спортивное развлечение;

- отчетное мероприятие в конце года.

2. Учебно-тематический план

Старшая группа (5-6 лет)

№ п/ п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Мониторинг

1

-

1

Входной контроль (проверка физических

данных детей, опрос, обсуждение)

Раздел 1. Общая физическая подготовка

11.

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

Промежуточный контроль (опрос, обсуждение, анализ движений)

12.

Основные движения: ходьба, бег, метание, прыжки

2

1

1

Раздел 2. Игровой стретчинг

21.

Игровой стретчинг. Разучивание основных упражнений.

1

0,5

0,5

Промежуточный контроль (опрос, обсуждение, анализ движений)

22.

Игровой стретчинг. Сюжетно - игровое занятие «Волшебные яблоки»

1

0,5

0,5

23.

Игровой стретчинг. Сюжетно - игровое занятие «Ленивая девочка»

1

0,5

0,5

.4.

Игровой стретчинг «Просто так»

1

0,5

0,5

Раздел 3. Степ-аэробика

31.

Степ-аэробика.

Комплекс №5

1

0,5

0,5

Промежуточный контроль (опрос, обсуждение, анализ движений)

32.

Степ-аэробика.

Комплекс №6

1

0,5

0,5

33.

Степ-аэробика.

Комплекс №7

1

0,5

0,5

34.

Степ-аэробика.

Комплекс №8

1

0,5

0,5

35.

Степ-аэробика.

Комплекс №9

1

0,5

0,5

36.

Степ-аэробика.

Комплекс №10

1

0,5

0,5

Раздел 4. Упражнения на профилактику и коррекцию плоскостопия и осанки

41.

Осанка – основа здоровья

2

1

1

42.

Плоскостопию – нет!

2

1

1

Раздел 5. Ритмическая гимнастика

51.

Ритмическая гимнастика «Вместе весело шагать»

1

0,5

0,5

Промежуточный контроль (опрос, обсуждение, анализ движений)

52.

Ритмическая гимнастика «Зверобика»

1

0,5

0,5

53.

Ритмическая гимнастика «Четыре таракана и сверчок»

1

0,5

0,5

54.

Ритмическая гимнастика «Три поросенка»

1

0,5

0,5

Раздел 6. Элементы фитбола

61.

Фитбол -гимнастика. Комплекс №1. «Веселые гуси». Динамические упражнения.

1

0,5

0,5

Промежуточный контроль (опрос, обсуждение, анализ движений)

62.

Фитбол -гимнастика Комплекс №2. «Веселые гуси» (закрепление).

1

-

1

63.

Фитбол –гимнастика. Динамические упражнения. Комплекс №3. «Солнышко»

1

0,5

0,5

64.

Фитбол –гимнастика. Динамические упражнения. Комплекс №3. «Солнышко» (закрепление)

1

-

1

Раздел 7. Элементы дыхательной гимнастики

71.

«Рубка дров», «Каланча»

1

0,5

0,5

Промежуточный контроль (опрос, обсуждение, анализ движений)

72.

«Воздушные шары», «Тигр на охоте»

1

0,5

0,5

73.

«Лотос», «Поезд»

1

0,5

0,5

74.

«Дышим животом», «Ежики»

1

0,5

0,5

Отчетное мероприятие

1

-

1

Открытое занятие

Мониторинг

1

-

1

Итоговый контроль

Итого:

32

13,5

18,5

Содержание программы.

Детский фитнес в отличие от физической культуры – это синтез элементов физических упражнений спортивной и художественной гимнастики, подвижных игр и аэробики с применением яркого, красочного спортивно-игрового оборудования под музыкальное сопровождение, что придает занятиям зрелищность и особую выразительность. В отличие от спортивной аэробики фитнес допускает использование элементов различных видов спорта.

Содержание программы включает выполнение следующих модулей:

1. Игровой стретчинг.

2. Степ-аэробика.

3. Упражнения на профилактику и коррекцию плоскостопия и осанки.

4. Ритмическая гимнастика.

5. Фитбол-гимнастика.

