Здоровьесберегающие технологии в Доу.
методическая разработка
МДОАУ №21
«Семицветик» г.Оренбург.
Консультация для воспитателей на тему:
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Подготовила:
Сельменева.Е.Ф..
Воспитатель
МДОАУ №21
Оренбург2024
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов.
Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В России у детей до семи лет среди заболеваний занимают:
1 место - заболевания органов дыхания; 2 место - инфекционные и паразитарные болезни; 3 место - болезни нервной системы и органов чувств; 4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:
- Здоровье физическое.
- Здоровье психическое.
- Здоровье социальное.
- Здоровье нравственное.
Критерии оценки здоровья:
- Уровень работоспособности.
- Оценка наличия вредных привычек.
- Выявление физических дефектов.
- Оптимальный двигательный режим.
- Рациональное питание.
- Закаливание и личная гигиена.
- Положительные эмоции.
- Социальное благополучие.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- всестороннего и гармонического развития личности;
- системного чередования нагрузок и отдыха;
- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Формы занятий:
- с использованием профилактических методик;
- с применением функциональной музыки;
- с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- через оздоровительные мероприятия;
- создание здоровьесберегающей среды.
Средства здоровьесберегающих технологий:
1. Средства двигательной направленности:
- элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
- физические упражнения;
- физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, логоритмика, самомассаж и др.
2. Оздоровительные силы природы : - солнечные и воздушные ванны, - водные процедуры, - фитотерапия,
3. Гигиенические факторы : - выполнение санитарно-гигиенических требований, - личная и общественная гигиена, - проветривание, - влажная уборка помещений, - соблюдение режима дня - соблюдение питьевого режима
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Существуют следующие приемы:
1.Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).
2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж, стрейчинг, упражнения для профилактики плоскостопия, профилактики зрения и др.)
3. Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).
4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).
Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:
- Рациональное питание.
- Оптимальная для организма двигательная активность.
- Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать, высокоактивны днем; «Совы» - просыпаются поздно, ложатся поздно, высокоактивны ночью. «Голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а, следовательно, и режима дня.
- Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
- Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия). Существуют следующие формы работы: утренняя гимнастика, гимнастика между занятиями в детском саду, физкультминутки на занятии подвижные игры развлечения, соревнования, досуги и др. Цель таких занятий - активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности. Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.
Какие здоровьесберегающие технологии можно и нужно использовать в дошкольных учреждениях?
- Зрительная гимнастика (проводится 2 раза в день для снятия напряжения глазной мышцы и профилактики близорукости)
- Физминутки (проводятся на статичных занятиях – математике, развитии речи, обучении грамоте, рисовании – для снятия мышечного напряжения)
- Пальчиковые игры (проводятся 2-3 раза в день для развития мелкой моторики)
- Дыхательная гимнастика (проводится 1-2 раза в день на утренней гимнастике и физкультурном занятии или прогулке для восстановления дыхания и с целью укрепления дыхательной мускулатуры)
- Упражнения для коррекции плоскостопия (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии для формирования опорно-двигательного аппарата и укрепления свода стопы)
- Упражнения для коррекции и укрепления осанки (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии -для профилактики нарушения и укрепления осанки)
- Гимнастика пробуждения (проводится ежедневно после сна для поднятия тонуса и бодрости)
- Массаж и самомассаж (проводится 1-2 раза в неделю на физкультурном занятии для положительного воздействия на все органы и системы)
- Стрейчинг (проводится 1-2 раза в месяц на физкультурном занятии для растягивания и эластичности мышц)
- Логоритмическая гимнастика (проводится на утренней гимнастике, физкультурном занятии для коррекции речи и движения)
- Подвижные игры и игры-эстафеты (проводятся на физкультурном занятии и на прогулке для поддержания необходимого двигательного режима)
- Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия – хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, купание под душем и обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегченной одежде (трусики – майка), летняя инсоляция на прогулке до 11 час.утра)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdoau.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ №21
«Семицветик» г.Оренбург.
