Здоровье-сберегающие технологии и укрепления здоровья детей с помощью музыкальных игр
консультация на тему
Музыка издавна использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. Музыкальное развитие детей в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. В официальной медицине существует целое направление – музыкотерапия.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ
Воспитатель
Детский сад №139 ОАО «РЖД» г. Пермь
Никитина Светлана Павловна
«Здоровье-сберегающие технологии и укрепления здоровья детей с помощью музыкальных игр»
Активная пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации даёт положительную тенденцию. Но большинство родителей всё-таки не заботятся в должной мере о здоровье своего ребёнка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги ДОУ, в том числе и мы, музыкальные руководители, должны комплексно вместе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыка издавна использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. Музыкальное развитие детей в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. В официальной медицине существует целое направление – музыкотерапия.
В работе ДОУ наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать оздоровительные:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каж- дого ребёнка.
3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психического и физического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
И я строю свою работу с детьми, используя современные здоровье сберегающие технологии, конечно в игровой форме. Все привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, каждое занятие начинается «Здравствуйте, ручки! Ножки, щёчки!», что настраивает малышей на добрые, положительные эмоции. Пассивное слушание музыки можно чередовать с активным, а разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен хорошо заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями и с игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией. Хочу добавить, что музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Дыхательная гимнастика -
Учимся правильно дышать, т.к. певческое дыхание – самое правильное. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка.
Артикуляционная гимнастика -
Основная её цель – выработка качественных движений артикуляционного аппарата, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада. Как результат этой работы – повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.
Оздоровительные и фонопедические упражнения -
Способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно – глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Использую оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж -
Обучение простейшим массажным приёмам происходит в игровой форме под музыку – слова пропеваются, или ритмодекларируются, также музыка может звучать фоном. Малыши закрепляют в игре навыки выполнения самомассажа, развивая мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было ещё интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок, песен. Они могут вообразить себя художниками или скульпторами, которые «лепят» или «рисуют» своё тело и лицо.
Цель – научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа, воздействуя на биологически активные точки тела, благотворно влиять на внутренние органы. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.),не давить с силой, используя поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Упражнения проходят эффективнее, если ребёнок разговаривает со своим телом, делает ему комплименты: «Мои ушки -послушки», «Ручки мои хорошие», «Какой чудесный носик!», «Сейчас я разомну свои ноженьки» и т.д.
Музыкотерапия -
Важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Это создание музыкального сопровождения, которое коррегирует психофизический статус детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Музыкотерапия проводится в течение всего дня: детей встречают, укладывают спать, пробуждают после дневного и ночного сна под соответствующую музыку, используют её в качестве фона для занятий и в свободной деятельности.
И, конечно же, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, инструктора по физической культуре.
В своей работе я использую много литературы:
- «Музыкальное воспитание» О. Радыновой;
- «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной;
- Программа «Элеменитарное воспитание»;
- Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной ;
- «Как воспитать здорового ребёнка» В Алямовской;
- «Оздоровительные игры для дошкольников» А. Галанова;
- «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева;
- «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова;
- Программа оздоровления «Зелёный огонёк здоровья» М. Картушиной;
- «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой;
- «Психогимнастика» М. Чистяковой.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• Стабильность эмоционального благополучия ребёнка;
• Повышение уровня речевого развития детей;
• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями);
• Стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для педагогов ДОУ Тема: Использование здоровье сберегающих технологий и методик с целью укрепления здоровья детей.
Мастер класс для педагогов ДОУ Тема: Использование здоровье сберегающих технологий и методик с целью укрепления здоровья детей....
Педагогический совет «Использование здоровьесберегающих технологий, способствующих укреплению здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни»
Матариал для проведения педагогического совета в детском саду по здоровьесберегающим технологиях....
Консультация для воспитателей: «Здоровьесберегающие технологии — средство укрепления здоровья детей»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...
Учебно-методический материал для педагогов и родителей "Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;познакомит...
Конспект Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
КонспектМастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»...
Опыт работы «Использование здоровье-сберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста».
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, ...
Консультация для воспитателей: «Здоровье сберегающие технологии — средство укрепления здоровья детей»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...