Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.
консультация
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования. В этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается создание в дошкольных образовательных организациях условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии сохранения
и укрепления здоровья детей.
План.
- Понятие «технология», «здоровьесберегающие технологии».
- Цель здоровьесберегающих технологий.
- Классификация здоровьесберегающих технологий.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования. В этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается создание в дошкольных образовательных организациях условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в ДОУ в широком смысле слова – это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Целью здоровьесберегающих технологий является:
- применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
- применительно ко взрослому – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов ДОУ, валеологическому просвещению родителей.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- возрастной адекватности,
- сознательности и активности,
- систематичности и последовательности,
- доступности и индивидуальности,
-системного чередования нагрузок и отдыха,
- постепенного наращивания оздоровительных воздействий.
Средства здоровьесберегающих технологий:
- оздоровительные силы природы,
- средства двигательной направленности (основные движения, ОРУ, физические упражнения, подвижные игры и др.),
- гигиенические факторы.
Существует следующая классификация здоровьесберегающих технологий:
1. Медико-профилактические,
2. Физкультурно-оздоровительные,
3. Зоровьесберегающие образовательные,
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка,
5. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ.
Остановимся поподробнее на каждой.
- Медико-профилактические технологии.
Технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ и в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К медико-профилактическим технологиям относятся:
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии.
Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка:
- развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
- закаливание;
- дыхательная гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
- оздоровительные процедуры в водной среде и на тренажёрах;
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о своём здоровье и др.
Отдельные приёмы этих технологий широко используются педагогами в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях, прогулках, в режимные моменты, в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого и ребёнка.
К данным технологиям относятся:
- Технология раскрепощённого развития В.Ф. Базарного. Созданная им
система позволяет обучать детей, сохраняя и укрепляя их здоровье. Форма проведения различна: упражнения в кроватях, обширное умывание, ходьба по дорожкам «здоровья», легкий бег из группы в зал при разнице температур в помещениях и другие.
- Точечный массаж по А.А. Уманской. Данный самомассаж – одна из
эффективных методик по укреплению здоровья организма, которая подходит всем от новорожденных до взрослых и основан на воздействии на девять био-точек организма, которые регулируют деятельность внутренних органов. Под воздействием самомассажа организм и взрослого, и ребёнка начинает лечить сам себя.
- Дыхательная гимнастика по А.И. Стельниковой – эффективно помогает
в лечении целого спектра недугов, усиливая результативность различных методов лечения. При выполнении упражнений активируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а так же способствует исправлению нарушений осанки за счёт активности во время выполнения упражнений практически всех групп мышц.
- Игровой стрейчинг – это специально подобранные упражнения для
растягивания определённых мышц, связок и сухожилий, проводимые с детьми в игровой форме. Упражнения направлены на исправление осанки, снимают напряжение, повышают двигательную активность, воспитывают выносливость и старательность.
- Фитбол-гимнастика. Фитболы считаются нетрадиционным
оборудованием в детском саду, но имеют очень хороший лечебный эффект, выполняя следующие задачи: улучшение кровоснабжение позвоночника, устранение венозного застоя, развитие двигательных качеств, мелкой ручной моторики, улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- Программа «Са-Фи-Денсе» научно обоснована и направлена на развитие
двигательных, творческих, музыкально-танцевальных способностей детей. Представлена следующими разделами: игро-гимнастика, игро-пластика, игро-ритмика, игро-танцы, игры-путешествия.
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Это технологии воспитания валеологической культуры. Цель – обретение валеологической компетентности ребёнком. Решаются следующие задачи:
- формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни;
- накопление знаний о здоровье, приобретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
- становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни безопасного поведения в непредвиденных ситуациях, оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Формами проведения являются «уроки здоровья», проблемно-игровые ситуации, тренинги и т.д.
- Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье
ребёнка.
Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. К ним относятся:
- психогимнастика, виды арт-терапии (пескотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.) Реализацией данных технологий может заниматься педагог психолог посредством специально организованных встреч, а также специалисты и воспитатели в текущем образовательном процессе.
5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к укреплению здоровья детей и формирования компетентностей дошкольников в образовательных областях «Здоровье» и «Безопасность»
Выступление на методическом объединении воспитателей...
Педагогический совет «Использование здоровьесберегающих технологий, способствующих укреплению здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни»
Матариал для проведения педагогического совета в детском саду по здоровьесберегающим технологиях....
Здоровьесберегающие технологии, технологии сохраненияи стимулирования здоровья
Здоровьесберегающие технологии, технологии сохраненияи стимулирования здоровья...
Консультация для воспитателей: «Здоровьесберегающие технологии — средство укрепления здоровья детей»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...
Здоровье-сберегающие технологии и укрепления здоровья детей с помощью музыкальных игр
Музыка издавна использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. Музыкальное развитие детей в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вы...
Учебно-методический материал для педагогов и родителей "Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;познакомит...
Конспект Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
КонспектМастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»...