6. Элементы дыхательной гимнастики

Каждое занятие имеет следующую структуру:

  • подготовительная часть- построение детей, их настрой на занятие, комплекс ОРУ и подвижные игры для поднятия эмоционального состояния;
  • основная часть - упражнения фитбол-гимнастики, ритмической гимнастики, упражнения на степ-платформе, подвижные игры, использование мультимедийных презентаций (видеороликов);
  • заключительная часть - стретчинг и игры, направленные на снятия нервного и физического напряжения.

Занятия проводятся в физкультурном зале. Необходимыми условиями проведения должны быть достаточная возможность частого проветривания помещения. В наличии должны быть гимнастические маты, музыкальный центр, предметы для гимнастики, мячи фитболы, степ-платформы.

Для проведения занятий детским фитнесом каждому ребенку необходимо иметь спортивную форму.

Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:

- тематическая;

- индивидуальная;

- круговая тренировка;

- подвижные игры;

- интегрированная деятельность;

- сюрпризные моменты.

В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников – показательные выступления.

Программа рассчитана на 1 года обучения в соответствии с возрастной группой детей:

Старшая группа – занятия – 1 раз в неделю по 25 мин.

Методическое обеспечение программы.

Основные принципы обучения: системности, последовательности, доступности.

В проведении занятий используются следующие методы обучения:

-наглядный – в выполнении упражнений ориентация на образец, копирование предложенного образца;

-словесный и наглядный – объяснение и показ упражнений;

-словесный – объяснение, после которого следует самостоятельное выполнение упражнений;

-практический – самостоятельное составление и выполнение упражнений и программ, частичное ведение программы.

На занятиях применяются фитнес технологии. Фитнес-технологии в дошкольном образовании повышают уровень проведения традиционных занятий физкультурой, вызывают положительные эмоции, удовлетворяют потребности ребенка в движении, способствуют физическому развитию и физической подготовленности. Основная цель их применения состоит в формировании осознанного отношения к оздоровительным занятиям, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

Планирование.

Раздел 1. Общая физическая подготовка

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с содержанием занятий с воспитанниками. Правила техники безопасности. Знакомство с оборудованием.

Практика. Выполнение общеразвивающих упражнений.

Тема 2-3. Общая физическая подготовка.

Теория: Знакомство с основой терминологии общеразвивающих упражнений.

Практика: Лазание по гимнастической стенке; подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через гимнастические скамейки.

Выполнение изолированных движений головой, грудной клеткой, тазобедренным суставом, ногами, и их сочетание.

Ходьба с различными положениями рук, ритмическая ходьба с подсчётом, с хлопками в ладоши.

Чередование бега и ходьбы до 800 м; различные виды беговых упражнений.

Прыжки с места в высоту, длину, по разметкам, боком; метание большого и малого мяча: двумя руками из-за головы, левой и правой рукой с места и в горизонтальную цель, в вертикальную цель; метание на заданное расстояние; метание на дальность с закрытыми глазами.

Раздел 2. Игровой стретчинг

Тема 4-7.

Теория. Знакомство с упражнениями для растяжки передней поверхности бедра. Знакомство с техникой выполнения упражнений. Поза «полумост»; поза лука; глубокий выпад на одну ногу; подтягивание стопы к ягодицам в положении стоя; полу-шпагаты с подтягиванием ноги к ягодицам.

Практика. Выполнение упражнений.

Раздел 3. Степ-аэробика

Тема 8-13.

Тема 8. Степ-аэробика. Вводное занятие

Теория. Техника безопасности и правила поведения в зале. Аэробика – как вид спорта. История развития аэробики.

Практика. Разучивание комплекса № 5 на степ - платформах. Закрепление правильного выполнения степ шагов на степах (подъем, спуск; подъем с оттягиванием носка)

Тема 9. Степ-аэробика. Комплекс № 6.

Теория. Знакомство с новыми степ-шагами.

Практика. Разучивание комплекса № 6 на степ – платформах. Закрепление разученных упражнений с добавлением рук.

Тема 10. Степ-аэробика. Комплекс № 7.

Теория. Знакомство с правильным исходным положением всех частей тела.

Практика. Разучивание комплекса № 7 на степ - платформах. Закрепление шагов с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону.

Тема 11. Степ-аэробика. Комплекс № 8.

Теория. Продолжение знакомства с правильным исходным положением всех частей тела.

Практика. Закрепление степ-шагов. Разучивание комплекса № 8 на степ - платформах.

Тема 12. Степ-аэробика. Комплекс № 9.