Консультация для воспитателей на тему:
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Подготовила:
Сельменева.Е.Ф..
Воспитатель
МДОАУ №21
Оренбург2024
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов.
Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В России у детей до семи лет среди заболеваний занимают:
1 место - заболевания органов дыхания; 2 место - инфекционные и паразитарные болезни; 3 место - болезни нервной системы и органов чувств; 4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:
- Здоровье физическое.
- Здоровье психическое.
- Здоровье социальное.
- Здоровье нравственное.
Критерии оценки здоровья:
- Уровень работоспособности.
- Оценка наличия вредных привычек.
- Выявление физических дефектов.
- Оптимальный двигательный режим.
- Рациональное питание.
- Закаливание и личная гигиена.
- Положительные эмоции.
- Социальное благополучие.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- всестороннего и гармонического развития личности;
- системного чередования нагрузок и отдыха;
- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Формы занятий:
- с использованием профилактических методик;
- с применением функциональной музыки;
- с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- через оздоровительные мероприятия;
- создание здоровьесберегающей среды.
Средства здоровьесберегающих технологий:
1. Средства двигательной направленности:
- элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
- физические упражнения;
- физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, логоритмика, самомассаж и др.
2. Оздоровительные силы природы : - солнечные и воздушные ванны, - водные процедуры, - фитотерапия,
3. Гигиенические факторы : - выполнение санитарно-гигиенических требований, - личная и общественная гигиена, - проветривание, - влажная уборка помещений, - соблюдение режима дня - соблюдение питьевого режима
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Существуют следующие приемы:
#1047;ащитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).
2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж, стрейчинг, упражнения для профилактики плоскостопия, профилактики зрения и др.)
3. Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).
4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).
Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:
- Рациональное питание.
- Оптимальная для организма двигательная активность.
- Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать, высокоактивны днем; «Совы» - просыпаются поздно, ложатся поздно, высокоактивны ночью. «Голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а, следовательно, и режима дня.
- Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
- Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия). Существуют следующие формы работы: утренняя гимнастика, гимнастика между занятиями в детском саду, физкультминутки на занятии подвижные игры развлечения, соревнования, досуги и др. Цель таких занятий - активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности. Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.
Какие здоровьесберегающие технологии можно и нужно использовать в дошкольных учреждениях?
- Зрительная гимнастика (проводится 2 раза в день для снятия напряжения глазной мышцы и профилактики близорукости)
- Физминутки (проводятся на статичных занятиях – математике, развитии речи, обучении грамоте, рисовании – для снятия мышечного напряжения)
- Пальчиковые игры (проводятся 2-3 раза в день для развития мелкой моторики)
- Дыхательная гимнастика (проводится 1-2 раза в день на утренней гимнастике и физкультурном занятии или прогулке для восстановления дыхания и с целью укрепления дыхательной мускулатуры)
- Упражнения для коррекции плоскостопия (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии для формирования опорно-двигательного аппарата и укрепления свода стопы)
- Упражнения для коррекции и укрепления осанки (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии -для профилактики нарушения и укрепления осанки)
- Гимнастика пробуждения (проводится ежедневно после сна для поднятия тонуса и бодрости)
- Массаж и самомассаж (проводится 1-2 раза в неделю на физкультурном занятии для положительного воздействия на все органы и системы)
- Стрейчинг (проводится 1-2 раза в месяц на физкультурном занятии для растягивания и эластичности мышц)
- Логоритмическая гимнастика (проводится на утренней гимнастике, физкультурном занятии для коррекции речи и движения)
- Подвижные игры и игры-эстафеты (проводятся на физкультурном занятии и на прогулке для поддержания необходимого двигательного режима)
- Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия – хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, купание под душем и обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегченной одежде (трусики – майка), летняя инсоляция на прогулке до 11 час.утра)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...