«Светя другим, не сгорай сам!»
методическая разработка

Воронкова Галина Юрьевна

 

Все мы знаем, что для каждого образовательного учреждения очень важно, чтобы его педагоги были успешны. Но как этого достичь? Ведь сейчас только и говорят о  синдроме профессионального выгорания. Эта тема бесспорно актуальна, особенно в профессиональной сфере, ведь профессия педагога имеет повышенный риск, потому что в основе выгорания лежит конфликт между нашими устремлениями, помыслами и тем, что мы получаем в итоге, результатами работы. Ощущение того, что возможности реализовать себя в профессиональной сфере отсутствуют, тоже может стать причиной выгорания. И гораздо легче его предупредить, чем лечить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Светя другим, не сгорай сам!»

Все мы знаем, что для каждого образовательного учреждения очень важно, чтобы его педагоги были успешны. Но как этого достичь? Ведь сейчас только и говорят о  синдроме профессионального выгорания. Эта тема бесспорно актуальна, особенно в профессиональной сфере, ведь профессия педагога имеет повышенный риск, потому что в основе выгорания лежит конфликт между нашими устремлениями, помыслами и тем, что мы получаем в итоге, результатами работы. Ощущение того, что возможности реализовать себя
в профессиональной сфере отсутствуют, тоже может стать причиной выгорания.
И гораздо легче его предупредить, чем лечить.

С этой целью, в нашем дошкольном учреждении была создана творческая группа, которая вошла в состав районного инициативного сетевого проекта по методическому  сопровождению педагогов дошкольных образовательных  учреждений. В него вошли: заведующий ГБДОУ,  методист, старший воспитатель, педагог-психолог и инструктор по физической культуре.

В апреле 2023 года мы  стали участниками районной научно-практической конференции «Инновационные процессы в системе образования Красносельского района Санкт-Петербурга: подводим итоги, определяем перспективы…».  В формате фокус-группы
с представителями административных команд,  были обсуждены вопросы деятельности методической работы в образовательных учреждениях по предупреждению профвыгорания. В ходе диалога, выявили, что для решения этой проблемы в дошкольных учреждениях уже имеются свои методы и приемы, которые используются для поддержки своих педагогов, их мотивации, умению расставлять  приоритеты в достижении поставленных целей и задач. Идеи, мысли участников фокус-группы были приняты и озвучены в конце мероприятия.

Способов профилактики выгорания существует очень много, но мы хотим  вкратце остановимся лишь на некоторых. Педагогом-психологом детского сада был разработан проект «Светя другим, не сгорай сам!».

Проект направлен на обеспечение системности посредством проведения организационных мероприятий, в создании условий для повышения работоспособности
и активизации стремления педагогов к пониманию осознания и использования своих внутренних ресурсов для личностного роста,   сохранения собственного здоровья.

Ожидаемые результаты

  • Повышение работоспособности у педагогов;
  • улучшение микроклимата в коллективе;
  • снижение ситуативной и личностной тревожности педагогов;
  • повышение самооценки и уверенность в себе.

С целью изучения синдрома выгорания проводилось исследование по методике В. Бойко, в которое вошли 32 педагога ГБДОУ.  Результаты показали, что признаки сформированности наблюдались у 6 –ти испытуемых и практически у каждого педагога можно было наблюдать те или иные симптомы. У 18% педагогов обнаружены признаки напряжения (первая фаза синдрома), что проявляется в ощущении тревожности, снижении настроения, повышенной степени эмоциональной впечатлительности. У 25% педагогов отмечалось падение общего энергетического потенциала.

         В план реализации проекта в течение 2022-2023 учебного года вошли следующие мероприятия: диагностика педагогов (сентябрь-май), анкетирование и тестирование, тренинги (в том числе выездные), коллективные игры на сплочение коллектива, индивидуальные консультации, психологические игры и др.

Необходимо отметить, что тренинговая программа профилактики, реализованная
в данном проекте, показала эффективные результаты по преодолению синдрома эмоционального выгорания у педагогов детского сада.
 Мероприятия  не только способствовали его снижению, но и воздействовали на  формование условий для создания благоприятного климата в коллективе.

По результатам проведения вторичной диагностики педагогов по экспресс оценке выгорания было выявлено:

  • 50% опрашиваемых,  синдром выгорания не грозит;
  • 50% педагогам необходимо взять отпуск, отключится от рабочих дел;
  • нулевые показатели – желание участников сменить работу, либо переменить стиль жизни.

Можно сделать вывод: на сегодняшний день ни один из педагогов серьезно
не подвержен влиянию синдрома эмоционального выгорания.

Приведенные выше результаты статистического анализа подтверждают, что использование определенных методик позволяет своевременно выявить степень подверженности педагогов выгоранию. По этим результатам администрация образовательного учреждения сможет  выстроить профилактическую и коррекционную работу с педагогами в соответствии с эмоциональным климатом коллектива в целом,  
а также с учетом личностных особенностей, индивидуального уровня проявления деструктивного поведения
 каждого педагога.

        Кроме того, участие педагогов в тренингах,  конкурсах и других мероприятиях,
поможет им в дальнейшем  открыть возможность свободного мышления, творчества, позволит создать психологический комфорт в детском коллективе и стимулировать воспитанников на хорошие результаты.

        Один проект закончился, но стартовал следующий на 2023-2024 учебный год.
О том, какие будут результаты, мы узнаем позже.

Хочется пожелать педагогам сохранить внутреннюю удовлетворенность собой, своей жизнью, чтобы внутренние «лампочки» всегда светились и освещали не только их путь
но и путь тех, кто рядом
 с ними: семье, коллегам по работе, знакомым и друзьям. А если нужна будет подзарядка, рядом есть всегда те, кто подставит свой аккумулятор.

Но и самое главное, всегда помнить: «Светя другим, не сгорай сам!».

Статью подготовила:

старший воспитатель
ГБДОУ ЦРР – детского сада № 48
Красносельского района СПб

Воронкова Галина Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Очень жить на свете туго без подруги или друга"

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию доброжелательных взаимоотношений со сверстниками....

проект "Обойди хоть целый свет, лучше папы друга нет"

Поект, посвящённый дню защитника Отечества....

Всем на свете нужен друг!

Конспект занятия в подготовительной группе по социальному развитию....

Всем на свете нужен друг!

Конспект занятия в подготовительной группе по социальному развитию....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе, образовательная область «Познание, чтение художественной литературы». «Всем на свете друг другу нужны».

Программное содержание.Расширять представления детей о явлениях окружающих действительности, животном и растительном мире морей и рек.Пробудить чувство жалости, сострадания и попавшим в беду животным,...

Программа раннего экологического образования детей дошкольного возраста "Все на свете друг другу нужны"

Главной целью предлагаемой программы является становление начал экологической культу­ры у детей, развитие экологического со­знания, мышления, формирование понимания взаимосвязей всего живого и н...