Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.
консультация

Волкова Ольга Юрьевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования. В этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается создание в дошкольных образовательных организациях условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии сохранения

 и укрепления здоровья детей.

План.

  1. Понятие «технология», «здоровьесберегающие технологии».
  2. Цель здоровьесберегающих технологий.
  3. Классификация здоровьесберегающих технологий.

     

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования. В этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается создание в дошкольных образовательных организациях условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

    «Забота о здоровье -  это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский.

    Здоровьесберегающий педагогический процесс в ДОУ в широком смысле слова – это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

     Целью здоровьесберегающих технологий является:

  • применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
  • применительно ко взрослому – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов ДОУ, валеологическому просвещению родителей.

    Принципы здоровьесберегающих технологий:

- возрастной адекватности,

- сознательности и активности,

- систематичности и последовательности,

- доступности и индивидуальности,

 -системного чередования нагрузок и отдыха,

- постепенного наращивания оздоровительных воздействий.

   Средства здоровьесберегающих технологий:

- оздоровительные силы природы,

- средства двигательной направленности (основные движения, ОРУ, физические упражнения, подвижные игры и др.),

- гигиенические факторы.

    Существует следующая классификация здоровьесберегающих технологий:

1. Медико-профилактические,

2. Физкультурно-оздоровительные,

3. Зоровьесберегающие образовательные,

4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка,

5. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ.

Остановимся поподробнее на каждой.

  1. Медико-профилактические технологии.

Технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ и в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

    К медико-профилактическим технологиям относятся:

- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

-  организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

- организация профилактических мероприятий в детском саду;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

   2. Физкультурно-оздоровительные технологии.

Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка:

- развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

- закаливание;

- дыхательная гимнастика;

- массаж и самомассаж;

- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;

- оздоровительные процедуры в водной среде и на тренажёрах;

- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о своём здоровье и др.

Отдельные приёмы этих технологий широко используются педагогами в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях, прогулках, в режимные моменты, в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого и ребёнка.

К данным технологиям относятся:

  • Технология раскрепощённого развития В.Ф. Базарного. Созданная им

система позволяет обучать детей, сохраняя и укрепляя их здоровье. Форма проведения различна: упражнения в кроватях, обширное умывание, ходьба по дорожкам «здоровья», легкий бег из группы в зал при разнице температур в помещениях и другие.

  • Точечный массаж по А.А. Уманской. Данный самомассаж – одна из

эффективных методик по укреплению здоровья организма, которая подходит всем от новорожденных до взрослых и основан на воздействии на девять био-точек организма, которые регулируют деятельность внутренних органов. Под воздействием самомассажа организм и взрослого, и ребёнка начинает лечить сам себя.

  • Дыхательная гимнастика по А.И. Стельниковой – эффективно помогает

в лечении целого спектра недугов, усиливая результативность различных методов лечения. При выполнении упражнений активируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а так же способствует исправлению нарушений осанки за счёт активности во время выполнения упражнений практически всех групп мышц.

  • Игровой стрейчинг – это специально подобранные упражнения для

растягивания определённых мышц, связок и сухожилий, проводимые с детьми в игровой форме. Упражнения направлены на исправление осанки, снимают напряжение, повышают двигательную активность, воспитывают выносливость и старательность.

  • Фитбол-гимнастика. Фитболы считаются нетрадиционным

оборудованием в детском саду, но имеют очень хороший лечебный эффект, выполняя следующие задачи: улучшение кровоснабжение позвоночника, устранение венозного застоя, развитие двигательных качеств, мелкой ручной моторики, улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

  • Программа «Са-Фи-Денсе» научно обоснована и направлена на развитие

двигательных, творческих, музыкально-танцевальных способностей детей. Представлена следующими разделами: игро-гимнастика, игро-пластика, игро-ритмика, игро-танцы, игры-путешествия.

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Это технологии воспитания валеологической культуры. Цель – обретение валеологической компетентности ребёнком. Решаются следующие задачи:

 - формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни;

- накопление знаний о здоровье, приобретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

-  становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни безопасного поведения в непредвиденных ситуациях, оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

Формами проведения являются «уроки здоровья», проблемно-игровые ситуации, тренинги и т.д.

  1. Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье

ребёнка.

     Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. К ним относятся:

- психогимнастика, виды арт-терапии (пескотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.) Реализацией данных технологий может заниматься педагог психолог посредством специально организованных встреч, а также специалисты и воспитатели в текущем образовательном процессе.

    5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии, технологии сохраненияи стимулирования здоровья

Здоровьесберегающие технологии, технологии сохраненияи стимулирования здоровья...

Консультация для воспитателей: «Здоровьесберегающие технологии — средство укрепления здоровья детей»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Здоровье-сберегающие технологии и укрепления здоровья детей с помощью музыкальных игр

   Музыка издавна использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. Музыкальное развитие детей  в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вы...

Учебно-методический материал для педагогов и родителей "Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста"

Цель:  распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;познакомит...

Конспект Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

КонспектМастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии  для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»...