Теория. Знакомство с новыми шагами.

Практика. Закрепление ранее изученных шагов, составление небольших комбинаций на основе изученных шагов. Разучивание комплекса № 9 на степ - платформах.

Тема 13. Степ-аэробика. Комплекс № 10.

Теория. Продолжать знакомить с новыми степ-шагами.

Практика. Продолжение закрепления степ шагов. Разучивание комплекса № 10 на степ - платформах.

Раздел 4. Упражнения на профилактику и коррекцию плоскостопия и осанки

Тема 14-15.

Теория. Нарушения осанки. Как быть стройным и красивым. Основные правила выполнения упражнений на профилактику и коррекцию осанки и плоскостопия.

Практика: Выполнение упражнений на:

- укрепление мышечно-связочного аппарата туловища;

- укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц рук, плечевого пояса, туловища, конечностей;

- формирование красивой и легкой походки;

- координацию движений в крупных и мелких мышечных группах, быстроты реакции;

- развитие ловкости, координацию движений, координации нижних конечностей;

- развитие навыков передвижения;

- развитие ходьбы по ограниченной поверхности с сильным мышечным напряжением;

- формирование правильной осанки;

- снятие статического напряжения с позвоночника;

- повышение тонуса и силы мышц спины и плечевого пояса;

- развитие больших мышечных групп спины, живота и ног.

Игры:

«Кривое зеркало» - разгрузить позвоночник, дать отдых всем мышцам. По команде дети изображают некрасивую походку, неправильную осанку. И наоборот.

«Ежик вытянулся и свернулся» - в положении лежа - мах, вытянуться. В положении «еж свернулся» - сгруппироваться. Между каждым повторением упражнение «тряпичная кукла».

«Обезьянки на дереве» - вис на руках.

«Елочки» - фиксация положения у стены, плотно прижавшись затылком, плечами и ягодицами.

«Ловишки с мячом» - игра начинается словами «Беги без оглядки, чтобы сверкали пятки». Водящий бросает мяч в ноги убегающему

Тема 16-17. Плоскостопию – нет!

Теория. Понятия «стопа», «мышца». Что такое плоскостопие.

Практика. Выполнение упражнений на:

- повышение тонуса и силы мышц стопы

- развитие мышц конечностей

- формирование свода стопы

- укрепление мышечно-связочного аппарата голени и стопы

- увеличение амплитуды движений в голеностопных суставах стоп и пальцев ног

- биологически активные точки, находящиеся на ногах

- естественной гибкости свода стопы.

Игры:

«Кривое зеркало» - разгрузить позвоночник, дать отдых всем мышцам. По команде дети изображают некрасивую походку, неправильную осанку. И наоборот.

«Ежик вытянулся и свернулся» - в положении лежа - мах, вытянуться. В положении «еж свернулся» - сгруппироваться. Между каждым повторением упражнение «тряпичная кукла».

«Обезьянки на дереве» - вис на руках.

«Елочки» - фиксация положения у стены, плотно прижавшись затылком, плечами и ягодицами.

«Быстро по местам»

«Ловишки с мячом» - игра начинается словами «Беги без оглядки, чтобы сверкали пятки». Водящий бросает мяч в ноги убегающему.

Раздел 5. Ритмическая гимнастика

Тема 18-21.

Теория. Объяснение понятий «ритм», «чувство ритма», «ритмическое движение».

Практика. Выполнение упражнений в согласовании движений с музыкой. Хлопки в такт музыки. Ходьба сидя на стуле. Акцентированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками. Движение руками в различном темпе. Различие динамики звука «громко – тихо». Выполнение упражнений под музыку.

Раздел 6. Элементы фитбола

Тема 22-25.

Теория: ознакомить с разными видами фитболов. Основные правила посадки на мяче.

Практика: научить правильно принимать исходные положения сидя, лежа животом и спиной на мяче. Научить покачиваться и подпрыгивать на фитболах. Опробовать упражнения из положения сидя на фитболе. Упражнения из положения лежа на фитболе на спине. Упражнения из положений: лежа на фитболе на груди; лежа на спине на полу, ноги на фитболе и т.д.

Динамические упражнения с фитболами: «Снеговик», «Колобок», «Поймай колобка», «Веселый стульчик», «Пружинка», «Отдыхаем», «Качелька», «Падаем с качельки», «Звездочка», «Гусеница», «Попрыгунчики», «Машина», «Трамвай», «Плывем в лодке», «Крокодильчик», «Паучок», «Прокати мяч».

Раздел 7. Элементы дыхательной гимнастики

Тема. 26-29.

Теория: Основные правила дыхания. Виды дыхания.

Практика: Выполнение упражнений на дыхание в положении лежа на спине. Выполнение упражнений на дыхание в положении сидя на фитболе.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. От данных показателей зависят структурированность занятия и уровень физической нагрузки для каждого ребенка. Отслеживание состояния здоровья на занятиях ведется постоянно (пульсометрия, внешние признаки).

Инструментарий для мониторинга — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе физического развития. В ходе образовательной деятельности инструктор по физической культуре должен создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия по итогам учебного года.

Результаты мониторинга используются для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Таблица мониторинга

№п/п

Ф.И.О

владеет комбинациями и упражнениями на фитболах, степах

владеет дыхательными упражнениями

развита координации движений рук и ног, быстрота реакции

Развито чувство равн-я

развита правильная осанка

сформированы двигательные качества: сила, выносливость, быстрота, гибкость, координационные способн-и

ребенок чувствует и ощущает музык. ритм

Всего баллов

Оценка уровня развития:

3 балла: ребенок при показе правильно выполняет упражнения, знает их последовательность; движения четкие и правильные; движения рук и ног скоординированы; развито чувство равновесия; изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки; проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

2 балла: ребенок требует повтора показа упражнений несколько раз, делает ошибки в последовательности упражнений; движения недостаточно четкие; делает ошибки в координации рук и ног; иногда теряет чувство равновесия; иногда изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки; иногда проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

1 балл: ребенок выполняет движения только с помощью взрослого; координация движений рук и ног нарушена; не развито чувство равновесия; не изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки; не проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений;

Ранжирование успехов воспитанников:

· высокий уровень: 1-1,4 балла;

· средний уровень: 1,5-2,2 балла;

· низкий уровень: 2,4-3 балла.

Список использованной литературы

1. Анисимова Т.Г.,Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет. Волгоград, «Учитель», 2009.

2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.

3. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Двигательные программы для детей 5-6 лет. СПб, «Владос», 2001.

4. Вареник Е.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2012.

5. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия в детском саду. М., «Скрипторий», 2004.

6. Зинатулин С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания. – М.: Айрис-пресс, 2007.

7. Литвинова О.М. Спортивные упражнения и игры в детском саду. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010.

8. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду// Инструктор по физкультуре. -2009. -№4. – С. 9-13.

9. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Воронеж: «Учитель», 2005.

10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: «Мозаика-синтез», 2014.

11. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.

12. Рыбкина О.Н. Морозово Л.Д Фитнес в детском саду: Программа и конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Издательство «Аркити», 2016.

13. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет.М.: ТЦ Сфера, 2014.

14. Теоретико – методические основы занятий фитбол - аэробикой. / Под ред. Е.Г. Сайкина, С. В. Кузьмина. СПб.: «Речь», 2011.

15. Веселовская С. В. Фитбол тренинг. Пособие по фитбол - аэробике и фитбол - гимнастике. М. ННОУ Центр «Фитбол», 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плоскостопие, клиническая картина, лечение и реабилитация. Методы профилактики плоскостопия средствами физической культуры. Подбор обуви для детей в детском саду.

Серия консультаций для родителей по заболеванию: Плоскостопие: клиническая картина, лечение, реабилитация. Профилактика  плоскостопия с использованием физических упражнений. Рекомедации по правил...

Плоскостопие у детей, виды, причины и профилактика плоскостопия

Различают продольное и поперечное плоскостопие.Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное д...

Советы родителям для профилактики плоскостопия у детей. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформаци...

Советы родителям для профилактики плоскостопия у детей. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформаци...

Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "

Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки"Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста...

Статья "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Что делать если у ребенка плоскостопие?"

Профилактика плоскостопия у детей младшего возраста на занятиях по физической культуре....

Парциальная программа "Детский фитнес" - автор Мальцева Т.А.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 13" города Севастополь   Принята на заседаниипедагогического советаот “12” Февраля 20...